Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ных данных, полученных при исследовании винтового уплотнения с метрической специальной нарезкой.

Наибольшее соответствие между рассматриваемыми уплотне­ ниями по своим геометрическим характеристикам имеют уплот­ нения с ленточной нарезкой № 2 и со специальной метрической нарезкой, в то время как уплотнение с ленточной нарезкой № 1 имеет гораздо меньший радиальный зазор, чем предыдущие два уплотнения. Теоретический расчет, выполненный для винтовых уплотнений с ленточной нарезкой № 1 и № 2 , подтверждает преимущества уплотнения с нарезкой № 1 (кривая 2) по сравне-

Рис. 48. Зависимость коэффициента сопротивления A Q о т критерия Рейнольдса

Reg для случаев работы винтового уплотнения с метрической специальной на­ резкой (табл. 6):

1—4при Rew, соответственно равных 0; 262; 393; 785

I

нию с уплотнением с нарезкой № 2 (кривая /). Опытные данные для указанных уплотнений, однако, расходятся с теоретическими (особенно в зоне турбулентных режимов) и в наибольшей степени для винтового уплотнения с ленточной нарезкой № 2 .

Не анализируя этот факт, остановимся на особенностях экс­ периментальных кривых, имеющих тенденцию к уменьшению коэф­ фициента А и в зоне малых значений критерия Рейнольдса Reu.

Для. объяснения этого факта, имеющего важное значение для определения возможных областей работы винтовых уплотнений, рассмотрим функцию A Q = / (ReQ) винтового уплотнения с метри­ ческой специальной нарезкой, характеризующую зависимость ве­ личины утечек жидкости через уплотнение от критерия Рей­ нольдса Rec (рис. 48). На рисунке указанная.функция представ­ лена экспериментальными кривыми, построенными соответственно

91

для четырех значений критерия Рейнольдса. Из рисунка видно, что для ReK = const в зоне малых значений критерия ReQ с уве­ личением протечек жидкости через уплотнение эффективность его падает, хотя на основании анализа выражения (74) зависимость

коэффициента

A Q

от A

Q

и

Ар

имеет обратную тенденцию.

Для

объяснения

этого явления вернемся к рассмотрению

рис.

2 1

, определяющему влияние осевого потока жидкости на ин­

тенсивность вихрей

Тейлора

в зазоре кольцевого уплотнения,

и к рис. 32, на котором показано, как это влияние отражается на величине коэффициента цилиндрического дискового трения.

На основании данных, отраженных на этих рисунках, ясно, что при увеличении величины осевой скорости жидкости, дви­ жущейся через кольцевой канал уплотнения, вихри Тейлора по­ давляются этой скоростью вплоть до полной их ликвидации. Ко­ личественно это отражается на уменьшении коэффициента цилин­ дрического дискового трения вплоть до минимальных его значений, характеризующихся минимальной степенью турбулизации потока в канале кольцевого уплотнения при постоянном значении окруж­ ного критерия Reffll. Этот режим сохраняется постоянным в пре­ делах некоторого изменения величины осевого критерия Reoc. При этом величина коэффициента цилиндрического дискового тре­ ния Cf остается постоянной в передах этого изменения Reoc. Даль­ нейшее увеличение Reoc приводит к увеличению степени турбу­ лизации в кольцевом канале уплотнения, но уже в результате воздействия осевой скорости потока в этом канале. Это увеличение турбулизации приводит к возрастанию коэффициента цилиндри­ ческого дискового трения Cf.

92


Аналогичное явление имеет место и в каналах винтового уплот­ нения, вихри Тейлора в котором возникают в результате действия вращающихся нарезок уплотнения на находящуюся в этих каналах жидкость. При увеличении перепада давления через такое уплот­ нение возрастает утечка жидкости через него, что, как и в случае с кольцевым уплотнением, приводит к подавлению вихрей Тей­ лора. Это отражается науменьшении эффективности винтового уплотнения: коэффициент A Q увеличивается с увеличением кри­ терия Рейнольдса ReQ. При достижении определенных значений критерия ReQ осевой поток жидкости полностью подавляет вихри Тейлора, в результате чего величина A Q,остается постоянной в пре­ делах от ReQ, до ReQ,. При дальнейшем увеличении перепада давления через винтовое уплотнение сопротивление перетоку жидкости определяется осевым турбулентным потоком, обтекающим выступы нарезок уплотнения. Потери энергии при таком движе­ нии пропорциональны квадрату осевой скорости и, следовательно, при ее увеличении уплотнение становится более эффективным. Аналитически это приводит к уменьшению A Q при возрастании ReQ

Описываемые области работы винтовых уплотнений в прямой степени зависят от их геометрии и гидродинамических режимов работы. На рис. 49 в качестве примера приведены области.работы винтового уплотнения, определяемые изменяемой величиной кри­ терия Рейнольдса Re„ и относительной глубиной нарезок уплот­

нения Анализ приведенных опытных данных показывает на­

личие по крайней мере трех областей работы винтового уплотнения. Область / характеризуется наличием в каналах уплотнения сильно развитого вихревого движения, вызванного вращением

вала;

для

 

Reu = const

с ростом

ReQ

коэффициент сопротивле­

ния

A Q в

этой области

увеличивается,

а эффективность уплотне­

ний падает.

 

 

 

 

A Q

 

Область

I I

характеризуется

минимальным вихревым движе­

нием в каналах уплотнения: коэффициент сопротивления

 

для

Reu =

const в этой области не изменяет своего значения с изме­

нением ReQ; эффективность уплотнения в этой области минимальна и постоянна.

Область I I I характеризуется наличием в каналах уплотнения сильно развитого вихревого движения, вызванного обтеканием выступов нарезок уплотнения осевым потоком жидкости; для Re„ = const с ростом ReQ коэффициент сопротивления ЛQ в этой области падает, а эффективность уплотнений растет.

Аналогичная картина имеет место и при отсутствии протечек жидкости через винтовое уплотнение, т. е. в случае, когда ReQ = = 0 (см. рис. 47). В ламинарной зоне (Reu <С 400) опытное зна­

чение

А и

постоянно и лишь Незначительно отличается от вели­

чины

А и,

полученного теоретически. Это обусловлено тем,-что

 

 

в винтовых уплотнениях даже при отсутствии осевого движения жидкости, вызванного значительным перепадом давления, факти-

93


чески существует осевой поток жидкости по каналам уплотнений из зоны низкого давления р х в зону высокого р 2 и противоположно направленное осевое движение жидкости по кольцевому радиаль­ ному зазору величиной б из зоны высокого давления р 2 в зону низкого pj (рис. 50). Явления, происходящие при этом движении, аналогичны вышеописанному, хотя и проявляются они в меньшей степени, что отражается на значительном сужении области I и увеличении области I I . Что же касается области работы I I I , то вихревые явления, имеющие в ней место, аналогичны вышеопи­ санному; они приводят к улучшению эффективности уплотне­

 

 

 

ния

(Л„ падает)

с

уве­

 

 

 

личением критерия Рей­

 

 

 

нольдса.

 

винтовых

 

 

 

Работа

 

 

 

уплотнений

в

турбу­

 

 

 

лентной

области.

Ана­

 

 

 

лиз

данных,

представ­

Рис. 50.

Схема осевого движения жидкости в

ленных

на

рис.

47,

винтового уплотнения для случая ReQ =

показывает, что в опре­

каналах

= 0 и

Re„ = ѵаг

деленной

зоне

работы

 

 

 

эффективность

 

винто­

 

 

 

вых

уплотнений увели­

терия Рейнольдса

 

чивается с ростом

кри­

Re„. В основном эта зона ограничена

областью

ламинарных режимов, ограниченных условиями подавления вих­

рей

Тейлора осевым потоком жидкости

[см. зависимость (79а) ].

В

турбулентной зоне эффективность

винтовых уплотнений

в большей степени зависит от определяющих критериев.

При этом степень турбулентности жидкости в винтовых

уплотнениях описывается

выражениямиб?

и_

 

Чр =

др_

 

дф

+

2

(80)

 

 

ѵг

г дг

 

 

др

 

 

Здесь к,, и а, — средние скорости потока в окружном и нор­ мальном к поверхности уплотнения направлении; б,- — местная величина зазора; U — окружная скорость поверхности уплотне­

ния;

и ----- градиенты давления в окружном и нормальном

направлениях.

Как показано в работе [9], коэффициенты Gv и Gr зависи­ мости (80) являются в основном функцией критерия Рейнольдса Re/, (рис. 51), где h — глубина нарезки уплотнения. На основании расчета, изложение которого представлено в работах [9, 39], коэф­ фициент сопротивления винтовых уплотнений, работающих в тур­

94


булентной зоне, с достаточной полнотой может быть описан урав­ нением

 

 

 

 

 

 

 

 

 

_ 6 _

_

д р _

5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А ц

 

д г

(іо /? !

 

 

 

 

 

 

 

 

у ,

____________0 .5 і р с

(1

70С) tg

а (h

1) (Л3ОфК

О фв)____________

 

( 8 1 )

 

/і3Оф вОсрд- -1- t g 2 a / 0c

( 1 '—

/о с)

О

г в й ц )

В-j- h 3 t g 2 a

(1

70c) 4 r

 

 

 

 

 

+

GrBG(pK; öc^3 lS ” a

+

 

/0с (1 + loc) °Ф KprK

 

 

 

 

которое в диапазоне изменения параметров

а

 

15°,

ft >> 3,6,

0 , 2

•< /0(, <

0 , 8

может быть заменено выражением

[9]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

__

 

0,5 /рс (1 — /ос) tg се (/г —

1)

 

 

 

( 8 2 )

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(ЗфВ -|-

/і370с ( 1 -р /рс) Оф/( t g 2 о

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В зависимостях (81) и (82)

 

 

В

и

К

соответственно

индексамиGr

 

 

обозначены значения коэффициентов Оф и

 

для выступа

нарезки

и для

канавки. Эти коэф­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

фициенты также

опреде­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляются

по

графику

на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 51 в

зависимости от

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

изменения Re/j.

 

(82)

мо­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зависимость

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

жет

 

быть

использована

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

для

определения

коэффи­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

циента сопротивления Л„.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Погрешность,

 

вносимая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

заменой точного

выраже­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния

 

(81)

приближенным

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(82),

не

превышает

5%.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Определенные по зави­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

симостям

(81) и (82)

опти­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

мальные

геометрические

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

характеристики

нарезок

 

 

 

 

 

 

 

U h

 

 

 

уплотнения в зависимости

 

 

 

Re/,=

 

 

 

 

 

от

критерия

Рейнольдса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Re(i .приведены на рис. 52.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Как и для случая лами­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

нарного режима

оптимальное значение относительной ширины

нарезки

(ос

остается

равным

0,5.

Оптимальное

значение

угла

подъема

винтовой

линии

а

изменяется

линейно

от

значения

a =

15,8° до значения

а

=

12° (Reü = 1- ІО4). Оптимальные

зна­

чения относительной глубины нарезки винтовойдТлинии

ftonT

уве­

личиваются

довольно

быстро

 

в зоне переходного режима (до

Reu ^

2 - ІО3),

после чего градиент изменения

 

4

уменьшается

таким образом, что в диапазоне 2 •10

Re„

 

 

1 ■ ІО

величина ftonT

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

95


почти монотонно возрастает с ростой Re„ и достигает значения

7гопт = 9,3 для Re„ = 1•104.

Расчеты, проведенные на основании изложенных данных, по­ казывают, что наличие эксцентриситета и перекосы осей винтовых уплотнений незначительно отражаются на изменении коэффи­

циента сопротивления Л„ (рис.

53).КЭти данные показывают, что

одним из основных

достоинств

20

 

 

винтовых уплотнений

является

 

Ч з

 

их

способность

сохранять вы­

10

Г ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч

 

соким

коэффициент

 

сопротив­

в

 

 

ления Л„ даже при значитель­

Б

 

 

ных величинах

относительного

 

 

 

эксцентриситета е и относитель­

 

 

 

ного перекоса осей Ае.

 

 

 

Зависимости

(81)

и (82) с

 

 

достаточной

достоверностью

 

 

е.Аі

позволяют определить величину

 

 

 

коэффициента

сопротивления

 

 

 

Ли,

однако ввиду

сложности

 

і

3

этих выражений нелишне будет

 

 

 

привести более простое эмпири­

4

 

 

ческое

выражение

 

(83)

6

 

Ьс!

A =

19,15

 

10

 

 

 

4,19-10“ 4Ref,'044

 

М -

 

 

 

 

20

іМТгГйЛіш

 

 

 

 

 

 

 

 

ЩгІШгшА

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 53. Влияние

относительного

 

 

 

 

эксцентриситета

е = - gе-

и

отно-

 

 

 

 

сительного перекоса осей

.

Ае

 

 

 

 

Де =

—g—

Рис. 52._Зависимость оптимальных

пара­

на

величину коэффициента сопро­

 

тивления А и:

 

 

метров (Л, /ос, а)

винтового

уплотнения

1—4 — при

ReK, соответственно

рав­

от критерия

Рейнольдса

Reü

[9]

 

 

 

 

 

ных

1; 10; 100 и 1000

 

рекомендованное в работе [28] для аналогичных винтовых уплот­ нений ленточного тщ'а.

Приведенные в настоящем разделе теоретические обоснования режимов работы винтовых уплотнений, а также графические и аналитические зависимости, касающиеся выбора основных гидро­ динамических и геометрических их характеристик как в каче­ ственном, так и в количественном отношении, должны рассматри­ ваться лишь как первое приближение указанных расчетов, по­ скольку этот теоретический анализ основан на ряде предположений

96 -