Файл: Милевский Э.Б. Автоматизация процессов индексирования учеб. пособие для студентов машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 81
Скачиваний: 0
Точность фиксации храповых поворотных механизмов весьма низ кая, поэтому необходимо использовать дополнительные фиксирующие устройства.
б) Кулачково-рычажные (рис. 11, б). Применяются в автоматах с одним распредвалом, вращающимся с постоянной скоростью, для пово рота качающихся приспособлений: поворот осуществляет дисковый кула чок при силовом замыкании пружиной.
в) Кулачково-цевочные (рис. 11, в). Применяются в неметаллорежу щих автоматах с одним распредвалом для поворота многопозиционных каруселей и столов, а также для поворота револьверных головок с не большим моментом инерции. Поворот осуществляется цилиндрическим кулачком — улитой, который вращается непрерывно и зацепляется с од ной из цевок, закрепленных на цевочном диске или непосредственно на столе: диск или стол вращаются прерывисто.
По принципу действия кулачково-цевочный механизм идентичен чер вячной паре. Поэтому кулачок иногда выполняют в виде двухзаходного червяка. Оси цевок располагаются по радиусу стола или диска, при чем смещение их в радиальном направлении дает незначительную погрешность.
Профиль улитного кулачка соответствует данному закону переме щения узла. В качестве самих цевок используют подшипники качения, что увеличивает точность фиксации узла в период останова.
Примечание. Кулачково-цевочные механизмы используют при небольшом числе по зиций (число цевок равно числу остановок) и в нашей стране на их базе (а также мальтийских механизмов) разработаны типоразмерные ряды приводов для столов и блоков с диаметром 500-Н2500 мм.
Преимущество кулачково-цевочных механизмов поворота: отсут ствие специального механизма фиксации, т. к. стол во время останов ки фиксируется самой улитой. Однако точность такой фиксации неве лика, поэтому такие механизмы не получили широкого распростране ния в металлообрабатывающих станках и автоматах.
Для периодического поворота карусели многочисленных сбороч ных автоматов, особенно в электровакуумной промышленности, широ кое распространение получил кулачково-цевочный механизм благода ря целому ряду его преимуществ: возможностью выполнения различ ных законов движения карусели; возможностью получения выгодного
соотношения между временем выстоя карусели и временем |
ее движе |
ния; возможностью фиксирования карусели самой улитой |
(кулаком) |
без дополнительных фиксирующих устройств. |
|
Время рабочего цикла сборочного автомата (Гц) определяется требуемой производительностью Q шт/мин:
где q — число параллельно обрабатываемых деталей.
Часть рабочего цикла уходит на транспортирование tTр карусели (перевод из одной рабочей позиции в другую). Это время trp соответ
31
ствует повороту кулака на угол а; в это время один из роликов цевочдого диска находится в пазу кулака:
*ТР = ГЦ— — 360°
Чаще всего автоматы имеют а=60-М 20°.
Кроме fTp, часть Гц уходит на выстой карусели ta; при этом фик сирующая часть кулака находится между двумя роликами цевочного диска:
ів —Тц—tfp., ав = 360°—а.
Примечание. Как правило, плавная работа механизма поворота карусели обеспе чивается при времени движения tTp не менее 0,6н-0,8 сек, однако применение специ
альных тормозных устройств позволяет сократить время движения карусели до
0,3 сек.
На рис. 12, а показана схема узла подобной конструкции карусе ли автомата сборки крупных цоколей осветительных ламп, где для осу ществления плавного останова карусель 5 притормаживается двухко лодочным тормозом 2 (управляется кулачком распредвала).
Тормозные колодки 2 установлены на эксцентричных осях 3 для возможности регулировки при износе колодок зазора между ними и внутренней поверхностью цевочного диска 7. Противоположные от осей 3 концы колодок соединены с диском 8 регулируемыми тягами 1. Диск 8 через шестерню 6 и систему рычагов кинематически связан с распред валом автомата.
При повороте карусели колодки 2 тормозов отведены. Перед оста
новкой карусели кулак (улита) |
через рычаги и шестерню 6 поворачи |
вает диск 8\ при этом колодки |
прижимаются к внутренней поверхности |
4 цевочного диска, и инерционные силы карусели плавно гасятся. |
|
Время транспортирования |
tTp карусели желательно сокращать, и |
оно определяется из циклограммы, хотя увеличение времени /Тр обес печивает плавность работы индексирующего устойства и его долговеч ность.
Возможность использования кулака /улиты) заданного наружного диаметра DKопределяется допустимым углом давления Ѳдоп (рис. 12, б).
Для кулака с наиболее распространенным косинусоидальным про филем значение угла Ѳ в середине кривой будет максимальным:
180° |
Н _ |
Гц |
Н |
tg/Ѳтах — |
D\; |
2tTp |
DIf |
а |
Обычно Ѳ<40°.
Шаг между центрами соседних цевочных роликов равен:
„ n . ß |
л . 180° |
Н —Dsin — = |
Dsin------ |
где D — диаметр цевочного диска по центрам роликов,
.32
ß— угол между центрами двух соседних роликов;
п— число роликов.
Ширина фиксирующего диска кулака
В = н - а ц,
где dц— наружный диаметр роликов цевочного диска.
Крутящий момент /Икр, необходимый для поворота вала с кулаком,
определяется по формуле: |
|
Мкр= А1сопр ^ K--tg Ѳ |
, |
где Мсопл — момент сопротивления, который |
преодолевается при по |
вороте цевочного диска (с учетом статического и динамического момен тов сопротивления).
Для уменьшения угла давления при заданных величинах Гц, Н н DKприменяется привод с выключаемым кулаком (рис. 12, в).
Карусель 6 получает движение от кулака (улиты) 4, установлен ного на вспомогательном валу 5 автомата. Вал 5 вращается быстрее распредвала 2 и оба они приводятся в движение от одного электродви гателя, но через разные кинематические цепи. Включение вала 5 осу ществляется однооборотной муфтой 3 от кулакаустановленного на рас предвале 2.
Время выстоя карусели 6 определяется разностью между вре менем одного оборота распредвала Гц и временем транспортирования Кр. карусели:
60 |
60 |
а |
f В — Гц К р. — |
Лив |
360е |
прв |
где прв п Пвв — число оборотов в минуту распределительного и вспо могательного валов.
Примечание. Для приведенном схемы автомата принимают а = 270-^330°, что по зволяет значительно уменьшить величину угла Ѳ.
В ряде случаев, когда необходимо регулировать время выстоя кару сели, привод вспомогательного вала с кулаком поворота осуществляет ся от отдельного электродвигателя.
Погрешности изготовления деталей кулачково-цевочного механизма приводят к ошибке индексирования карусели. Такие погрешности изго
товления можно объединить в три группы: |
I) |
приводящие к ошибке |
|||
взаимного положения осей отверстии цевочного диска; |
2) |
приводящие |
|||
к перемещению цевочного диска во время его выстоя; |
3) приводящие к |
||||
перемещению цевочного диска во время выстоя вследствие |
биения за |
||||
порной части кулака. |
|
|
|
|
|
1) |
О ш и б к а у г л о в о г о п о л о ж е н н я в е д о м о г о з в е н а Асра |
||||
представляет собой угловую ошибку положения центров отверстий це |
|||||
вочного диска под осп роликов, возникшую |
от |
погрешностей расточки |
|||
этих отверстий. |
|
|
|
|
3 -io n |
33 |
При обработки отверстий под осп роликов на координатно-расточ ном станке с поворотным столом эта ошибка определяется погрешнос тью делительного устройства поворотного стола Дсрде.-ь
А<р= АсгДРЛ.
Погрешность радиуса расположения центров отверстии под ролики непосредственно на ошибку углового положения ведомого звена не вли яет, но приводит к увеличению зазора в соединении роликов и фиксиру ющего диска кулака.
2) |
О ш и б к а у г л о в о г о п о л о ж е н ня ц е в о ч н о г о д и с к а А |
(рис. 12, в) |
из-за наличия зазоров в соединении роликов с фиксирую |
щей частью кулака.
С учетом центрального укіа © между центрами расточек под оси роликов, радиуса цевочного диска по центрам роликов R и числа роли ков п ошибка 2ufопределяется из выражения:
|
R sin |
18СГ |
|
|
|
|
- 12 |
|
|
sin( |
|
|
п |
|
|
|
R |
|
|
|
|
|
|
|
где Az — величина суммарного зазора, |
|
|
|
|
S — размер хорды, соединяющей |
центры |
соседних |
роликов. |
|
Для практических расчетов более удобна |
приближенная формула, |
|||
которая дает погрешность менее 1% при малых величинах |
углов, т. е. |
|||
при малых ошибках углового положения карусели (Дср2 Z |
2°). |
|||
-МГ,- |
R cos |
180° |
|
|
R ссз |
|
|||
|
|
|
и |
|
Величина суммарного зазора A z (рис. 12, |
г) |
представляет собой за |
зор в соединении цевок п фиксирующего диска кулака Azi и зазор вви ду осевого смещения кулака на валу Aza вследствие имеющихся люфтов:
Дг = Ат, -f Az,.
Величина зазора Az» является величиной вероятностной и опреде ляется фактическими размерами детален, сходящими в размерную цепь.
Примечание. Расчет |
размерной |
цепи для наиболее часто применяемого |
диапазона |
|||||
размеров (для d, и rf. = |
10-т-18 мм при dn = 30—50 мм) показал, |
что при |
выполнении |
|||||
сопрягающих размеров осей п роликов по ходовом |
посадкам 2-го |
класса |
точности н |
|||||
допуске па |
фиксирующую |
часть |
кулака 1> .-.пс |
максимальное |
значение |
зазора |
||
0.106 |
мм. При выполнении сопрягающих размеров осей и роликов |
по |
скользя |
|||||
щим посадкам 2-го класса точности максимальное значение зазора |
Azi = 0,054 мм. |
|||||||
Влияние диаметра цевочного диска D и числа роликов п на ошибку углового по |
||||||||
ложения цевочного диска Дгр |
при зазоре Дг, = 0,1 |
мм и Д22 =0,02 иск иллюстриру |
||||||
ется па графике рис. 12, |
д. |
|
|
|
|
|
|
34
Для снижения зазора Дг2 (вызывает дополнительную люфтовую
ошибку диска) монтаж вала кулака поворота |
карусели осуществляется |
||||
не на радиально-упорных подшипниках, а па |
упорных шарикоподшип |
||||
никах пли подшипниках скольжения. |
|
|
|
||
3) |
С м е щ е н и е ц е в о ч н о г о д и с к а А в о в р е м я в ы с т о я оп |
||||
ределяется |
перекосом фиксирующего |
диска |
кулака |
относительно оси |
|
его вращения, зависит от наличия зазора б и определяется из выраже |
|||||
ния (рис. 12, е ) : |
|
|
|
|
|
|
Дф = ------------------ |
■’ А, |
А |
= Аі + |
До. |
|
R cos |
180° |
|
|
|
Величина зазора б определяется погрешностью обработки отверс тия кулака и посадочного диаметра вала:
где D — наружный диаметр кулака, |
|
|
|
||
/ |
— длина посадочной поверхности кулака. |
|
|
||
Обычно величина 6 = 0у-0,044 мм. |
|
|
|
г, д ). Обгон |
|
г) |
Кулачково-роликовые |
(обгонные |
муфты, рис. |
11, |
|
ные муфты получили широкое распространение в средствах автомати |
|||||
зации кузнечно-штамповочного производства и различаются как роли |
|||||
ковые и клиновые. |
|
работают |
при |
вращении |
|
Роликовые обгонные муфты (рис. 11, г) |
|||||
внешней обоймы ! и неподвижной |
внутренней 3 или наоборот. Если |
внешняя обойма 1 вращается по направлению стрелки А, то ролики 2 силой трения затягиваются в узкую выемку между обоймами 1 и 3. за клиниваются в ней и приводят во вращение внутреннюю обойму 3. С. целью надежности заклиниваний ролик поджимается пружиной 4 че рез выдвижной штифт 5. При вращении обоймы 1 в обратном направ лении, происходит расклинивание ролика и сжатие пружины 4; при этом фрикционная связь обоймы 3 с обоймой 1 прекращается, т. е. обойма 3 не вращается.
Клиновая обгонная муфта (рис. 11, д) имеет внешнюю 6 и внут реннюю 9 обоймы, с цилиндрической поверхностью, между которыми размещены эксцентриковые ролики 7. Эти ролики связаны спиральной пружиной 8, установленной в ее торцовых пазах.
Муфта работает следующим образом. При вращении наружной обоймы по стрелке А ролики поворачиваются (размер а ролика меньше размера в) и заклиниваются между рабочими поверхностями обоих обойм. В нерабочем положении механизма пружина 8, связывающая ролики, поджимает их к обоим обоймам, т. к. рабочие поверхности обойм выполнены под некоторым углом, то пружины стремятся по вернуть ролики так, чтобы они постоянно контактировали с этими по верхностями. При вращении наружной обоймы в обратном иаправле-
3* |
35 |