Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 103
Скачиваний: 0
- 20S -
т о
*~320
Рис. |
62. Электротягам АТБ-250 (тяговое |
усилие |
250 кг,): |
||
- рана; |
2 |
- съемная кабина; 3 |
передний |
щит; А - |
сиденье; |
5 - |
рулевое управление; |
6 - сцепное |
устройство |
- 210 -
Для внутризаводских и внутрипортсвых перевоаок выпускает ся электотягач ТА-IM (рис. 63), имеющий такие ве узлы, как и тягач АТБ-250. Для перевоаки груза на корпусе тягача имеется площадка, огражденная перилами. Помимо транспортировки грувов на прицепных тѳлекках, тягач мокет путем толкания передней или задней частью корпуоа перемещать груаы и отдельные железнодо рожные вагоны на небольшие расстояния. Сцепка тягача о при цепом автоматическая, расцепка осуществляется как из кабины водителя ножной педалью, так и о земли нажатием ногой педали крюка. Управление тормоза сблокировано с оидѳньем водителя и контроллером. Когда водитель вотает о сиденья, тормоза авто матически закрываются и электродвигатель отключаетоя о® электросети питания. Тяговое усилие тягача до 800 кГ.
Для нужд легкой промышленности выпускается ѳлѳктротгігач ЭТ-250 '‘Рига11 (рис. 64). Электротягач трехколеспого типа имеет . малые габариты и отличается выоокой маневренноотыз, что позволяет использовать его в отесненных условиях цехов на складах, в аэропортах, на почтамтах и т .д . .
Основные узлы тягача» корпус и рама} переднее колесо и рулевое управление; задний мост (ведущий)) ножной тормоз) сиденье для водителя) прицепное устройство И электрооборудо вание. Прицепное устройство не автоматическое. Сцѳйяа осу ществляется шкворнем, нходящим в серьги, приваренные к корпу су тягача, и в серьги прицепной тележки,
Отличительной особенностью тягача 31-250 “Рига" является размещение аккумуляторной батареи в специальном контейнере, который при подзарядке заменяется другим, о заряженными акку муляторами, Батарея присоединяется н электроцепи тягача при помощи штепсельного разъема^Тягач комплектуется двумя при цепными тележками и может перевозить груз весом до 2 т при ттовон усилии 125 кГ,
- 2II -
Рис.63. Электротягач ТЛ-Ш:
I - корпус; 2 - съемная кабина; 3 - передний шит; 4 - педаль тормоза; 5 - педаль прицепного устройства; 6 - рукоятка ре верса; 7 - рычаг для переключения скоростей; 8 - рычаг управления коробкой передач; 9 - сиденье; 10 - сцепное
устройство
- 21.2 -
- 213 -
Прицепные тележки (прицепы) в зависимости от вида грузов изготовляются с грузонеоущей частью в виде кузова, платформы с бортами или без них, а также специальных типов с. приспособ
лениями для грузов различной формы. Для улучшения маневренности колеса тележек закрепляются на поворотных полуооях, автома тически устанавливающихся в положение, при котором колеса дви жутся по тому же радиусу, по которому поворачивается впереди идущий тягач. В настоящее время раэработаны тележки грузо подъемностью 1,5 т (ТП-І) и 3,0 т (ТП-2).
Кнедостаткам тягачей относится сложность маневрирования
опоездами внутри помещений.
Широкое применение получили на отечественных предприятиях тягачи болгарской фирмы "Балканнар" ЕТ-500,ЕТ-50І, ЕТ-506 ,ЕТ -5ІІ,
позволяющие транспортировать соответственно 2,5} 5,0 и 12,5 т груза.
§ 6, Внутризаводский транспорт на воздушной подушке
Одним из перспективных направлений в развитии внутризавод ского транспорта является применение транспортных устройств На воздушной подушке. В США, ФРГ, Франции, Англии в настоящее время созданы ч применяютон для перемещения тяжелых Грузов пнѳвмоподдоны различного конструктивного исполнения. Глав ным достоинством воздушной подушки является возможность сни жения в деоятки раз коэффициента сопротивления движению. Ве дутся работы по конструированию двух типов уотановок, дей ствующих по принципу воздушной подушки: отационарного типа и передвижного типа с использованием опорных дисков.
Установка отационарного типа включает в оебя напольную или встроенную в пол воздушную коробку. Вдоль воего пути гру за расположены воздушные нагнетательные камеры, в верхней чаоти которых смонтированы шаровые клапаны с пружинами. Пере
мещающийся груз |
отжимает пружины, при этом клапан открывается |
и сжатый воздух |
поступает под груз. Такие нагнетательные каме |
ры можно установить на окладе тяжеловесов, Погрузочной платфор ме, грузовом автомобиле и т .д .
- г і и -
Установки передвижного типа состоят ив набора опорных дисков, которые крепятся к днищу поддона, тележки или контей нера, Сжатый воздух по гибкому шлангу подается к опорным дискам. Воздух вытекает череэ зазор и образует воздушную подушку, под держивающую опорные диски, При ровной и гладкой поверхности транспортного пути величина воздушного зазора не превышает 0,2 ым.
Поддоны на воздушной подушке целесообразно иополвэоватв для транспортирования тяжеловесных грузов в производственных и складских помещениях при ограниченной высоте зданий. Приме няя такие поддоны, можно перемещать грузы весом свыше 7 т; тяговое усилие при трогании о места не превышает 3 - 5 кГ, а при установившемся движении - I - 2 кГ на каждую тонну веоа груза.
В последнее время находят применение ручные тележки на воздушной подушке, Тележка (рис, 65) соотоит ив двух частей, одна из которых предназначена для размещения компрѳсоорной установки о бензиновым двигателем, а другая - для размещения груза. Обе части тележки соединяются при помощи шарнирного сцепного устройства. Грувовая часть тележки - поддон - под держивается над полой воздушной подушкой, создаваемой че тырьмя опорными тарелками. К опорным тарелкам подается сжатый воздух от компрессорной установки, и тем же компрессором он отсасывается после выхода из-под опорной части тарелок.
Применяются также ручные тележки, у которых воздушная подушка создается за счет сжатого воздуха, подводимого по ста ционарной магистрали, расположенной под полон помещения. Под действием веса тележки сжатый воздух поступает через шаровые клапаны в пространство между тележкой и полом. При помощи дышла тележка, поддерживаемая воздушной подушкой, перемещается над полом.
- 215 -
Рис. 65. Схема тележки на воздушной подушке
-216 -
§7. Организация и эксплуатация тележечного транспорта
Самоходные тележки и тягачи занимают одно из ведущих мест в механизации погруэочно-равгрузочных и транопортных работ в промышленности, на транспорте и в строительстве.
Наибольшее применение нашли электротѳлекни и элентротягачи с приводом от аккумуляторных батарей. Отсутствие вредных газов и незначительный шум при работе электродвигателя позволяют широко использовать их в крытых помещениях. К недостаткам таких электротележек и электротягачей можно от нести наличие специальных зарядных устройств, необходимость квалифицированного обслуживания таких устройств, небольшую
.энергоемкость аккумуляторных батарей.
К управлению электротележками и электротягачами до пускаются специально обученные лица, имеющие свидетельство на право управления. При приеме и сдаче смены машинист обя зан проводить осмотр тележки или тягача и содержать их в чистоте и порядке. До выхода в рейс все замеченные неисправ ности подлежат устранению.
Бесперебойная работа тележек и тягачей обеспечивается технически грамотной их эксплуатацией, периодическими осмотрами и профилактическими ремонтами, которые должны осуществляться по заранее разработанному графику.
Запрещается превышать установленный! вес груза для те лежки или количество прицепов для тягача^ Эффективность ис пользования электротелекек и злектротягачей значительно по вышается при широком применении оборотний транспортной тары (поддонов, контейнеров и т .д .) .
|
|
- |
217 |
|
|
|
|
|
Глава |
XI. РАСЧЕТ.БВВРЕЛЬСОВЫХ ТЕЛЕВЕК |
|||||
|
§ I , Определение потребного |
количества тележек |
|||||
Потребное количество тележек определяется величиной |
|||||||
ГРУ80П0,Г0ка. т ,е , |
производительностью на данной |
участке и |
|||||
производительностью одной |
тележки. Если |
Q - |
необходимая |
||||
общая |
производительность в |
т/ч |
и |
Q T - |
производительность |
||
одной |
тележки в т/ч , то число |
тележек |
|
|
Производительность одной тележки определяют по формуле:
|
|
5 |
q |
J SS & l& k . |
|
т/ч, |
|
(169) |
||
|
|
|
|
1000 |
f |
|
|
|
|
|
где |
Q - |
грузоподъёмность тележки, |
кг; |
|
|
|||||
‘ |
JCj- |
коэффициент использования |
груаоподьёмнооти, зави- |
|||||||
|
|
ояший от рода груѳа и организации |
работ; |
практи |
||||||
|
|
чески ой |
принимается |
равным 0,6 - |
1,0 j |
|
||||
|
Кг- |
коэффициент использования |
тележки во времени, |
|||||||
|
|
принимаемый равным прибливительно 0,9; |
|
|||||||
|
Т - продолжительность рейоа( мин. |
|
|
|||||||
|
Таким образом, |
в уравнении |
(169) |
ІО00 |
- груз Гр тон- |
|||||
нах), |
перевозимый тележкой за |
один |
|
йоѵ" |
коли |
|||||
рѳйо, а |
— |
|||||||||
чество рейсов тележки за чао. |
|
|
|
|
т |
|
||||
|
Продолжительность |
рейса |
Т |
окладываѳтся ив времени |
||||||
пробега тележки о Грузом на пути |
|
L |
м со окороотью |
ѵь м/мин, |
||||||
холоотого пробега" оо окороотью V* |
м/мин и времени простоев |
|||||||||
пой погрузкой Тң. и разгрузкой |
Тр |
, |
т .е , |
|
|
|||||
|
|
Т = |
|
+ |
Т„ + |
|
мин. |
|
(170) |
2ля упрощения расчетов шэжно принимать при движении в обе стороны среднюю окоросТьѴ0р равной 60 - 70# от наибольшей.
- 2X8 -
Если пр:.нятьТ п =Т р, что соответствует работе тележек о подъемной платфориой, то уравнение примет вид
Т |
+ 2?п мин. |
( Ш ) |
ср Для тележек о подъёмной платформой продолжительность
простоя Т п = Т р я® ( I + І.Э ) мин.
Время для погрузки и разгрузки тележек о неподъёмной платформой мржно определить по формуле
V |
т г |
- s ä f |
- • |
|
№) |
|
где Qp= — |
• К |
- |
производительность |
рабочих |
на погрузке |
|
|
|
|
или разгрузке, т/ч| |
|
|
|
|
А |
- |
производительность |
одного |
рабочего за |
|
|
|
|
омену, т/ч[ |
|
|
|
|
П |
- |
количество чаоов работы в смену} |
|||
|
It |
- |
число рабочих, |
|
|
Зная нормы затраты времени при погрузочно-разгрузочных работах на I т груза (ориентировочно можно принимать при
ручной погрузке-разгрузке t * 15 мин на I |
т груза), можно |
||
время простоя выразить следующей формулой: |
|
||
Q к , і |
мин. |
( Ш ) |
|
іооо X |
|||
|
|
§ 2 , Тяговый расчет безрельсовых тележек
Тяговое усилие на Передвижение тележки по горизонталь ному пути
Vs^=(G + G e )w ' кГ, |
c m ) |
где G и Qo - вео груэа и тележки, кг}
W 1- коэффициент сопротивления движению.