ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 1
Опытные данные, обобщенные зависимостями (53) и (53а) с доста точной для техники точностью, совпадают с теоретическими за висимостями, приведенными выше.'Для турбулентного движения жидкости теоретическая зависимость (49) с достаточной для тех ники точностью совпадает с эмпирическими данными, обобщен ными зависимостью (54) только для кольцевых уплотнений с боль шим зазором б0. С уменьшением зазора б0 величина коэффициента цилиндрического дискового трения увеличивается. На рис. 31
Рис.130. Зависимость коэффициента цилиндрического дискового трения Cf от
|
критерия КеШі: |
|
/—8 _ соответственно для — »■ со н |
Hi, равных 6; 3; 1,5; 0,5; 0,2; 0,1 н 0; і—s по- |
|
ді |
строена по формуле (47а) |
показаны зависимости коэффициента цилиндрического дискового
трения с/ от комплекса Refflt |
2 |
б для значений 1,0136 |
1 |
|
1 + Ri |
||
«с 1,226. |
|
|
|
Так как в настоящее время не существует аналитических за
висимостей |
Cf — f |
('Reu, |
и |
Cf = f |
, значения коэф |
|
|
|
|
фициента могут быть взяты из графика (рис. 31).
Значительное влияние на величину коэффициента трения ока зывает наличие движения жидкости в осевом направлении. В ана литическом виде это влияние выражается зависимостью коэф фициента трения Cf от Reoc.
58
В ламинарной области |
движения величина Reoc фактически |
||
не влияет на зйачение |
Cf, |
поэтому в этом диапазоне значение |
с/ |
|
|
может быть довольно точно определено по формуле (53). В турбу
лентной области влияние Reoc более значительно. |
|
||||
На |
рис. 32 представлены |
опытные величины |
Cf |
для трех зна |
|
чений |
в зависимости от |
Reoc и Re^ |
Для малых зазоров |
(рис. 32, а и б), когда величина осевого критерия Рейнольдса мала
Рис. 31. Зависимость коэффициента цилиндрического дискового трения су от
критерия Re^.-pr-2- для значений-------- соответственно равных 0,97; 0,93; 0,90; |
|||||
Ri |
, |
I |
Ri |
|
|
|
|
|
|
||
|
и дляОр |
значений • |
1 |
||
0,88 (теоретические прямые 1— 4), + |
|
|
соответственно рав- |
||
26, |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
! + |
- | - |
ных 0,9865; 0,981; 0,972; 0,954; 0,931; 0,897; 0,816 (кривые 6— 12); кривая 5 ■ построена по формуле (49)
(Reoc <300), на величину коэффициента трения сг влияет в основ-
ном величина Д е Ші |
, поэтому значение |
Cf |
определяется в |
ука- |
|
|
|||||
|
|
|
|
|
2б |
занном случае по формуле (54). С возрастанием величины Rea, —к5- |
|||||
£для условий, определяемых неравенством |
Rem, |
>> 400J |
А |
||
1 |
|||||
сле |
|||||
дует вводить поправку на величину |
|
используя для этой |
'+ - S T
цели данные рис. 32. При значениях Reoc = 1200-Э-1600 проис ходит подавление вихрей Тейлора в кольцевом зазоре, что умень
шает коэффициент трения до значений, определяемых зависи
мостью (54).,
.59
Дальнейшее увеличение Reoc в еще большей степени увеличи вает турбулизацию потока, что,'в свою очередь, приводит к воз растанию коэффициента цилиндрического дискового трения с/. Для определения зависимости, показывающей связь между коэф-
Рис. 32. Зависимость коэффициента цилиндрического дискового трения Сі от
критерия Reoc: а,-----^ -= 0 ,0 1 3 6 ; |
л - |
^°- |
0,0196; |
в- |
|
|
||||
1—1 3 — |
соответственно |
R l |
Reffli |
26 |
|
R i |
.......... |
" |
R°v |
0,115' |
|
для |
|
< равных 350, |
500; 650, |
750, |
300, |
1000, 1500, |
|||
|
|
2500, |
3500, 50001, |
7500, |
10 000 н |
15 000 |
|
|
|
фициентом с/ и критериями Re0,; и Reoc воспользуемся ме-
тодом, который был использован для теоретического вывода за висимости (37). Для рассматриваемого случая это приводит к за
висимости. |
1 |
|
60
в которой постоянные коэффициенты, как и ранее, определяются на основании данных, приведенных в табл. 3.
|
Рис. |
33. Зависимость коэффициента Cf от критерия R e ^ : |
|||
I. 2, 8 |
н |
9 |
— построены соответственно по формулам (47), (47а), (49) и (48); |
||
3 —б |
— соответственно д л яНр а в н ы х 0,25; 0,1; 0,05 и 0,01; 7, |
Ю — 13 — |
|||
|
|
|
|
1 |
|
построены по формуле (55а) соответственно для Reoc, равных 0,1; 1,0; 5,0; 10 и 50
Впервом приближении зависимость (55) может быть приведена
квиду
RCQC |
2 |
0 |
0,38 |
RI |
(55a) |
||
RC(,)^ |
|
ö |
Зависимость (55a) представлена на рис. 33 кривыми, соответog
ствующими различным величинам Reoc и Ні .
9 . К о э ф ф и ц и е н т э ф ф е к т и в н о с т и к о л ь ц е в ы х
у п л о т н е н и й
Практика конструирования различных машин выработала до вольно определенные понятия о некоторых характеристических величинах, определяющих особенности их работы. Эти величины используются в качестве параметров, позволяющих рассчитывать машины и сравнивать их между собой.' К таким величинам от носится также и коэффициент эффективности кольцевого уплот нения г], который по своему содержанию представляет отношение действительного полученного эффекта к теоретическому. Под дей ствительным эффектом понимается действительная потенциальная
6)
и кинетическая энергия или их сумма, переданная рабочему телу движущимися элементами машины. Под теоретическим эффектом понимается аналогичная энергия, но переданная рабочему телу в гипотетических условиях, обуславливающих отсутствие потерь энергии где-либо в машине. Таким образом,
где |
Э |
11= 5 Т д Э ' |
Э |
(56) |
|
— энергия, подведенная к телу; А |
|
— потери эңергин в ма |
|
шине |
и в рабочем теле. |
|
|
В соответствии с этим понятием коэффициент эффективности кольцевого уплотнения может быть отождествлен с к. п. д. дина мических машин. Однако в машиностроительной практике под к. п. д. подразумевают критерий, показывающий эффективность преобразования энергии, подведенной к машине, в полезную, тогда как коэффициент эффективности кольцевого уплотнения опре деляет не эффективность преобразования одного вида энергии в другой, а лишь эффективность сохранения энергии движущейся или неподвижной среды. Такое различие не позволяет, хотя бы формально, характеризовать эти столь математически подобные критерии одним и тем же понятием.
Анализируя особенности работы бесконтактных уплотнений, отметим, что они могту быть эффективны и без относительного перемещения их элементов, в то время как в общетехническом понимании любая полезная работа может быть передана рабочему телу лишь в результате относительного перемещения элементов машины. В бесконтактных же уплотнениях даже при отсутствии перемещения поверхности вала относительно поверхности .ци линдрической втулки совершается полезная работа, позволяю щая сохранить разность давлений Ар между уплотняемой высо кого давления и уплотняющей низкого давления камерами. По лезная работа в этом случае обусловлена наличием не относи тельного движения элементов уплотнения, а наличием движения рабочей среды относительно их.
Обращаясь к уравнению (10а), связывающему величину уте чек жидкости через бесконтактное уплотнение с параметрами, его определяющими, нетрудно заметить, что для реальных усло
вий |
работы, характеризуемых неравенством |
X |
> 0, всегда |
спра |
||||
ведливо |
неравенство |
|
|
|
||||
где |
Q |
|
|
|
Q < Qo» |
|
|
усло |
|
— протечка жидкости через уплотнение в реальных |
|||||||
виях |
(X |
£> 0); |
Q 0 |
— то же самое в гипотетических условиях иде |
||||
альной |
жидкости |
(Я, = 0). |
|
|
|
Таким образом, наличие сопротивления, создаваемого бескон тактным уплотнением, приводит к уменьшению количества пере текающей жидкости.
62
Ранее было показано, что коэффициент сопротивления X зависит не только от реальных свойств жидкости, но и от геомет рических характеристик и кон струкций уплотнения. Поэтому величина X косвенно может оце нивать также и совершенство конструкции уплотнения.
Для случая нулевой частоты вращения вала (п = 0) величина энергии АЭ , подведенной к рабо чему телу, может быть определена по формуле
Э = у AHQo, |
(57) |
в то время как сумма потерь энергии ДЭ определяется зависи мостью
|
АЭ = |
у А Н (Q0 — Q). |
(58) |
||
Здесь |
А Н |
— напор, |
|
||
|
срабатывае |
||||
мый уплотнением; |
у — удельный |
||||
вес уплотняемой жидости. |
|
||||
Таким |
образом, |
в |
рассматри |
ваемом случае в качестве основы для сравнения уплотнений раз личного типа принята величина снижения протечек жидкости че рез уплотнение по сравнению с гипотетическими условиями, ха рактеризующимися отсутствием какого-либо сопротивления этому перетоку. Это дает возможность,
используя |
выражения |
(56)— (58), |
||
получить |
зависимость |
(рис. 34) |
||
Л = |
|
|
|
(59) |
|
V |
— |
+ |
1.5 |
|
V |
2б0 |
|
определяющую коэффициент эф фективности бесконтактного уплот нения для п = 0.
Анализируя выражение (59), можно показать, что для ламинар-
Рис. 34. Зависимость коэффициента эффективности кольцевых уплотнений Г| от критерия Reoc (п= 0)
63