Файл: Милевский Э.Б. Автоматизация процессов индексирования учеб. пособие для студентов машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 98
Скачиваний: 0
в конце поворота не равны нулю, т. е. поворот креста всегда сопровож дается ударами, причем тем сильнее, чем меньше число пазов 2 .
Обычно увеличение числа пазов до шести и более снижает |
толчки |
и резко уменьшает максимальные значения угловых ускорений, |
велнчи- |
d&n |
~ |
е. снижает инерцион |
на которых получается из уравнения ----- = 0, т. |
||
ен |
|
|
ные нагрузки. Таким образом, мальтийские |
механизмы с числом пазов |
|
креста менее 6 невыгодны. |
|
|
Геометрические размеры мальтийских механизмов также опреде |
||
ляются условиями безударного индексирования. |
Они предварительно |
|
выбираются исходя из условий компановки, |
а затем уже после опреде |
ления действующих сил и возникающих напряжений в деталях механиз ма эти размеры уточняются.
Обычно увеличение диаметра 2R креста приводит к снижению ве личины действующих сил и контактных напряжений между роликом кривошипа и рабочими поверхностями пазов креста.
Диаметр ролика dp кривошипа можно предварительно выбрать в зависимости от длины кривошипа г ііз следующего отношения:
Считая, что Аі = — , Х= — имеем:
ее
Х\ = cos — —у" 1 —А2 .
Поэтому при проектировании мальтийских механизмов возможно выбрать только одну из величин R, z или е, а другие определяются из соответствующей зависимости.
Примечание. Например, для 4-х-пазового креста- ‘'- = ß°=45°, а Ass0,7; для 6-ти
пазового -,L—= 30°, ß°=60°, л=0,5 и т. д.
Длина паза креста должна быть несколько больше величины /г, ко торая определяется, как
h = r + R—e = e (sin -— |-cos—— 1).
Диаметр вала d кривошипа определяется с учетом повышения его жесткости и возможности установки на две опоры.
dZ2f = 2 (e—R) = 2е^1 — cos—j;
— Z2^ 1—co s —j = 4sin2 —.
41
Когда число г велико, то отношение — небольшое, вследствие чего
е
вал кривошипа приходится располагать консольно; это связано со сни жением жесткости и с увеличением ударов.
При малых размерах мальтийский крест часто выполняют цельным; при больших размерах — составным из корпуса и отдельных секторов или накладных планок, прикрепленных к корпусу.
Примечание. Рабочие части креста изготавливают из стали 40Х, закаленной до твердости HRC504-58, а ролики — из стали ШХ15, закаленной до твердости HRC58H-62 (или из стали 20Х).
В реальных конструкциях мальтийских механизмов неизбежны погрешности в размерах деталей и в их монтаже, что приводит к отклонениям фактических значе нии скоростей и ускорений от теоретических. Например, отклонение размеров радиуса кривошипа и межцентрового расстояния в пределах ± 0,Ім,и существенно пе сказыва ется на кинематике индексирования, а при больших отклонениях наблюдаются удары. Допуск на размеры г, е, шаг между пазами должен составлять ± 0,Імм.
Хотя крутящий момент и КПД переменны по времени работы, обычно КПД маль тийских механизмов для практических расчетов принимают постоянным, п для креста, связанного с блоком или столом составляет 1| = 0,75. а для креста, сидящего на проме жуточном валу т] = 0,8 -у 0,9.
Силовой расчет деталей мальтийского |
креста |
основан на усилиях |
||
Р и Рк, приложенных к ролику, п состоит в определении |
максимальной |
|||
и средней мощностей, необходимых для поворота |
креста, |
а также |
наи |
|
большей силы, действующей на ролик кривошипа. |
|
|
|
|
При постоянной угловой скорости вращения кривошипа со развива |
||||
емая мощность пропорциональна значениям |
крутящего момента Мі на |
|||
валу креста (рис. 5, в). Этот момент равен |
алгебраической сумме |
мо |
||
ментов статических сил сопротивления движению |
поворачиваемого |
уз |
||
ла, связанного с крестом (сил трения) Мс и сил |
инерции |
поворачивае |
мого узла МІШ, обусловленных непостоянством угловой скорости креста сокПриближенно можно считать Мс постоянным и равным G-p-p (G — вес стола или блока со всеми приспособлениями и деталями; р —коф- фициент трения стола о направляющие; q — радиус сил трения).
Момент МІШ= Леек (-/к—момент инерции поворачиваемого узла, приведенный к валу креста, ек —угловое ускорение креста).
М\ = Мс + Мцп.
Этот суммарный момент будет действовать на валу мальтийского креста при каждом его положении и является постоянной величиной.
Момент на валу кривошипа:
М2 = Мі ■-~к- |
= |
(Мс + МИц) • |
-1- |
, |
и |
П |
(Ö |
'I |
|
где 1] — КПД механизма. |
const, |
со = const иЧ = |
const, то Мд будет |
|
В виду того, что М, = |
пропорционален величине сок. Следовательно, максимальному значению Мс соответствует максимальное значение угловой скорости сок креста.
42
Усилия Р и Р |. p j приложенные к ролику, определяются, как
п — |
■ |
О — |
• |
D |
— р |
р |
|
/ |
|
г |
|
|
|
где I =] "е2 — 2e-r-coscp + |
г = — Т'^1 — 2acos ср + |
Я2, |
Я = -- |
Усилие Рс, обусловленное моментом статических сопротивлении по вороту креста, имеет максимальное значение в середине поворота, ког да плечо момента Мс минимальное:
/mы — е г — (Я - ) Г, |
||||
Рс (шах>— |
Ліо |
’ |
-м1е |
1 я |
|
--- ----- |
|||
|
ЧП1!П |
/• |
1— / |
Сила, возникающая от момента инерционных сил:
Р |
_ M m |
Л;'£к |
* НИ |
---------- = |
--------------- ' S R T |
|
I |
I " • |
Усилие Лін достигает наибольшего значения при значении угла ср, |
зависящем от числа пазов 2 и при максимуме вышеприведенного выра
жения. Так, например, для 2 = 4, РІШ(шах) = |
0,126, выражение |
11,5, а |
для 2 = 6, Рцц(ітшх> = 0,013, выражение 1,196. |
Обычно принимают |
Р к<шах> |
при Рип(шах). |
|
|
Дальнейший расчет содержит проверку по суммарному моменту ЛД на смятие ролика и рабочей поверхности паза, палец кривошипа на из гиб, а также рассчитываются опоры валов креста и кривошипа, п мощ ность двигателя Мл„.
Средняя мощность на валу кривошипа
Мо ■со ІѴ9 = -------
102
где со — угловая скорость кривошипа.
Мощность двигателя Мдв определяется по его опрокидывающему моменту Л40пр (когда двигатель при повороте останавливается).
Максимальное мгновенное потребление мощности при индексиро вании:
■»1
а максимальный мгновенный крутящий момент на валу двигателя:
Ммгп = 975~— кГм (нм),
п9
где N шах — пиковая мощность при индексировании;
43
г) |
— КПД передач; |
|
пэ |
— номинальное число оборотов двигателя в мин. |
|
Для того, чтобы двигатель не остановился, необходимо выдержать, |
||
условие |
ЛКіпі^-ЛІопр. Для двигателей |
с короткозамкнутым ротором |
.А40пр— |
1,8Мном, т. е. /Ммрц 1 ДтѴІцом I |
|
где Л'/цом — номинальный крутящий момент. Следовательно, |
||
|
975 |
Nmпх |
|
МПОМ — _ 1,8 |
»3 |
ипо нему определяется поминальная мощность двигателя:
А' - » - Л і= — ат(*м).
СО
Мальтийские кресты широко применяются для индексирования ре вольверных головок, шпиндельных блоков и поворотных столов, и их конструктивные и прочностные расчеты широко известны.
К о н с т р у к т и в н о е выпо л и е н п е м а л ьт и й с к и х м е х а н и з- мов с одной цевкой бывает двух типов: I) крест связан непосредствен но со шпиндельным блоком или столом; 2) крест расположен на проме жуточном валу, вращение с которого передается шпиндельному блоку или столу через дополнительную зубчатую передачу.
Первый тип креста конструктивно значительно проще, но имеет ряд недостатков: все динамические нагрузки на кресте передаются непосред ственно блоку или столу: изменение числа шпинделей или позиций тре бует применения креста с другим числом пазов, что трудно осуществи мо.
Второй тип креста конструктивно меньше по размерам п его разме щение на промежуточном валу позволяет индексировать блоки пли сто лы с различным числом шпинделей п скоростью (путем изменения пе редаточного отношения зубчатой пары). В новых моделях автоматов применяется только второй тип мальтийского креста.
Для индексирования поворотных столов больших размеров можно использовать мальтийский крест с внутренним зацеплением, что снижа ет размеры всего механизма и позволяет разместить его в станине ав томата.
Примечание. Для поворота столов п барабанов чаще всего используются мальтий ские механизмы, кулачковые пли только зубчатые (преимущественно червячные пере дачи с индивидуальным приводом от одного регулируемого пли двух электродвигате лей) .
Наиболее распространены столы с диаметром планшайбы 500—1000 мм и числом позиций Зн-12.
Кроме механических устройств поворота нашли распространение гидравлические, пневматические, пневмогндравличсские и электромеха нические.
44
5. МЕТОДЫ УЛУЧШЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК МАЛЬТИЙСКИХ МЕХАНИЗМОВ С ВНЕШНИМ ЗАЦЕПЛЕНИЕМ
Применение мальтийских механизмов с в н е ш н и м з а ц е п л е н и ем и малым числом пазов креста при значительном шаге периодически поворачиваемых частей станка и малой продолжительности поворота вызывает чрезмерно большие динамические нагрузки. Например, наи больший коэффициент мощности для 4-х пазового механизма /<7Ѵтах = = 15,73, в то время как при косинусоидальном законе изменения ускоре ния ведомого звена KNmax= 3,88.
Применение с ф е р и ч е с к и х м а л ь т н й с к и х м е х а н и з м о в или механизмов с внутренним зацеплением, динамические нагрузки, в кото рых значительно меньше, чем в механизмах с внешним зацеплением, во многих случаях становится невозможным вследствии необходимости вы полнить поворот ведомого звена в течении сравнительно малого угла поворота распределительного вала станка по условиям компановки. В этих случаях для улучшения динамических характеристик мальтийс ких механизмов с внешним зацеплением можно увеличивать число пазов мальтийского креста, изменять угловую скорость кривошипа при работе механизма, применять кривошип переменной длины и криволинейные
пазы креста. |
|
|
|
П ри о т д е л ь н о м |
п р и в о д е мальтийского механизма, |
либо |
при |
возможности увеличения |
угла поворота распределительного |
вала |
ав |
томата, соответствующего повороту шпиндельного барабана или друго го узла, мальтийский механизм целесообразно выполнить с увеличенным числом пазов. Требуемый угол поворота узла станка можно получить подбором передаточного отношения промежуточной зубчатой передачи (рис. 14, а). Выполнение, например, пятнпазовых мальтийских механиз мов в многошпиндельных токарных автоматах Киевского завода стан ков-автоматов (вместо ранее применившихся четырехпазовых) снизило динамическую составляющую мощности при повороте в 1,5 раза.
При малом числе позиций поворачиваемого узла и при отдельном приводе мальтийского механизма выгодно применение удвоенного чис ла пазов креста и двух кривошипов (выполненных в виде двух роликов, осп которых закреплены на диске).
Если нельзя увеличить угол поворота расределительного вала, со ответствующий повороту узла, то для возможности увеличения числа пазов мальтийского креста выполняют ускорительную зубчатую переда чу с остановкой — н е п о л н ы е з у б ч а т ы е к о л е с а от распредели тельного вала к кривошипу.
С п о м о щ ь ю ц е в о к и п л а н о к или перекатывающихся рычагов можно устранить удары при включении и выключении зубчатого зацеп ления. Такие механизмы применены, например, в токарных автоматах «Кономатик» для поворота шпиндельного барабана. Включение и вы ключение зубчатого зацепления в этих автоматах происходит при малой скорости распределительного вала и не нагруженном кривошипе.
Переменная угловая скорость кривошипа может быть получена введе нием промежуточной передачи и е к р у г л ы м н к о л е с а м и (рис. 14 в) ,
45