ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 1
со ступенью Рэлея,Мравного |
т |
( |
R T t ) |
|
||
|
|
= |
|
|
||
|
|
*1 |
R 2) |
|
||
|
|
24ц (Рд — |
|
= |
h |
. |
от относительной высоты ступени Я |
|
|
||||
Здесь |
т |
— массовый расход жидкости через плавающее уплот |
||||
нение, отнесенный к единице длины |
в |
окружном направлении; |
и /г2 — минимальный и максимальный торцовые зазоры в уплот нении в мкм; р. — вязкость в кге-с/м2; R :, и Р 2 — наружный и внутренний радиусы уплотнения в м; р 2— давление в уплотняе мой камере в кгс/см2 (р2 > р 1); R — универсальная газовая по стоянная в м2/с2К.
Приведенные кривые показывают, что в зоне малых относи
тельных высот уплотнения Я безразмерная утечка жидкости М через него фактически постоянна и изменяется лишь с изменением
отношения давлений |
|
Аналогичная картина имеет место и для |
|
Ра |
__ |
высоких значений относительных _высот Я > 10 (на рисунке не |
показаны). В промежутке 0,2<; Я < 10 имеет место параболи ческая зависимость М от Я .
Аналогичная зависимость безразмерного расхода жидкости М от относительной высоты уплотнения Я , выраженного для пла
вающего гидростатического уплотнения с саморазгрузочной |
за- |
|||||
|
___ |
Г 1Р у р у |
2 |
"П/3 |
|
|
висимостью |
Н — h |
~2^ |
----—а~ |
I , представлена на том же |
ри |
|
|
|
|
сунке (верхний рисунок). Здесь I — расстояние между питающими отверстиями в мм; а — радиус питающего отверстия в мм; b — ра диальная длина уплотнения.
Анализ функции М — / (Я) показывает, что для плавающих гидростатических уплотнений с саморазгрузкой при относитель
ной высоте Я 0,55 имеют место максимальные утечки жидко
сти М .
Эти типы плавающих уплотнений, а также уплотнений со спиральными канавками и гибридных плавающих уплотнений де тально рассмотрены в работе [41], в которой приведены также основные данные по расчету и конструированию уплотнений этих типов.
14ш Л о п а с т н ы е у п л о т н е н и я
Лопастные уплотнения широко используются в различных областях техники, в том числе и в качестве уплотнений турбонасосных агрегатов жидкостно-реактивных двигателей. В этих усло виях лопастные уплотнения служат для предотвращения попада ния жидкости из полости высокого давления (р2) в газовую по
80
лость низкого давления (рх). В турбонасосных агрегатах лопаст ные уплотнения разделяют полости насосов и полости турбины, а также полости насосов и полости, сообщающиеся с атмосферой — дренаженые полости.
Как уже указывалось выше, лопастное уплотнение представ ляет собой плоский диск с установленными на нем лопастями. Особенностью установки этих уплотнений является малый торцо вый 6 Т или радиальный бг зазоры.
Экспериментальные исследования [12, 64] показали, что ни форма лопастей (радиальные, загнутые назад или вперед), ни их число не оказывают существенного влияния на эффективность уплотнения в тех случаях, когда протечка жидкости через них равна нулю. Этот оптимальный режим работы обычно прини мается за расчетный и для этих условий лопастные уплотнения выполняют с радиальными лопастями. Число лопастей выбирается равным шести— восьми. Лопасти таких уплотнений могут быть открытыми по наружному диаметру или закрытыми [36]. Приме нение закрытых по наружному диаметру лопастей уменьшает по падание газа в лопасть, заполненную жидкостью. Так же, как и в дисковых уплотнениях, лопасти лопастных уплотнений вовле кают жидкость во вращение с угловой скоростью сож. Так как распределение давления в пазухах лопастного уплотнения опре
деляется именно этой угловой скоростью, тоКдавление, создаваемое |
||||
уплотнением такого типа, может быть определено по формуле ( |
) |
|||
|
а, |
|
6 6 |
|
в зависимости от величины коэффициента |
значение которого |
|||
в первом приближении может быть принято равным [34] |
К а = |
|
||
|
|
= 0,87-=- 0,90.
Данные, необходимые для расчета лопастных уплотнений, мо гут быть получены в результате обработки опытных насосных характеристик с открытыми колесами [64]. При этом предпола
%
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Ъ. |
гается, что основное влияние на характеристику таких уплотне |
||||||||||||
ний оказывает отношение величины |
торцового зазора между |
|||||||||||
лопастями уплотнения и статором к высоте лопастей |
|
|||||||||||
Обрабатывая опытные данные в виде зависимости |
|
|||||||||||
получаем |
|
|
|
|
ф = |
/ ( - £ - ) ; |
|
|
|
|
|
|
|
|
ф = 1 ,1 2 5 -1 ,3 ( - J - ) , |
|
|
|
|
- (69) |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
||||||
|
|
q |
|
0 |
|
|
2ghH |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
удерживаемый |
|
лопастным уплот- |
||||||
где ф — относительный |
напор, |
|
||||||||||
|
А Н |
|
|
л |
|
- . |
и2 |
|
|
|
|
|
нением для случая = |
|
, равный ф = |
2— |
|
|
|
|
|||||
Здесьg |
|
|
|
|
|
|
U s = |
—^ |
|
|
||
|
— напор на внешнем диаметре |
|
|
лопастного уплот-. |
||||||||
нения; |
— ускорение |
силы |
тяжести; |
|
|
|
|
------окружная |
6 Э . А . Васильцов |
81 |
|
скорость на внешнём диаметре уплотнения; п — частота вращения вала уплотнения.
Обрабатывая эти же данные в виде зависимости т =
получаем |
. |
|
(70) |
т = 0,0355 — 0,045 |
|
||
Здесь %— коэффициент мощности, |
равный т = |
^ |
, |
где р — плотность жидкости; N B— потребляемая мощность. Используя зависимости (69) и (70), нетрудно определить вели
чину напора, удерживаемого лопастным уплотнением, и величину мощности, потребляемую им.
Г Л А В А IV
В И Н Т О В Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я
Создание бесконтактных уплотнений приобретает существен ную важность в конструкциях, работающих в необычных условиях и требующих, например, отсутствия протечек жидкости через зону уплотнения. Такие условия имеют место в химической промыш ленности, рабочие среды которой зачастую обладают взрыво-
ипожароопасными свойствами, а также в машинах, используемых
вкосмических аппаратах.
Вкачестве примера рассмотрим вопросы уплотнения систем ракетного двигателя [31 ]. Поскольку двигатель такого рода имеет около 300 уплотнений, то важнейшим требованием к последним является недопустимость утечек компонентов топлива в те по лости, где существует возможность взрыва. Если же учесть тот факт, что топливо ракетных двигателей в случае применения
жидкого водорода имеет температуру около 20К, а температура в камере сгорания достигает 3600 К, то можно понять уникальность требований, предъявляемых к уплотнениям, разделяющим такие камеры. Не подлежит сомнению и тот факт, что задача разделения таких камер может быть решена путем создания такого динами ческого уплотнения, в котором динамическая составляющая ско рости, направленная против движущейся под воздействием пере пада давления жидкости, уравновесила бы это движение и со здала условия для его прекращения.
15. О с о б е н н о с т и р а б о т ы
в и н т о в ы х у п л о т н е н и й
Ламинарный режим. Впервые об исследованиях уплотнения винтового типа было сообщено в работе [20]. В дальнейшем су щественный вклад в вопросы исследования и расчета таких уплот нений внесли и авторы работ [9, 12, 28, 32, 39, 48, 51]. В этих работах было разработано несколько теоретических методов ана лиза, основанных на уравнениях движения жидкости Навье—
6* |
83 |
Стокса и уравнении неразрывности. Этими методами исследова лись рабочие характеристики винтовых насосов в зоне ламинар ных режимов движения жидкости [39, 48]. Они были использо ваны также при исследовании работы таких насосов в уплотни тельном режиме, который характеризуется условием нулевых утечек жидкости через винтовой насос.
В результате было выявлено, что в качестве основы для рас чета винтовых уплотнений может быть использован безразмерный комплекс
Л„ = |
6 |
цШ |
(71) |
б Д ’ |
|||
|
2 р |
|
зависящий лишь от геометрических характеристик уплотнения. В соответствии с данными, приведенными в работе [48], указан ный комплекс определяется зависимостью
_ ІіЧ 1 + lg 2«) + t g ^ o c (1 - toe) (h - l)a
tgafecU—^0c)(/3—1)(/t—1)
В зависимостях (71) и (72) p, — абсолютная вязкость; U — ок ружная скорость поверхности уплотнения; I — длина уплотнения; б — радиальный зазор; Ар — давление, удерживаемое винтовым
уплотнением; |
h = |
1 |
+ |
— относительная глубина |
уплотне |
||||||||
ния; |
h |
— абсолютная глубина |
нарезки уплотнения; |
а |
— угол |
||||||||
подъема винтовой |
линии |
нарезки; /0с — относительный осевой |
|||||||||||
шаг нарезки уплотнения, равный |
іос = |
----- ------; |
а |
и |
b |
— ширина |
|||||||
|
|
|
J+ - f
выступов и впадин нарезки в осевом направлении.
Однако решения, приведенные в рассмотренных выше работах, касались винтовых уплотнений с ленточной нарезкой, имеющей прямоугольный профиль в осевом сечении, и распространялись на однозаходные уплотнения. Эти ограничения существенно отра жаются на конечных выводах поскольку, как это будет показано ниже, значительное влияние на характеристику винтовых уплот нений оказывает также число заходов нарезки уплотнения г и форма ее профиля. Помимо того, как это было отмечено в работе [6 ], в винтовых уплотнениях с малой проходной площадью существует следующая закономерность: с повышением перепада давления Д р утечка жидкости AQ через уплотнение увеличивается незначи тельно, в результате чего при определенных условиях эксплуата ции такого уплотнения, допустимых требованиями техники без опасности, экономически оправдана работа уплотнения с не которой величиной утечки, так как величина удерживаемого дав ления при этом резко возрастает.
Этот факт не позволяет ограничиваться решением, справедли вым лишь для случая ДQ = 0 .
' 84
Основываясь на вышеизложенном и используя метод, предло женный в работе [39], получим уравнение
A Q = ( l - Â c W |
{ [ - ^ f ^ |
—34И |
|
(1-К2І +/Cat)—dy |
||||||
+ |
ynd |
Ukö2tg a (7i6)3A'1ttg2a |
0 |
- * * + * « ) - § - |
+ |
|||||
U& |
tg |
а |
ѴіѴУК |
/ о с ) ] |
||||||
nd |
|
|
4fl Рос + |
Л3(1іч |
(1 |
21 |
■ |
|||
|
|
2 |
|
6 [£/ tg а7ое (7t — 1)] |
1 \ |
|
•^ ] + /С311) |
|
||
|
|
|
|
1 |
|
|||||
|
|
|
|
2 [ Г о с + А * ( 1 — 7ос)] |
J u H |
- t g 2 «) |
|
+
(73)
В Куравнении |
(73) неизвестными |
являются лишь |
коэффици |
|||
енты |
ц , |
2 |
|
К2ц, Кщ, |
которые могут |
быть опре |
|
/< £, /Сз£ и /Сіт,, |
|
делены экспериментально на основании данных, характеризую щих ламинарное и турбулентное движения между параллельными пластинами. Остальные члены этого уравнения являются геоме трическими характеристиками уплотнения. Не останавливаясь на детальном анализе методов определения, приведенных в урав нении (73) величин, отметим, что теоретически эти величины могут быть определены с весьма значительной погрешностью в ре зультате ряда допущений, принятых при ее выводе.
Тем не менее предложенное выше уравнение, связывающее |
||||||||||||
геометрические характеристики уплотненияQ,с его гидродинами |
||||||||||||
ческими |
параметрами — перепадом |
|
|
|
давления |
через |
уплотне |
|||||
ние Ар и протечкой жидкости через него А |
позволяет связать |
|||||||||||
в критериальном виде всеІ |
основные параметры, характеризую |
|||||||||||
щие особенности работы бесконтактных винтовых уплотнений. |
||||||||||||
Обозначая критериями |
и |
/2ііос)и |
/ 4 |
следующие величины |
||||||||
|
|
|
/ 3 |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
/і = |
(1 |
— |
tg |
2 а, |
|
|
|
|||
|
|
|
|
h3~t0c |
|
2 |
a, |
|
|
|
|
|
|
|
h — |
h tg |
|
|
|
|
|
||||
|
|
^oc |
Л |
|
|
|
^oc)— ?oc) -f- Foc |
|
|
|||
/ 4 = |
tg a t |
^<JC ~b t0J l |
|
3 0 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
^OC-j- h (\ |
|
|
(h — 1) \ 1 |
||||||||
|
|
|
toe |
1 |
toe) |
|
) J |
|||||
и полагая, что |
= --------, получаем зависимость |
|
<74> |
|||||||||
|
л» = - Ш = і>(ь і гО+'-Ш+ѵ |
в которой /Б и /е являются безразмерными коэффициентами, зависящими от критерия Рейнольдса, а ЛQ представляет собой
85