Файл: Постников В.И. Исследование и контроль износа машин методом поверхностной активации.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 85

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

§4. УСТРОЙСТВО ДЛЯ НЕПРЕРЫВНОЙ РЕГИСТРАЦИИ ИЗНОСА

1.Принцип работы динамического регистрирующего устройства

Регистрирующее устройство, включенное в схему измери­ тельного комплекса, создает дополнительные удобства, так как не требует участия оператора в процессе документирования первичной информации, позволяет увеличить объем статистиче­ ских данных в процессе эксперимента без увеличения его дли­ тельности. Исходя из условия минимальных потерь счета и со­ хранения временных характеристик импульсного режима реги­ страции в основу разработанного регистратора положен дина­ мический (импульсный) принцип. Принцип проверяли при конт­ роле (в процессе интенсивного изнашивания) за короткие про­ межутки времени; регистрировали при помощи шлейфового осциллографа Н-700. На шлейф подавали импульсы, снимае­ мые с декатронов i-ro порядка пересчетного прибора. Пере­ счетное устройство в этом случае использовали в качестве де­ лителя частоты, а порядок декатронов соответствовал коэффи­ циенту деления. При постоянной скорости протяжки на ленту наносились импульсы, кратные соответственно выбранному ко­ эффициенту деления: каждый 10-й, каждый 100-й или п-й им­ пульсы. Сосчитывая количество импульсов на известном от­ резке ленты, определяем скорость счета без потерь статисти­ ческого материала при 100%-ном использовании времени экс­ перимента. Шаг квантования выбирали кратным коэффициен­ ту деления.

Этот же принцип положен

в

основу динамического

регист­

рирующего

устройства для

регистрации

износа в

процессах

изнашивания,

происходящих

в

машинах.

В связи

с

относи­

тельно медленным нарастанием износа механических узлов из­ ложенный способ требовал большого расхода носителя записи. Поэтому предложили протягивать носитель записи со скоро­ стью, изменяющейся в функции регистрируемого параметра — износа. Если при этом на носитель записи наносили в однокоординатной системе отметки времени, то интервал между двумя •смежными отметками времени будет в процессе износа объекта

контроля изменяться

от

максимума до минимума.

Обозначим

L — интервал между

метками времени при протяжке со скоро­

стью, соответствующей

исходной активности детали,

/ — интер­

вал между метками времени при скорости протяжки, соответ­ ствующей фону, тогда в процессе износа можно ожидать, что максимальное изменение расстояния между метками времени

будет равно AlMaKC = L—/. По

условиям

регистрации можно на­

писать:

 

 

Д / ; / Д / ы а к с

=

=

103


т. е. отношение текущего значения разности L—/ к ее макси­ мальному значению дает нам критерий для оценки износа. Построим шкалу, длина которой равна ab = L .

Отложим от точки а отрезок, равный /, и получим точку, ко­ торую примем за «нуль» шкалы. Разделив остаток шкалы на 100 равных частей, получим отградуированную шкалу для де­ шифровки носителя записи по предложенному способу регист­ рации. Необходимо расположить в пределах шкалы две смеж­ ные отметки времени. В этом случае в момент, когда одна из ме­ ток совмещена с отметкой шкалы а, вторая метка укажет на шкале значение критерия k, выраженное в процентах. Дей­ ствительно, обозначив расстояние между метками в момент экс­ перимента через U, справедливо написать:

h-l

=

А/( = А <

Используя изложенный принцип регистрации и дешифровки без относительно сложных электронных устройств, можно исключить влияние трона и получить относительный критерий к. Применяя тарировочную кривую, шкалу k можно отградуиро­ вать непосредственно в линейных величинах (мкм). Такая шкала предельно упростит процедуру получения итоговой информации при выполнении ускоренных испытаний продолжительностью, при которой можно пренебречь естественным распадом. При­ меняя шкалы с регулируемой длиной, представляется воз­ можным учитывать при дешифровке и поправку на распад по­ средством пропорционального уменьшения ее длины. Для реа­ лизации изложенного принципа динамического регистрирую­ щего устройства были проведены исследования по выявлению способов реализации основных элементов регистратора.

. Из предложенной Ф. Е. Темииковым классификации спосо­ бов регистрации для наших целей удобно выбрать способы с наиболее доступным носителем записи. Это электрохимиче­ ский и электроискровой способы. Электроискровой способ отли­ чается наилучшим разрешением по числу меток на единицу длины носителя, однако для наших целей это не определяющий показатель. Необходимость специальной двухслойной бумаги, наличие специального устройства для питания искрового пера можно считать существенными недостатками. Наиболее простой технологией записи обладает электрохимический способ. Носи­ тели записи для этого способа могут быть подготовлены в лю­ бой химической лаборатории на основе стандартной бумаги для

самописцев. Этот способ заключается в получении

красящего

вещества электрохимическим путем. Бумагу,

пропитанную бес­

цветным электролитом, протягивают между двумя

электрода­

ми, при протекании

тока между которыми

возникает электро­

химическая реакция

с образованием красящего вещества.

104


При проведении настоящей работы использовали бумагу, пропитанную электролитом на основе железосинеродистого ка­ лия, получили четкую запись, изменяющую цвет с синего на красный при переключении полярности записи.

Однако на воздухе запись относительно быстро обесцвечива­ лась. Поэтому, несмотря на существенные упрощения устрой­ ства и преимущества, обусловленные цветовым выделением авто­ грамм для различных режимов испытания, для макета регист­ рирующего устройства приняли механический способ нанесения меток с использованием капиллярного пищущего элемента.

2. Радиоизотопный износомер

РИМ-1

Для исследований износа

методом поверхностной активации

с использованием динамических регистрирующих устройств мо­

гут быть созданы специализированные приборы нового класса — радиоизотопные изн'осомеры.

В МВТУ им. Н. Э. Баумана создан и экспериментально оп­ робован макет такого прибора. Прибор представляет собой специализированный радиометр с динамическим регистрирую­ щим устройством. В качестве элементов структурной схемы ис­ пользовали пересчетный прибор ПСТ-100, высоковольтный ста­ билизированный выпрямитель ВСВ-2, дифференциальный дис­ криминатор ААДО-1, динамическое регистрирующее устройство и сцинтилляционный датчик. Элементы структурной схемы, ана­ логичные блокам ПСТ-100, ВСВ-2, ААДО-1, при создании спе­ циального прибора могут быть существенно упрощены и Сов­ мещены в одном приборе в сочетании с динамическим регист­ рирующим устройством. Регистрирующее устройство включает механизм лентопротяжки с шаговым двигателем, механизм нане­ сения меток времени, дешифратор с эластичной шкалой и элек­ тронный блок для управления механизмами передвижения лен­

ты и отметок времени.

 

 

 

Сравнение

коэффициентов вариации замеров,

полученных

при обработке

носителя записи динамического

регистратора,

с результатами рассмотренных выше испытаний

позволяет

оце­

нить стабильность работы макета

прибора РИМ-1 с динамиче­

ским регистратором. Расхождение

коэффициента

вариации

не

превышает 1%

- Следовательно, установка для измерения износа,

включающая динамический регистратор, может быть рекомен­ дована к использованию при проведении исследований износа.


- Г Л А В А 5

ИССЛЕДОВАНИЕ ИЗНОСА ДЕТАЛЕЙ МАШИН И МЕХАНИЗМОВ

Одна из основных и наиболее важных работ по исследованию износа — изучение износостойкости деталей двигателей внут­ реннего сгорания.

Отсутствие до последнего времени достоверного метода ускоренных испытаний, который позволил бы в кратчайшие сроки с минимальными затратами времени и средств проводить исследование влияния на износ различных факторов, значитель­ но сдерживало создание долговечных и надежных двигателей внутреннего сгорания (ДВС). Отработка на износостойкость Д В С требовала длительных (несколько тысяч часов) испытаний. В результате испытания закончены, а народное хозяйство тре­ бует более совершенных двигателей по сравнению с отрабо­ танными.

Рассматриваемый метод, который наиболее широко отрабо­ тан -применительно к двигателям внутреннего сгорания, позволя­

ет за относительно малые отрезки времени проводить

испыта­

ния на износ, на которые в обычных условиях требуются

сотни,

а то и тысячи часов.

§1. ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ РАЗНЫХ ФАКТОРОВ НА ИЗНОС ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЕЙ

Одна из первых работ по исследованию износа с исполь­ зованием метода поверхностной активации — исследование влияния на износ цилиндровой втулки двигателя 5ДКРН-74/160 различных присадок к маслам и температурных режимов [6]. Более поздние работы проводили на самых различных двигате­ лях (6ДР-30/50, NVD-48,36 и др.). Исследования показали, что рассматриваемый метод при достаточной высокой чувстви­ тельности позволяет за короткие отрезки времени (10—40 ч) получить большой статистический материал по влиянию на из­ нос различных условий и режимов работы двигателей.

1. Исследование износа гильзы установки для испытания масел

Задача исследования износа на установке для испытания масел (ИДМ) включала определение влияния на износ таких факторов, как режим приработки, смена масел, остановка и

i06

пуск

установки, а также исследование целого ряда специаль­

ных

факторов (влияние отражения, фона и др.) и основное —

математическую обработку и анализ полученных данных. Ра­ бота под руководством автора и при участии канд. техн. наук Л . К. Поляковского и канд. техн. наук Н. Т. Вилисовой прово­ дилась во ВНИИНП.

Основные положения проведения испытаний. Основное ус­ ловие при подготовке к проведению испытаний — обеспечение правильной установки измерительной аппаратуры относительно активированного участка и организация систематических заме­ ров в процессе исследования износа.

Детектор излучения монтируют, учитывая соосность активи­ рованного участка и центральной оси детектора, и крепят на специальном кронштейне, чтобы исключить влияние на показа­ ния приборов температуры, вибрации, ударов и т. п.

Чтобы обеспечить сопоставление получаемых результатов измерения износа и существующих методов, на гильзу рядом с активированным пятном наносили лунки, замер по ним прово­ дили только по окончании испытаний и после разборки уста­ новки. До проведения настоящего исследования влияние раз­ личных факторов на износостойкость деталей цилиндро-поршне- вой группы контролировали по интегральным величинам износа, которые характеризовались изменением массы поршня с коль­ цами или изменением веса отдельных колец, а в некоторых случаях комплекта колец.

Так же как и в ранее принятой методике, влияние на износ различных факторов определяли по итогам 60-часовых испы­ таний и в соответствии с принятыми оценочными показа­ телями.

При исследовании износа на установке ИДМ продолжи­ тельностью в 231 ч было пять этапов, каждому из этапов соот­ ветствовал определенный режим работы двигателя:

режим I

обкатка двигателя продолжительностью

10 ч

при темпера­

 

 

 

туре охлаждающей жидкости to. ж =

130°

*;

режим

II

работа на масле ДС-14 (А),

присадки Санталюб 493 (Б)—

режим

III —

0,2596; Монто—4%; t0.

ж = 130°; масло Мх ;

работа двигателя на масле А, присадки: Б—0,25%; В—

 

 

 

4%; to. ж = 135°;

масло

Щ;

 

 

режим

IV — работа на масле А,

присадки: Б—0,7%;

В—1,5%;

режим

V

 

to. ж = 130°; масло М2 ;

 

В—0,7%;

— работа на масле А,

присадки: Б—0,7%;

to. ж = 130°; масло М3 .

Втабл. 14 дан анализ полученных результатов в процессе исследования износа на установке ИДМ.

Врезультате зарегистрированных 740 измерений по рассмат­ риваемым четырем режимам можно установить, что на износ

цилиндровой втулки установки ИДМ влияют такие факторы:

* Температура дана в "С,

107


 

 

 

Результаты исследований

влияния на износ

 

 

 

 

» ^ " ш ш л

влияния на изно(

 

 

 

 

Скорость счета

 

 

 

Количество

 

относительная

о/

Режим

Продолжи -

замеров (ме­

ЛПРОTIATUJПп

,

 

режима, ч

ностно!'!

 

 

 

тел ьность

тод поверх­

« U L U J I K J H

ая,

 

 

 

 

активации)

имп/1 00 сек

 

 

 

 

 

 

-£-•100

1 ии

. 100

 

 

 

 

N0

 

 

 

 

 

N0

 

 

 

 

 

 

i

10

73

559

5

ос

 

тт

 

U

61

190

526

Ч 74

Уо

ТТТ

90,20пл ос

ш

67

208

514

14 Ч

ОО, /

IV

60

184

1028

23 4

V

33

85

/О,О

 

 

 

247

25 J

 

С

 

 

 

 

 

74,3

 

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г- б1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

S

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-

\

 

 

 

2

—/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

•О

 

 

 

 

/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

У /

 

 

 

&

х

"

 

 

 

 

 

 

 

 

]/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

1

40

1

 

1

1

 

1

1

 

 

 

П

 

VУ"

 

 

 

 

 

S0

 

120

160

200

240

 

 

 

 

Время работы установки, ч

 

 

 

 

 

Рис.

27. Результаты измерения износа

гильзы и

кольца

 

 

установки ИДМ различными методами:

активации

/ — измерение

взноса

тильзы

методом

поверхностной

(740

замеров);

2— измерение

износа гильзы

методом лунок (пять

замеров);

3— измерение износа

кольца весовым методом (три за­

 

 

 

 

мера).

 

 

 

 

^ з н о с цилиндровой

втулки, дает практически

сходные результа

^ S S ^ ^ S ^

И З Н ° С а

Р - м а т ^ е Е ^

Т а б л и ц а 14

цилиндровой втулки ИДМ различных режимов работы

 

 

Измерение

износа

 

 

 

метод взвешивания, г

метод лунок, мкм

метод поверхностной

Угол

 

 

 

 

активации, мкм

опере­

 

 

 

 

 

 

жения

 

 

 

 

 

 

впрыска

одного

пяти

за режим

нараста­

за режим

нараста­

Ф

кольца

колец

ющий

ющий

 

0,03

0,07

1,4

1,4

1,5

1,5

 

1,5

2,9

1,75

3,25

15

0,025

0,07

1,4

4,3

1,35

4,6

7

0,07

0,28

-3,3

7,6

3,1

7,70

 

 

I -

1,2

8,8

1,26

•8,96

 

требуется провести ряд специальных исследований, рассмотрим . только те результаты, которые, на наш взгляд, в данном иссле­ довании можно принять как наиболее достоверные.

Влияние частоты циклов

пуск — остановка

на износ. Как

видно

из табл. 14, влияние

количества остановок

двигателя

для данной установки не оказывает существенного

влияния на

износ

цилиндровой втулки. Так, например, при

увеличении

числа

остановок с 5 до 8 износ не возрастает,

а уменьшается

примерно в два раза, аналогичный результат получаем при срав­ нении режимов IV и I I I . И только при I I и I I I режимах пони­

жается

износ при увеличении

числа

остановок.

Таким образом,

при данном исследовании

фактором

остановок

можно прене­

бречь,

поскольку он дает

явно

противоречивые

показания, а из

литературных данных известно, что при увеличении числа оста­

новок повышается износ. В пользу такого

заключения

говорит

также и то, что изменение числа

остановок

незначительно и со­

ставляет,

если не считать

режим

I , 1—3 остановки. Это можно

объяснить

также и тем, что после работы на каждом

режиме

Двигатель

разбирали,

износ его возрастал

при переходе с од­

ного режима на другой

скачкообразно.

 

 

 

Влияние на износ изменения

вида

и количества

присадок

к маслу. Режим' I дает

относительно

повышенный

износ —

1,5 мкм за 10 ч, в то время как остальные режимы (за исключе­

нием IV) дают примерно такой же износ за 60 ч. Режим

IV дает

повышение износа

в 2 раза, если продолжительность

работы

увеличивается в 6

раз.

 

Таким образом, можно сделать обоснованный вывод о по­ вышении износа в процессе приработки в 3—6 раз.

При режимах I I и I I I применяют одинаковые присадки, но износ на режиме I I в 1,5 раза выше, чем на I I I , что полностью совпадает с данными, приведенными в работах, определявших время приработки в пределах 20 ч. Если исходить из того, что

108'

109