Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 102
Скачиваний: 0
МИНИСТЕРСТВО ВЫСШЕГО И СРЕДНЕГО СПЕЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ РСФСР
ТУЛЬСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ
В. А. ГОЛУТВИН
ельсовый и колеси мышленный транс
УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ
ТУЛА — 1973
Министерство высшего и среднего специального образования FOäCP
fТульокий политехнический институт
/В.А. ГОЛУТВИН
РЕЛЬСОВЫЙ И КОЛЕСНЫЙ ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТРАНСПОРТ
Издательство Тульского политехнического института
Тула - 1973
УДК 625
В книге рассмотрены основные виды рельсового и безрель сового колесного транспорта промышленных предприятий, описаны устройство, содержание и ремонт железнодорожных путей и авто дорог, конструкции подвижного состава рельсового, автомобиль ного и телекечного транспорта, маневровые устройства и вагоно опрокидыватели, а также область их применения. Даны основы теории и расчет зв. гос публичная
н а уч н о -. охничс4«ая
бибѵ‘і,;о . .іа ОС СР
/ ■ ? < ? / #
Р е к о м е н д о в а н о научно-методическим советом факультета тяжелого машиностроения
в качестве учебного поообия для студентов специальности "Подъемно-транспортные машины и
оборудование" Тульского политехнического института .
ц р іт л n u w n r o -Э А П 1 f
Изд-во Тульск. политехи, ин-та
-3 -
ВВ Е Д Е Н И Е
Всвете задач, поставленных ХНУ съездом КПСС в области дальнейшего повышения производительности труда, механизации и автоматизации промышленного транспорта придается исключительно большое значение. Промышленный транспорт является одним из важнейших звеньев каждого предприятия, обеспечивающих переме щение разнообразных грузов внутри предприятия', подачу сырья,
материалов, деталей, полуфабрикатов, топлива и т ,д , , а также вывоз готовой продукции и отходов производства,
Транспортные расходы составляют значительную долю в стоимости производства любого изделия» Так,, в себестоимости продукции точного машиностроения, легкой и пищевой промышлен ности они достигают 15 - 20$, а в себестоимости полезных иско паемых - до 80$,
Удельный вес промышленного транспорта в общем производст венном процессе различен и зависит от отрасли производства: в добывающей промышленности он больше, а в перерабатывающей - меньше. В целом же комплексная механизация и автоматизация основных и вспомогательных процессов погрузки и транспортирова ния грузов являются важнейшими источниками роста производитель ности труда в народном хозяйстве, Повыоить эффективность меха низации и автоматизации транопортно-погруэочных операцій не возможно без связи в единую цепь, всех транспортирующих машин и увязки их работы с технологией производства на протяжений всего Грузопотока,
Несмотря на наметившуюся тенденцию к широкому внедрению на промышленных предприятиях конвейерного транспорта, важная роль в промышленности принадлежит рельсовому и безрельсовому колесному транспорту. Еелезнодорожный и автомобильный тран спорт в общем объеме перевозок промышленным транспортом состав ляет овышѳ 70$. В настоящее время средствами местного железно
дорожного и автомобильного транопорта, авто- и электротележками, тягачами перевозят разнообразные грузы, изделия, полу фабрикаты и готовую продукции между цехами и окладами, а также вывозят отходы производства. На ряде проиэводотв колесный тран спорт применяется и для внутрицехового перемещения грузов,
В отдельных отраолях промышленности, на базах, окладах, в портах рельсовый и безрельсовый колѳоный транопорт является основным транспортом и от его совершенствования и развития зависит работа предприятия в целом.
При значительном увеличении объема перевозок грузов во воех отраслях народного хозяйства рельсовый и безрельсовый колесный транопорт являетоя важным звеном в деле механизации транспортных и погрузочно-разгрузочных работ, Поэтому знакомство с ооновными видами рѳльоового и безрельсового колѳоного тран спорта промышленных предприятий имеет важное значение в деле подготовки квалифицированных инженеров по специальности "Подъемно-транспортные машины и оборудование",
Р а э д е л I
ОБЩЕ СВЕДЕНИЯ О РЕЛЬСОВОМ И БЕЗРЕЛЬСОВОМ ПРОМЫШЛЕННОМ ТРАНСПОРТЕ
§ I , Роль и значение промышленного транспорта
На современном промышленном предприятии четкая и высоко производительная работа невозможна без правильной организации работы транопортных средств. Транспортные и технологические линии тесно связаны друг с другом и предотаиляют собой единую производственную систему, в которой каждое звено определяет успех работы предприятия в целом. На каждом предприятии, строительной площадке, на железнодорожных станциях,, в портах, на складах и базах в процессе работы перемещают большое коли чество разнообразных грузов. Грузопоток крупных современных
предприятий исчисляется сотнями и даже тысячами тонн груза в час. Поэтому транспортные средства, являясь составной и неотъем лемой частью современного технологического процесса, устанав ливают и регулируют темп производства, обеспечивают его .рит мичность, способствуют повышению производительности труда, снижению трудоемкости и стоимости выпускаемой продукции. Кроме того, транспортіше средства являются обязательным элементом системы комплексной механизации и автоматизации как отдельных технологических процессов, так и предприятия в целом. Все пе ремещения грузов на предприятиях производятся средствами про мышленного транспорта.
Промышленный транспорт делится на внешний и внутренний (внутризаводский) транспорт.
Внешний транспорт предназначен для доставки на предприятия сырья, полуфабрикатов, топлива, готовых изделий смежных произ водств и других материалов и вывоза с предприятия готовой продук ции и отходов. Обычно операции внешнего транспорта-выполняются средствами железнодорожного, водного, автомобильного и реже воздушного транспорта.
Внутризаводский (внутренний) транспорт делится на межцехо вой и внутрицеховой транспорт грузов.
Межцеховой транспорт предназначен для распределения посту паюших грузов по предприятию, полуфабрикатов и узлов между це хами и складами, для перемещения готовой продукции и отходов производства. На предприятиях массового и крупносерийного произ водства для межцехового транспорта обычно применяют транспорти рующие машины непрерывного действия - конвейеры. На предприятиях серийного производства применяют также колесный транспорт: тележки и тягачи различных типов, местный железнодорожный (широкой и узкой колеи) и автомобильный транспорт. На металлургических ком бинатах и заводах тяжелого и энергетического машиностроения для перевозки тяжелых и крупногабаритных грузов в основном исполь зуют железнодорожный транспорт.
- 6 -
Внутрицеховой транспорт предназначен для передачи грузов внутри цехов, между отделениями, внутренними складами, отдель ными агрегатами и рабочими местами по технологическому процес су производства. На современных предприятиях для этой цели используют преимущественно конвейеры различных типов и только на отдельных предприятиях серийного производства с относитель но небольшим грузопотоком применяют безрельсовые тележки или грузоподъёмные краны.
§ 2. Основные виды рельсового и безрельсового колесного транспорта промышленных предприятий
По принципу действия машины рельсового и безрельсового колесного транспорта относятся к машинам периодического дейст вия. Они характеризуются периодической подачей грузов, пере мещением грузов отдельными порциями, определяемыми грузоподъем ностью машины. Разгрузка и загрузка производится при остановке машины, и лишь иногда машина разгружается на ходу, во время перемещения груза. Цикл работы таких машин состоит из остановки для загрузки, движения с грузом, остановки для разгрузки и обратного движения без груза, т .е . из попеременно возвратных движений с остановками.
Эти виды транспорта ширюко используются на различных пред приятиях для транспортировки штучных грузов (ящиков, коробок, мешков, узлов, деталей и т .д .) , а также единичных крупногаба ритных тяжелых грузов. Кроме того, рельсовый и автомобильный транспорт довольно часто применяют для перемещения массовых насыпных грузов.
По конструктивному признаку все виды колесного транспорта можно разделить на следующие основные группы: железнодорожный транспорт, автомобильный транспорт, безрельсовый тележечный транспорт. Каждый из этих видов транспортных средств имеет большое количество 'конструктивных разновидностей и типоразме ров применительно к разнообразным условиям работы.
-7 -
§3. Budop вида транспорта и транспортных средств
Одним из важнейших и ответственных этапов разработки проекта механизации транспорта предприятия является выбор вида машины, наиболее полно удовлетворяющей требованиям и условиям конкретного предприятия. Для этого необходимы не только знания конструктивных и эксплуатационных свойств транспортных машин, но и знания технологии и организации производства на механи зируемом предприятии, умение выполнить технико-экономическое сравнение возможных вариантов решения и выбрать наиболее ра циональный из них.
Основными условиями наиболее рационального выбора тран спортных средств являются : удовлетворение ряду технических тре бований, высокая технико-экономическая эффективность примене ния машины, обеспечение высокой надежности её работы в задан ных условиях и удовлетворение требованиям охраны труда. Важно также обеспечить бесперегрузочный транспорт грузов (или с минимальным количеством перегрузок) до конечного пункта с наименьшим количеством обслуживающего персонала.
На.выбор транспортных средств влияют следующие технические факторы:
1)вид и свойства транспортируемых грузов;
2)потребная производительность машины;
3)направление, длина и конфигурация пути перемещения груза;
й) способы хранения грузов в начальном и конечном пунктах и способы погрузки и разгрузки,способ разгрузки машины в конеч ном или промежуточных пунктах;
5)характеристика производственных процессов на механизи руемом предприятии;
6)особые местные условия.
Значительное влияние на выбортипа транспортной машины ока зывают также необходимость унификации и однотипности оборудования на предприятии.возможность дальнейшего расширения предприятия,срок
-8 -
службы, вопросы охраны труда, техники безопасности и удобства эксплуатации.
Для окончательного выбора типа или комплекса машин, удов летворяющих указанным техническим требованиям,проводят техникоэкономический анализ следующих основных показателей: капиталь ных затрат па приобретение машины или системы машин, а также
на устройство необходимых путей; |
эксплуатационных расходов |
и |
||
стоимости транспортирования |
одной |
тонны груза; численности |
и |
|
производительности рабочих, |
занятых на погрузочно-разгрузочных |
|||
работах; сроков окупаемости капитальных затрат. |
|
|||
Наиболее экономичнымтипом машины будет |
такой тип, кото |
|||
рый потребует наименьших капитальных затрат |
и обеспечит |
|
наименьшую себестоимость погрузочно-разгрузочных и транспортных работ, т .е . наименьшую себестоимость перевозки одной тонны груза.
§ Ч. Общие сведения о грузах
Все грузы делятся на штучные и насыпные. К штучным (еди ничным) грузаи относятся единичные изделия, детали и узлы ма шин, ящики, бочки, мешки, кипы, контейнеры, различные виды производственной тары для мелких деталей машин, инструмента,
крепежных изделий и |
т .д . |
Ш т у ч н ы е |
г р у з ы характеризуются габаритами |
(наибольшими размерами), формой, весом, иногда особыми свойства ми (хрупкостью, взрывоопасностью, пожароопаоностью).
К н а с ы п н ы м (массовым) грузаи относятся куско вые, зернистые или пылевидные материалы, транспортируемые в наоыпноц виде (руда, уголь, щебень, гравий, формовочная земля, песок, цемент, зерно и т .д ,) .
Насыпные грузы характеризуются кусковатоотью, объёмным весом, абразивностью и другими свойствами.
Кусковатоотью или гранулометрическим составом называется количеств энное распределение частиц по крупности.
- 9 -
По характеру однородности кусков грузы делятся на сорти рованные и рядовые. У сортированного груза отношение макси
мального |
размера |
куска |
d max |
|
к минимальному |
размеру куска а тіп |
|||||||||||||
менее 2,5; у рядового - более 2,5, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||
Сортированный |
груз |
характеризуется |
средним |
размером |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
Q |
I _ |
|
Q |
max |
Qt m in |
^ |
|
|
|
|
|
|
|
|
а рядовой |
груз |
- |
размером |
типичного |
куска |
CL' = a mox |
» |
еоли |
|||||||||||
вес кусков |
с |
размерами |
от |
0 , 8 |
a max до a max |
составляет |
более- |
||||||||||||
10% пробы, |
или |
размером |
|
a '= |
0 ,8 a max і |
если |
вес |
этих |
кусков |
||||||||||
менее 10$ |
пробы. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
По крупности кусков насыпные грузы делятся на крупнокуско |
|||||||||||||||||||
вые ( а ' >160 мм), среднекусковые ( |
а ' = 60 |
|
160 |
мм), |
мелко- |
||||||||||||||
кусковые |
( |
|
а ' = 10 1- |
60 |
мм), |
зернистые |
С |
а 1= 0 ,5 |
+ 10 мм) и |
||||||||||
пылевидные ( |
а ' < 0 ,5 |
мм). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
в е с ) у - |
|||||||
О б ъ ё м н ы й |
в е с |
груза в |
насыпке |
(насыпной |
|||||||||||||||
это вес I ы3 насыпанного (разрыхленного) |
груза. |
По |
величине |
||||||||||||||||
насыпного веса |
(в |
т/м3) |
различат грузы |
легкие |
( у |
< 0 ,6 т/м3), |
|||||||||||||
средние |
( |
у |
= 0,6 |
+ |
I , I |
т/м3), |
тяжелые |
( У |
= 1,1 |
* |
2,0 |
т/м3) |
|||||||
и весьма |
тякелые |
(^у> 2 |
т/м3) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
У г о л |
|
е |
с |
т е |
с |
т |
в е |
н |
н о г |
о |
о т к о с а |
- |
это |
угол наклона боковой поверхности сыпучего материала к горизонту. Он характеризует подвижность частиц насыпного грузах Величина угла естественного откоса р зависит от вида материала, его влажности, формы и крупности частиц. Для большинства насыпных грузов величина у г л а ^ находится в пределах 30 - Щ °,
А б р а з и в н о с т ь (истиращая способность) - свойст во чаотиц насыпного груза оказывать истирающее воздействие на соприкасающиеся с ними рабочие поверхности►Значительную абра зивность имеют зола, цемент, песок, кокс, пемза, дробленая руда и др.
При транспортировании насыпных грузов имеют также значение такие их свойства, как влажнооть, липкость, слеживаемость,