Файл: Голутвин В.А. Рельсовый и колесный промышленный транспорт учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 105

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

- ІО -

сыерзаемость, хрупкость, гигроскопичность, ядовитость и дру­ гие свойства грузов.

Р а з д е л П

ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ

Глава I . ЖЕЛЕЗНОДОРОДНЫЛ ПУТЬ

§ I . Общие оведения

Веоь железнодорожный транспорт делится на общесоюзный или магистральный, который входит в систему Министерства пу­ тей сообщения, и промышленный, входящий в систему промышлен­ ного предприятия и являющийся его неотъемлемой частью. Промыш­ ленным транспортом выполняются внутренние перевозки грузов без выхода на магистральные пути, а также транспортирование гру­ зов от промышленных предприятий к путям общей сети железных дорог. Пункт примыкания подъездного пути к общей сети железных дорог называется станцией примыканіи,

Железнодорожный промышленный транспорт является одним из старейших видов транспорта. В последнее время наблюдается тен­ денция к снижению удельного веса железнодорожного транспорта, несмотря на это его роль в промышленности оотаётся ведущей. Из всего объёма перевозок промышленного транспорта на долю железнодорожного приходится примерно И5%.

Наиболее широко железнодорожный транспорт применяется для перевозки массовых насыпных грузов (руды, угля, кокса, торфа, щебня, гравия, песка, пустых пород, шлака и др.) на ме­ таллургических и химических заводах, горных предприятиях, торфоразработках, предприятиях строительной индустрии, тепло­ вых электростанциях и др. Перевозка тяжелых и крупногабарит­ ных грузов на металлургических комбинатах, предприятиях тя­ желого и чнергетического машиностроения, ряде машиностроитель-

- II -

ных заводов составляет значительный объём в перевозках железно

дорожным транспортом.

Промышленный железнодорожный транспорт имеет обширную с е ть ' подъездных, внутризаводских и станционных путей. Протяженность промышленных железнодорожных путей.к концу 1972 года состави­

ла 130 тысяч километров.

*

Специфику работы промышленного железнодорожного тран­

спорта составляют наличие стационарных и передвижных путей с малыми радиусами закруглений в большими уклонами, преобладание коротких перегонов между станциями, наличие большого количества примыканий к раздельным пунктам и пересечений железнодорожных

путей

с автомобильными дорогами на одном уровне, небольшая ско­

рость

движения поездов

(і5 -

40 км/час).

 

 

§ 2, Устройство

железнодорожного

пути •

 

В железнодорожном промышленном транспорте различают рель­

совый

транспорт нормальной (широкой; килей и

узкой колеи.

 

Ширина нормальной

колеи -расстояние между внутренними гра­

нями головок рельсов -

в СССР принята равной

1524 мм, а шири­

на узкой колеи в соответствии со стандартом составляет 750 мм. На отдельных предприятиях встречаются колеи шириной 500, 600, 900, 1000 мм. Ширина колеи 600 и 1000 мм является допустимой. На горних предприятиях (шахтах и рудниках) стандартная ширина колеи составляет 600, 750 и 900 мм.

Подъездные пути нормальной колеи делятся на три категоріи:

пути І-й категории - пути

с обращением маршрутных поездов при

расчетном

грузообороте

нетто в грузовом направлении более

2 мли.тонн

в год;пути

2-й

категории - при тех же условиях,что

и в первой категории,но с грузооборотом до 2 мли.тонн в год; пути 3-й категории - подъездные пути с маневровым характером движения.

Из всей сети промышленных железных дорог 40$ составляют .. узкоколейные дороги, которые в основном имеются на торфо- и лесоразработках, в шахтах и рудниках. Узкоколейные железные дороги также делятся на три категории: дороги І-й категории -


- 12 -

железные дороги, грузонапряженность которых при полной расчет­ ной мощности превышает 500 тысяч ткм/км в год, а также железные

дороги с пассажирским движением более

четырех пар поездов

в

сутки; дороги

2-й категории - при тех

же условиях, что и в

пер­

вой категории,

но с грузонапряженностью от 100 до 500 тысяч

 

ткм/км в год;

дороги З-п категории -

железные дороги, грузо­

напряженность которых при полной расчетной мощности составляет менее 100 тысяч ткм/км в год.

Рельсовый путь состоит из нижнего строения-земляного по­

лотна

с искусственными

сооружениями (мостами,

трубами,

тоннелями и т . д . ) - и

верхнего

строения

(балластного

слоя,

шпал,

рельсов,

скреплений

и противоугонных

устройств) (рис. I),,

 

Нижнее строение

Нижнее строение (земляное полотно) представляет собой спрофилированную вдоль всей трассы площадку, имеющую уклоны в обе стороны для отвода воды. Нижнее строение для постоянных путей создают искусственно, Поперечный профиль земляного по­ лотна выполняют так, чтобы обеспечить устойчивость, дренан и ограждение от поверхностных вод (рис. 2), Для пересечения железных и автомобильных дорог на разных уровнях строят путе­ проводы: железобетонные, металлические или деревянные в зави­ симости от срока службы и действующих нагрузок.

Ось железнодорожного пути, уложенного на земляной поверхно­ сти, называется трассой. Трасса определяет положение железно­ дорожного пути в пространстве. Проекция оси пути на горизон­ тальную плоскость называется планом пути, а проекция спрямлен­ ной оси пути на вертикальную плоскость - продольным профилем пути. Отдельные участки продольного профиля пути, имеющие постоянный уклон, называются элементами профиля. Для достиже­ ния плавности хода поездов длину участков принимают не менее 200 и (для узкой колеи 50 м) и сопрягают их круговыми кривыми

радиусом около 2000 м. При небольшой разности уклонов до­ пускается сопряжение без ісрівых. На чертежах и на местности


хз

и

аз

о

о

§

и

со

' U

О

Е*

О

д

- 14 -

Основная площ адка

^ 10* 2ТТипы

поперечного" профиля

земляного

полотна!

в - насыпь;

б -

выемка; в

- нулевое

место; г -

полунасыпь;

д

- полувыемка;

е - полунасыпь-йолувыеюш —

- 15 -

профиль разбивают на стометровые участки, называемые пикета­ ми. Трасоа железнодорожного пути должна быть .по возможности примой, Если же необходимо трассу пути отклонить от прямого направления, то путь составляют из отдельных прямых участков,

соединенных

между

собой плавными кривыми, йідиусы закруглений

в плане д м

постоянных путей принимают не менее 200 м (по

возможности

300 -

500 м). В трудных условиях допускается их

уменьшение до 150 м. Для передвижных путей (на открытых гор­ ных работах) радиусы закруглений зависят от типа локомотива:

для

тепловозов

 

150 - 200 м, для паровозов

150 - 160 м,

для

электровозов

100 -

 

120

м. На узкоколейных путях минималь­

ный радиус равен

20 - 50

м.

 

 

 

 

 

В вертикальной плоскости путь обычно состоит из горизонталь

ных участков

(площадок)

и наклонных участков

(подъёмов или укло­

нов),

Уклон

(или

подъём)

пути

L

определяют

по отношению раз­

ности

отметок

конца и начала участка пути h

к горизонтальной

проекции этого

участка

1

(рис,

3 );

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2)

В

А

1

Рис. 3. Схема к определению уклона пути

в


 

 

 

- 16

-

Уклоны железнодорожных путей обычно выражаются в тысячных

долях. Так, если

h

= 8

м, а

L = 1000 м, то

 

і

=

---- = 0,008 или 8#в.

 

 

 

1000

 

Уклоны обычно не должны превышать при паровой тяге 2555#, при электрической-40#о,при тепловозной-3052», при мотор-ваго- нах 8052*. В общем случае величину максимального уклона на проектируемых железнодорожных путях устанавливают на основании

технико-экономических расчетов в соответствии с необходимой про­ пускной способностью пути, топографическими условиями местности, видом тяги и мощностью локомотива.

Рельсы

Основное назначение рельсов воспринимать давление колес подвижного состава и передавать его на шпалы,обеспечивать правильную траекторию движения колес.

Основными частями рельса (рис, 4) являются головка I, шей­ ка 2 и подошва 3. Рельсы изготовляют из специальной рельсовой стали и термически обрабатывают.В нашей стране применяются рельсы следующих типов; Р8, PIX, РІ5, PI8r Р24, РЗЗ, Р38, Р4Э, Р50, Р65, Р75. Цифры в обозначении рельса означают округленный вес одного метра в килограммах. Взльсы от F8 до Р24 предназначены для

узкой колеи, рельсы РЗЗ и выше - для широкой колеи. Рельсы типа РЗЗ и Р38 иногда применяются и для узкой колеи.

Верхнее очертание головки рельса (поверхность катания) имеет выпуклую форму для того, чтобы давление колес было наиболее цент­

рированным, т .е .

колесо с рельсом соприкасалось не по всей ши­

рине головки, а на небольшой её части. Чем больше поперечные

размеры, т .е . вес

погонного метра рельса, тем больше его жесткость

на изгиб, меньше

просадки под воздействием подвижного состава,

а отсюда меньше давление рельсов на шпалы и шпал на балластный

слой, следовательно, меньше будут

и напряжения в элементах верхне­

го строения и на

основной площадке

земляногс полотна. С увеличе­