Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 116

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 16. Фотопылемер с фильтрами

О

п

е

р

а

ц

и

и

с

а

м

о

л

е

т

о

в

Посадка на необработанной полосе Посадка на обработанной полосе Старт на взлет Разворот

Концентрация пыли опреде­ лялась фотопылемерами Ф-1, пе­ реоборудованными на дистанци­ онное управление и аспирацион­ ным методом. Фотопылемеры с кожухами и держатели с фильт­ рами АФА-В-48 (рис. 16) уста­ навливали по кромке полосы с наветренной стороны на расстоя­ нии 120 м друг от друга на высо­ те 1,2 м. Аспиратор ЭА-12 с бло­ ком питания и пульт управления фотопылемеров устанавливали в 20 м от кромки летной полосы (рис. 17).

Результаты замеров концент­ рации пыли в воздухе при взле­ те, посадке и рулении самолетов с турбореактивным двигателем с тягой до 3 т, выполненные через 15 суток после обработки поло­ сы, приведены в табл. 10.

Из табл. 10 видно, что кон­ центрация пыли в облаке, обра­

зовавшемся при посадке

самоле­

та

на

 

 

 

необработанном

 

участке

полосы, была более 5 г/м3.

Пы­

левое

 

облако

 

имело

высоту

 

до

40

м

 

 

и

 

не

рассеивалось

почти

10 мин. Концентрация

пыли

 

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица

10

П

о к

 

а

 

з

а

н и я

п

р и

б

о

р

о

в

п

о г { мд 9а

н

н а>ы

м ,

ф о

т

о

п

ы

л

с а- с п

и

р а

т

о

р

о

в

н

а

в ы

с

о т

е

м

е

р

 

о

в

 

0,6 м

 

 

 

 

 

1 , 2

м

 

 

 

а .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

 

 

5

,

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_

 

 

 

5

, 0

0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0

, 1

 

 

 

0 , 1 8

 

 

 

 

0 , 2 1

 

 

0

, 1 5

 

0

, 3

 

 

 

0 , 5 1

 

 

 

 

 

0 . 4 5

 

 

0

. 4 0

 

0

, 1

 

 

 

0 , 1 0

 

 

 

 

0 , 1 2

 

0

, 1 0

обеспыленной полосе в момент старта самолета при работе двига­ теля на максимальных оборотах не превышала 0,5 г/м3. При раз­ вороте и посадке самолета концентрация пыли в воздухе состав­ ляла 0,1—0,45 г/м3.

Через две недели после первых замеров концентрации пыли были сделаны повторные замеры. Оказалось, что пыль поднима­ лась в воздух на высоту 8—10 м и оседала за 5—10 сек. Концен-

64


Рис. 17. Общий вид установки для определения концентрации пыли в воздухе

трация пыли не превышала 0,5—0,6 г/лг3, т. е. была в 5 раз мень­ шей, чем над необра.ботанной полосой.

Таким образом, испытания показали, что обеспыливающая эмульсия эффективно обеспыливает грунты и может быть реко­ мендована для эксплуатационного содержания грунтовых аэро­ дромов при работе винтомоторных и реактивных самолетов с тя­ гой до 3 т. Срок обеспыливающего действия зависит от климати­ ческих условий, от интенсивности эксплуатации грунтовой полосы самолетами, а также от своевременного и качественного ухода за грунтом, заключающимся в укатке грунта катками после выпа­ дения осадков II дополнительном розливе раствора на наиболее интенсивно эксплуатирующихся участках. Работы по обеспыли­ ванию грунтов просты и могут выполняться машинами, имеющи­ мися в штате эксплуатационных хозяйств аэропортов. Производи­ тельность бригады, оснащенной тремя КЛМ-64, одним катком типа Д-551 и автогрейдером, может составить около 10 000ж2/шие- ну. Стоимость обеспыливания грунтов обеспыливающей эмульси­ ей ие превышает 0,23 ,руб. за 1 м2 в сезон.

В целом полевые опытные работы подтвердили результаты ла­ бораторных опытов и позволили разработать практические реко­ мендации по обеспыливанию автомобильных дорог и аэродромов различными гигроскопическими солями.

§ 9. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Гигроскопические соли для обеспыливания автомобильных до­ рог с неусовершенствованными покрытиями рекомендуется при­ менять в районах с умеренным и умеренно-жарким климатом при относительной влажности воздуха не менее 0,35—0,45.

5—409

65

Возможно использование гигроскопических солей в районах с жарким климатом при прохождении дорог по побережью морей, в высокогорных районах, а также при организации движения по дорогам в ночные часы, когда вследствие охлаждения воздуха повышается его относительная влажность.

Для обеспыливания автомобильных дорог могут применяться: хлористый кальций, хлористый магний, карналлит, смеси этих солей и отходы промышленного производства, содержащие выше­ названные соли, а также технические продукты, содержащие со­ ли хлорноватистой кислоты: дветретиосновиый гипохлорит каль­ ция (ДТС-ГК) и хлорную известь ’.

Хлористый натрий и хлористый калий можно применять лишь при устойчивой сухой погоде, поскольку во время дождей при ис­ пользовании указанных веществ снижается прочность грунтов и на покрытии дороги образуется слой грязи.

Обеспыливающий эффект гигроскопических солей сохраняется при снижении относительной влажности воздуха. Для хлористого кальция и хлористого малння—до 0,35, карналлита—0,40, ДТС-ГК и хлорной извести — 0,45, хлористого натрия — 0,75, хло­ ристого калия—0,85. Если в период эксплуатации дороги относи­ тельная влажность воздуха не будет ниже указанных величин, наиболее целесообразно распределять соли в порошкообразном состоянии путем их россыпи по дороге.

Когда относительная влажность воздуха систематически мо­ жет понижаться до значений, меньших указанных, соли следует применять в виде заранее приготовленных водных растворов или смешивать их с материалом поверхностного слоя покрытия на глубину 5—10 см. Хлорная известь и дветретиосновиый гипохло­ рит кальция должны использоваться лишь путем смешения их с поверхностным слоем материала покрытия.

Гигроскопические соли для обеспыливания автомобильных до­ рог могут быть чистыми, а также некондиционными и загрязнен­ ными. Среди загрязняющих примесей нежелательны огранические вещества, снижающие обычно гигроскопический эффект.

Нормы расхода солей назначаются в зависимости от требуе­ мого срока обеспыливающего действия, типа покрытия, интенсив­ ности и состава движения, от содержания в применяемом про­ дукте кристаллизационной воды. Средние данные о требуемых нормах расхода и примерной продолжительности обеспыливаю­ щего действия наиболее характерных гигроскопических солей и отходов промышленного производства приводятся в табл. И.

■При использовании гигроскопических солей в виде растворов, расход материалов определяется соответственно требуемой кон­ центрацией исходя из рекомендуемых норм расхода твердого продукта.

1 Соли хлорноватистой кислоты обладают высоким коррозирующим дейст­ вием на металлы, поэтому при использовании ДТС-ГК и хлорной извести нуж­ но обеспечить своевременный и тщательный уход за автомобилями.

66


 

 

 

 

Т а б

л и ц а

1 1

Нормы рас хода

мате-

Ориентиров очная

про-

риалов

іа 1

м2

должитель юсть

обес-

 

 

 

пылкваюш его деист-

 

 

 

 

 

В И Я ,

сутки

 

Обеспыливающие материалы

 

 

ö

S

i s

1

при первой

при после­

5 *

g

У ~

=

=

>>

5 5

 

обработке

дующих

а

а

о

Н

t: <

ТГ

Н

 

обработках

X

О и

 

s * s »

X X

г( Я

 

 

 

 

н

я

0 . 0

Х о

 

 

 

Q- О

Q

 

 

 

=

К

S o

С = S W

 

 

 

с

= х го

Хлористый кальции, порошкообразыыіц технический, кг

Хлористый магнии, гранулированный, технический, кг

Карналлит измельченный, технический,

кг

Карналлит природный, кг

*

Раствор хлористого кальция 20— 30-процентиой концентрации, л

Раствор хлористого магния 20-про- центнон концентрации, л

Раствор карналлита технического 17-процентнои концентрации, л

Хлористый кальций жидкий (содержание СаСІ2=32%), л

Хлористый магний жидкий (содержание MgCl2=25%), л

Кариаллитовые щелоки (содержание MgCfe до 20—24%), л

Сточные воды после обессоливания нефти (содержащие в растворе до 10% СаСІг и NaCl), л

Отходы желатинового производства (содержанием в растворе 7—/10% СаСЬ), л

0 ,8 -1 ,2

0 ,5 -0 ,8

25—50

1

,0 -1 ,5

0 ,5 -1 ,0

20-40

0,8—1,2

0 ,5 -0 ,8

25-50

1 ,0 -1 ,5

0 ,5 -1 ,0

20-40

1 ,0 -1 ,2

0,7—0.S

25—50

1,2—1,5

0,7—1,0 20-40

1 ,2 -1 ,4

0 ,8 -1 ,0

25-50

1 ,4 -1 ,8

1 ,0 -1 ,2

20-40

1,5—2,5

1 ,0 -1 ,4

20-40

2 ,0 -3 ,0

1 ,2 -1 ,5

 

1,5—2,5

1 ,0 -1 ,4

20-40

2 ,0 -3 ,0

1 ,2 -1 ,5

 

1 ,8 -2 ,5

1,2—1,5

15-30

2 ,5 -3 ,0

1 ,5 -2 ,0

15-30

1,5—2,5

1 ,0 -1 ,4

25—50

2,0—3,0

1 ,2 -1 ,5

20-40

1 ,5 -2 ,5

1,0—1,4

25-50

2 ,0 -3 ,0

1,2—1,5

20-40

1 ,5 -2 ,5

1 ,0 -1 ,4

25—50

ьо

0

со о

 

 

 

 

1

1,2—1,5

20—40

 

 

 

3,0—5,0

1 .5 -2 ,0

10-20

4 ,0 -6 ,0

2 ,0 -3 ,0

До 7

3 ,0 -5 ,0

1 ,5 -2 ,0

10-20

4 ,0 -6 ,0

2 ,0 -3 ,0

До 7

10-15

5 -1 0

10-15

5—10.

10-15

5—10

10-15

5 -1 0

7 -1 0

До 7—К

До 5—7

10-15

5 -1 0

10-15

5 -1 0

10-15

5 - 1 0

До 5

До 3

До 5

До 3

П р и м е ч а н и е . В числителе приведены нормы

расхода материалов при

обеспыливании дорог с гравийными и щебеночными

покрытиями, в знаменате­

ле — нормы для грунтовых дорог.

 

6Т


При подготовке дорог к обеспыливанию следует выравнивать проезжую часть дороги; удалить с поверхности покрытия пыль, грязь и рыхлый несвязный материал; разрыхлить поверхностный слой грунтовой дороги на глубину 3—5 см, чтобы обеспыливаю­ щий материал лучше проникал в грунт п перемешивался с ним.

При оібеспыливании дорог с покрытиями из гравия, щебня, шлака и других подобных каменных материалов поверхностный слой не разрыхляют.

После россыпи солей в виде порошков производится розлив ■воды из расчета 1,0—1,5 л/м2. В сухую ветренную погоду, а так­ же при наличии движения по дороге для предотвращения раз­ дувания солей ветром и разбрасывания колесами проходящих автомобилей следует осуществлять и предварительный розлив во­ ды (до россыпи солей из расчета 0,75—1,20 л/м2).

При использовании гигроскопических солей в виде растворов число розливов назначается в зависимости от принятой нормы

Т а б л и ц а .12

про­ ^ ’захваток цессов

11

д2

23

4

5

6

•3 7

1 8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количе­

Принятая

 

 

 

 

Рабочие

процессы

 

 

 

производи­

 

 

 

 

 

 

 

ство иа

тельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 км

за сменѵ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8 н) '

Ремонтная

 

профилировка

 

проезжей

7000

16 500

части автогрейдером типа Д-144, удале­

 

 

ние рыхлой пыли, разрыхление плотно­

 

 

го грунта на глубину 3—5 см, мг

 

7,0

37

Подвозка воды на среднее расстояние

5 км и розлив ее по ширине

проезжей

 

 

части

поливо-моечной

машиной

типа

 

 

Д-298 из расчета 1 л/м2, т

 

 

кат­

1,0

4,5

Прикатка

покрытия самоходным

ком

на

пневматических шинах

типа

 

 

Д-627 за два прохода по одному следу,

 

 

км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8,4

140

Погрузка карналлита на базовом скла­

де

на

 

автомобили-самосвалы

типа

 

 

ЗИЛ-535 автопогрузчиком грузоподъем­

 

 

ностью 3 г,

г

 

 

автомобилями-

8,4

13

Перевозка

карналлита

самосвалами типа ЗИЛ-555 на среднее

 

 

расстояние 50 км с разгрузкой на при­

 

 

трассовом складе,

т

на

автомобили,

S,4

140

Погрузка

карналлита

оборудованные

приспособлениями

для

 

 

россыпи

солей,

автопогрузчиком, грузо­

 

 

подъемностью 3 т, т

на

расстояние

8,4

50

Подвозка

карналлита

до 50 км и распределение его по шири­

 

 

не проезжей части при помощи автомо­

 

 

билей,

 

оборудованных

приспособления­

 

 

ми

для

россыпи

солен,

из

расчета,

 

 

1,2

кг/м2, т

 

 

 

 

 

 

 

7,0

37

Подвозка воды на среднее расстояние

5 км и розлив ее по ширине проезжей

 

 

части

поливо-моечной

машиной

типа

 

 

Д-<298 из расчета

1 л/м2, т

 

 

 

 

 

'ба


расхода за один проход на 1 м2 поверхности покрытия и устанав­ ливается на месте работ исходя из того, чтобы раствор не стекал за пределы полосы обработки.

При выполнении работ по обеспыливанию дорог гигроскопиче­ скими солями необходимо тщательно очищать и мыть машины во избежание усиленной их коррозии. Особенно тщательно следует очищать все труднодоступные места рабочих частей машин и внутренние поверхности цистерн, использующихся для приготов­ ления и розлива растворов солей.

Примерные технологические схемы обеспыливания дорог кар­

наллитом

и

хлористым

кальцием

приведены соответственно

в

табл. 12 и 13.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Примятая

№ захваток

№ про­

 

 

Рабочие процессы

 

 

 

Количе­

производи­

цессов

 

 

 

 

 

ство на

тельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 КAt

за смену

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(8 ч)

 

1

1

Ремонтная

профилировка

проезжен

7000

1С500

 

 

 

части автогрепдером типа Д-144, удале­

 

 

 

 

 

ние рыхлой

пыли,

рыхление

плотного

 

 

 

 

2

грунта на глубину 3—5 см, м2

 

 

7

37

 

1

Подвозка

воды

на среднее расстояние

 

 

 

о км и розлив ее по

ширине

проезжен

 

 

 

 

 

части

поливо-моечной

машиной

типа

 

 

 

2

3

Д-298 из расчета

1 л/м2,

т

 

 

кат­

1,0

4,5

Прикатка

покрытия

самоходным

 

 

ком

на

пневматических

шинах

типа

 

 

 

 

 

Д-627 за два прохода по одному следу,

 

 

 

 

4

км

 

 

жидкого

хлористого

каль­

25

17,5

 

Подвозка

 

 

ция на автомобиле КАЗ-608 с полупри­

 

 

 

 

 

цепом КАЗ-717 и емкостью Р-10 на рас­

 

 

 

3

5

стояние до 50 км, т

в

цистерну

поли­

25

30

 

Перекачка

раствора

 

 

 

во-моечной

машины,

подвозка

раство­

 

 

 

 

 

ра на расстояние до 5 км и распреде­

 

 

 

 

 

ление

его

по покрытию

из

расчета

 

 

 

 

 

3,0 л/м2 за два прохода по одному сле­

 

 

 

 

 

ду, г

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Полевые аэродромы можно обеспыливать гигроскопическими солями лишь с добавками противокоррозирующих веществ. Наи­ более простое и дешевое обеспыливание аэродромов1 может до­ стигаться при использовании обеспыливающей эмульсии.

Обеспыливающую эмульсию рекомендуется применять на аэро­ дромах в районах с относительной влажностью воздуха более 0,2 в III и IV дорожно-климатических зонах, где эксплуатируются легкие типы самолетов с тягой двигателей до 3 т. При эксплуа-

1 При использовании обеспыливающей эмульоии и гигроскопических со­ лей полное обеспыливание аэродромов не достигается, но обеспечивается резкое уменьшение пылеобразования на ВПП, РД и MC.

69