Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 83

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ляет с точностью до 0,5% получить кривую износа, соответст­ вующую кривой износа, полученной по выведенному уравнению.

В результате эталонирования на образцах или эмпирического описания получают кривую эталонирования, которая положена в основу определения износа и построения кривых износа. Кри­ вые износа получаются в процессе проведения исследования на установке ИДМ путем замеров изменения относительной ско­ рости счета, представленной соответствующей кривой.

Предложенный метод описания износа позволяет исключить эталонирование и автоматизировать построение кривой износа в процессе исследования.

2.Анализ результатов исследования износа деталей двигателей

Впроцессе отработки' применимости метода поверхностной активации к исследованиям износа цилиндро-поршневой группы ДВС проводились работы на Брянском машиностроительном заводе по оценке качества применяемых масел и изменения по­ дачи топлива [6].

Вгл. 2 рассмотрены результаты эталонирования на образ­

цах, изготовленных из материала втулки двигателя 5ДКРН-74/160, на котором проводились исследования на износ, результаты положены в основу определения влияния на изно­ состойкость втулки различных присадок к маслам.

Исследование складывалось из двух частей: первая — крат­ ковременные испытания на износ при изменении процента при­ садки к маслам и температурных режимов и вторая — исследо­ вания продолжительностью 8 месяцев при 578 ч работы двига­ теля при изменении подачи топлива.

В табл. 17 дана характеристика основных этапов (режимов) проведения кратковременных испытаний на износ втулки дви­ гателя 5ДКРН-74/160.

В работе [6] данные

табл. 17 представлены

в виде графика.

Из табл. 17 и графика

видно, что повышение

содержания

прн-

 

 

Т а б л и ц а

17

Характеристика результатов испытаний двигателя 5ДКРН-74/160

Режим

Характеристика режима

Условный

износ, мкм

 

 

за 1000 ч

25%

присадки к маслу

8,8

20%

присадки к маслу

9,0

15%

присадки к маслу

11,7

10%

присадки к маслу

15,5

Впрыск топлива (рабочий режим)

95,0

Без

впрыска

23,2

114


садки резко снижает износ, при ее значительном увеличении, например с 10 до 25%, — примерно в два раза. Но если учесть, что стоимость присадок очень высока, то увеличение их содер­ жания возможно лишь в том случае, когда это экономически оп­ равдано, т. е. выбор процентного состава присадок требует тех­

нико-экономического обоснования.

 

Исследование влияния на износ изменения

подачи топлива.

В отличие от рассмотренного исследования

при испытаниях

влияния на износ изменения подачи топлива разработанный ме­ тод использован для периодических замеров, т. е. в этом слу­ чае замеры проводятся не непрерывно, а через 2—10 ч и бо­ лее, но осуществляются также без остановки и разборки дви­ гателя. Как видно из работы [6], полученная кривая износа за длительный отрезок времени характеризует весь процесо, свя­ занный с работой цилиндра IV.

Износостойкость цилиндровых втулок путем периодических замеров исследовали после окончания измерения износа в зави­

симости от различных условий работы двигателя

5ДКРН-74/160.

Величины износа

складывались из величин износа

цилиндра

IV во время рабочего процесса и при его отключении

(работа

велась без впрыска топлива и при отключенном

клапане). Во

время отключения

рабочий процесс осуществлялся только в ци­

линдрах I и I I .

 

 

 

 

 

Двигатель при

измерениях износостойкости

втулки

путем

периодических замеров работал следующим образом:

общее

время работы двигателя составляло 578 ч, из которых в

течение

83 ч 39 мин в цилиндре IV происходил

рабочий процесс, в тече­

ние 484 ч 48 мин цилиндр был отключен

(работал

без

впрыска).

Как во время рабочего процесса, так и без него были частые остановки и пуски двигателя, менялись обороты и нагрузки.

Например, в течение 12 ч работы двигателя 5 раз менялись обороты и нагрузка, в течение 17 ч работы двигателя 24 раза менялись обороты и нагрузка. За весь период исследования, который составлял 578 ч работы, двигатель останавливали и за­ пускали 112 раз, нагрузки и обороты менялись 425 раз.

Следует отметить, что указанные измерения по условиям про­ изводства были начаты более чем через 3 месяца после уста­ новки активированной вставки и продолжались в общей слож­ ности более 8 месяцев. Несмотря на такой длительный период,

проведенные

замеры

дали удовлетворительные

результаты.

В данном

случае

периодические замеры

износостойкости

вставки проводили из-за отсутствия регламентированных режи­ мов, связанных с влиянием различных условий работы двигателя на износ цилиндровой втулки.

Если условно принять за характеристику износа величину износа за 1000 ч, то на участках, где цилиндр работал на рабо­ чем режиме, износ будет большим по сравнению с износом на

остальных участках. Так, на первом участке, где двигатель

pa­

s'

115


ботал на

рабочем

режиме 50 ч, износ за 1000 ч составлял

107 мкм,

на втором

рабочем участке, где двигатель работал 33 ч,

износ за 1000 ч составлял 75 мкм. На всех рассматриваемых

периодах, где не было рабочего

режима,

износ за

1000

ч

не

превышал 51

мкм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В целом за 578 ч износ равен

19,4 мкм

при скорости

износа

за

1000

ч 33,6

мкм.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При

измерениях

за

время

работы

на

рабочем

режиме

83

ч 39

мин

износ

составил

7,9

мкм,

или

95 мкм

за

1000 ч.

 

При работе двигателя без впрыска износ за 494 ч

48

мин

составил 11,5 мкм, или

23,2

мкм за 1000

ч.

 

 

 

 

 

 

В работе [6] построена

кривая

по усредненным

данным,

ха­

рактеризующая износ за принятые отрезки времени работы дви­ гателя. Каждая нанесенная точка представляет собой усред­ ненные данные по нескольким точкам, полученным в процессе исследования.

Математическая обработка результатов исследований износа.

В работе [6] математическая обработка результатов исследова­ ния износа двигателя 5ДКРН-74/160 проведена методом наи­ меньших квадратов с последующим подбором коэффициентов полинома пятой степени, обеспечивающего описание кривой из­ носа по этапам, что представляет собой весьма трудоемкий про­ цесс.

Используя выведенные Н. Т. Вилисовой [16] математические зависимости, можно предложить следующие уравнения для опи­ сания результатов исследования.

Дана следующая зависимость для описания эталонной кри­ вой, построенной по образцам, активированным в идентичных условиях с втулкой дизеля:

• 100 = 100 + 161 [ехр [— 0,0072 — &„)] — 1].

Преобразуя указанную зависимость и переходя к определе­ нию величины износа втулки, записываем уравнение износа втулки двигателя 5ДКРН-74/160 в виде

Анализируя полученные уравнения и подставляя в них зна­ чения относительной скорости счета как функции времени, можно построить кривую износа втулки двигателя 5ДКРН-74/160, которая складывается из различных отрезков, характеризующих режимы, на которых работал двигатель в процессе исследо­ вания (рис. 29).

Аналогичные результаты можно получить и при выводе за­ висимости для длительных испытаний; только для данного слу­ чая величина L(t) может быть взята из табл. 18.

116


Т а б л и ц а 18

Результаты замеров износа втулки двигателя 5ДКРН-74/160 при длительных испытаниях

Нарастающее

Скорость

счета

Величина износа, мкм

 

 

 

 

время работы

абсолютная,

относитель­

эксперимен­

расчетные

двигателя, н

има/мин

ная, %

тальные данные

данные

100

2351

24,50

37,4

36,91

200

1703

17,50

39,5

39,84

220

1615

• 16,80

42,0

42,13

350

1557

16,20

43,8

44,03

360

1448

15,00

45,4

45,61

380

1434

14,90

45,9

45,80

400

1250

13,00

45,9

46,12

500

1166

12,05

47,7

47,84

503

1109

11,05

47,9

48,07

510

1054

10,96

45,8

48,94

520

1048

10,90

49,2

49,38

550

1053

10,95

49,3

49,57

590

946

9,84

51,2

51,35

Таким образом, для длительных испытаний мы можем ис­ пользовать приведенную выше зависимость.

Результаты подстановки в уравнение данных измерения и раочета представлены в табл. 18.

•48

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

I1

-

 

 

 

 

 

 

1 32

 

1

 

 

 

 

I

16

 

 

 

 

 

 

 

80

160

240

520

400

480

560

Время работы двигателя, Ч

Рис. 29. Сопоставление результатов исследования износа на двигателе 5ДКРН-74/160 при различных видах ис­ пытаний:

/ — ускоренные испытания; 2 — длительные испытания по экспе­ риментальным н расчетным данным соответственно.

Исследование влияния на износ изменения нагрузок. Под ру­ ководством автора МВТУ им. Н. Э. Баумана совместно с Сева­ стопольским приборостроительным институтом провели исследо­ вание влияния различных нагрузок на износ цилиндровой втулки двигателя NVD-24.

117


Испытания проводили на стенде двигателя NVD-24, исполь­

зуя сциитилляционные

счетчики

 

с фотоэлектронным

умножи­

телем ФЭУ-19.

 

 

 

 

 

 

Результаты

исследования

износостойкости

цилиндровой

втулки при различных

нагрузках

приведены в

работе [6].

Исследование вели по трем режимам с нагрузкой на режиме

I — 40 кет, на I I — 60 кет и на I I I — 70 кет. Однако

в процессе

исследования

режим был разбит

 

на две части.

 

 

В результате исследования установили, что износ с увеличе­

нием нагрузки

возрастает с 44,6 мкм за

1000 ч при Р = 4 0 кет

до 80 мкм при Р=70

кет. Из-за

частых

остановок

и пусков

(при Р = 60 кет) износ

повысился

 

почти в 1,5 раза.

 

Величины износа, соответствующие нагрузкам 40 и 70 кет, относятся соответственно как 1:1, 1 : 1,8.

Второй этап исследования подтвердил полученные данные.

Прочие исследования. Совместные исследования МВТУ им. Н. Э. Баумана и Ленинградского института водного транспор­ та, проведенные на заводе «Русский дизель», а также лаборатор­ ные исследования ЛИВТ позволили, используя метод поверх­ ностной активации, установить целый ряд зависимостей при ускоренных испытаниях.

В задачу исследования на автозаводе «Русский дизель» вхо­ дило определение процесса приработки цилиндровой втулки двигателя 6ДР-30/51, изменение скорости износа на различных периодах работы двигателя и сопоставление результатов заме­

ров,

полученных

разработанным методом и

методом

лунок.

В результате исследования установили, что приработка

втул­

ки происходит

за

первые часы

работы

и начиная

с 20—25 ч

скорость износа

резко падает. После 70—-100 ч работы скорость

износа стабилизируется. Отклонение при измерении

износа ме­

тодом

лунок и

разработанным

методом

не

превышает

5%.

Впроцессе исследования сопоставимости разработанного метода с другими методами контроля износа на двигателе 410,5/13 исследовали также влияние на износ цилиндровой втулки различных условий работы двигателя.

Врезультате исследования установили, что при повышении содержании серы в топливе и понижении температуры охлаж­

дающей воды ( I — I I режимы) в 4,5 раза повышается износ втулки.

Дальнейшее понижение температуры воды и изменение положения втулки (из положения параллельного в положение перпендикулярное к оси двигателя) относительно плоскости ка­ чания мотыля в 4 раза повышает ее износ. Так как повышение износа на 25—35% можно отнести за счет понижения темпера­ туры воды, то изменение положения втулки дает повышение износа примерно в 3 раза.

118