ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 117
Скачиваний: 0
та-ции более тяжелых самолетов пропитку раствором эмульсии следует применять на обочинах ВПП, РД и MC, а также на сред ней части летной полосы п полосах безопасности.
Продолжительность эффективного обеспыливающего действия зависит от климатических условий и типа грунтов. В среднем ока составляет 1—il,5 месяца, после чего требуется повторная пропит ка грунта раствором с половинной нормой.
Раствор обеспыливающей эмульсии составляется 30-процент ной концентрации на месте работ непосредственно в емкостях автополивчциков из отдельных реагентов в следующих пропорци ях: хлористый кальций безводный—26,5%, полиглнколневые ку бовые остатки — 5, хромат калия — 0,'12 и вода — 68,38%. Вместо кубовых остатков могут использоваться поверхностно-активные вещества типа ОП-7, ПАВ-34 и др. Растворение реагентов смеси должно производиться в строгом порядке: в емкость КПМ, за груженную требуемым количеством воды, закладывается хлорис тый кальций и для полного его растворения КПМ включается на 5—10 мин на режим внутренней циркуляции. Затем вносятся предварительно растворенный в отдельной емкости хромат калия и іюубовые остатки.
Минимальная норма расхода обеспыливающей эмульсин со ставляет 1,2 кг/м2 сухого продукта, при повторных обработках — 0,-6 кг/м2.
Работы по обеспыливанию грунтов раствором эмульсии состо ят из подготовительных и основных. К подготовительным рабо там относятся: планировка поверхности автогрейдером и уплот нение грунта катками на пневматических шинах до плотности не менее 0,90 от стандартной; прием и складирование химических материалов; подготовка площадок и эстакад для загрузки реаген тов в емкости КПМ и растворения их в воде; доувлажнение грун та (при необходимости) за сутки до розлива обеспыливающего раствора.
іВ состав основных работ входит: розлив |
раствора |
эмульсии |
|
в два приема и уплотнение верхнего |
слоя |
грунта |
(создание |
наката). |
впитываемости |
раствора |
|
С целью обеспечения максимальной |
в грунт работы по пропитке рекомендуется начинать весной, ког да естественная влажность грунта близка к оптимальной. При пересохшем грунте и наличии на нем слоя пыли грунт следует доувлажнять до влажности не менее 0,90 от оптимальной.
Растворы эмульсии разливают поливо-моечными машинами за два прохода по одному следу. Второй розлив производится после полного впитывания в грунт всей нормы первого розлива. На сле дующие сутки после розлива растворов поверхность грунта ука тывают легкими катками весом 3—5 г или автомобилями за пять—восемь проходов по одному следу. Для создания хорошего слоя наката скорость движения уплотняющих средств должна быть не более 15—20 км/ч. После уплотнения поверхность должна быть гладкой и блестящей.
7 0
После кратковременного дождя поверхностный слой грунта может разрыхляться и часть соли вымываться, поэтому для вос становления связности необходимо доуплотнить грунт. После дли тельных и интенсивных дождей грунт следует обработать поло винной нормой раствора эмульсии и восстановить слой наката.
Глава 4
ОБЕСПЫЛИВАНИЕ ОРГАНИЧЕСКИМИ ВЯЖУЩИМИ МАТЕРИАЛАМИ
§ 10. ЛАБОРАТОРНЫЕ И ОПЫТНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ РАБОТЫ
Для обеспыливания дорог и аэродромов используются сле дующие органические вяжущие материалы:
■нефтяные жидкие битумы, густеющие со средней скоростью, марок А-1, А-2, А-3, СГ-16/25, СГ-25/40; медленногустеющие ма рок Б-d, Б-2, Б-8, МГ-25/40;
дорожные каменноугольные дегти Д-1, Д-2; смешанные дегти ДС-1, ДС-2, ДС-3; сланцевые битумы С-1, С-2;
сырые нефти (преимущественно тяжелые типа джаркурганской, эмбинской и им подобных);
ікаімеміиоугольные, буроугольные, сланцевые и газовые смолы; топочные мазуты марок Ф5, Ф12, 40, 100, 20, МП, МПС; битумные, сланцевые и дегтевые эмульсии, пасты и шламы. Экспериментальные работы сводились к исследованию срав
нительно малоизвестных органических материалов сланцевого происхождения и композиций на их основе. В настоящей книге описываются лабораторные и опытно-производственные работы по выявлению эффективности использования в качестве обеспы ливающих и укрепляющих добавок концентрированной сланцевой эмульсии сла.нщехимического комбината Эстонской ССР «Кивиыли» и сланцевой смолы с добавлением извести.
Исследование сланцевых эмульсий производилось в два этапа с 195.1 по 1952 г. и затем с 1969 по 1971 г.1. Проведенные работы показали, что сланцевые эмульсии могут с большим успехом ис пользоваться в качестве обеспыливающих материалов. Одновре менно было установлено, что такие эмульсии по сравнению с би тумными значительно лучше проникают в материал дорожных покрытий. Однако было замечено, что из-за низкой вязкости вя жущего обработанные покрытия долго формируются. При выпаде нии дождей наблюдается частичное реэмульпирование и вымыва ние вяжущего.
Учитывая все это, были поставлены задачи: изыскать химиче ские способы ускорения формирования дорожных покрытий,
1 Основные исследования сланцевых эмульсин были выполнены С. А. Коз ловым.
71
|
|
|
|
|
устроенных |
с |
использованием |
||||
|
|
|
|
|
сланцевых |
эмульсий; |
получить |
||||
|
|
|
|
|
фактические данные для |
разра |
|||||
|
|
|
|
|
ботки вопросов производства, ор |
||||||
|
|
|
|
|
ганизации и механизации |
работ |
|||||
|
|
|
|
|
при |
использовании |
сланцевых |
||||
|
|
|
|
|
эмульсий. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
При разработке способов уве |
||||||
|
|
|
|
|
личения |
вязкости |
сланцевых |
||||
|
|
|
|
|
эмульсий и, следовательно, уско |
||||||
|
|
|
|
|
рения формирования |
покрытий |
|||||
|
|
|
|
|
учитывалось, что |
наиболее реак |
|||||
|
|
|
|
|
ционноспособной |
частью |
сланце |
||||
|
|
|
|
|
вых смол являются фенолы, ко |
||||||
|
|
|
|
|
личество |
которых в |
тяжелых |
||||
|
|
|
|
|
фракциях достигает до 25% |
об |
|||||
щего |
от веса |
грунта) |
с добавкой |
щего объема. |
|
|
|
|
|||
1 — 5% |
формалина: |
вяжущего |
(по |
Известно, что фенольная часть |
|||||||
формалина |
от веса |
сланцевых |
смол |
может вступать |
|||||||
формальдегиду): |
2 — 8%: |
3 — 13%; |
4 — |
||||||||
|
18%; 5 - 2 3 % |
|
|
химическое |
взаимодействие |
с |
|||||
ное вяжущее |
[60]. Однако |
|
формальдегидом, |
образуя |
слож |
||||||
нужно |
было |
проверить, |
будет |
ли |
наблюдаться этот эффект при использовании сланцевых эмуль сий. В связи с этим была изготовлена серия образцов из песка, обработанного эмульсией с добайкам и формалина. Количество формалина составляло 5, 8, 13, 18 и 25% (по формальдегиду) от веса вяжущего. Влияние добавок оценивалось изменением проч ности стандартных образцов после их прогрева при температуре 80° С в течение 4, 7, 10 и 15 ч. Образцы прогревали для ускорения возможных процессов поликонденсашш и выявления максимально возможных показателей прочности укрепленных материалов.
Испытания показали, что добавки формалина обеспечивают увеличение вязкости смол. Наиболее высокие прочности достига ются при добавках формалина (по формальдегиду) в количестве 13 и 25% от веса вяжущего (рис. 18).
Вдальнейшем испытания проводились без прогрева образцов.
Вэтом случае максимальные прочности были получены при до
бавках формалина (по формальдегиду) в количестве Н и 22% от веса концентрированной эмульсии, что практически соответ ствовало ранее полученным результатам. Однако нарастание прочности песка, обработанного эмульсией с добавками формали на, при температуре воздуха 18—20° С идет медленно и через 14 суток прочность образцов в 5 раз ниже прочности, полученной при прогреве. Учитывая сравнительно медленное нарастание проч ности песков, обработанных сланцевой эмульсией и формалином, были испытаны различные добавки-ускорители процессов поликонденсации (силикат натрия, ортофосфорная кислота, аммиач ная вода, сернокислое железо и др.).
7 2
Лабораторные исследования свидетельствуют о большой эф фективности комплексного использования сланцевых эмульсий с добавками формалина в присутствии серной кислоты или серно кислого окисного железа.
При опытно-производственных работах для обеспыливания до рожных покрытий применялись сланцевая и битумная эмульсии. На Карельском перешейке обработке подвергались гравийные дороги общей протяженностью 1,8 км. Из них 1,05 км было обес пылено сланцевой эмульсией и 0,75 км — битумной эмульсией. Сланцевая эмульсия была изготовлена из тяжелого сланцевого масла тоннельных печей сланцехимичеокнм комбинатом «Киівныли» Эстонской ССР.
Состав компонентов для изготовления эмульсии (по объему)."
Тяжелое масло тоннельных печей с удельным весом |
|
|
1,02—1,03 |
при температуре 20° С ............................................... |
93,3 |
Талловое |
масло ................................................................................. |
4 |
40-процентныи водный раствор N aO H ........................................ |
2,7 |
Содержание свободной воды в готовой эмульсии составляло 3,2%. Эмульсия являлась прямой, быстрораспадагощейсй. Она отличалась высокой дисперсностью и однородностью. Вязкость по вискозиметру ВЗ-1 при 20° С составила 46 сек. Содержание сво бодной щелочи достигало 0,82 г на 100 мл концентрата.
Битумная эмульсия (битум БНД-90/130, эмульгатор ссб) была изготовлена эмульсионной базой СУ-878 (г. Белоостров, Ленин градской обл.). Это была прямая медленнораспадающаяся эмуль сия с содержанием воды до 50%.
В период, предшествующий испытаниям, и во время производ ства работ стояла теплая сухая погода. Температура воздуха до стигала днем 18—30° С. Относительная влажность воздуха коле балась от 50 до 70%- В последующем погода была неустойчивая,, непродолжительные периоды сухой погоды сменялись затяжными, дождями и резкими похолоданиями. При производстве работ слон сухой пыли на покрытии достигал 0,5—1,5 см. Движение автомо билей по дороге, интенсивность которого была 100—200 автомо билей в сутки, во время опытных работ не прекращалось.
Характеристика опытных секций и нормы расхода материаловна участке, где применялась сланцевая эмульсия, приведены в- табл. 114.
К месту производства опытных работ на расстояние свыше 30.0 км эмульсия была доставлена автогудронатором в концентри рованном виде. Затем насосом гудронатора концентрированная эмульсия была слита в специально подготовленную емкость.
До рабочей концентрации эмульсию разводили в цистерне гуд ронатора в следующем порядке: необходимое количество эмуль сии перекачивалось в цистерну, добавлялась вода до заполнения Есей емкости и смесь перемешивалась механизмом принудитель ной циркуляции. Общие затраты времени для разбавлении эмуль сии до рабочей концентрации составили 18—26 мин.
73:
№ |
секции, |
секции |
Длина м |
|
|
1 |
100 |
9 |
100 |
3 |
100 |
4 |
50 |
5 |
100 |
6 |
100 |
і |
100 |
8100
9100
10200
Предвари тельноеувла жнениепок рытияводой, |
;лім* 1 Соотношение! |
эмульсинвя |
Норма |
розлива, |
л'.и2 |
жущегои 1воды 1 |
в том |
числе |
|||
|
|
|
эмульсия |
|
|
|
|
|
рабочей |
вяжу |
|
|
|
|
концен |
ВОДЫ |
|
|
|
|
трации |
щего |
|
1:2 |
1,93 |
0,60 |
1,33 |
— |
1:4 |
4.00 |
o,so |
3,20 |
— |
1:9 |
2,67 |
0,27 |
2,40 |
|
|
|
|
|
— |
1:9 |
1,33 |
0,13 |
1,20 |
3 |
1:10 |
2,75 |
0,25 |
2,50 |
— |
1:20 |
2,52 |
0,12 |
2,40 |
3 |
1:20 |
2,52 |
0,12 |
2,40 |
— |
1.-5 |
2,70 |
0,45 |
2,25 |
3 |
1:5 |
2,70 |
0,45 |
2.S5 |
|
1:10 |
1,98 |
0,18 |
1,80 |
Т а б л и |
ц а |
1 4 |
Число роз ливов по од ному следу |
Глубина лроникповен и я эмульсии в |
покрытие, см |
21 ,0 -1 ,5
32 ,0 -3 ,5
2 |
1 ,5 -2 ,5 |
1 |
0 ,5 -1 ,0 |
2 |
2 ,0 -3 ,0 |
2 |
1 ,5 -2 ,0 |
2 |
2 ,0 -2 ,5 |
2 |
2 ,0 -3 ,0 |
9 |
2 ,5 -3 ,5 |
2 |
1 ,0 -2 ,0 |
Для того чтобы не мешать сквозному движению автомобилей, покрытие обрабатывали в два приема при ширине полосы розли ва 3 м. Норма розлива эмульсии на 1 м2 покрытия регулирова лась скоростью движения автогудронатора и интенсивностью ра боты шестеренчатого насоса. Средняя рабочая скорость при роз ливе эмульсии была 12,5 км/ч. Было замечено, что при попереч ных уклонах покрытия, превышающих 40%о, за 1 раз нельзя раз ливать более 1,3—11,4 л эмульсии на 1 м2 покрытия, в противном случае значительное количество ее стекает на обочины.
Впитывание эмульсии в гравийное покрытие происходит быст ро и активно. Сразу же после розлива эмульсии вся политая по верхность покрывалась пузырьками воздуха, вытесняемого эмуль сией. Примерно через 10 мин на покрытии начинали проявляться темные пленки и пятна сланцевого масла. На всех секциях, где расход вяжущего составлял более 0,25 л/м2, под движением об разовался асфальтоподобный коврик толщиной от 0,5 до 1,5 см.
На всех секциях, за исключением секции № б и 7, в течение одной недели после розлива эмульсии до начала дождливого пе риода наблюдалось полное отсутствие пыли. На секциях А1®б и 7 пыль появилась через трое суток.
Обследование дорога, проведенное через 1,5 месяца после опытных работ, показало, что на секциях № 1, 2, 3, 5, 8 и 9 под ■слоем песка и агрегатированной пыли сохранился асфальтопо добный коврик толщиной до 0,8—1,0 см. На остальных секциях •он полностью разрушился.
Опытные' работы показали, что обеспыливание дорог сланце вой эмульсией отличается простотой выполнения и возможностью механизации всех основных технологических процессов. Хороший эффект достигается в тех случаях, когда покрытие предваритель но очищается от пыли и смачивается водой. Расход вяжущего должен составлять не менее 0,25—0,3 л/м2.
При обеспыливании опытных участков битумной эмульсией технология и организация работ были такие же, как и при слан-
74