ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 113
Скачиваний: 0
Рис. 16. Размещение фильтров для определения концентрации пыли во время опытных работ
гала 4 м/сек) и со скоростью 40 км/ч при правом боковом ветре. Время прокачки воздуха было принято 2 мин. Скорость прокачки через крайние фильтры составляла 15 л/мин, через средние — 3 л/мин. Экспериментальные данные о концентрации пыли в воз духе, образующейся за одиночным автомобилем, приведены в табл. 9.
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а |
|
9 |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Концентрация |
пыли |
по фильтрам, |
г л/3 |
|
|
||||||||
Скорость движения автомобиля и направле |
крайний |
средний |
средний |
к |
р |
а |
й |
н |
и |
й |
||||||||||
|
|
|
|
ние |
ветра |
|
||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
левый |
левый |
правый |
п |
р |
|
а |
в |
ы |
й |
||||
; 3 |
0 |
км/ч, |
ветер |
с |
левой |
стороны |
0 . 1 3 |
0 |
, 5 |
0 |
0 |
, 0 |
0 |
|
0 |
, |
2 |
7 |
|
|
4 |
0 |
км/ч, |
ветер |
с |
правой |
стороны |
0 ,1 2 |
0 |
, 5 |
5 |
0 |
, 3 |
3 |
|
0 |
, |
1 |
2 |
|
|
В качестве обеспыливающих материалов применядп порошко образный хлористый кальций и обогащенный карналлит. По по крытию их распределяли в виде водного раствора и в порошке. Оказалось, что хлористый кальций растворяется значительно лучше карналлита. Приготовление 20-процентного раствора хло ристого кальция не вызывало никаких затруднений. При темпе ратуре воды 18—20° С растворение 100 кг порошкообразного хло ристого кальция происходило за 1,5—2,7 мин. Карналлит же до максимальной концентрации 17% растворялся 5—7 мин.
Розлив осуществлялся при помощи автополивщиков. Следует •отметить, что во избежание поломок центробежного насоса раз ливаемые растворы не должны содержать осадка солей,
55
Темп работ по обработке дорог раствором хлористого кальция при наличии звена для приготовления раствора в количестве че тырех человек составил 275 м дороги за 1 ч.
Порошкообразный хлористый кальций распределялся на сек ции № 2 вручную из барабанов звеном'в составе шести человек. Погрузка барабанов на автомобили-самосвалы производилась также вручную (вес барабанов от 6'8 до 100 кг) другим звеном (четыре человека), а выставление барабанов на дороге с размет кой мест разгрузки — третьим звеном (три человека). После рас пределения хлористого кальция разливали воду с нормой 2 л/м2, что обеспечило сравнительно быстрое растворение реагента и проникание его в покрытие. Одновременно это позволило пред отвратить распыление хлористого кальция проходящими маши нами (все работы выполнялись без перерыва движения).
На секции № 3 карналлит выставляли отдельными кучками вручную из кузова автомобиля-самосвала, а затем разбрасывали по проезжей части. Работы выполняли двумя звеньями в составе четырех человек (погрузка на автомобиль и разгрузка) и шести человек (распределение карналлита по покрытию). Затем разли вали воду из расчета 2 л/м2.
После обработки участка длительные засушливые периоды чередовались с ливневыми дождями. Можно было ожидать быст рого вымывания солей. Однако этого не произошло. Наблюдения показали, что лылеобразоваиие на секциях опытного участка не происходило в течение, примерно, 1,0—1,5 месяца. Но и в после дующем до конца летнего периода пылы-юсть на опытном участке была намного меньше, чем на соседних, необработанных участ ках. Особенно хорошо выглядела секция № 3, где материал по крытия обрабатывался карналлитом. Она отличалась наибольшей плотностью и ровностью покрытия.
В конце первой декады июля для выяснения характера рас пределения солей по толщине покрытия были отобраны пробы материала с глубины 0—2; 2—10 и 10—17 см. Оказалось, что за период эксплуатации дорог соли проникли во все слои покрытия. Однако на секции № 1, где было шлаковое покрытие, в слое 0— 2 см содержание хлористого кальция оказалось значительно меньшим, чем на секции № 2. Это, очевидно, можно объяснить меньшей плотностью шлакового слоя.
В июле 1967 г. был обеспылен участок дороги хлористым кальцием и карналлитом. Работы проводились в жаркую сухую погоду. На дороге, выбранной в качестве опытного участка, было обильное пылеобразовапие. После прохода встречного автомоби ля нормальная видимость наступала лишь через 8—1 2 сек. Ши рина дороги составляла 6—8 м, ширина проезжей часта —4—6 м.
Во время опытных работ и после их окончания по дороге не прекращалось движение бортовых автомобилей средней грузо подъемности, автосамосвалов типа ЗИЛ-555 ММ3. МАЗ-205', автаскреперов Д-547Г, а также гусеничных машин.
56
Перед началом опытных работ определялась, запыленность воздуха. Скорость движения автомобиля, на котором была смон тирована пылеулавливающая аппаратура, составляла 40 км/ч. Время отбора проіб принималось равным 55 сек. Концентрация пыли на дороге перед обеспыливанием достигала в среднем 3,76 г/м?.
Работы на дороге выполнялись звеном в составе семи человек, при наличии автогудронатора, бортовой машины ЗИЛ-'ІЗО, авто мобиля-самосвала ЗИЛ-555 ММ3 и поливо-моечной машины КПМ-1. Средняя дальность возки солей составляла 7 км.
Опытный участок общей длиной 2,1 км был разбит на три секции. На секции № 1 гравийное плотное покрытие обрабатыва ли хлористым кальцием. Предварительно его увлажняли водой из расчета 0,5 л/м2. Это оказалось необходимым для предотвра щения разноса порошкообразного СаС12 проходящими машинами- и для ускорения растворения соли. Затем рассыпали хлористый кальций по норме 1 кг/м2 на ширину 5,5 м. Далее машиной КПМ-1 второй раз разливали воду при норме 1,5 л/м2.
На секции № 2 грунтовое, улучшенное гравелистым песком,, покрытие обрабатывали обогащенным карналлитом. На поверх ности дороги слой пыли достигал 1,5—2,0 см. Предварительнуюполивку покрытия водой не делали. Карналлит выгружали из ав томобилей отдельными кучами на оси дороги вручную (это де лали два человека), а затем звеном в составе пяти человек рас пределяли по всей ширине проезжей части. После этого разлива ли воду из расчета 1 л/м2.
На секции № 3 грунтовое покрытие, обрабатывали порошко образным СаС12 из расчета 1 кг/м2. На покрытии имелся слойпыли толщиной около 2 см. Поэтому во избежание образования на поверхности дороги грязи и затруднений при россыпи СаСІ? предварительный розлив воды не выполняли. При наличии меха нических распределителей соли, предварительное увлажнение в данном случае было бы целесообразным.
Технология внесения хлористого кальция была такая же, как и на секции № 1.
После россыпи хлористого кальция разливали, воду из расче та !1 л/м2. Как показал опыт, такая норма является оптимальной для обеспечения растворения СаС12 и при этом не происходит стекания воды на обочины.
Входе наблюдений за дорогой определяли содержание солей
вматериале покрытия путем отбора проб с глубин 0—*2; 2—10 и 10—17 см. Результаты анализов показали, что содержание хло ристого кальция и карналлита в материале покрытия с течениемвремени постепенно уменьшалось под воздействием, очевидно, вы мывания этих солей дождями. Однако в сентябре в период сухой погоды отмечалось повышенное содержание солей. Это обстоя тельство позволяет сделать предварительный вывод об интенсив ной миграции солей в материале покрытия в соответствии с вод нотепловым режимом дороги.
5J
Наблюдения за пороговой влажностью образования пыли по казали, что для данных материалов значения такой влажности составляют 1,5—2,0%.
Одной из задач полевых работ 196/ г. было определение ми нимальных норм расхода карналлита и СаС12 при обеспылива нии дорог. Оказалось, что норма расхода хлористого кальция, равная 1 кг/м2 при интенсивности движения до 300—400 автомо билей в сутки, вполне достаточна для обеспыливания автомобиль ных дорог на срок 1,0—1,5 месяца. При расходе карналлита в количестве 0,6 кг/м2 (секция № 2) в самые жаркие часы дня пол ное обеспыливание не обеспечивается. Очевидно, минимальной нормой расхода карналлита можно считать 0,8—1,0 кг/м2.
Из приведенных опытных работ следует, что срок обеспыли вающего действия гигроскопических солей и периодичность их россыпи по покрытию в большой степени зависят от сроков про изводства ремонтных профилировок. При интенсивном движении нормы расхода добавок целесообразно принимать минимальными,
.а россыпи повторять после одной—трех профилировок в зависи мости от состояния покрытия.
Экспериментальные работы 1968 г. проводились в порядке проверки выработанных ранее рекомендаций. Основой для них являлись лабораторные исследования и опытные работы преды дущих лет. Работы проводились в Ленинградской обл. и в Бело русской ССР. При обеспыливании гравийных дорог на Карель ском перешейке использовали хлористый кальций, карналлит и гранулированный хлористый магний. Их рассыпали по покрытию вручную из расчета: хлористый кальций— 1, хлористый магний — 0,9, карналлит — 0,95 кг/м2. Главная задача состояла в том, что бы выявить особенности применения и эффективность действия гранулированного хлористого магния. Эти работы показали, что распределять гранулированные соли граздо удобнее, чем порош кообразные. В этом случае не требуется предварительная полив ка покрытия водой, так как гранулированные соли не так легко
раздуваются ветром, как |
порошкообразные. |
Хлористый |
магний |
даже при уменьшенной норме расхода (0,9 кг/м2 против |
1,0 кг/м2 |
||
для хлористого кальция) |
обеспечивает почти |
одинаковый |
эффект |
обеспыливания.
Дальнейшие работы с карналлитом, хлористым кальцием, хло ристым магнием, а также с ДТС-ГК. продолжались с использова нием для их распределения пескоразбрасывателя ПР-130*. Для определения равномерности распределения соли на опытных уча стках поперек дороги были уложены полиэтиленовые полотнища. Таким образом, после каждого прохода пескоразбрасывателя можно было точно определить расход соли на каждый квадрат ный метр проезжей части дороги. Проезжую часть дороги пред варительно поливали водой из расчета 0,5 л/м2 при помощи по ливо-моечной машины. Соли распределяли при движении песко
* Работами руководили Ю. Н. Ершов и Г. Д. Кирин.
58
разбрасывателя на первой передаче. Для внесения расчетного ко личества Хлористого кальция (1 кг/м2) потребовалось четыре про хода пескообразователя по одному участку. Соль рассыпалась неравномерно. Большая часть (50—60%) ложилась посередине дороги в полосе шириной 2 м, за пределами этой полосы (на 2 м
в каждую сторону)— по |
20—22% соли. |
Вне шестиметровой по |
лосы количество соли не |
превышало 1% |
общего ее объема. |
Такой характер распределения соли можно признать допус тимым, так как при движении автомобилей и во время дождей происходит неизбежный процесс перераспределения соли в обе стороны от середины дороги.
Наблюдения показали, что при использовании тонкомолотого порошкообразного хлористого кальция даже при сравнительно тихой погоде потери его достигают 10%, а при боковом ветре значительной силы — 40—60%.
По сравнению с хлористым кальцием гранулированный хло ристый магний распределяется пескоразбрасывателем значитель но быстрее, равномернее и на несколько большую ширину. Если для россыпи СаСЬ нужно четыре прохода, то для внесения того же количества MgCb потребуется только три прохода. Равно мерность распределения его характеризовалась следующими по казателями: на средней полосе шириной 3 м —60% общего веса, а на 2 м в каждую сторону от нее — примерно по 20%• При маловетренной погоде потерь почти не было.
Распределение карналлита пескоразбрасывателем ПР-130 про исходит не так успешно, как порошкообразного и гранулирован ного хлористого магния и хлористого кальция. Наличие различ ных по величине комьев затрудняет движение карналлита по виб рационному лотку и иногда вызывает заклинку ротора. Вслед ствие этого время распределения расчетного количества соли уве личивается. Для внесения 1 кг/м2 карналлита требовалось семь проходов пескоразбрасывателя по дороге. При этом основная масса-соли (до 70%) оказалась в полосе шириной 3 м. В сторо ны от этой полосы ложилось примерно по 15% материала.
Выполненные работы свидетельствуют о большой эффектив ности использования пескоразбрасывателей ПР-ИЗО для распре деления солей. В этом случае количество рабочих в специализи рованных звеньях может быть уменьшено вдвое, а производитель ность увеличена в 1,5—2,0 раза.
Эти работы подтвердили также необходимость создания спе циального приспособления к пескоразбрасывателю для предот вращения уноса солей ветром и увеличения угла наклона пита тельного лотка до 20—'21°.
Обеспыливание опытной дороги ДТС-ГК производилось по верхностной россыпью материала и смешением его с верхним ■слоем грунта. В первом случае работы выполнялись при пере менной .погоде после легкого дождя. Технология работ была поч ти такой же, как и при обеспыливании другими гигроскопически ми солями. Отличием являлось лишь то, что рабочие, загружаю
59