Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

или отсутствия абразивных включений в уплотняемой среде. Шаг кольцевых канавок при этом следует принимать в пределах 0,7

eg;

*2 . ■ sg; 0,9.

Это

приводит к тому,Ігчто размер впадины / 2

для

рекомендованных

выше значений

может быть выполнен

в пределах

1 , 0

/ 2

^

13,5 мм.

 

 

 

 

 

 

Глубина цилиндрической канавки оказывает также существен­ ное влияние на величину приведенного коэффициента сопротив­

ления

(нижний рисунок). При

этом, если

для

ReM =

0

вели­

чина

*1,

,1.

*2 ■ фактически не влияет на значение Я,пр, то

при уве-

 

 

~ Г

 

 

 

 

 

 

У

более и

личении Re«, > 0 значение указанного параметра все

более

возрастает, сохраняя

во

всем диапазоне

наибольшие зна­

чения

относительной глубины

\

іх

\ і2

определяемой

выра-

V

 

, /опт) ,

жением

 

( ( 7 T T , L -

0 ' 2

+

3'0- 10_‘ Re-

 

 

<63)

 

 

 

 

 

Кольцевые уплотнения с цилиндрическими канавками с от­ носительной глубиной, определяемой зависимостью (63), имеют большие значения приведенного коэффициента сопротивления Я,пр, чем значения указанного коэффициента для уплотнений с дру­

гими значениями

 

- г - .

Для всех режимов работы уплотнении

—;

 

h

‘1

+

‘2

I

такого типа величина указанного параметра находится в пределах

 

 

 

 

 

0,3 ^

‘1

 

 

 

 

 

 

 

0,2 ^

I , ==£; 0,4,

что для случая 0,7 sg;

 

,

 

 

. ^ 0,9,

рассмо-

*іт *а

Хпр

 

 

 

 

 

 

+

‘а

60 [53].

Зависимость

от величины радиального

 

зазора

■ тренного выше, приводит к значениям

 

 

 

 

 

 

 

 

6,0 мм.

отличие

Анализ экспериментальных данных показывает, что в

от кольцевых уплотнений коэффициент сопротивления Апр

коль­

 

 

- f - ,

 

 

 

 

*2

 

 

 

 

 

Хпр

и от

 

 

*2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цевых уплотнений сцилиндрическойканавкой зависит также

 

комплекса

б

Свозрастаниемзначения

 

б

 

 

 

 

 

 

 

уве-

 

 

- у - величина

 

К

 

 

 

 

 

 

1 0

 

 

 

1 2

 

 

 

личивается. Это увеличение составляет примерно 5% для лами­

нарного

режима

движения жидкости и

 

 

 

 

% — для

турбу­

лентного. Очевидно это связано с созданием таких геометрических форм уплотнения, которые обеспечили бы максимальное сопро­ тивление проходящему через них потоку жидкости. Это не значит однако, что в реальных конструкциях при прочих равных усло­ виях следует стремиться использовать большие величины б0, так

как увеличение

6 0

приводит к возрастанию протечек, хотя коэф­

фициент А,пр при этом тоже увеличивается.

Оптимальным значе­

нием указанного

комплекса будет

U-

1 0

.

 

 

 

 

 

 

Зависимость Япр от частоты вращения ротора. Опытные дан­ ные, приведенные выше, показывают, как и в случае гладких

69



кольцевых зазоров, определенную зависимость приведенного коэффициента сопротивления от окружной скорости вращения вала. При этом величина коэффициента фактически не зависит от того, где выполнена нарезка канавок — на вращающейся или на неподвижной поверхности уплотнения (рис. 38).

Рис. 38. Изменение коэффициента сопротивления Ä.np в зависи­ мости от критерия Reoc:

1

— построено по формуле Ä,np

=3

 

81

R e M

= 0;

2 , 7

пост-

 

 

—------ при

 

 

 

р

 

 

” еос

 

1

 

 

 

ровны по формулам (13) и (3-1);

 

—6

— соответственно прн Rera , рав­

 

ных 3- ІО3; Ь

ІО4; 2- ІО4

и 0

 

 

 

Обработка опытных данных, полученных при испытании коль­ цевого уплотнения с кольцевыми цилиндрическими канавками, геометрические размеры которого оптимальны, позволила выра­ зить связь между Япр и критериями, его определяющими, в виде зависимости

 

0,45

1 + 0 ,1 5

Щ

“пр

Ren

Re,0,25

справедливой в зоне турбулентного режима для условий

Reoc = - ^ ^ ^ 1700 и 0 < R e „ = - ^ ^ 2 - 1 0 4.

V V

Метод определения утечек жидкости, величины удерживаемого давления и других гидродинамических характеристик уплотнений с кольцевыми цилиндрическими“ канавками аналогичен методу, изложенному выше для кольцевых уплотнений,


Г Л А В А III

Г И Д Р О С Т А Т И Ч Е С К И Е Б Е С К О Н Т А К Т Н Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я Т О Р Ц О В О Г О ТИ П А

К бесконтактным уплотнениям торцового типа относятся ди­ сковые, центробежные, лопастные, плавающие гидростатические уплотнения. Работа этих уплотнений отличается способом созда­ ния сопротивления перетоку жидкости из камеры высокого дав­ ления в камеру низкого давления, который заключается в исполь­ зовании гидродинамических сил, возникающих в торцовом за­ зоре между плоскостью вращающегося и неподвижного дисков.

11. Д и е н о в ы е у п л о т н е н и я

Дисковое уплотнение представляет собой плоский диск ра­ диусом R d, помещенный на расстоянии 5 от неподвижной торцовой статорной стенки и вращающийся с угловой скоростью со (рис. 39, верхняя часть).

В результате вязкостных сил в образовавшейся уплотнитель­ ной камере возникает циркуляционное движение жидкости: в по­ граничном слое толщиной öd жидкость в количестве q двигается от центра к периферии, в то время как в силу неразрывности дви­ жения в пограничном слое толщиной бк такое же количество жидкости q протекает от периферии к центру вращения диска. Для сохранения неразрывности потока требуется также осевое движение.жидкости: в центральной части— к диску, а на пери­ ферийной части камеры — от диска. В результате такого движе­ ния создается замкнутая система, внутри которой Жидкость вра­ щается как твердое тело с угловой скоростью сож. Наличие этого вращения создает уплотнительный эффект, препятствующий дви­ жению уплотняемой жидкости от периферии дискового уплотне­ ния к центру.

Не рассматривая гидродинамические особенности системы та­ кого типа, отметим, что как величина угловой скорости жидкости сэж, так и потери дискового трения таких уплотнений

71

зависят

от комбинации величины центробежного критерия

Рей.-

нольдса

Red =

(oR2d

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

=

 

5

—-— и величины относительного зазора 5

 

за­

 

Экспериментальные

исследования

 

[50] показали,

что

в

 

висимости от Red и 5

в торцовом зазоре дискового

уплотнения

 

 

 

 

 

могут

существовать

четыре

 

ре­

 

 

 

 

 

жима течения (рис. 40).

 

 

 

 

ла­

 

 

 

 

 

Режим

 

/

характеризуется

 

 

 

 

 

 

минарным течением жидкости в от­

 

 

 

 

 

носительно малом зазоре S , когда

 

 

 

 

 

пограничный слой

 

8d

на

 

вращаю­

 

 

 

 

 

щемся

диске

сливается

с

погра­

 

 

 

 

 

ничным

 

слоем

 

неподвижного

 

 

 

 

 

корпуса. Скорость

 

в зазоре 5 при

 

 

 

 

 

этом меняется линейно.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим

 

II

 

 

характеризуется

 

 

 

 

 

ламинарным

течением

жидкости

 

 

 

 

 

в зазоре

S ,

когда суммарная

тол­

 

 

 

 

 

щина пограничных слоев вращаю­

 

 

 

 

 

щегося

 

диска

 

и

 

неподвижного

 

 

 

 

 

корпуса

 

8d

+

меньше величин

 

 

 

 

 

осевого зазора 5 . Между погра­

 

 

 

 

 

ничными

слоями

существует

 

об­

 

 

 

 

 

ласть (ядро потока), в зоне кото­

 

 

 

 

 

рой

не

 

наблюдается

изменения

 

 

 

 

 

окружной

скорости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Режим

 

I I I

 

характеризуетсяS ,

 

 

 

 

 

турбулентным

течением жидкости

Рис.

39.

Схема дискового

(верх­

в относительно

 

малом

зазоре

 

 

 

 

 

 

когда

пограничный

слой

8d

на

ного

(нижняя часть

рисунка) уп­

вращающемся

 

диске

 

сливается

няя

часть

рисунка)

и центробеж­

с пограничным

слоем

. непод-

 

 

лотнений:

 

 

 

 

 

 

вижного корпуса. Скорость

жид­

 

камера низкого

давления

Б

кости в зазоре меняется линейно.

А — камера

высокого давления;

Режим

 

IV

 

характеризуется

 

 

 

 

 

 

 

в зазоре

5 когда суммарная

турбулентным

течейяем жидкости

толщина пограничных слоев вра­

щающегося диска и неподвижного корпуса

8d

+

 

бк меньше вели­

 

 

чины осевопГзазора 5 . Между пограничными слоями существует область (ядро потока), в зоне которой не наблюдается изменения

окружной скорости. І'

Мощность дискового трения N d (в кВт) одной стороны вращаю­ щегося диска для рассматриваемых случаев может быть опреде­ лена по формуле

N d = ^ - = 0,0098c,pRW ,

(64)

72


где М — момент трения одной стороны диска, <л — угловая ско­

рость вращения диска; с/— коэффициент дискового

трения;

р — плотность жидкости.

 

Величина коэффициента дискового трения с/, отнесенного к од­

ной стороне диска, определяется зависимостью

 

С/== А с ( ж У 4 ^ 1 ’

(65)

постоянные коэффициенты которого приведены в табл. 5.

Таблица 5

Значения постоянных коэффициентов зависимостей (65), (65а) и (656)

Режим

а і

ш.

п1.

 

Ах

 

 

1

 

 

•4д

 

/

Я

— 1

— г

Я

 

 

-

(1 -

X)4

 

 

+о,і

 

 

 

 

 

 

а

1,85

— 0,5

0,1528+

6,74%

0,54

 

7,307% —

 

 

— 8,89+ X2

3,682%3

 

 

 

 

-8,72% 3

 

 

З,75%3

і и

0,04

0,167

— 0,25

0,040

 

 

-

 

1(1 -+

X)4'75

 

+

 

 

 

IV

0,051

0,10

— 0,20

0 ,0 0 6 +

 

0,168% —

0,0149+1

0,1813% —

 

 

 

 

— 0,235%3 + 0,107%3

— 0,241 %2 +

0,106%3

Важно отметить, что относительный зазор 5 существенным образом влияет на величину потерь дискового трения и, следо­ вательно, на способность дискового уплотнения оказывать со-

противлениеR d,

перетоку

5

 

 

 

жидкости. Так, для случая,

 

 

 

 

когда

S >

величина

 

 

 

 

коэффициента

дискового

0,1

 

 

IV

трения уже не может быть

 

 

II

 

определена по зависимости

— .

ііГ~

(65) и дисковое

уплотне­

> <

 

ние уже не может

созда­

7

« Г

W

вать сопротивление

пере­

Рис. 40. Режимы работы

дискового уплот-

току жидкости, поскольку

 

 

нения

 

диском

вовлекаются

во

 

 

 

 

вращение лишь прибегаю­

 

 

 

 

щие слои жидкости,6d

в то

 

 

 

 

время как уже на расстоянии несколько превышающем толщину

пограничного слоя

 

жидкость остается неподвижной и давление

в ней остается неизменным как в центре, так и на периферии. Это дает возможность применять многоступенчатые дисковые уплот­ нения (см. рис. 5). При этом следует учитывать, что коэффициент дискового трения поверхности диска, вращающейся- в области большего зазора, уже не может определяться по зависимости (65).

73