Файл: Обеспыливание автомобильных дорог и аэродромов..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 108

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Продолжение табл. 25

 

про­

 

 

 

 

Количе­

Произво­

захваток

 

Рабочие процессы

 

дитель-. .

цессов

 

 

ство на

ность за

 

 

 

 

 

 

1 км

смену (8 ч)

2

4

Закачка сцщ (ссб) в емкость поливо­

■28

25

 

 

моечной машины типа Д-298; подвозка

 

 

 

 

сцщ (ссб) на расстояние до 5 км. Рас­

 

 

 

 

пределение сцщ (ссб) на проезжей час­

 

 

 

 

ти из расчета 4 л/мг за три прохода по

 

 

3

 

одному следу, т

 

кат­

 

 

5

Прикатка покрытия самоходным

1

2 , 8

 

ком на

пневматических

шинах

типа

 

 

 

 

Д-627 за

два прохода по

одному следу,

 

 

км

Глава 6 ОБЕСПЫЛИВАНИЕ СИНТЕТИЧЕСКИМИ СМОЛАМИ

§ 15. ХАРАКТЕРИСТИКА МАТЕРИАЛОВ

Среди различных синтетических смол, пригодных для обеспы­ ливания автомобильных дорог и аэродромов с грунтовыми и не­ усовершенствованными покрытиями, особый интерес представля­ ют смолы холодного отверждения, активно взаимодействующие с пылеватыми частицами и образующие высокопрочный и износо­ устойчивый защитный слой. Для борьбы с пыльностью дорог и аэродромов, особенно в районах с жарким климатом и относи­ тельно низкой влажностью воздуха, могут применяться фурфуроланилиновые, .карбамидные, акриловые, фенольные и другие смолы промышленного производства, а также смолы, образуемые из мо­ номеров на месте выполнения работ.

’Смолы представляют собой совокупность макромолекул (оли­ гомеров) линейного строения, переходящих при отверждении в смолы пространственного строения или линейного строения с бо­ лее высоким молекулярным весом. Они характеризуются различ­ ными физическими и химическими свойствами: степенью полиме­ ризации (іполнікондшсации), наличием функциональных групп (тип и .количество на единицу длины макромолекул), обусловли­ вающих реакционную способность смол при взаимодействии с частицами пыли, адгезионную и когезионную способность макро­ молекул, определяющих в конечном итоге эксплуатационные свой­ ства покрытий.

Практически синтетические смолы при обеспыливании покры­ тий могут применяться путем укрепления верхнего слоя его пере­ мешиванием материалов покрытия с добавками или путем про­ питок.

7 *

99-



При обеспыливании автомобильных дорог и аэродромов мето­ дом смешения и пропиток основное применение могут найти сле­ дующие синтетические смолы холодного отверждения:

фуріфуроланилиновая смола, образуемая из фурфурола (ГОСТ 10467—63) > анилина (ГОСТ 316—58) в результате ре­ акции поликоиденсации в присутствии соляной кислоты или суль­ фата окиси железа;

карбамидные смолы промышленного производства (крепи­ тель М—ТУ МХіП 2414—48; МФ-17—ТУ МХП 2538—155 и дір.), от­ верждаемые соляной, щавелевой, фосфорной кислотами, хлорис­ тым аммонием или сульфатом окиси железа;

карбамидные смолы, образуемые из мочевины (ГОСТ 2226—62), тиомочевины (іГОСТ 26644—52) и формалина (ГОСТ 1625—61) в результате реакции поликонденсации в присутствии сульфата оки­ си железа;

поливиниловый спирт (ГОСТ 10779—64) и другие смолы. Для устройства высокопрочных защитных слоев наиболее пер­

спективны полиэфирные и эпоксидные смолы.

§ 16. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЕ РАБОТЫ

При экспериментальных работах в качестве обеспыливающих

иукрепляющих добавок исследовались различного состава кар­ бамидные и фурфурол-анилиновые смолы. При этом ставилась цель изыскать такие способы укрепления грунта путем смешения

ипропиток, при которых прочность грунтового покрытия будет обеспечивать их износоустойчивость и, следовательно, уменьшение пылеобразования.

Исследование составов на основе карбамидных смол промыш­ ленного производства предусматривало решение следующих ос­ новных задач: изыскание рациональных отвердителей для наибо­ лее характерных типов карбамидных смол; выявление эффектив­ ных добавок — регуляторов процессов отверждения, определение необходимого их количества для обеспечения нормального произ­ водства работ; установление рационального порядка внесения до­ бавок в укрепляемые материалы; определение прочностных пока­ зателей укрепленных материалов при разном количестве химиче­ ских добавок и различных видах минеральных материалов; по­ лучение экспериментальных данных для разработки технологии, механизации и организации работ.

При исследованиях применялась карбамидная смола М-19-62 (МРТУ ГЗ—06-04—64) Ленинградского клеевого завода объеди­ нения «Лакокраска». Выбор смолы М-19-62 объясняется тем, что

еесостав является типовым для карбамидных смол. В то же вре­ мя эта смола как вяжущее при укреплении грунтов и скелетных материалов еще не исследовалась. В качестве минеральных ма­ териалов в ходе опытных работ использовались: песок крупно­

стью до 2 мм, смеси песка с грунтовыми добавками, а также гравийные и щебеночные смеси.

ГОО


В поисках эффективных отвердителей было исследовано боль­ шое количество солей .и кислот (главным образом солей серной и соляной кислот). Наилучшие результаты были получены при ис­ пользовании сернокислого окисного железа, применение которога ^обеспечило достижение наиболее высокой прочности и хорошей водоустойчивости материалов.

При производстве опытных работ было установлено, что проч­ ность укрепленного материала в большой степени зависит от вре­ мени обработки его реагентами. Так, если время обработки мате­ риала составляет '2 мин, прочность образцов из укрепленного пес­ ка при 2-еуточ,ном хранении в воздушновлажной среде и суточ­ ном водонасыщении достигает 60 кГ/см2, при обработке же песка в течение 4 ч прочность снижается до 5 кГ/см2.

Эти данные показывают, что, укрепляя песок карбамидной смолой при использовании в качестве отвердителя сернокислого окисного железа, в короткое время можно получить высокую прочность и водоустойчивость. При расходе омолы в количестве 8%* прочность укрепленного песка в водонасыіщанноім состоянии через 3—7 суток может достигать 70—80 кГ/см2.

Однако процесс отверждения смолы протекает очень быстро, по существу в первые 5 мин после внесения отвердителя. Поэтому в реальных условиях формирование образцов фактически проис­ ходит после затвердевания смолы, что ведет к разрушению струк­ туры и потере прочности. Уменьшить скорость отверждения смолы можно путем снижения количества отвердителя до 0,15—0,25% от веса укрепляемого материала. Однако прочность последнего при этом существенно понижается.

Эксперименты показали, что для достижения высоких и ста­ бильных показателей прочности укрепления грунтов и скелетных материалов карбамидными смолами требуется выполнение двух условий: назначение сравнительно больших норм расхода отвер­ дителя (при песке 0,5—1,0% от веса грунта) и применение специ­ альных добавок — замедлителей процесса отверждения с целью производства обработки грунта в течение 2—3 ч, (т. е. в сроки, достаточные для выполнения всех технологических операций на рабочем участке при использовании современных средств меха­ низации) . Поэтому были проведены специальные исследования с целью выявления веществ, способных выполнять роль замедлите­ лей процесса отверждения.

Опыты показали, что наилучшие результаты получаются при использовании в качестве замедлителя тиомочевины Она добав­ лялась к смоле в количестве 2,5—25% (от веса смолы), а коли­ чество сернокислого окисного железа принималось равным 1 % от веса песка, поскольку такая дозировка обеспечивала макси­ мальную прочность образцов при их укреплении смолой без тио­ мочевины.

* Здесь и ниже расход смол и других вяжущих веществ приводится в про­ центах от веса обрабатываемого материала.

101'


*g w

 

 

 

 

 

Рис. 26. Прочность песка, обработан­

)

у

 

 

 

ного карбамидной смолой М-19-62 с

за

 

 

 

 

 

добавкой тиомочевины, в

зависимо­

 

 

 

 

 

сти от количества отвердителя. Ко­

I

 

 

/

'< Г ' \

 

личество смолы—8 %. тиомочевины—а

 

/

 

15%

от

веса

смолы. Образцы фор­

 

 

 

\

 

мовали

через

2 ч после внесения от­

§ 70

 

/

 

\

 

 

 

 

 

 

 

вердителя:

 

 

 

 

\

 

 

 

 

 

I

 

/

 

\

 

1 — прочность образцов при 6-суточном хра­

 

 

/

 

 

^ З Е

 

 

____^---

пении в воздушновлажной среде п суточ­

 

 

 

 

 

 

ном

водонасыщешш; 2 — при

2-суточном

 

a

 

0 ,5

1,0

1 ,5

хранении и суточном водоиасыщенші

 

 

 

 

 

 

 

КосчВСш8р omßepdum'Влр,%ат Веса, грунта

Опытные работы подтвердили правильность выбора дозиро­ вок. Из графика (рис. 26) видно, что и в случае использования тиомочевины наиболее высокие показатели прочности достигают­ ся при доібавке сульфата окиси железа в количестве 0,75—'1,0%. Добавка тиомочевины в количестве 15—20% (рис. 27) обеспечи­ вает не только замедление процессов отверждения, но способству­ ет более быстрому нарастанию прочности в раннем возрасте (в первые 3—7 дней) и достижению более высоки« конечных проч­ ностей. Максимальная прочность укрепленногб песка при исполь­ зовании тиомочевины на седьмые сутки достигает 120—140 кГ/см2, что примерно в 2 раза больше по сравнению с образцами без тиомочевины.

Рис. 27. Прочность песка, обработан­ ного карбамидной смолой М-19-62 с добавкой тиомочевины, в зависимос­ ти от ее количества и времени обра­ ботки. Количество смолы — 8 %, ко­ личество отвердителя сульфата оки­ си железа— 1%. Образцы испытыва­ ли через 3 суток в водонасыщенном состоянии. Цифры на кривых пока­ зывают количество тиомочевины в

процентах от веса смолы