ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
|
лива |
дисковыми |
боронами |
за |
||||||
|
три-четыре |
прохода |
по |
одному |
||||||
|
следу; |
розлив |
сланцевой |
смолы |
||||||
|
автопудронатором за |
три приема |
||||||||
|
(расход |
смолы — 2% |
от |
|
веса |
|||||
|
грунта); |
перемешивание |
смеси |
|||||||
|
дисковыми боронами после |
каж |
||||||||
|
дого розлива |
сланцевой |
смолы |
|||||||
|
за три-четыре прохода по одному |
|||||||||
|
следу; |
предварительное |
обжатие |
|||||||
Рнс. 20. Зависимость прочности тя |
смеси |
катками |
на |
пневматиче |
||||||
ских шинах |
и окончательное |
уп |
||||||||
желого суглинка при оптимальном |
лотнение ее |
тяжелыми |
катками |
|||||||
количестве сланцевой смолы и извес- |
||||||||||
сти от влажности смеси |
за шесть—десять |
проходов |
.по |
|||||||
|
одному |
след\т; |
планировка |
по |
верхности обработанного сланцевой смолой грунта.
Внесение извести в виде известкового молока за три приема было вынужденным из-за необходимости обеспечения равномер ного распределения малой дозы извести во всей массе грунта и доувлажнения грунта до требуемой влажности, поскольку в про цессе длительного перемешивания грунт быстро терял влагу.
На части рулежной дорожки с целью усиления прочности и износоустойчивости поверхностного слоя была устроена одиноч ная поверхностная обработка на вязком битуме с каменной ме
лочью. |
|
|
площади составила |
Сметная стоимость 1 м2 обеспыленной |
|||
0,21 руб., |
а с защитным слоем — 0,31 |
руб. |
Производительность |
бригады, |
состоящей из трех К.ПМ-64, |
одного автогудронатора. |
Д-640, трех дисковых борон ТБД-2,2, одного автогрейдера Д-144, двух катков ДСК и Д-211 составила 2000 м2/смену. При усовер шенствовании растворного узла производительность бригады по проведению работ на обеспыливании грунтов сланцевой смолы с известью могла бы быть увеличена в 1,5—2 раза.
Эксплуатация рулежной дорожки началась сразу по оконча нии работ. При рулении реактивных самолетов с тягой двигате лей 5—7 т эрозии грунта и пылеобразования не наблюдалось. Грунт не размокал и после выпадения осадков. Прочность обра ботанного грунта, определенная ударником Дорнни, составляла 12—2Ю ударов, что соответствует прочности по проходимости са молетов по грунту более чем 15 кГ/см2.
Рулежная дорожка эксплуатировалась этими же самолетами на следующий год в весеннюю распутицу и летом. Прочность и обеспыливающий эффект сохранились на 93% площади.
Таким образом, результаты экспериментирования показывают, что метод комплексной обработки грунта сланцевой смолой и известью может с успехом применяться для обеспыливания дорог и аэродромов. Работы просты и нетрудоемки, они не требуют специальной техники и могут выполняться силами и простейшими средствами эмоплуатациогшых организаций.
80
§11. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Органические вяжущие материалы могут применяться для обеспыливания автомобильных дорог и аэродромов с гравийными, шлаковыми, щебеночными и другими каменными покрытиями пе реходного типа методом поверхностных обработок, пропиток или смешения Покрытия из связных естественны« или улучшенных грунто;в, пропитка которых затруднена, обрабатываются методом поверхностных обработок или смешения. В ряде случаев покры тия из связных грунтов могут пропитываться вяжущим после раз рыхления верхнего слоя на глубину 3—5 см.
Применяемые для обеспыливания дорог органические вяжу щие материалы могут представлять собой уже готовые продукты заводского производства или составляться на месте путем сме шения вязких продуктов с разжижител'ями.
Для получения разжиженных битумов классов А и СГ в каче стве разжижителей применяют керосин, лигроин и другие, а для битумов классов Б и МГ —-мазут, нефть, каменноугольное и слан цевое масло. Соотношения между битумом и разжижителем уста навливают лабораторным путем. Ориентировочное соотношение
между битумами и разжижителями |
приводится |
в табл. 18. |
|||
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 18 |
|
Количество, % от |
Количество разжижителей, % от веса получаемого |
|||
Исходный |
|
жидкого битума |
или дегтя |
||
веса получаемого |
|
|
|
|
|
материал |
жидкого битума |
|
|
|
Каменноугольное |
|
или дегтя |
Керосин, лигроин |
Нефть |
||
|
|
масло |
|
90 |
Вязкие битумы |
80 |
80 |
|
|
70 |
|
70 |
|
40 |
Каменноуголь- |
70 |
ный пек |
60 |
|
50 |
, |
|
10 |
20 |
— |
|
|
30 |
— |
— |
' |
|
20 |
— |
— |
|
|
— |
30 |
—, |
|
|
— |
60 |
— |
|
. |
— |
. |
30 |
|
|
— |
40 |
|
|
|
— |
— |
50 |
П р и м е ч а н и е . При получении жидких битумов и дегтей их вязкость контролируется согласно ГОСТ 1150(3—65.
Составленные высокотемпературные дегти Д-1 и Д-2 могут быть получены смешением пека с каменноугольным маслом или обезсуженными сырыми каменноугольными дегтями.
Сырые тяжелые нефти, как правило, близки по свойствам к медленногустеющим жидким битумам класса Б. Для уменьшения
1 Смешение материала покрытия с вяжущим производится по общим пра вилам устройства усовершенствованных покрытий облегченного типа. Порядок и правила выполнения этих работ назначаются в соответствии с указаниями СН-25-64 Госстроя СССР.
6-409 |
81 |
их вязкости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое масло, каменноугольное масло, керосин и др.
При приемке вяжущих материалов производится отбор проб для лабораторных испытаний в соответствии с ГОСТ 2517—60. Правила разгрузки и хранения вяжущих материалов, а также основные требования по технике безопасности изложены в инст
рукции ВСН 123-65 Минтрансстроя СССР, а также в ГОСТ 1510—60.
Ориентировочные нормы расхода органических вяжущих мате риалов, применяемых для обеспыливания дорог путем поверхност ных розливов и примерная продолжительность их обеспыливаю щего действия при различных типах дорожных покрытий приве дены в табл. 19.
|
|
|
|
|
Т а б л и ц а 19 |
||
|
|
Норма расхода |
материалов, |
Ориентировочная продолжи |
|||
|
|
тельность обеспыливающего |
|||||
|
|
л/м* |
|
||||
Материал |
|
|
|
|
действия, сутки |
||
|
при первой |
при |
последую |
при интенсив |
при интенсив |
||
|
|
||||||
|
|
обработке |
щих |
обработ |
ности до |
ности до; |
|
|
|
|
ках |
300 авт/сутки |
2000 авт/сутки |
||
|
|
|
|
||||
Жидкие битумы и дегти * |
1 ,0 -1 ,5 |
0 ,5 -0 ,8 |
30-50 |
10-15 |
|||
1,5—3,0 |
1,0—1,5 |
20—40 |
7—10 |
||||
|
|
||||||
Нефть тяжелая ** |
|
1,0—1,5 |
0,5—0,8 |
20-30 |
7—10 |
||
|
1,5—3,0 |
1,0—1,5 |
10-20 |
До 7 |
|||
|
|
||||||
Мазуты * |
|
1,0—1,5 |
0 ,5 -0 ,8 |
25—40 |
10—15 |
||
|
1,5—2,0 |
0 ,8 -1 ,0 |
15-30 |
До 7 |
|||
|
|
||||||
Каменноугольные, |
газо- |
1,0—1,5 |
0,5—0,8 |
25-40 |
10—15 |
||
вые и сланцевые смолы * |
1 ,5 -2 ,0 |
0 ,8 -1 ,2 |
15-30 |
До 7 |
|||
|
|
||||||
П р и м е ч а н и я : |
1. В числителе приводятся расход вяжущего |
для гравий |
|||||
ных и щебеночных покрытий, |
в знаменателе — для грунтовых. |
|
2. Расход легких нефтей по сравнению с тяжелыми увеличивается на 20— 30%.
*іГрунты песчаные и крупнозернистые супесчаные.
**Грунты песчаные, супесчаные, пылеватые.
Число розливов определяется в зависимости от принятой нор мы расхода вяжущего. Количество разливаемого вяжущего за один на 1 м2 поверхности покрытия устанавливается на месте работ, учитывая при этом условие, что оно не будет стекать за пределы полосы обработки.
Органические вяжущие используют в холодном состоянии или нагретыми до температуры, обеспечивающей требуемую вязкость и хорошее проникание в покрытие. При использовании жидких битумов классов А, СГ, Б и МГ в холодном состоянии их разжи жают до вязкости С25 —20 сек. При отсутствии разжижителей эти
битумы применяют нагретыми до температуры 60—70° С. Слан-
82
цевый жидкий деготь С-1 можно разливать в холодном, а деготь
С-2 в нагретом до 60° С состояниях.
Дегти марок Дчі и ДС-1 применяют в холодном состоянии. Дегти марок Д-2, ДС-2 и ДС-3 следует нагревать. Необходимо учитывать, что длительный нагрев дегтей может привести к уве личению вязкости. Поэтому сразу после достижения заданной температуры (до 60° С) дегти должны употребляться в дело.
Тяжелые нефти применяют в холодном состоянии при вязкости С|д =?20 сек или подогретым до 60—70° С. Для понижения вяз
кости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое масло, керосин и т. п. Легкие нефти, мазуты, каменноугольные и слан цевые смолы используют в холодном состоянии.
Эмульсии разливают в холодном виде. При низких температу рах допускается их подогревание до 30—40° С. Необходимые ра бочие концентрации вяжущего в эмульсии получают разбавле нием водой. Вода должна удовлетворять требованиям ГОСТ 4797—64.
При перевозке на большие расстояния экономически наиболее целесообразны высококонцентрированные эмульсии с содержани ем вяжущего 90% и выше. При этом устойчивость эмульсии, воз можность слива и перекачки без подогрева (при температуре от +5 до -НШ°С), способность легко разводиться водой являются важнейшими технологическими характеристиками.
При приеме вяжущих материалов отбирают пробы для лабо раторных испытаний в соответствии с ГОСТ 2517—60.
При обработке покрытий органическими вяжущими материа лами путем поверхностных розливов выполняют следующие основ ные технологические операции: выравнивание поверхности про езжей части; удаление пыли с поверхности покрытия, грязи и рыхлого несвязанного материала; распределение вяжущих мате риалов; присыпка полосы обработки песком, мелким гравием и другими подобными материалами (после впитывания вяжущего). В зависимости от вида материала покрытия и его плотности в. состав работ дополнительно могут включаться: рыхление верхне го слоя на глубину 3—5 см (для лучшего проникания вяжущего) с последующим уплотнением этого слоя (после впитывания вяжу щего), а также розлив воды для обеспечения оптимальной влаж ности материала покрытия.
Розлив вяжущих производится автогудронаторами на всю ши рину покрытия. Если обеспыливание приурочивается к работам по исправлению профиля и им подобных работ с киркованием и добавлением нового скелетного материала, розливы вяжущих производятся до окончательного уплотнения покрытия, а количе ство обеспыливающих добавок увеличивают в 1,5—2,0 раза по сравнению с нормами, указанными в табл. 19. .
Для устранения прилипания вяжущего к колесам автомоби лей, а также для более быстрого формирования защитного слоя,-, особенно при небольшой или неравномерной скорости впитыва--
6* |
83' |