Файл: Милевский Э.Б. Автоматизация процессов индексирования учеб. пособие для студентов машиностроит. специальностей.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 27.06.2024
Просмотров: 85
Скачиваний: 0
шш, ролики наклоняются и скользят по наружной обойме без переда чи ей движения.
Примечание. Роликовые обгонные муфты |
получили широкое |
распространение |
|
благодаря своей простоте. Угол заклинивания |
обеспечивается |
при |
повороте обоймы |
на а = 6-М0°. Однако роликовые муфты с течением времени |
начинают работать не |
стабильно, т. к. односторонняя выработка площадок, по которым перекатываются ролики, меняет угол заклинивания. Усложнение профиля рабочих поверхностей с целью снижения уменьшения угла заклинивания приводит к удорожанию изготовле ния муфт.
Клиновые обгонные муфты не имеют недостатков роликовых муфт, т. к. точки
соприкосновения роликов с рабочими поверхностями |
беспрерывно меняются. Угол |
||
заклинивания здесь а=2н-4°. Кроме того, из-за значительного |
увеличения |
количе |
|
ства заклинивающих роликов и их радиусов в месте |
контакта |
(размер г) |
габарит |
ные размеры клиновых муфт значительно больше роликовых. |
|
|
Расчет обгонных муфт основан на определении контактных на пряжений и угла заклинивания, а надежность работы— допустимым числом их переключений. При расчете п конструировании обгонных муфт угол заклинивания а при зажатых роликах делается равным примерно двойному углу трения: а=2р.
Расстояние Я от оси вращения роликов до плоскости их качения и диаметр ролика d выбираются в зависимости от габарита муфты, особенно радиуса качения /?, по соотношению:
,2(R -cosa—Я)
(I — |
, |
1 + cosa |
|
Я =Я со5а---- (1 + cosa). |
|
4, МАЛЬТИЙСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВОРОТА |
|
М а л ь т и й с к и е м е х а н и з м ы (рис. |
13 и 5, е) получили наи |
большее распространение в металлообрабатывающих автоматах, для периодического поворота револьверных головок, блоков и столов, т. к. отличаются высоким КПД, простотой конструкции и обеспечивают до статочную плавность поворота.
Одним из основных преимуществ мальтийских механизмов (а так же кулачково-цевочных) является то, что они не требуют специальных устройств для расцепления кинематической цепи (обгонных, кулачко вых и фрикционных муфт, храповых механизмов и т. д.), а также то обстоятельство, что сама структура мальтийского механизма обеспечи вает периодические (прерывистые) движения поворотных узлов при непрерывном вращении ведущих звеньев.
В автоматах с одним распредвалом, вращающимся с переменной скоростью, широко применяются механизмы с 4ч-6 пазами для пово рота шпиндельных блоков, причем поворот осуществляется от распред вала. Они применяются в неметаллорежущих автоматах с одним рас предвалом, вращающимся с постоянной скоростью, особенно там, где
36
время поворота можно совместить с какими-либо технологическими операциями.
Рис. 13. Мальтийские механизмы поворота
Наиболее распространены плоские мальтийские механизмы с на ружным (рис. 13, я, б) и внутренним. заі{вплением (рис. 13, г) и с рав номерно расположенными на кресте радиальными пазами. Ролик кри вошипа входит в паз креста и выходит из него в положениях, в г. іто-
3?
рых ось пазов касается траектории движения центра ролика. После выхода ролика из паза крест останавливается и его положение фик сируется каким-либо устройством (рис. 13, б).
Для этой цели широко применяется фиксирующее устройство в виде сектора 3 радиусом гс, жестко связанного с кривошипом 1 ради усом R. Одновременно с выходом ролика из паза креста сектор вхо дит в одну из сферических выемок креста и фиксирует его до момен та входа ролика кривошипа в следующий паз креста. Такие же уст ройства применяют и в других типах мальтийских механизмов.
Механизмы с зацеплением ролика рычага с пазами ползуна (рис. 13, в) применяют сравнительно редко; этот механизм можно рассмат ривать как мальтийский с бесконечно большим числом пазов. Ползун движется по косинусоидальному закону изменения ускорения. Этот за кон движения является промежуточным между законами движения креста с внешним и внутренним зацеплением.
В механизмах с внешним зацеплением при малом числе пазов тре буются значительно меньшие углы поворота кривошипа для соответ ствующего поворота креста, чем в механизмах с внутренним зацепле нием или в сферических механизмах. Поэтому механизмы с наружным зацеплением и малым числом пазов применяют в тех случаях, когда угол поворота креста должен соответствовать возможно меньшему уг лу поворота кривошипа. В случае, когда кривошип получает движение от отдельного привода и угол его поворота не ограничен, можно вы брать любой тип мальтийского механизма; при этом следует исходить из условий получения возможно меньших динамических нагрузок, ус ловий компановки и др.
Сферические механизмы могут быть построены с различными угла ми уо между валами кривошипа и креста (рис. 13, д). Обычно этот угол берется равным 90° (рис. 13, е). В сферическом механизме воз никают меньшие динамические нагрузки, чем в механизмах с внешним зацеплением. Иногда применение сферического механизма позволяет
избежать |
дополнительной конической |
зубчатой |
передачи |
(например, |
|
в механизме поворота барабана агрегатного станка). |
|
||||
Недостатки мальтийских механизмов: 1) |
большие пики |
кривой ус |
|||
корения |
(особенно при малом числе |
пазов), |
что |
вызывает |
значитель |
ные инерционные нагрузки при большой скорости поворота или боль ших моментах инерции при повороте тяжелых узлов; 2) имеют срав нительно большой угол поворота ведущего звена, особенно при боль шом числе пазов креста; это ограничивает их применение в автоматах
содним распредвалом, вращающимся с постоянной скоростью.
Сцелью уменьшения угла поворота между ведущим звеном и по водком вводятся дополнительные механизмы (зубчатые колеса, рычаж ные передачи, кулачки и т. д.), которые усложняют конструкцию и
увеличивают ее габариты.
В механизмах с внешним зацеплением при малом числе пазов тре буются значительно меньшие углы поворота кривошипа для соответ ствующего поворота креста, чем в механизмах с внутренним зацепле нием или в сферических механизмах. Поэтому они применяются с ма
38
лым числом пазов, когда угол поворота креста соответствует минималь ному углу поворота кривошипа.
В мальтийских крестах с внутренним зацеплением угловые уско рения ек достигают максимальной величины в моменты входа и выхо да цевки из зацепления; они по сравнению с механизмами с внешним зацеплением при прочих равных условиях характеризуются меньшими значениями ею т. е. меньшими динамическими нагрузками.
Мальтийские механизмы с внутренним зацеплением более слож ны в изготовлении и в монтаже и более дороже, чем с внешним зацеп лением,,
В тех случаях, когда кривошип имеет отдельный привод и угол его поворота не ограничен, можно применить любой тип мальтийского ме ханизма с учетом минимальных динамических нагрузок, точности, ком пановки и т. д.
Для поворота столов и барабанов агрегатных станков в последнее время применяют сферические мальтийские механизмы, что упрощает схему привода, причем с отдельным электродвигателем.
Мальтийские механизмы с наружным и внутренним зацеплением широко применяются в револьверных автоматах и в автоматах с вспо могательным и распределительным валами, где не существует ограни чений на угол поворота ведущего звена.
Обязательным условием безударного индексирования при помоши мальтийских крестов является соблюдение кинематической зависимос
ти: a + ß= --- (рис. 5, в). При этом кривошип располагается перпенди
кулярно оси паза мальтийского креста в момент входа (начало поворо та) и выхода (конец поворота) ролика.
В зависимости от количества пазов z будет изменяться и угол а = Л ,
Следовательно, |
|
|
Z |
|
|
|
|
о = |
я___ я _ |
я (г—2) |
|
Р |
2 |
г |
2г |
Обычно при конструировании мальтийских механизмов для индек |
|||
сации блоков или столов исходными |
параметрами являются: 1) число |
||
пазов креста, определяемое |
|
числом |
позиций — z; 2) время останова |
(выстоя), определяемого продолжительностью самой трудной опера цией — ^ост; 3) время поворота (индексирования) узла для смены по зиций (его необходимо резко сокращать или совмещать с рабочими опе рациями ---<инд).
Для столов сборочных машин іИнд=0,3-^5 сек.: меньшее время для небольших столов, большее — для тяжелых столов.
При конструировании задается также угол поворота мальтийского креста (2а), который определяется углом поворота индексируемого уз ла 2аИцд и передаточным отношением і креста: 2-аИнД=2-а-г.
39
При повороте индексируемого узла за время tmm продолжитель ность поворота мальтийского креста на угол 2 -а составит:
*д= tnf '
При равномерном вращении кривошипа (со= const и н= const) про должительность полного оборота его составит
|
|
|
г |
60 |
сек. |
|
|
|
|
|
|
|
1 |
= — |
|
|
|
||
т |
|
П |
ß |
п |
|
- 2 |
60 |
|
|
|
|
|
откуда |
||||||
1 ак, как |
— = — - |
, то /д= |
а |
||||||
|
|
Т |
- |
|
|
2z |
|
|
|
п = |
.:—2 30 |
|
|
|
|
|
|
|
|
------------ —оо. мин (1/60 об/сек). |
|
|
|
|
|||||
Примечание. |
Если |
по конструктивным |
и |
технологическим соображениям |
заданы |
||||
сШІЛ и и, то приходится выбирать число пазов |
креста г=4-н8 и передаточное |
отноше |
|||||||
ние і= — г —- Увеличение числа пазов |
креста |
|
вызывает увеличение |
угла поворота по- |
|||||
5 |
I |
|
поворота креста, а |
|
также увеличивает |
габариты |
(радиус |
||
водка необходимого для |
|
||||||||
креста). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Периодический |
поворот является |
|
вспомогательной |
операцией, поэ |
тому для повышения производительности желательно снижать его про должительность, т. е. уменьшать число пазов креста 2 и увеличивать
число оборотов в минуту п водила. Однако эти мероприятия связаны с резким ухудшением динамических условий поворота (увеличиваются толчки в начале и в конце поворота креста).
Для первой половины поворота креста его ускорение ек возрастает, а для второй — падает; в точке перехода ек = 0, т. е. передаточное отно шение от кривошипа к кресту переменно.
Во избежание жесткого удара в момент входа ролика кривошипа в паз креста необходимо, чтобы скорость креста была равна нулю, т. е. при cp = ß должно быть выполнено условие:
cosß— — =0,
е
где г — радиус кривошипа, е — межцентровое расстояние.
г= с? - cosß; — = sin a = sin — (рис. 5, в).
еz
Для начала и конца поворота скорости креста равны нулю, а уско рения
Ек(цач)= £к(коц) = І СО2 ' t g ---- .
■у
Так как tg-_ всегда больше нуля, то ускорения креста в начале и
40