Файл: Лысенко Е.Ф. Армоцементные конструкции учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.06.2024

Просмотров: 90

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

них изделиях. После отформовки всего комплекта бетон может наби­ рать прочность в естественных условиях или весь штабель закрывают и пропаривают. Этот способ был применен НИИСельстрой для изго­ товления панелей покрытий производственных сельскохозяйствен­

ных зданий,

которое велось в полигонных условиях. Тканые

сетки

натягивали

на матрицу. Матрицу и каждое отформованное

изделие

покрывали слоем строительной бумаги. Бетон удобоукладываемоетью 20 сек уплотняли поверхностным вибратором И-117. Пакет состоял из 10 панелей. Этот же способ был использован в ЧССР для изготов­

ления волнистых армоцементных

панелей

жилых, промышленных

и сельскохозяйственных

зданий.

Бетон

применялся

пластичный

с В/Ц = 0,7; он уплотнялся виброотсасыванием на

станке Каль-

чика, при этом создавалось давление

до 8000 кесім2. Установлено, что

при укладке штабеля из

20—30 панелей тепло гидратации цемента

концентрируется и способствует твердению бетона.

Преимущество этого способа: простота технологии, неметаллоемкое и недорогостоящее оборудование, возможность вести изготовление конструкций в условиях полигона, что не влияет на прочность и ка­ чество изделий.

К недостаткам следует отнести: возможность изготовления изделий только постоянной толщины, без ребер и утолщений, длиной до 6 м.

Способ набрызга (пневмобетон). Бетонная смесь подается растворо-

насосом с пневматической

приставкой и

наносится на поверхность

 

 

 

опалубки (рис. 92), после чего по­

 

 

 

верхность

 

изделия

 

заглаживают

 

 

 

вручную.

Бетонная

смесь

должна

 

 

 

быть

пластичной

(В /Ц = 0,4

-ь 0,7)

 

 

 

с осадкой

конуса

СтройЦНИИЛ 5—

 

 

 

10 см. Бетон уплотняется за счет вы­

 

 

 

сокой кинетической энергии раство­

 

 

 

ровоздушной смеси и аэродинамичес­

 

 

 

кого давления струи,

выходящей из

Рис. 92. Схема

установки для

на­

сопла

установки.

 

Исследованиями

установлено,

что у мелкозернистого

брызга бетонной смеси:

 

пневмобетона

высокие

физико-меха­

1 — растворонасос;

2 — пневматическая

приставка; 3 — компрессор; 4 — поверх­

нические показатели

и

он может ус­

ность изделия.

 

пешно

заменять

обычный бетон.

 

 

 

 

 

 

Комплексное

решение приготов­

ления, транспортирования, укладки

и уплотнения бетонной смеси

по сравнению с другими способами более экономично.

 

 

Недостатки: трудность соблюдения постоянной толщины изделия,

повышенный

расход цемента,

большой процент «отскока» и

отсут­

ствие механизации при затирке поверхностей.

 

 

 

 

 

Применялась и ручная укладка бетонной смеси,

в основном при

строительстве

судов и яхт. Сложность конфигурации и требования

монолитности не позволяли изготавливать эти сооружения из сборных элементов.В этом случае применялся более пластичный бетон, который наносили на слой сетки малыми порциями и тщательно растирали на небольшой поверхности до тех пор, пока рн не проходил через весь

190


пакет сеток и надежно их закрывал. Этот способ весьма трудоемкий. Поэтому более перспективен вышеописанный способ пневмобетона, почти исключающий ручной труд даже при изготовлении конструкций сложной конфигурации.

§25. УХОД ЗА БЕТОНОМ, ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВАНИЕ

ИМОНТАЖ ИЗДЕЛИЙ

Изделия могут твердеть в естественных условиях, но иногда, для ускорения процесса твердения, их подвергают термовлажпостной обработке в пропарочных камерах или в автоклавах.

Наряду с пропариванием можно применять прогрев в закрытых формах или двухстадийную тепловую обработку. Можно обогревать изделия встроенными в матрицу регистрами.

Перед началом термообработки отформованные изделия рекомен­ дуется выдерживать в естественных условиях не менее 2 ч. Режимы пропарки должны быть мягкие. При пропаривании в односторонних формах температура поднимается до 80°С со скоростью 30° С в ч в те­

чение 2 ч, а снижается со скоростью не более 25ЬС в ч.

Изготовление

в двойной опалубке позволяет повысить температуру

до 95° С и со­

кратить цикл пропаривания. Двухстадийная тепловлажностная обра­

ботка

рекомендуется только

для изделий без предварительно

напряженной арматуры,

чтобы

увеличить оборачиваемость форм.

При

этом первая стадия

термовлажностной обработки обеспечивает

40% проектной прочности бетона. Вторая стадия термовлажностной обработки производится после распалубки и укладки изделий в шта­ бель. Температура бетона при распалубке должна быть не более 30°С.

Передавать предварительное напряжение арматуры на бетон сле­ дует плавно с помощью механических устройств, после того, как бе­ тон достигнет прочности не ниже 70% его проектной марки. Армоцементные изделия должны сниматься с форм и транспортироваться без перекосов. При изготовлении изделий должен вестись поопера­ ционный контроль.

Толщина защитного слоя бетона для сеток и стержневой арматуры

может

колебаться в пределах ±2 мм.

На

1 м2 должно приходиться не более одной раковины (окола)

размером не более 20 мм и глубиной не более 1 мм. Технологические трещины недопустимы. Качество изделий контро­

лируется внешним осмотром всех изделий, обмером, выборочной про­ веркой положения арматуры и закладных деталей, а также прочност­ ными испытаниями.

Изделия постоянной толщины, не имеющие ребер жесткости и утол­ щений, должны храниться и транспортироваться в жестких инвен­ тарных контейнерах. На период хранения, транспортирования и мон­ тажа рекомендуется устанавливать временные связи, препятствующие появлению недопустимых деформаций. Изделия не длиномерные, складчатого поперечного постоянного сечения можно хранить в шта­ белях.

191


Отдельные элементы и целые конструкции к месту монтажа

могут

доставляться

автомобильным

или

железнодорожным транспортом.

Экономические

расчеты показывают,

что при расстоянии до 250 км

более выгоден автотранспорт, а свыше — железнодорожный.

 

Погружают и выгружают

изделия кранами или другими меха­

низмами.

 

 

 

 

Строповку конструкций нужно вести за монтажные петли,

рас­

положенные в определенных местах.

 

 

При доставке на строительную площадку перед монтажом

изде­

лия должны быть осмотрены с целью выявления дефектов. При

этом

конструкции должны быть обмерены и сверены с паспортом. Монтаж

Рис. 93. Монтаж армоцементных оболочек.

конструкций может вестись без поддерживающих устройств (панели, оболочки) и при помощи вспомогательных средств — мачт или меха­ нических кондукторов (арки,своды).

Конструкции большеразмерные следует монтировать, используя жесткие траверсы и приспособления в виде инвентарных стоек и сталь­ ных затяжек.

Армоцементные конструкции могут монтироваться различными способами: кранами на автомобильном или гусеничном ходу, башен­ ными и козловыми кранами, а также средствами, обеспечивающими максимальную механизацию работ и неизменяемость конструкции. Выбор механизма определяется видом и весом конструкции, сроками монтажа и мероприятиями по технике безопасности.

На рис. 93 показан процесс монтажа армоцементных длинных цилиндрических оболочек 6 х 18 м весом 13 т покрытия корпуса завода ЖБИ в Кишиневе. Монтировали конструкции двумя синх­ ронно работающими кранами на гусеничном ходу грузоподъемно­

192


стью 12 т каждый. Стропили оболочки за четыре петли. После уста­ новки оболочки на колонны и выверки ее проектного положения при­ варивали опорные закладные детали оболочки коголовникам колонн. Продолжительность монтажа оболочки 15—20 мин.

У конструкций, собираемых из отдельных элементов, перед мон­ тажом должны быть сварены закладные детали иомоноличены стыки.

Сводчатые покрытия целесообразно монтировать при помощи перед­ вижной опоры. На рис. 94 показан монтаж такого покрытия. Отдель­ ные панели собирали на земле в полуарки. Жесткость сечения полу­ арок на стадии монтажа обеспечивали металлическими распорками

Рис. 94. Процесс монтажа сводчатого здания склада пролетом 24 м из армоцементных панелей в Свердловске;

а — установка полуарки на временную передвижную опору; б — вид здания.

по две на панель. Монтировали полуарки краном на гусеничном ходу

с помощью траверсы. После замыкания свода сваривали

закладные

детали в ключе и между отдельными сводами, затем стыки

омоноли-

чивали.

 

§ 26. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ АРМОЦЕМЕНТНЫХ КОНСТРУКЦИЙ

Эффективность конструкции определяется несколькими факторами, основные из которых стоимость и трудоемкость.

Стоимость конструкции состоит из целого ряда стоимостных выра­ жений: материалов на ее изготовление, затрат, связанных с изготов­ лением конструкции, транспортированием, укрупнительной сборкой

и ее монтажом. Наиболее существенный фактор

ценообразования —

стоимость трудовых затрат.

 

 

 

Известно, что при определении

эффективности

конструкции пре­

имущества пространственных покрытий по расходу

бетона и стали

перед балочными — плоскостными

не имеют

решающего значения.

Монтаж пространственных конструкций связан с дополнительными операциями по сварке арматуры и замоноличиваниюшвов, в то время как в плоскостных конструкциях привариваются только закладные детали, а швы заливаются.Поэтому стоимость и трудоемкость монтажа пространственных конструкций выше, чем у плоскостных, что суще­ ственно отражается на полной стоимости и трудоемкости первых.

)93


Таким образом, снижение стоимости и трудоемкости простран­ ственных конструкций может быть достигнуто, с одной стороны, на стадии их изготовления снижением расхода материалов(бетона и арма­ туры), механизацией всех операций и этапов изготовления и совершен­ ствованием технологии, и с другой — совершенствованием операций по укрупнительной сборке и монтажу конструкции.

Для снижения стоимости и трудоемкости армоцементных

конст­

рукций до минимума нужно:

 

 

 

 

 

при изготовлении каркасов и сеток

применять

высокопроизводи­

тельные многоточечные сварочные автоматы;

 

 

 

 

для армирования использовать сварные сетки;

 

 

 

 

натягивать напряжённую арматуру малым числом прядей, стержней

или отдельных проволок на

упоры стенда или на

форму изделия.

В качестве

напряженной

арматуры

применять

высокопрочные

тканые сетки;

 

 

 

 

 

 

правильно подбирать состав бетона выдерживанием гранулометри­

ческого состава песка, оптимальным расходом цемента,

воды,

введе­

нием соответствующих пластифицирующих добавок;

 

 

 

бетонную смесь подвергать виброактивации

и

приготавливать

в бетоносмесителях принудительного действия;

 

 

 

 

изделия

формовать с помощью бетоноукладчика,

оборудован­

ного скользящим виброштампом. В этом случае технология изготов­ ления армоцементных конструкций поточно-агрегатная. Термооб­ работка изделий осуществляется в пропарочных камерах. Изготовле­ ние конструкций по стендовой технологии менее экономично, так как термообработка изделий требует специальных паровых рубашек, которые быстро изнашиваются, а площадь цеха загромождается фор­ мами на весь период термообработки изделий;

технологические операции по транспортированию и монтажу армо­ цементных конструкций полностью механизировать.

Эффективность армоцементных покрытий может быть представлена сравнением технико-экономических показателей данных конструк­ ций с железобетонными.

Так, в табл. 16 приведены основные технико-экономические по­ казатели крыш крупнопанельных домов на 1 м2 площади застройки, при неорганизованном водостоке. Из рассмотрения этих данных следует, что замена железобетонных конструкций армоцементными в варианте совмещенной крыши экономит от 43,5 до 68% бетона и от 31 до 50% стоимости 1 м2. При раздельной конструкции на армоцементные крыши расходуется меньше бетона на 30—70, стали на 40—50, стоимость 1 м2 снижается на 18—25%.

Для оценки экономичности армоцементных конструкций больших пролетов в табл. 17 приведены сравнительные показатели некоторых наиболее употребляемых большепролетных железобетонных покры­

тий. В качестве эталона для

сравнения при сетке колонн 12 х 24 м,

принято

типовое

покрытие в виде

плоских ребристых плит размером

3 x 1 2

м,

укладываемых по

типовым железобетонным фермам. Для

сетки

колонн 12

х 36 м за

эталон

приняты те же плиты, а фермы

железобетонные

запроектированы

специально (ЦНИИПромзданий).

1 9 4