ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 1
или отсутствия абразивных включений в уплотняемой среде. Шаг кольцевых канавок при этом следует принимать в пределах 0,7
eg; |
*2 . ■ sg; 0,9. |
Это |
приводит к тому,Ігчто размер впадины / 2 |
|||
для |
рекомендованных |
выше значений |
может быть выполнен |
|||
в пределах |
1 , 0 |
/ 2 |
^ |
13,5 мм. |
|
|
|
|
|
|
|
Глубина цилиндрической канавки оказывает также существен ное влияние на величину приведенного коэффициента сопротив
ления |
(нижний рисунок). При |
этом, если |
для |
ReM = |
0 |
вели |
|||||
чина |
*1, |
,1. |
*2 ■ фактически не влияет на значение Я,пр, то |
при уве- |
|||||||
|
|
~ Г |
|
|
|
|
|
|
У |
более и |
|
личении Re«, > 0 значение указанного параметра все |
|||||||||||
более |
возрастает, сохраняя |
во |
всем диапазоне |
наибольшие зна |
|||||||
чения |
относительной глубины |
\ |
іх |
\ і2 |
определяемой |
выра- |
|||||
V |
|
, /опт) , |
|||||||||
жением |
|
( ( 7 T T , L - |
0 ' 2 |
+ |
3'0- 10_‘ Re- |
|
|
<63) |
|||
|
|
|
|
|
Кольцевые уплотнения с цилиндрическими канавками с от носительной глубиной, определяемой зависимостью (63), имеют большие значения приведенного коэффициента сопротивления Я,пр, чем значения указанного коэффициента для уплотнений с дру
гими значениями |
|
- г - . |
Для всех режимов работы уплотнении |
|
—; |
|
|||
h |
‘1 |
+ |
‘2 |
I |
такого типа величина указанного параметра находится в пределах
|
|
|
|
|
0,3 ^ |
‘1 |
|
|
|
|
|
|
|
|||
0,2 ^ |
I , ==£; 0,4, |
что для случая 0,7 sg; |
|
, |
|
|
,а |
. ^ 0,9, |
рассмо- |
|||||||
*іт *а |
Хпр |
|
|
|
|
|
|
+ |
‘а |
60 [53]. |
||||||
Зависимость |
от величины радиального |
|
зазора |
|||||||||||||
■ тренного выше, приводит к значениям |
|
|
|
|
|
|
|
|
6,0 мм. |
отличие |
||||||
Анализ экспериментальных данных показывает, что в |
||||||||||||||||
от кольцевых уплотнений коэффициент сопротивления Апр |
коль |
|||||||||||||||
|
|
- f - , |
|
|
|
|
*2 |
|
|
|
|
|
Хпр |
и от |
||
|
|
*2 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
цевых уплотнений сцилиндрическойканавкой зависит также |
|
|||||||||||||||
комплекса |
б |
Свозрастаниемзначения |
|
б |
|
|
|
|
|
|
|
уве- |
||||
|
|
- у - величина |
|
К |
||||||||||||
|
|
|
|
|
|
1 0 |
|
|
|
1 2 |
|
|
|
|||
личивается. Это увеличение составляет примерно 5% для лами |
||||||||||||||||
нарного |
режима |
движения жидкости и |
|
|
— |
|
|
% — для |
турбу |
лентного. Очевидно это связано с созданием таких геометрических форм уплотнения, которые обеспечили бы максимальное сопро тивление проходящему через них потоку жидкости. Это не значит однако, что в реальных конструкциях при прочих равных усло виях следует стремиться использовать большие величины б0, так
как увеличение |
6 0 |
приводит к возрастанию протечек, хотя коэф |
||||
фициент А,пр при этом тоже увеличивается. |
Оптимальным значе |
|||||
нием указанного |
комплекса будет |
U- |
1 0 |
. |
||
|
|
|
|
|
|
Зависимость Япр от частоты вращения ротора. Опытные дан ные, приведенные выше, показывают, как и в случае гладких
69
кольцевых зазоров, определенную зависимость приведенного коэффициента сопротивления от окружной скорости вращения вала. При этом величина коэффициента фактически не зависит от того, где выполнена нарезка канавок — на вращающейся или на неподвижной поверхности уплотнения (рис. 38).
Рис. 38. Изменение коэффициента сопротивления Ä.np в зависи мости от критерия Reoc:
1 |
— построено по формуле Ä,np |
=3 |
|
81 |
R e M |
= 0; |
2 , 7 |
— |
пост- |
|
|
|
—------ при |
|
|
||||||
|
р |
|
|
” еос |
|
1 |
|
|
|
|
ровны по формулам (13) и (3-1); |
|
—6 |
— соответственно прн Rera , рав |
|||||||
|
ных 3- ІО3; Ь |
ІО4; 2- ІО4 |
и 0 |
|
|
‘ |
|
Обработка опытных данных, полученных при испытании коль цевого уплотнения с кольцевыми цилиндрическими канавками, геометрические размеры которого оптимальны, позволила выра зить связь между Япр и критериями, его определяющими, в виде зависимости
|
0,45 |
1 + 0 ,1 5 |
Щ |
|
“пр |
Ren |
|||
Re,0,25 |
справедливой в зоне турбулентного режима для условий
Reoc = - ^ ^ ^ 1700 и 0 < R e „ = - ^ ^ 2 - 1 0 4.
V V
Метод определения утечек жидкости, величины удерживаемого давления и других гидродинамических характеристик уплотнений с кольцевыми цилиндрическими“ канавками аналогичен методу, изложенному выше для кольцевых уплотнений,
Г Л А В А III
Г И Д Р О С Т А Т И Ч Е С К И Е Б Е С К О Н Т А К Т Н Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я Т О Р Ц О В О Г О ТИ П А
К бесконтактным уплотнениям торцового типа относятся ди сковые, центробежные, лопастные, плавающие гидростатические уплотнения. Работа этих уплотнений отличается способом созда ния сопротивления перетоку жидкости из камеры высокого дав ления в камеру низкого давления, который заключается в исполь зовании гидродинамических сил, возникающих в торцовом за зоре между плоскостью вращающегося и неподвижного дисков.
11. Д и е н о в ы е у п л о т н е н и я
Дисковое уплотнение представляет собой плоский диск ра диусом R d, помещенный на расстоянии 5 от неподвижной торцовой статорной стенки и вращающийся с угловой скоростью со (рис. 39, верхняя часть).
В результате вязкостных сил в образовавшейся уплотнитель ной камере возникает циркуляционное движение жидкости: в по граничном слое толщиной öd жидкость в количестве q двигается от центра к периферии, в то время как в силу неразрывности дви жения в пограничном слое толщиной бк такое же количество жидкости q протекает от периферии к центру вращения диска. Для сохранения неразрывности потока требуется также осевое движение.жидкости: в центральной части— к диску, а на пери ферийной части камеры — от диска. В результате такого движе ния создается замкнутая система, внутри которой Жидкость вра щается как твердое тело с угловой скоростью сож. Наличие этого вращения создает уплотнительный эффект, препятствующий дви жению уплотняемой жидкости от периферии дискового уплотне ния к центру.
Не рассматривая гидродинамические особенности системы та кого типа, отметим, что как величина угловой скорости жидкости сэж, так и потери дискового трения таких уплотнений
71
зависят |
от комбинации величины центробежного критерия |
Рей.- |
|||||||||||||||||||
нольдса |
Red = |
(oR2d |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
■ |
— |
= |
|
5 |
||
—-— и величины относительного зазора 5 |
|
за |
|||||||||||||||||||
|
Экспериментальные |
исследования |
|
[50] показали, |
что |
в |
|
||||||||||||||
висимости от Red и 5 |
в торцовом зазоре дискового |
уплотнения |
|||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
могут |
существовать |
четыре |
|
ре |
||||||||||||
|
|
|
|
|
жима течения (рис. 40). |
|
|
|
|
ла |
|||||||||||
|
|
|
|
|
Режим |
|
/ |
характеризуется |
|
||||||||||||
|
|
|
|
|
минарным течением жидкости в от |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
носительно малом зазоре S , когда |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
пограничный слой |
|
8d |
на |
|
вращаю |
|||||||||||
|
|
|
|
|
щемся |
диске |
сливается |
с |
погра |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ничным |
|
слоем |
|
8К |
неподвижного |
|||||||||||
|
|
|
|
|
корпуса. Скорость |
|
в зазоре 5 при |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
этом меняется линейно. |
|
|
|
|
|
|||||||||||
|
|
|
|
|
Режим |
|
II |
|
|
характеризуется |
|||||||||||
|
|
|
|
|
ламинарным |
течением |
жидкости |
||||||||||||||
|
|
|
|
|
в зазоре |
S , |
когда суммарная |
тол |
|||||||||||||
|
|
|
|
|
щина пограничных слоев вращаю |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
щегося |
|
диска |
|
и |
|
неподвижного |
||||||||||
|
|
|
|
|
корпуса |
|
8d |
+ |
8К |
меньше величин |
|||||||||||
|
|
|
|
|
осевого зазора 5 . Между погра |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
ничными |
слоями |
существует |
|
об |
||||||||||||
|
|
|
|
|
ласть (ядро потока), в зоне кото |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
рой |
не |
|
наблюдается |
изменения |
||||||||||||
|
|
|
|
|
окружной |
скорости. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
|
|
|
|
Режим |
|
I I I |
|
характеризуетсяS , |
||||||||||||
|
|
|
|
|
турбулентным |
течением жидкости |
|||||||||||||||
Рис. |
39. |
Схема дискового |
(верх |
в относительно |
|
малом |
зазоре |
|
|||||||||||||
|
|
|
|
|
когда |
пограничный |
слой |
8d |
на |
||||||||||||
ного |
(нижняя часть |
рисунка) уп |
вращающемся |
|
диске |
|
сливается |
||||||||||||||
няя |
часть |
рисунка) |
и центробеж |
с пограничным |
слоем |
8К |
. непод- |
||||||||||||||
|
|
лотнений: |
|
||||||||||||||||||
|
|
|
|
|
вижного корпуса. Скорость |
жид |
|||||||||||||||
|
камера низкого |
давления |
Б — |
кости в зазоре меняется линейно. |
|||||||||||||||||
А — камера |
высокого давления; |
Режим |
|
IV |
|
характеризуется |
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||||
в зазоре |
5 когда суммарная |
турбулентным |
течейяем жидкости |
||||||||||||||||||
толщина пограничных слоев вра |
|||||||||||||||||||||
щающегося диска и неподвижного корпуса |
8d |
+ |
|
бк меньше вели |
|||||||||||||||||
|
|
чины осевопГзазора 5 . Между пограничными слоями существует область (ядро потока), в зоне которой не наблюдается изменения
окружной скорости. І'
Мощность дискового трения N d (в кВт) одной стороны вращаю щегося диска для рассматриваемых случаев может быть опреде лена по формуле
N d = ^ - = 0,0098c,pRW , |
(64) |
72
где М — момент трения одной стороны диска, <л — угловая ско
рость вращения диска; с/— коэффициент дискового |
трения; |
р — плотность жидкости. |
|
Величина коэффициента дискового трения с/, отнесенного к од |
|
ной стороне диска, определяется зависимостью |
|
С/== А с ( ж У 4 ^ 1 ’ |
(65) |
постоянные коэффициенты которого приведены в табл. 5.
Таблица 5
Значения постоянных коэффициентов зависимостей (65), (65а) и (656)
Режим |
а і |
ш. |
п1. |
|
Ах |
|
|
1 |
|
|
•4д |
|
|
/ |
Я |
— 1 |
— г |
Я |
|
|
- |
(1 - |
X)4 |
||||
|
|
+о,і |
|
|
|
|
|
— |
|
||||
а |
1,85 |
— 0,5 |
0,1528+ |
6,74% |
0,54 |
|
7,307% — |
||||||
|
|
— 8,89+ X2 |
3,682%3 |
||||||||||
|
|
|
|
-8,72% 3 |
|
|
З,75%3 |
||||||
і и |
0,04 |
0,167 |
— 0,25 |
0,040 |
|
|
- |
|
1(1 -+ |
X)4'75 |
|||
|
+ |
|
|
|
|||||||||
IV |
0,051 |
0,10 |
— 0,20 |
0 ,0 0 6 + |
|
0,168% — |
0,0149+1 |
0,1813% — |
|||||
|
|
|
|
— 0,235%3 + 0,107%3 |
— 0,241 %2 + |
0,106%3 |
Важно отметить, что относительный зазор 5 существенным образом влияет на величину потерь дискового трения и, следо вательно, на способность дискового уплотнения оказывать со-
противлениеR d, |
перетоку |
5 |
|
|
|
|||
жидкости. Так, для случая, |
|
|
|
|
||||
когда |
S > |
величина |
|
|
|
|
||
коэффициента |
дискового |
0,1 |
|
|
IV |
|||
трения уже не может быть |
|
|
II |
|
||||
определена по зависимости |
■ |
— . |
ііГ~ |
|||||
(65) и дисковое |
уплотне |
■ |
> < |
|
||||
ние уже не может |
созда |
7 |
■ |
« Г |
W |
|||
вать сопротивление |
пере |
Рис. 40. Режимы работы |
дискового уплот- |
|||||
току жидкости, поскольку |
|
|
нения |
|
||||
диском |
вовлекаются |
во |
|
|
|
|
||
вращение лишь прибегаю |
|
|
|
|
||||
щие слои жидкости,6d |
в то |
|
|
|
|
|||
время как уже на расстоянии несколько превышающем толщину |
||||||||
пограничного слоя |
|
жидкость остается неподвижной и давление |
в ней остается неизменным как в центре, так и на периферии. Это дает возможность применять многоступенчатые дисковые уплот нения (см. рис. 5). При этом следует учитывать, что коэффициент дискового трения поверхности диска, вращающейся- в области большего зазора, уже не может определяться по зависимости (65).
73