Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 117

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

та-ции более тяжелых самолетов пропитку раствором эмульсии следует применять на обочинах ВПП, РД и MC, а также на сред­ ней части летной полосы п полосах безопасности.

Продолжительность эффективного обеспыливающего действия зависит от климатических условий и типа грунтов. В среднем ока составляет 1—il,5 месяца, после чего требуется повторная пропит­ ка грунта раствором с половинной нормой.

Раствор обеспыливающей эмульсии составляется 30-процент­ ной концентрации на месте работ непосредственно в емкостях автополивчциков из отдельных реагентов в следующих пропорци­ ях: хлористый кальций безводный—26,5%, полиглнколневые ку­ бовые остатки — 5, хромат калия — 0,'12 и вода — 68,38%. Вместо кубовых остатков могут использоваться поверхностно-активные вещества типа ОП-7, ПАВ-34 и др. Растворение реагентов смеси должно производиться в строгом порядке: в емкость КПМ, за­ груженную требуемым количеством воды, закладывается хлорис­ тый кальций и для полного его растворения КПМ включается на 5—10 мин на режим внутренней циркуляции. Затем вносятся предварительно растворенный в отдельной емкости хромат калия и іюубовые остатки.

Минимальная норма расхода обеспыливающей эмульсин со­ ставляет 1,2 кг/м2 сухого продукта, при повторных обработках — 0,-6 кг/м2.

Работы по обеспыливанию грунтов раствором эмульсии состо­ ят из подготовительных и основных. К подготовительным рабо­ там относятся: планировка поверхности автогрейдером и уплот­ нение грунта катками на пневматических шинах до плотности не менее 0,90 от стандартной; прием и складирование химических материалов; подготовка площадок и эстакад для загрузки реаген­ тов в емкости КПМ и растворения их в воде; доувлажнение грун­ та (при необходимости) за сутки до розлива обеспыливающего раствора.

іВ состав основных работ входит: розлив

раствора

эмульсии

в два приема и уплотнение верхнего

слоя

грунта

(создание

наката).

впитываемости

раствора

С целью обеспечения максимальной

в грунт работы по пропитке рекомендуется начинать весной, ког­ да естественная влажность грунта близка к оптимальной. При пересохшем грунте и наличии на нем слоя пыли грунт следует доувлажнять до влажности не менее 0,90 от оптимальной.

Растворы эмульсии разливают поливо-моечными машинами за два прохода по одному следу. Второй розлив производится после полного впитывания в грунт всей нормы первого розлива. На сле­ дующие сутки после розлива растворов поверхность грунта ука­ тывают легкими катками весом 3—5 г или автомобилями за пять—восемь проходов по одному следу. Для создания хорошего слоя наката скорость движения уплотняющих средств должна быть не более 15—20 км/ч. После уплотнения поверхность должна быть гладкой и блестящей.

7 0


После кратковременного дождя поверхностный слой грунта может разрыхляться и часть соли вымываться, поэтому для вос­ становления связности необходимо доуплотнить грунт. После дли­ тельных и интенсивных дождей грунт следует обработать поло­ винной нормой раствора эмульсии и восстановить слой наката.

Глава 4

ОБЕСПЫЛИВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ

§ 10. ЛАБОРАТОРНЫЕ И ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ

Для обеспыливания дорог и аэродромов используются сле­ дующие органические вяжущие материалы:

■нефтяные жидкие битумы, густеющие со средней скоростью, марок А-1, А-2, А-3, СГ-16/25, СГ-25/40; медленногустеющие ма­ рок Б-d, Б-2, Б-8, МГ-25/40;

дорожные каменноугольные дегти Д-1, Д-2; смешанные дегти ДС-1, ДС-2, ДС-3; сланцевые битумы С-1, С-2;

сырые нефти (преимущественно тяжелые типа джаркурганской, эмбинской и им подобных);

ікаімеміиоугольные, буроугольные, сланцевые и газовые смолы; топочные мазуты марок Ф5, Ф12, 40, 100, 20, МП, МПС; битумные, сланцевые и дегтевые эмульсии, пасты и шламы. Экспериментальные работы сводились к исследованию срав­

нительно малоизвестных органических материалов сланцевого происхождения и композиций на их основе. В настоящей книге описываются лабораторные и опытно-производственные работы по выявлению эффективности использования в качестве обеспы­ ливающих и укрепляющих добавок концентрированной сланцевой эмульсии сла.нщехимического комбината Эстонской ССР «Кивиыли» и сланцевой смолы с добавлением извести.

Исследование сланцевых эмульсий производилось в два этапа с 195.1 по 1952 г. и затем с 1969 по 1971 г.1. Проведенные работы показали, что сланцевые эмульсии могут с большим успехом ис­ пользоваться в качестве обеспыливающих материалов. Одновре­ менно было установлено, что такие эмульсии по сравнению с би­ тумными значительно лучше проникают в материал дорожных покрытий. Однако было замечено, что из-за низкой вязкости вя­ жущего обработанные покрытия долго формируются. При выпаде­ нии дождей наблюдается частичное реэмульпирование и вымыва­ ние вяжущего.

Учитывая все это, были поставлены задачи: изыскать химиче­ ские способы ускорения формирования дорожных покрытий,

1 Основные исследования сланцевых эмульсин были выполнены С. А. Коз­ ловым.

71

 

 

 

 

 

устроенных

с

использованием

 

 

 

 

 

сланцевых

эмульсий;

получить

 

 

 

 

 

фактические данные для

разра­

 

 

 

 

 

ботки вопросов производства, ор­

 

 

 

 

 

ганизации и механизации

работ

 

 

 

 

 

при

использовании

сланцевых

 

 

 

 

 

эмульсий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

При разработке способов уве­

 

 

 

 

 

личения

вязкости

сланцевых

 

 

 

 

 

эмульсий и, следовательно, уско­

 

 

 

 

 

рения формирования

покрытий

 

 

 

 

 

учитывалось, что

наиболее реак­

 

 

 

 

 

ционноспособной

частью

сланце­

 

 

 

 

 

вых смол являются фенолы, ко­

 

 

 

 

 

личество

которых в

тяжелых

 

 

 

 

 

фракциях достигает до 25%

об­

щего

от веса

грунта)

с добавкой

щего объема.

 

 

 

 

1 — 5%

формалина:

вяжущего

(по

Известно, что фенольная часть

формалина

от веса

сланцевых

смол

может вступать

формальдегиду):

2 — 8%:

3 — 13%;

4 —

 

18%; 5 - 2 3 %

 

 

химическое

взаимодействие

с

ное вяжущее

[60]. Однако

 

формальдегидом,

образуя

слож­

нужно

было

проверить,

будет

ли

наблюдаться этот эффект при использовании сланцевых эмуль­ сий. В связи с этим была изготовлена серия образцов из песка, обработанного эмульсией с добайкам и формалина. Количество формалина составляло 5, 8, 13, 18 и 25% (по формальдегиду) от веса вяжущего. Влияние добавок оценивалось изменением проч­ ности стандартных образцов после их прогрева при температуре 80° С в течение 4, 7, 10 и 15 ч. Образцы прогревали для ускорения возможных процессов поликонденсашш и выявления максимально возможных показателей прочности укрепленных материалов.

Испытания показали, что добавки формалина обеспечивают увеличение вязкости смол. Наиболее высокие прочности достига­ ются при добавках формалина (по формальдегиду) в количестве 13 и 25% от веса вяжущего (рис. 18).

Вдальнейшем испытания проводились без прогрева образцов.

Вэтом случае максимальные прочности были получены при до­

бавках формалина (по формальдегиду) в количестве Н и 22% от веса концентрированной эмульсии, что практически соответ­ ствовало ранее полученным результатам. Однако нарастание прочности песка, обработанного эмульсией с добавками формали­ на, при температуре воздуха 18—20° С идет медленно и через 14 суток прочность образцов в 5 раз ниже прочности, полученной при прогреве. Учитывая сравнительно медленное нарастание проч­ ности песков, обработанных сланцевой эмульсией и формалином, были испытаны различные добавки-ускорители процессов поликонденсации (силикат натрия, ортофосфорная кислота, аммиач­ ная вода, сернокислое железо и др.).

7 2


Лабораторные исследования свидетельствуют о большой эф­ фективности комплексного использования сланцевых эмульсий с добавками формалина в присутствии серной кислоты или серно­ кислого окисного железа.

При опытно-производственных работах для обеспыливания до­ рожных покрытий применялись сланцевая и битумная эмульсии. На Карельском перешейке обработке подвергались гравийные дороги общей протяженностью 1,8 км. Из них 1,05 км было обес­ пылено сланцевой эмульсией и 0,75 км — битумной эмульсией. Сланцевая эмульсия была изготовлена из тяжелого сланцевого масла тоннельных печей сланцехимичеокнм комбинатом «Киівныли» Эстонской ССР.

Состав компонентов для изготовления эмульсии (по объему)."

Тяжелое масло тоннельных печей с удельным весом

 

1,02—1,03

при температуре 20° С ...............................................

93,3

Талловое

масло .................................................................................

4

40-процентныи водный раствор N aO H ........................................

2,7

Содержание свободной воды в готовой эмульсии составляло 3,2%. Эмульсия являлась прямой, быстрораспадагощейсй. Она отличалась высокой дисперсностью и однородностью. Вязкость по вискозиметру ВЗ-1 при 20° С составила 46 сек. Содержание сво­ бодной щелочи достигало 0,82 г на 100 мл концентрата.

Битумная эмульсия (битум БНД-90/130, эмульгатор ссб) была изготовлена эмульсионной базой СУ-878 (г. Белоостров, Ленин­ градской обл.). Это была прямая медленнораспадающаяся эмуль­ сия с содержанием воды до 50%.

В период, предшествующий испытаниям, и во время производ­ ства работ стояла теплая сухая погода. Температура воздуха до­ стигала днем 18—30° С. Относительная влажность воздуха коле­ балась от 50 до 70%- В последующем погода была неустойчивая,, непродолжительные периоды сухой погоды сменялись затяжными, дождями и резкими похолоданиями. При производстве работ слон сухой пыли на покрытии достигал 0,5—1,5 см. Движение автомо­ билей по дороге, интенсивность которого была 100—200 автомо­ билей в сутки, во время опытных работ не прекращалось.

Характеристика опытных секций и нормы расхода материаловна участке, где применялась сланцевая эмульсия, приведены в- табл. 114.

К месту производства опытных работ на расстояние свыше 30.0 км эмульсия была доставлена автогудронатором в концентри­ рованном виде. Затем насосом гудронатора концентрированная эмульсия была слита в специально подготовленную емкость.

До рабочей концентрации эмульсию разводили в цистерне гуд­ ронатора в следующем порядке: необходимое количество эмуль­ сии перекачивалось в цистерну, добавлялась вода до заполнения Есей емкости и смесь перемешивалась механизмом принудитель­ ной циркуляции. Общие затраты времени для разбавлении эмуль­ сии до рабочей концентрации составили 18—26 мин.

73:


секции,

секции

Длина м

 

1

100

9

100

3

100

4

50

5

100

6

100

і

100

8100

9100

10200

Предвари­ тельноеувла­ жнениепок­ рытияводой,

;лім* 1 Соотношение!

эмульсинвя­

Норма

розлива,

л'.и2

жущегои 1воды 1

в том

числе

 

 

 

эмульсия

 

 

 

 

 

рабочей

вяжу­

 

 

 

 

концен­

ВОДЫ

 

 

 

трации

щего

 

1:2

1,93

0,60

1,33

1:4

4.00

o,so

3,20

1:9

2,67

0,27

2,40

 

 

 

 

1:9

1,33

0,13

1,20

3

1:10

2,75

0,25

2,50

1:20

2,52

0,12

2,40

3

1:20

2,52

0,12

2,40

1.-5

2,70

0,45

2,25

3

1:5

2,70

0,45

2.S5

 

1:10

1,98

0,18

1,80

Т а б л и

ц а

1 4

Число роз­ ливов по од­ ному следу

Глубина лроникповен и я эмульсии в

покрытие, см

21 ,0 -1 ,5

32 ,0 -3 ,5

2

1 ,5 -2 ,5

1

0 ,5 -1 ,0

2

2 ,0 -3 ,0

2

1 ,5 -2 ,0

2

2 ,0 -2 ,5

2

2 ,0 -3 ,0

9

2 ,5 -3 ,5

2

1 ,0 -2 ,0

Для того чтобы не мешать сквозному движению автомобилей, покрытие обрабатывали в два приема при ширине полосы розли­ ва 3 м. Норма розлива эмульсии на 1 м2 покрытия регулирова­ лась скоростью движения автогудронатора и интенсивностью ра­ боты шестеренчатого насоса. Средняя рабочая скорость при роз­ ливе эмульсии была 12,5 км/ч. Было замечено, что при попереч­ ных уклонах покрытия, превышающих 40%о, за 1 раз нельзя раз­ ливать более 1,3—11,4 л эмульсии на 1 м2 покрытия, в противном случае значительное количество ее стекает на обочины.

Впитывание эмульсии в гравийное покрытие происходит быст­ ро и активно. Сразу же после розлива эмульсии вся политая по­ верхность покрывалась пузырьками воздуха, вытесняемого эмуль­ сией. Примерно через 10 мин на покрытии начинали проявляться темные пленки и пятна сланцевого масла. На всех секциях, где расход вяжущего составлял более 0,25 л/м2, под движением об­ разовался асфальтоподобный коврик толщиной от 0,5 до 1,5 см.

На всех секциях, за исключением секции № б и 7, в течение одной недели после розлива эмульсии до начала дождливого пе­ риода наблюдалось полное отсутствие пыли. На секциях А1®б и 7 пыль появилась через трое суток.

Обследование дорога, проведенное через 1,5 месяца после опытных работ, показало, что на секциях № 1, 2, 3, 5, 8 и 9 под ■слоем песка и агрегатированной пыли сохранился асфальтопо­ добный коврик толщиной до 0,8—1,0 см. На остальных секциях •он полностью разрушился.

Опытные' работы показали, что обеспыливание дорог сланце­ вой эмульсией отличается простотой выполнения и возможностью механизации всех основных технологических процессов. Хороший эффект достигается в тех случаях, когда покрытие предваритель­ но очищается от пыли и смачивается водой. Расход вяжущего должен составлять не менее 0,25—0,3 л/м2.

При обеспыливании опытных участков битумной эмульсией технология и организация работ были такие же, как и при слан-

74