Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

со ступенью Рэлея,Мравного

т

(

R T t )

 

 

 

=

 

 

 

 

*1

R 2)

 

 

 

24ц (Рд —

 

=

h

.

от относительной высоты ступени Я

 

 

Здесь

т

— массовый расход жидкости через плавающее уплот­

нение, отнесенный к единице длины

в

окружном направлении;

и /г2 — минимальный и максимальный торцовые зазоры в уплот­ нении в мкм; р. — вязкость в кге-с/м2; R :, и Р 2 — наружный и внутренний радиусы уплотнения в м; р 2— давление в уплотняе­ мой камере в кгс/см2 2 > р 1); R — универсальная газовая по­ стоянная в м22К.

Приведенные кривые показывают, что в зоне малых относи­

тельных высот уплотнения Я безразмерная утечка жидкости М через него фактически постоянна и изменяется лишь с изменением

отношения давлений

 

Аналогичная картина имеет место и для

 

Ра

__

высоких значений относительных _высот Я > 10 (на рисунке не

показаны). В промежутке 0,2<; Я < 10 имеет место параболи­ ческая зависимость М от Я .

Аналогичная зависимость безразмерного расхода жидкости М от относительной высоты уплотнения Я , выраженного для пла­

вающего гидростатического уплотнения с саморазгрузочной

за-

 

___

Г 1Р у р у

2

"П/3

 

висимостью

Н — h

~2^

----—а~

I , представлена на том же

ри­

 

 

 

сунке (верхний рисунок). Здесь I — расстояние между питающими отверстиями в мм; а — радиус питающего отверстия в мм; b — ра­ диальная длина уплотнения.

Анализ функции М / (Я) показывает, что для плавающих гидростатических уплотнений с саморазгрузкой при относитель­

ной высоте Я 0,55 имеют место максимальные утечки жидко­

сти М .

Эти типы плавающих уплотнений, а также уплотнений со спиральными канавками и гибридных плавающих уплотнений де­ тально рассмотрены в работе [41], в которой приведены также основные данные по расчету и конструированию уплотнений этих типов.

14ш Л о п а с т н ы е у п л о т н е н и я

Лопастные уплотнения широко используются в различных областях техники, в том числе и в качестве уплотнений турбонасосных агрегатов жидкостно-реактивных двигателей. В этих усло­ виях лопастные уплотнения служат для предотвращения попада­ ния жидкости из полости высокого давления (р2) в газовую по­

80


лость низкого давления (рх). В турбонасосных агрегатах лопаст­ ные уплотнения разделяют полости насосов и полости турбины, а также полости насосов и полости, сообщающиеся с атмосферой — дренаженые полости.

Как уже указывалось выше, лопастное уплотнение представ­ ляет собой плоский диск с установленными на нем лопастями. Особенностью установки этих уплотнений является малый торцо­ вый 6 Т или радиальный бг зазоры.

Экспериментальные исследования [12, 64] показали, что ни форма лопастей (радиальные, загнутые назад или вперед), ни их число не оказывают существенного влияния на эффективность уплотнения в тех случаях, когда протечка жидкости через них равна нулю. Этот оптимальный режим работы обычно прини­ мается за расчетный и для этих условий лопастные уплотнения выполняют с радиальными лопастями. Число лопастей выбирается равным шести— восьми. Лопасти таких уплотнений могут быть открытыми по наружному диаметру или закрытыми [36]. Приме­ нение закрытых по наружному диаметру лопастей уменьшает по­ падание газа в лопасть, заполненную жидкостью. Так же, как и в дисковых уплотнениях, лопасти лопастных уплотнений вовле­ кают жидкость во вращение с угловой скоростью сож. Так как распределение давления в пазухах лопастного уплотнения опре­

деляется именно этой угловой скоростью, тоКдавление, создаваемое

уплотнением такого типа, может быть определено по формуле (

)

 

а,

 

6 6

 

в зависимости от величины коэффициента

значение которого

в первом приближении может быть принято равным [34]

К а =

 

 

 

= 0,87-=- 0,90.

Данные, необходимые для расчета лопастных уплотнений, мо­ гут быть получены в результате обработки опытных насосных характеристик с открытыми колесами [64]. При этом предпола­

%

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ъ.

гается, что основное влияние на характеристику таких уплотне­

ний оказывает отношение величины

торцового зазора между

лопастями уплотнения и статором к высоте лопастей

 

Обрабатывая опытные данные в виде зависимости

 

получаем

 

 

 

 

ф =

/ ( - £ - ) ;

 

 

 

 

 

 

 

 

ф = 1 ,1 2 5 -1 ,3 ( - J - ) ,

 

 

 

 

- (69)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

q

 

0

 

 

2ghH

 

 

 

 

 

 

 

 

удерживаемый

 

лопастным уплот-

где ф — относительный

напор,

 

 

А Н

 

 

л

 

- .

и2

 

 

 

 

нением для случая =

 

, равный ф =

2—

 

 

 

 

Здесьg

 

 

 

 

 

 

U s =

—^

 

 

 

— напор на внешнем диаметре

 

 

лопастного уплот-.

нения;

— ускорение

силы

тяжести;

 

 

 

 

------окружная

6 Э . А . Васильцов

81

 


скорость на внешнём диаметре уплотнения; п — частота вращения вала уплотнения.

Обрабатывая эти же данные в виде зависимости т =

получаем

.

 

(70)

т = 0,0355 — 0,045

 

Здесь %— коэффициент мощности,

равный т =

^

,

где р — плотность жидкости; N B— потребляемая мощность. Используя зависимости (69) и (70), нетрудно определить вели­

чину напора, удерживаемого лопастным уплотнением, и величину мощности, потребляемую им.

Г Л А В А IV

В И Н Т О В Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я

Создание бесконтактных уплотнений приобретает существен­ ную важность в конструкциях, работающих в необычных условиях и требующих, например, отсутствия протечек жидкости через зону уплотнения. Такие условия имеют место в химической промыш­ ленности, рабочие среды которой зачастую обладают взрыво-

ипожароопасными свойствами, а также в машинах, используемых

вкосмических аппаратах.

Вкачестве примера рассмотрим вопросы уплотнения систем ракетного двигателя [31 ]. Поскольку двигатель такого рода имеет около 300 уплотнений, то важнейшим требованием к последним является недопустимость утечек компонентов топлива в те по­ лости, где существует возможность взрыва. Если же учесть тот факт, что топливо ракетных двигателей в случае применения

жидкого водорода имеет температуру около 20К, а температура в камере сгорания достигает 3600 К, то можно понять уникальность требований, предъявляемых к уплотнениям, разделяющим такие камеры. Не подлежит сомнению и тот факт, что задача разделения таких камер может быть решена путем создания такого динами­ ческого уплотнения, в котором динамическая составляющая ско­ рости, направленная против движущейся под воздействием пере­ пада давления жидкости, уравновесила бы это движение и со­ здала условия для его прекращения.

15. О с о б е н н о с т и р а б о т ы

в и н т о в ы х у п л о т н е н и й

Ламинарный режим. Впервые об исследованиях уплотнения винтового типа было сообщено в работе [20]. В дальнейшем су­ щественный вклад в вопросы исследования и расчета таких уплот­ нений внесли и авторы работ [9, 12, 28, 32, 39, 48, 51]. В этих работах было разработано несколько теоретических методов ана­ лиза, основанных на уравнениях движения жидкости Навье—

6*

83


Стокса и уравнении неразрывности. Этими методами исследова­ лись рабочие характеристики винтовых насосов в зоне ламинар­ ных режимов движения жидкости [39, 48]. Они были использо­ ваны также при исследовании работы таких насосов в уплотни­ тельном режиме, который характеризуется условием нулевых утечек жидкости через винтовой насос.

В результате было выявлено, что в качестве основы для рас­ чета винтовых уплотнений может быть использован безразмерный комплекс

Л„ =

6

цШ

(71)

б Д ’

 

2 р

 

зависящий лишь от геометрических характеристик уплотнения. В соответствии с данными, приведенными в работе [48], указан­ ный комплекс определяется зависимостью

_ ІіЧ 1 + lg 2«) + t g ^ o c (1 - toe) (h - l)a

tgafecU—^0c)(/3—1)(/t—1)

В зависимостях (71) и (72) p, — абсолютная вязкость; U — ок­ ружная скорость поверхности уплотнения; I — длина уплотнения; б — радиальный зазор; Ар — давление, удерживаемое винтовым

уплотнением;

h =

1

+

— относительная глубина

уплотне­

ния;

h

— абсолютная глубина

нарезки уплотнения;

а

— угол

подъема винтовой

линии

нарезки; /0с — относительный осевой

шаг нарезки уплотнения, равный

іос =

----- ------;

а

и

b

— ширина

 

 

 

J+ - f

выступов и впадин нарезки в осевом направлении.

Однако решения, приведенные в рассмотренных выше работах, касались винтовых уплотнений с ленточной нарезкой, имеющей прямоугольный профиль в осевом сечении, и распространялись на однозаходные уплотнения. Эти ограничения существенно отра­ жаются на конечных выводах поскольку, как это будет показано ниже, значительное влияние на характеристику винтовых уплот­ нений оказывает также число заходов нарезки уплотнения г и форма ее профиля. Помимо того, как это было отмечено в работе [6 ], в винтовых уплотнениях с малой проходной площадью существует следующая закономерность: с повышением перепада давления Д р утечка жидкости AQ через уплотнение увеличивается незначи­ тельно, в результате чего при определенных условиях эксплуата­ ции такого уплотнения, допустимых требованиями техники без­ опасности, экономически оправдана работа уплотнения с не­ которой величиной утечки, так как величина удерживаемого дав­ ления при этом резко возрастает.

Этот факт не позволяет ограничиваться решением, справедли­ вым лишь для случая ДQ = 0 .

' 84


Основываясь на вышеизложенном и используя метод, предло­ женный в работе [39], получим уравнение

A Q = ( l - Â c W

{ [ - ^ f ^

—3

 

(1-К2І +/Cat)—dy

+

ynd

Ukö2tg a (7i6)3A'1ttg2a

0

- * * + * « ) - § -

+

U&

tg

а

ѴіѴУК

/ о с ) ]

nd

 

 

4fl Рос +

Л3(1іч

(1

21

 

 

2

 

6 [£/ tg а7ое (7t — 1)]

1 \

 

•^ ] + /С311)

 

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

2 [ Г о с + А * ( 1 — 7ос)]

J u H

- t g 2 «)

 

+

(73)

В Куравнении

(73) неизвестными

являются лишь

коэффици­

енты

ц ,

2

 

К2ц, Кщ,

которые могут

быть опре­

 

/< £, /Сз£ и /Сіт,,

 

делены экспериментально на основании данных, характеризую­ щих ламинарное и турбулентное движения между параллельными пластинами. Остальные члены этого уравнения являются геоме­ трическими характеристиками уплотнения. Не останавливаясь на детальном анализе методов определения, приведенных в урав­ нении (73) величин, отметим, что теоретически эти величины могут быть определены с весьма значительной погрешностью в ре­ зультате ряда допущений, принятых при ее выводе.

Тем не менее предложенное выше уравнение, связывающее

геометрические характеристики уплотненияQ,с его гидродинами­

ческими

параметрами — перепадом

 

 

 

давления

через

уплотне­

ние Ар и протечкой жидкости через него А

позволяет связать

в критериальном виде всеІ

основные параметры, характеризую­

щие особенности работы бесконтактных винтовых уплотнений.

Обозначая критериями

и

/2ііос)и

/ 4

следующие величины

 

 

 

/ 3

 

 

 

 

 

 

 

 

/і =

(1

tg

2 а,

 

 

 

 

 

 

 

h3~t0c

 

2

a,

 

 

 

 

 

 

h —

h tg

 

 

 

 

 

 

 

^oc

Л

 

 

 

^oc)— ?oc) -f- Foc

 

 

/ 4 =

tg a t

^<JC ~b t0J l

 

3 0

 

 

 

 

 

 

 

 

 

^OC-j- h (\

 

 

(h — 1) \ 1

 

 

 

toe

1

toe)

 

) J

и полагая, что

= --------, получаем зависимость

 

<74>

 

л» = - Ш = і>(ь і гО+'-Ш+ѵ

в которой /Б и /е являются безразмерными коэффициентами, зависящими от критерия Рейнольдса, а ЛQ представляет собой

85