Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

 

лива

дисковыми

боронами

за

 

три-четыре

прохода

по

одному

 

следу;

розлив

сланцевой

смолы

 

автопудронатором за

три приема

 

(расход

смолы — 2%

от

 

веса

 

грунта);

перемешивание

смеси

 

дисковыми боронами после

каж­

 

дого розлива

сланцевой

смолы

 

за три-четыре прохода по одному

 

следу;

предварительное

обжатие

Рнс. 20. Зависимость прочности тя­

смеси

катками

на

пневматиче­

ских шинах

и окончательное

уп­

желого суглинка при оптимальном

лотнение ее

тяжелыми

катками

количестве сланцевой смолы и извес-

сти от влажности смеси

за шесть—десять

проходов

.по

 

одному

след\т;

планировка

по­

верхности обработанного сланцевой смолой грунта.

Внесение извести в виде известкового молока за три приема было вынужденным из-за необходимости обеспечения равномер­ ного распределения малой дозы извести во всей массе грунта и доувлажнения грунта до требуемой влажности, поскольку в про­ цессе длительного перемешивания грунт быстро терял влагу.

На части рулежной дорожки с целью усиления прочности и износоустойчивости поверхностного слоя была устроена одиноч­ ная поверхностная обработка на вязком битуме с каменной ме­

лочью.

 

 

площади составила

Сметная стоимость 1 м2 обеспыленной

0,21 руб.,

а с защитным слоем — 0,31

руб.

Производительность

бригады,

состоящей из трех К.ПМ-64,

одного автогудронатора.

Д-640, трех дисковых борон ТБД-2,2, одного автогрейдера Д-144, двух катков ДСК и Д-211 составила 2000 м2/смену. При усовер­ шенствовании растворного узла производительность бригады по проведению работ на обеспыливании грунтов сланцевой смолы с известью могла бы быть увеличена в 1,5—2 раза.

Эксплуатация рулежной дорожки началась сразу по оконча­ нии работ. При рулении реактивных самолетов с тягой двигате­ лей 5—7 т эрозии грунта и пылеобразования не наблюдалось. Грунт не размокал и после выпадения осадков. Прочность обра­ ботанного грунта, определенная ударником Дорнни, составляла 12—2Ю ударов, что соответствует прочности по проходимости са­ молетов по грунту более чем 15 кГ/см2.

Рулежная дорожка эксплуатировалась этими же самолетами на следующий год в весеннюю распутицу и летом. Прочность и обеспыливающий эффект сохранились на 93% площади.

Таким образом, результаты экспериментирования показывают, что метод комплексной обработки грунта сланцевой смолой и известью может с успехом применяться для обеспыливания дорог и аэродромов. Работы просты и нетрудоемки, они не требуют специальной техники и могут выполняться силами и простейшими средствами эмоплуатациогшых организаций.

80


§11. ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Органические вяжущие материалы могут применяться для обеспыливания автомобильных дорог и аэродромов с гравийными, шлаковыми, щебеночными и другими каменными покрытиями пе­ реходного типа методом поверхностных обработок, пропиток или смешения Покрытия из связных естественны« или улучшенных грунто;в, пропитка которых затруднена, обрабатываются методом поверхностных обработок или смешения. В ряде случаев покры­ тия из связных грунтов могут пропитываться вяжущим после раз­ рыхления верхнего слоя на глубину 3—5 см.

Применяемые для обеспыливания дорог органические вяжу­ щие материалы могут представлять собой уже готовые продукты заводского производства или составляться на месте путем сме­ шения вязких продуктов с разжижител'ями.

Для получения разжиженных битумов классов А и СГ в каче­ стве разжижителей применяют керосин, лигроин и другие, а для битумов классов Б и МГ —-мазут, нефть, каменноугольное и слан­ цевое масло. Соотношения между битумом и разжижителем уста­ навливают лабораторным путем. Ориентировочное соотношение

между битумами и разжижителями

приводится

в табл. 18.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 18

 

Количество, % от

Количество разжижителей, % от веса получаемого

Исходный

 

жидкого битума

или дегтя

веса получаемого

 

 

 

 

материал

жидкого битума

 

 

 

Каменноугольное

 

или дегтя

Керосин, лигроин

Нефть

 

 

масло

 

90

Вязкие битумы

80

80

 

70

 

70

 

40

Каменноуголь-

70

ный пек

60

 

50

,

 

10

20

 

 

30

'

 

20

 

 

30

—,

 

 

60

 

.

.

30

 

 

40

 

 

50

П р и м е ч а н и е . При получении жидких битумов и дегтей их вязкость контролируется согласно ГОСТ 1150(3—65.

Составленные высокотемпературные дегти Д-1 и Д-2 могут быть получены смешением пека с каменноугольным маслом или обезсуженными сырыми каменноугольными дегтями.

Сырые тяжелые нефти, как правило, близки по свойствам к медленногустеющим жидким битумам класса Б. Для уменьшения

1 Смешение материала покрытия с вяжущим производится по общим пра­ вилам устройства усовершенствованных покрытий облегченного типа. Порядок и правила выполнения этих работ назначаются в соответствии с указаниями СН-25-64 Госстроя СССР.

6-409

81


их вязкости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое масло, каменноугольное масло, керосин и др.

При приемке вяжущих материалов производится отбор проб для лабораторных испытаний в соответствии с ГОСТ 2517—60. Правила разгрузки и хранения вяжущих материалов, а также основные требования по технике безопасности изложены в инст­

рукции ВСН 123-65 Минтрансстроя СССР, а также в ГОСТ 1510—60.

Ориентировочные нормы расхода органических вяжущих мате­ риалов, применяемых для обеспыливания дорог путем поверхност­ ных розливов и примерная продолжительность их обеспыливаю­ щего действия при различных типах дорожных покрытий приве­ дены в табл. 19.

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а 19

 

 

Норма расхода

материалов,

Ориентировочная продолжи­

 

 

тельность обеспыливающего

 

 

л/м*

 

Материал

 

 

 

 

действия, сутки

 

при первой

при

последую­

при интенсив­

при интенсив­

 

 

 

 

обработке

щих

обработ­

ности до

ности до;

 

 

 

ках

300 авт/сутки

2000 авт/сутки

 

 

 

 

Жидкие битумы и дегти *

1 ,0 -1 ,5

0 ,5 -0 ,8

30-50

10-15

1,5—3,0

1,0—1,5

20—40

7—10

 

 

Нефть тяжелая **

 

1,0—1,5

0,5—0,8

20-30

7—10

 

1,5—3,0

1,0—1,5

10-20

До 7

 

 

Мазуты *

 

1,0—1,5

0 ,5 -0 ,8

25—40

10—15

 

1,5—2,0

0 ,8 -1 ,0

15-30

До 7

 

 

Каменноугольные,

газо-

1,0—1,5

0,5—0,8

25-40

10—15

вые и сланцевые смолы *

1 ,5 -2 ,0

0 ,8 -1 ,2

15-30

До 7

 

 

П р и м е ч а н и я :

1. В числителе приводятся расход вяжущего

для гравий­

ных и щебеночных покрытий,

в знаменателе — для грунтовых.

 

2. Расход легких нефтей по сравнению с тяжелыми увеличивается на 20— 30%.

*іГрунты песчаные и крупнозернистые супесчаные.

**Грунты песчаные, супесчаные, пылеватые.

Число розливов определяется в зависимости от принятой нор­ мы расхода вяжущего. Количество разливаемого вяжущего за один на 1 м2 поверхности покрытия устанавливается на месте работ, учитывая при этом условие, что оно не будет стекать за пределы полосы обработки.

Органические вяжущие используют в холодном состоянии или нагретыми до температуры, обеспечивающей требуемую вязкость и хорошее проникание в покрытие. При использовании жидких битумов классов А, СГ, Б и МГ в холодном состоянии их разжи­ жают до вязкости С25 —20 сек. При отсутствии разжижителей эти

битумы применяют нагретыми до температуры 60—70° С. Слан-

82


цевый жидкий деготь С-1 можно разливать в холодном, а деготь

С-2 в нагретом до 60° С состояниях.

Дегти марок Дчі и ДС-1 применяют в холодном состоянии. Дегти марок Д-2, ДС-2 и ДС-3 следует нагревать. Необходимо учитывать, что длительный нагрев дегтей может привести к уве­ личению вязкости. Поэтому сразу после достижения заданной температуры (до 60° С) дегти должны употребляться в дело.

Тяжелые нефти применяют в холодном состоянии при вязкости С|д =?20 сек или подогретым до 60—70° С. Для понижения вяз­

кости могут применяться разжижители: мазут, сланцевое масло, керосин и т. п. Легкие нефти, мазуты, каменноугольные и слан­ цевые смолы используют в холодном состоянии.

Эмульсии разливают в холодном виде. При низких температу­ рах допускается их подогревание до 30—40° С. Необходимые ра­ бочие концентрации вяжущего в эмульсии получают разбавле­ нием водой. Вода должна удовлетворять требованиям ГОСТ 4797—64.

При перевозке на большие расстояния экономически наиболее целесообразны высококонцентрированные эмульсии с содержани­ ем вяжущего 90% и выше. При этом устойчивость эмульсии, воз­ можность слива и перекачки без подогрева (при температуре от +5 до -НШ°С), способность легко разводиться водой являются важнейшими технологическими характеристиками.

При приеме вяжущих материалов отбирают пробы для лабо­ раторных испытаний в соответствии с ГОСТ 2517—60.

При обработке покрытий органическими вяжущими материа­ лами путем поверхностных розливов выполняют следующие основ­ ные технологические операции: выравнивание поверхности про­ езжей части; удаление пыли с поверхности покрытия, грязи и рыхлого несвязанного материала; распределение вяжущих мате­ риалов; присыпка полосы обработки песком, мелким гравием и другими подобными материалами (после впитывания вяжущего). В зависимости от вида материала покрытия и его плотности в. состав работ дополнительно могут включаться: рыхление верхне­ го слоя на глубину 3—5 см (для лучшего проникания вяжущего) с последующим уплотнением этого слоя (после впитывания вяжу­ щего), а также розлив воды для обеспечения оптимальной влаж­ ности материала покрытия.

Розлив вяжущих производится автогудронаторами на всю ши­ рину покрытия. Если обеспыливание приурочивается к работам по исправлению профиля и им подобных работ с киркованием и добавлением нового скелетного материала, розливы вяжущих производятся до окончательного уплотнения покрытия, а количе­ ство обеспыливающих добавок увеличивают в 1,5—2,0 раза по сравнению с нормами, указанными в табл. 19. .

Для устранения прилипания вяжущего к колесам автомоби­ лей, а также для более быстрого формирования защитного слоя,-, особенно при небольшой или неравномерной скорости впитыва--

6*

83'