Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. 24. Прочность песка, укреплен­ ного лигносульфонатформальдегидной смолой в зависимости от соотно­ шения между соб, формалином и мо­ чевиной. Количество смолы— 10% от веса грунта, Ф : М=і1 : 1, отвердитель Fe2 (S0 4 h в количестве 1% от веса

грунта

Порядок внесения компонентов в обработанный грунт .может быть различным (раздельным или групповым). Однако нельзя заранее приготовлять смеси формалина и мочевины с отвердите­ лей, так как в этом случае смолообразование может произойти до внесения смеси в грунт.

Лигносулыфонатформальдегидмочевиниая смола может приме­ няться для обработки грунтов различного зернового состава: пес­ ков, супесей, суглинков, тяжелых суглинков. Однако с увеличе­ нием количества глинистых частиц прочность укрепленного грун­ та уменьшается. Так, например, при равном количестве добавок прочность укрепленного тяжелого пылеватого суглинка (грунт № 26) оказывается в 2—3 раза меньше прочности укрепленной супеси (грунт № 27).

Для пылеватыіх грунтов (№ 26 и № 102) показатели прочно­ сти в водонасыщенном состоянии сравнимы с прочностью грунтов, обработанных концентратом сульфитно-спиртовой барды с бихроматом калия.

■Прочность супеси (грунт № 27) с лигносульфонатформіальдегидмочевйеной смолой значительно превышает прочность образ­ цов с биіхіроматом калия.

Таким образом, были получены данные о наилучшей рецептуре липносулыфонатформальдегидных смол и .выявлены общие ус­ ловия ик рационального использования. Однако эти же работы показали, что добавки ссб в количестве 40% от веса карбамидной смолы несколько увеличивают прочность укрепленных песков, су-' песей и суглинков при сжатии, но не так существенно, как этого можно было ожидать.

При укреплении глин и тяжелых суглинков наблюдается даже некоторое снижение прочности.

Замена части карбамидной смолы сульфитно-спиртовой бар­ дой успеха не дала. Все образцы показали прочность значительно ниже, чем в случае использования равного количества смолы.

93

В табл. 22 показаны результаты испытания образцов из пес­ чано-суглинистых смесей при изгибе и сжатии. Для наиболее полного выявления влияния ссб на карбамидные смолы испыта­ ния стандартных балочек производилось после их одночасовой термообработки при температуре 80° С.

 

 

 

Т а б л и ц а 22'

 

Показатели прочности через 7 суток

Количество

ссб,

 

0сж

% от всей смолы

визг.

 

°сж . к Г !см*

аизг

 

 

 

 

Смесь песка с суглинком (3:1)

 

0

107

47

2,30

10

80

41

1,95

 

Смесь песка с пылеватым

грунтом

(3:1)

0

95,3

67

1,42

10

91

60

1,50

50

60

48

1,25

Из табл. 22 видно, что при замене части смолы ссб наблю­ дается снижение прочности укрепленных материалов при сжатии

и изгибе, однако отношение

при добавке ссб уменьшается.

 

анзг

Следовательно, добавки ссб способны повысить упругие свойства укрепленных грунтов. Что же касается снижения абсолютных зна­

чений 0СЖ и error, то это говорит лишь

о необходимости дальней­

ших исследований ото подбору более

эффективных отвердителей

и соотношений между компонентами.

 

смол,

Исследования композиций мочевино-формальдеглдных

полученных из мономеров, с ссб не внесли принципиально

нового

в полученные результаты. Так же как и в случае использования смол заводского изготовления, при использовании смол из моно­ меров с увеличением количества ссб прочность снижалась. На­ пример, если прочность песка, укрепленного 6 % смолы из моно­

меров, без ссб была равной

в

3- и

4-суточном возрасте 43 и

69 кГ/см2, то при добавке 40%

ссб

(от

веса смолообразователей)

прочность соответственно оказалась равной 30 и 50 кГ/см2, т. е.

меньшей примерно на 30%.

лигносульфонатов

Для выяснения механизма взаимодействия

с карбамидными смолами были проведены

спектроскопические

исследования на ИКС-14. С этой целью были приготовлены об­ разцы с различным содержанием ссб (от 10 до 50%) и карбамид­ ной смолы М-19-62 (от 90 до 50%). В качестве отвердителей взя­ ты сульфат (окись) и хлорид железа и щавелевая кислота.

На рис. 25, а показаны ИК-спектры ссб в области призмы LiF. Очевидно, что полосы поглощения в интервале 3500—3700 см~1 можно отнести к валентным колебаниям гидроксильной группы. Полосы поглощения сульфогруіппы— SO2OH хорошо видны на ИК-спектре ссб в области призмы NaCl (рис. 25,6).

94


 

 

 

Рис. 25. ИК-спектры

 

 

 

В ИК-спектрах

чистой

карбамидной

смолы в

области

LiF

(рис. 25, в)

видна

одна

валентная полоса

поглощения 3444

слг1,

вторичной

аминогруппы

и

две полосы

поглощения

(3590

см~1,

350.0 слг1) валентных колебаний гидроксильных групп. На рис.25,г полоса поглощения чистой смолы М.-Й9-62 (в области NaCl) в отвержденном состоянии при 833 слг1 связана, очевидно, с нали­ чием третичного' азота =-N. Это говорит о том, что при отверж­ дении карбамидной смолы образуется сетчатая структура.

В ИіК-спектрах смеси (ссб+М -19-62) обнаружены полосы по­ глощения сульфогруппы малой интенсивности, вторичных амино­

групп

(3300—3500 слг1)

и

гидроксильных

групп

(3500—

3700 с л г 1).

ссб

и ссб + М-119-62 в

области

валент­

Из

сравнения спектров

ных колебаний гидроксильных

групп (см. рис. 25, д)

видно, что

интенсивность полос свободных гидроксильных групп

в

спектре

ссб + іМ-і1 9-62 значительно

уменьшилась. Это может

свидетельст­

вовать о сокращении числа свободных гидроксильных групп за счет образования водородных связей между гидроксильными группами соб, атомами азота и гидроксильным« группами М-19-62.

ИК-спектры позволяют сделать вывод о том, что при получе­ нии композиций на основе ссб и карбамидных смол между их макромолекулами образуются водородные связи. Ссб понижает хрупкость карбамидных смол и повышает их пластичность. Рент-

9 5


геноструктурный анализ показал, что отвержденные композиции имеют аморфный характер.

‘При опытно-производственных работах 10-процентный раствор концентрата ссб разливали на дороге с гравийным покрытием на ширину 4—і5 м. На секции № 4 расход раствора КБЖ принимали равным 3 л/м2, на секции № 2 —ß л/м2.

Раствор бардяного концентрата на секции № 1 разливали автотудронатором за три прохода при норме розлива за один про­

ход 1 л/м2. На секции № 2 розлив

производился, за два прохода

при той же норме розлива (норма

розлива за один проход была

выбрана из расчета предотвращения стекания барды с проезжей части дорог). Специального уплотнения покрытия не производи-

.лось. Сразу же после обработки покрытие приобрело темно-ко­ ричневую окраску. На следующий день покрытие высохло и имело хорошую связность.

Проверка глубины проникания раствора барды показала, что в местах, где покрытие имело малую плотность, материал покры­ тия полностью пропитался раствором и на поверхности образо­ валась прочная корка толщиной 5—7 мм. Там, где покрытие было плотным,, барда проникла на глубину 1,0—2,5 мм.

На опытных секциях покрытие не пылило примерно 15 суток. Затем во время дождей наблюдалось интенсивное вымывание барды из материала покрытия. Связность материала уменьши­ лась, что при сухой погоде привело к значительному пылеобразованию.

На остальном участке протяженностью 200 н грунтовое покры­ тие со слоем ныли толщиной около 3 см сначала обрабатывали хлористым калыци&м по норме 1 кг/м2, а затем трижды раствором КБЖ при общей норме 3,5 л/м2 (применяли раствор 20-процент­ ной концентрации). Совместное использование СаСЬ и КБЖ име­ ло целью уменьшить износ покрытия из грунта, обработанного КБЖ. Лигиосульфонаты, как известно, придают грунтам повы­ шенную жесткость, а добавкой СаСЬ предполагалось уменьшить ее, учитывая также, что толстый слой пыли плохо смачивается раствором КБЖ, а предварительная обработка его хлористым кальцием может способствовать более легкому смачиванию пыли.

Наблюдения показали, что совместное использование хлорис­ того кальция и сульфитно-спиртовой барды эффективнее, чем при­ менение СаСЬ и КБЖ в отдельности. Покрытие на этой секции под движением хорошо уплотнилось и было более устойчиво к износу, чем покрытие на секции, обработанной только КБЖ-

Опытно-производственные работы с использованием концен­ трата соб совместно с добавками формалина, сернокислого окисного железа и хромата натрия позволяют сделать предварителъ-^ ный вывод о том, что такие сложные композиции наиболее целесо­

образно применять при обработке материала покрытия

методом

• смешения. При

поверхностных

розливах образующаяся

корочка

-не обеспечивает

необходимой

механической прочности.

Однако

выполненные экспериментальные работы нельзя считать завер­

.-96


шенными. Дальнейшее экспериментирование может привести к нахождению более эффективных отвердителей и соотношений между реагентами.

§ 14. РЕКОМЕНДАЦИИ іПО ОБЕСПЫЛИВАНИЮ

Сульфитно-спиртовая барда (ссб), ее концентраты, а также сульфитно-целлюлозные щелоки (сцщ) могут применяться для обеспыливания дорог и аэродромов с грунтовыми и каменными неусовершенствованными покрытиями. Относительным недостат­ ком этих веществ является малая водоустойчивость и быстрая их вымываемость из покрытия во время дождей. Обработанный ма­ териал в сухом состоянии приобретает значительную прочность и связность, но отличается жесткостью и отсутствием эластичности, В связи с указанным покрытия, обработанные сульфитно-спирто­ вой бардой, концентратами ссб и сульфитно-целлюлозными ще­ локами, не допускают выравнивания профилированием.

іКонщентраты ссб и сцщ следует применять для обработки покрытий, имеющих высокую плотность и ровную поверхность. Участки дорог и аэродромов с недоуплотненным покрытием при наличии рыхлого материала или толстого слоя пыли после обра­ ботки их указанными выше веществами быстро разрушаются и пылеобразование возобновляется. Наибольший эффект при мини­ мальных затратах ссб и оцщ достигается при обеспыливании до­ рог путем поверхностной обработки и пропитки покрытия.

При обеспыливании дорог сцщ и ссб дополнительно могут рас­ пределяться гигроскопические соли из расчета 0,5—1,0 кг/м2. Об­ разующийся при комплексном использовании солей, сцщ и ссб или концентратов ссб поверхностный коврик обладает повышен­ ной эластичностью и способностью к самозакатке под воздейст­ вием автомобильного движения.

Сульфитно-спиртовая барда и растворы ее концентратов раз­ ливают поливо-моечными машинами или машинами, оборудован­ ными распределительным устройством.

 

Т а б л и ц а 23

Норма расхода мате­

Ориентировочная продолжи­

тельность обеспыливающего

риала, Л/Л£а

 

действия, сутки

Обеспыливающие материалы

при первой обработке

при последую­

при интенсив­

при интенсив­

ности движе­

ности движе­

щих обработ­

ния до

ния до

ках

300 авт./сутки

2000 авт./сутки

Сульфитно-целлюлозный щелок

Сульфитно-спиртовая барда (концентрация 25—30%)

3,0—5,0

о

со 0

О ю 1

сл о

 

1

4,0

—5,5

1 ,5 -2 ,0

2 ,0 - 2 ,5

1 ,5 -2 .0

ІО 0

СО о

 

1

10—15

До

5

До 7

До 3

15-20

5—10

До 10

До

5

П р и м е ч а н и е . Нормы расхода ссб указаны в числителе при

обеспылива­

нии гравийных и щебеночных покрытий, в знаменателе — грунтовых.

 

7—409

97


Норма расхода сцщ и саб и ориентировочная продолжитель­ ность обеспыливающего действия приводятся в табл. 23. Пример­ ные технологические схемы обеспыливания автомобильных дорог ссб приведены в таібл. 24 и 25.

 

 

 

Т а б л и ц а

24

 

№ про­

 

Количе­

Произво­

№ захваток

Рабочие процессы

дитель­

цессов

ство на

ность за.

 

 

 

1к м

смену

(8 ч}

1 1

2

3

4

25

36

№ про­ № захваток цессов

1

1

2

3

Выравнивание

проезжен

части

авто­

7000

24 000

грейдером типа Д- Ь4і4 за три

 

прохода

 

 

 

по одному следу,

м2

 

до

100

 

14..

 

3,2

.Подвозка

на

расстояние

км

 

концентрата

сульфитно-спиртовой

бар­

 

 

 

ды

(50-процентной

концентрации)

 

на

 

 

 

бортовом автомобиле ЗИЛ-130 с

уста­

 

 

 

новленной на нем емкостью Р-4; выгруз­

 

 

 

ка концентрата сульфитно-спиртовой

 

 

 

барды в емкости самотеком, т

 

 

до

14

 

 

Подвозка

воды

на

расстояние

 

72

3 км и перекачка ее в- емкости при,

 

по­

 

 

 

мощи поливо-моечной машины Д-298, т

2S

 

 

Приготовление

раствора

сульфитно­

 

22

спиртовой барды (25-процентной

кон­

 

 

 

центрации)

при перемешивании вручную.

 

 

 

Бригада — четыре человека,

г

 

 

 

 

 

 

 

Перекачка барды (25-процентной кон­

 

 

 

центрации) в цистерну поливо-моечной

 

 

 

машины, подвозка барды иа расстояние

 

 

 

до 5 км поливо-моечной машиной

типа

 

 

 

Д-298

 

 

 

 

раствора

КБЖ

 

по

28

 

32

Распределение

 

 

 

проезжей

части

из

расчета

4

л/м2

за

 

 

 

три прохода по одному следу, т

кат­

 

 

2,5

Прнкатка

покрытия самоходным

1.0

 

ком

на

пневматических

шинах

типа

 

 

 

Д-627 за два-три

 

прохода

по

одному

 

 

 

следу, км

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Количе­

Произво­

 

 

 

Рабочие процессы:

 

 

 

 

 

дитель­

 

 

 

 

 

 

 

 

ство иа

 

 

 

 

 

 

 

 

ность за

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 км

смену

(8 ч>-

Выравнивание

 

проезжей

части авто­

7 000

24000

грейдером типа Д-144' за три

 

прохода

 

 

 

по одному следу,

м2

 

до'

50

 

tat

28

 

17,5-

Подвозка

на

расстояние

 

 

сульфитно-целлюлозного,

щелока

(суль­

 

 

 

фитно-спиртовой барды) на автомобиле

 

 

 

типа

КАЗ-608

с

седельным

прицепом

 

 

 

КАЗ-717 с установленной на нем емко­

 

 

 

стью РіЮ, т

 

 

 

емкостей

Р-10

28

175.

Разгрузка

наполненных

краном К-106 и

погрузка; порожних ем­

 

 

 

костей, т

1

 

9 8