Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 103

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- 20S -

т о

*~320

Рис.

62. Электротягам АТБ-250 (тяговое

усилие

250 кг,):

- рана;

2

- съемная кабина; 3

передний

щит; А -

сиденье;

5 -

рулевое управление;

6 - сцепное

устройство


- 210 -

Для внутризаводских и внутрипортсвых перевоаок выпускает­ ся электотягач ТА-IM (рис. 63), имеющий такие ве узлы, как и тягач АТБ-250. Для перевоаки груза на корпусе тягача имеется площадка, огражденная перилами. Помимо транспортировки грувов на прицепных тѳлекках, тягач мокет путем толкания передней или задней частью корпуоа перемещать груаы и отдельные железнодо­ рожные вагоны на небольшие расстояния. Сцепка тягача о при­ цепом автоматическая, расцепка осуществляется как из кабины водителя ножной педалью, так и о земли нажатием ногой педали крюка. Управление тормоза сблокировано с оидѳньем водителя и контроллером. Когда водитель вотает о сиденья, тормоза авто­ матически закрываются и электродвигатель отключаетоя о® электросети питания. Тяговое усилие тягача до 800 кГ.

Для нужд легкой промышленности выпускается ѳлѳктротгігач ЭТ-250 '‘Рига11 (рис. 64). Электротягач трехколеспого типа имеет . малые габариты и отличается выоокой маневренноотыз, что позволяет использовать его в отесненных условиях цехов на складах, в аэропортах, на почтамтах и т .д . .

Основные узлы тягача» корпус и рама} переднее колесо и рулевое управление; задний мост (ведущий)) ножной тормоз) сиденье для водителя) прицепное устройство И электрооборудо­ вание. Прицепное устройство не автоматическое. Сцѳйяа осу­ ществляется шкворнем, нходящим в серьги, приваренные к корпу­ су тягача, и в серьги прицепной тележки,

Отличительной особенностью тягача 31-250 “Рига" является размещение аккумуляторной батареи в специальном контейнере, который при подзарядке заменяется другим, о заряженными акку­ муляторами, Батарея присоединяется н электроцепи тягача при помощи штепсельного разъема^Тягач комплектуется двумя при­ цепными тележками и может перевозить груз весом до 2 т при ттовон усилии 125 кГ,

- 2II -

Рис.63. Электротягач ТЛ-Ш:

I - корпус; 2 - съемная кабина; 3 - передний шит; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль прицепного устройства; 6 - рукоятка ре­ верса; 7 - рычаг для переключения скоростей; 8 - рычаг управления коробкой передач; 9 - сиденье; 10 - сцепное

устройство

- 21.2 -

- 213 -

Прицепные тележки (прицепы) в зависимости от вида грузов изготовляются с грузонеоущей частью в виде кузова, платформы с бортами или без них, а также специальных типов с. приспособ­

лениями для грузов различной формы. Для улучшения маневренности колеса тележек закрепляются на поворотных полуооях, автома­ тически устанавливающихся в положение, при котором колеса дви­ жутся по тому же радиусу, по которому поворачивается впереди идущий тягач. В настоящее время раэработаны тележки грузо­ подъемностью 1,5 т (ТП-І) и 3,0 т (ТП-2).

Кнедостаткам тягачей относится сложность маневрирования

опоездами внутри помещений.

Широкое применение получили на отечественных предприятиях тягачи болгарской фирмы "Балканнар" ЕТ-500,ЕТ-50І, ЕТ-506 ,ЕТ -5ІІ,

позволяющие транспортировать соответственно 2,5} 5,0 и 12,5 т груза.

§ 6, Внутризаводский транспорт на воздушной подушке

Одним из перспективных направлений в развитии внутризавод­ ского транспорта является применение транспортных устройств На воздушной подушке. В США, ФРГ, Франции, Англии в настоящее время созданы ч применяютон для перемещения тяжелых Грузов пнѳвмоподдоны различного конструктивного исполнения. Глав­ ным достоинством воздушной подушки является возможность сни­ жения в деоятки раз коэффициента сопротивления движению. Ве­ дутся работы по конструированию двух типов уотановок, дей­ ствующих по принципу воздушной подушки: отационарного типа и передвижного типа с использованием опорных дисков.

Установка отационарного типа включает в оебя напольную или встроенную в пол воздушную коробку. Вдоль воего пути гру­ за расположены воздушные нагнетательные камеры, в верхней чаоти которых смонтированы шаровые клапаны с пружинами. Пере­

мещающийся груз

отжимает пружины, при этом клапан открывается

и сжатый воздух

поступает под груз. Такие нагнетательные каме­

ры можно установить на окладе тяжеловесов, Погрузочной платфор­ ме, грузовом автомобиле и т .д .


- г і и -

Установки передвижного типа состоят ив набора опорных дисков, которые крепятся к днищу поддона, тележки или контей­ нера, Сжатый воздух по гибкому шлангу подается к опорным дискам. Воздух вытекает череэ зазор и образует воздушную подушку, под­ держивающую опорные диски, При ровной и гладкой поверхности транспортного пути величина воздушного зазора не превышает 0,2 ым.

Поддоны на воздушной подушке целесообразно иополвэоватв для транспортирования тяжеловесных грузов в производственных и складских помещениях при ограниченной высоте зданий. Приме­ няя такие поддоны, можно перемещать грузы весом свыше 7 т; тяговое усилие при трогании о места не превышает 3 - 5 кГ, а при установившемся движении - I - 2 кГ на каждую тонну веоа груза.

В последнее время находят применение ручные тележки на воздушной подушке, Тележка (рис, 65) соотоит ив двух частей, одна из которых предназначена для размещения компрѳсоорной установки о бензиновым двигателем, а другая - для размещения груза. Обе части тележки соединяются при помощи шарнирного сцепного устройства. Грувовая часть тележки - поддон - под­ держивается над полой воздушной подушкой, создаваемой че­ тырьмя опорными тарелками. К опорным тарелкам подается сжатый воздух от компрессорной установки, и тем же компрессором он отсасывается после выхода из-под опорной части тарелок.

Применяются также ручные тележки, у которых воздушная подушка создается за счет сжатого воздуха, подводимого по ста­ ционарной магистрали, расположенной под полон помещения. Под действием веса тележки сжатый воздух поступает через шаровые клапаны в пространство между тележкой и полом. При помощи дышла тележка, поддерживаемая воздушной подушкой, перемещается над полом.

- 215 -

Рис. 65. Схема тележки на воздушной подушке

-216 -

§7. Организация и эксплуатация тележечного транспорта

Самоходные тележки и тягачи занимают одно из ведущих мест в механизации погруэочно-равгрузочных и транопортных работ в промышленности, на транспорте и в строительстве.

Наибольшее применение нашли электротѳлекни и элентротягачи с приводом от аккумуляторных батарей. Отсутствие вредных газов и незначительный шум при работе электродвигателя позволяют широко использовать их в крытых помещениях. К недостаткам таких электротележек и электротягачей можно от­ нести наличие специальных зарядных устройств, необходимость квалифицированного обслуживания таких устройств, небольшую

.энергоемкость аккумуляторных батарей.

К управлению электротележками и электротягачами до­ пускаются специально обученные лица, имеющие свидетельство на право управления. При приеме и сдаче смены машинист обя­ зан проводить осмотр тележки или тягача и содержать их в чистоте и порядке. До выхода в рейс все замеченные неисправ­ ности подлежат устранению.

Бесперебойная работа тележек и тягачей обеспечивается технически грамотной их эксплуатацией, периодическими осмотрами и профилактическими ремонтами, которые должны осуществляться по заранее разработанному графику.

Запрещается превышать установленный! вес груза для те­ лежки или количество прицепов для тягача^ Эффективность ис­ пользования электротелекек и злектротягачей значительно по­ вышается при широком применении оборотний транспортной тары (поддонов, контейнеров и т .д .) .


 

 

-

217

 

 

 

 

Глава

XI. РАСЧЕТ.БВВРЕЛЬСОВЫХ ТЕЛЕВЕК

 

§ I , Определение потребного

количества тележек

Потребное количество тележек определяется величиной

ГРУ80П0,Г0ка. т ,е ,

производительностью на данной

участке и

производительностью одной

тележки. Если

Q -

необходимая

общая

производительность в

т/ч

и

Q T -

производительность

одной

тележки в т/ч , то число

тележек

 

 

Производительность одной тележки определяют по формуле:

 

 

5

q

J SS & l& k .

 

т/ч,

 

(169)

 

 

 

 

1000

f

 

 

 

 

 

где

Q -

грузоподъёмность тележки,

кг;

 

 

JCj-

коэффициент использования

груаоподьёмнооти, зави-

 

 

ояший от рода груѳа и организации

работ;

практи­

 

 

чески ой

принимается

равным 0,6 -

1,0 j

 

 

Кг-

коэффициент использования

тележки во времени,

 

 

принимаемый равным прибливительно 0,9;

 

 

Т - продолжительность рейоа( мин.

 

 

 

Таким образом,

в уравнении

(169)

ІО00

- груз Гр тон-

нах),

перевозимый тележкой за

один

 

йоѵ"

коли­

рѳйо, а

чество рейсов тележки за чао.

 

 

 

 

т

 

 

Продолжительность

рейса

Т

окладываѳтся ив времени

пробега тележки о Грузом на пути

 

L

м со окороотью

ѵь м/мин,

холоотого пробега" оо окороотью V*

м/мин и времени простоев

пой погрузкой Тң. и разгрузкой

Тр

,

т .е ,

 

 

 

 

Т =

 

+

Т„ +

 

мин.

 

(170)

2ля упрощения расчетов шэжно принимать при движении в обе стороны среднюю окоросТьѴ0р равной 60 - 70# от наибольшей.


- 2X8 -

Если пр:.нятьТ п =Т р, что соответствует работе тележек о подъемной платфориой, то уравнение примет вид

Т

+ 2?п мин.

( Ш )

ср Для тележек о подъёмной платформой продолжительность

простоя Т п = Т р я® ( I + І.Э ) мин.

Время для погрузки и разгрузки тележек о неподъёмной платформой мржно определить по формуле

V

т г

- s ä f

- •

 

№)

где Qp= —

• К

-

производительность

рабочих

на погрузке

 

 

 

или разгрузке, т/ч|

 

 

 

А

-

производительность

одного

рабочего за

 

 

 

омену, т/ч[

 

 

 

 

П

-

количество чаоов работы в смену}

 

It

-

число рабочих,

 

 

Зная нормы затраты времени при погрузочно-разгрузочных работах на I т груза (ориентировочно можно принимать при

ручной погрузке-разгрузке t * 15 мин на I

т груза), можно

время простоя выразить следующей формулой:

 

Q к , і

мин.

( Ш )

іооо X

 

 

§ 2 , Тяговый расчет безрельсовых тележек

Тяговое усилие на Передвижение тележки по горизонталь­ ному пути

Vs^=(G + G e )w ' кГ,

c m )

где G и Qo - вео груэа и тележки, кг}

W 1- коэффициент сопротивления движению.