ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 118
Скачиваний: 1
ных данных, полученных при исследовании винтового уплотнения с метрической специальной нарезкой.
Наибольшее соответствие между рассматриваемыми уплотне ниями по своим геометрическим характеристикам имеют уплот нения с ленточной нарезкой № 2 и со специальной метрической нарезкой, в то время как уплотнение с ленточной нарезкой № 1 имеет гораздо меньший радиальный зазор, чем предыдущие два уплотнения. Теоретический расчет, выполненный для винтовых уплотнений с ленточной нарезкой № 1 и № 2 , подтверждает преимущества уплотнения с нарезкой № 1 (кривая 2) по сравне-
Рис. 48. Зависимость коэффициента сопротивления A Q о т критерия Рейнольдса
Reg для случаев работы винтового уплотнения с метрической специальной на резкой (табл. 6):
1—4 — при Rew, соответственно равных 0; 262; 393; 785
I
нию с уплотнением с нарезкой № 2 (кривая /). Опытные данные для указанных уплотнений, однако, расходятся с теоретическими (особенно в зоне турбулентных режимов) и в наибольшей степени для винтового уплотнения с ленточной нарезкой № 2 .
Не анализируя этот факт, остановимся на особенностях экс периментальных кривых, имеющих тенденцию к уменьшению коэф фициента А и в зоне малых значений критерия Рейнольдса Reu.
Для. объяснения этого факта, имеющего важное значение для определения возможных областей работы винтовых уплотнений, рассмотрим функцию A Q = / (ReQ) винтового уплотнения с метри ческой специальной нарезкой, характеризующую зависимость ве личины утечек жидкости через уплотнение от критерия Рей нольдса Rec (рис. 48). На рисунке указанная.функция представ лена экспериментальными кривыми, построенными соответственно
91
для четырех значений критерия Рейнольдса. Из рисунка видно, что для ReK = const в зоне малых значений критерия ReQ с уве личением протечек жидкости через уплотнение эффективность его падает, хотя на основании анализа выражения (74) зависимость
коэффициента |
A Q |
от A |
Q |
и |
Ар |
имеет обратную тенденцию. |
|||
Для |
объяснения |
этого явления вернемся к рассмотрению |
|||||||
рис. |
2 1 |
, определяющему влияние осевого потока жидкости на ин |
|||||||
тенсивность вихрей |
Тейлора |
в зазоре кольцевого уплотнения, |
и к рис. 32, на котором показано, как это влияние отражается на величине коэффициента цилиндрического дискового трения.
На основании данных, отраженных на этих рисунках, ясно, что при увеличении величины осевой скорости жидкости, дви жущейся через кольцевой канал уплотнения, вихри Тейлора по давляются этой скоростью вплоть до полной их ликвидации. Ко личественно это отражается на уменьшении коэффициента цилин дрического дискового трения вплоть до минимальных его значений, характеризующихся минимальной степенью турбулизации потока в канале кольцевого уплотнения при постоянном значении окруж ного критерия Reffll. Этот режим сохраняется постоянным в пре делах некоторого изменения величины осевого критерия Reoc. При этом величина коэффициента цилиндрического дискового тре ния Cf остается постоянной в передах этого изменения Reoc. Даль нейшее увеличение Reoc приводит к увеличению степени турбу лизации в кольцевом канале уплотнения, но уже в результате воздействия осевой скорости потока в этом канале. Это увеличение турбулизации приводит к возрастанию коэффициента цилиндри ческого дискового трения Cf.
92
Аналогичное явление имеет место и в каналах винтового уплот нения, вихри Тейлора в котором возникают в результате действия вращающихся нарезок уплотнения на находящуюся в этих каналах жидкость. При увеличении перепада давления через такое уплот нение возрастает утечка жидкости через него, что, как и в случае с кольцевым уплотнением, приводит к подавлению вихрей Тей лора. Это отражается науменьшении эффективности винтового уплотнения: коэффициент A Q увеличивается с увеличением кри терия Рейнольдса ReQ. При достижении определенных значений критерия ReQ осевой поток жидкости полностью подавляет вихри Тейлора, в результате чего величина A Q,остается постоянной в пре делах от ReQ, до ReQ,. При дальнейшем увеличении перепада давления через винтовое уплотнение сопротивление перетоку жидкости определяется осевым турбулентным потоком, обтекающим выступы нарезок уплотнения. Потери энергии при таком движе нии пропорциональны квадрату осевой скорости и, следовательно, при ее увеличении уплотнение становится более эффективным. Аналитически это приводит к уменьшению A Q при возрастании ReQ
Описываемые области работы винтовых уплотнений в прямой степени зависят от их геометрии и гидродинамических режимов работы. На рис. 49 в качестве примера приведены области.работы винтового уплотнения, определяемые изменяемой величиной кри терия Рейнольдса Re„ и относительной глубиной нарезок уплот
нения Анализ приведенных опытных данных показывает на
личие по крайней мере трех областей работы винтового уплотнения. Область / характеризуется наличием в каналах уплотнения сильно развитого вихревого движения, вызванного вращением
вала; |
для |
|
Reu = const |
с ростом |
ReQ |
коэффициент сопротивле |
||||
ния |
A Q в |
этой области |
увеличивается, |
а эффективность уплотне |
||||||
ний падает. |
|
|
|
|
A Q |
|
||||
Область |
I I |
характеризуется |
минимальным вихревым движе |
|||||||
нием в каналах уплотнения: коэффициент сопротивления |
|
для |
||||||||
Reu = |
const в этой области не изменяет своего значения с изме |
нением ReQ; эффективность уплотнения в этой области минимальна и постоянна.
Область I I I характеризуется наличием в каналах уплотнения сильно развитого вихревого движения, вызванного обтеканием выступов нарезок уплотнения осевым потоком жидкости; для Re„ = const с ростом ReQ коэффициент сопротивления ЛQ в этой области падает, а эффективность уплотнений растет.
Аналогичная картина имеет место и при отсутствии протечек жидкости через винтовое уплотнение, т. е. в случае, когда ReQ = = 0 (см. рис. 47). В ламинарной зоне (Reu <С 400) опытное зна
чение |
А и |
постоянно и лишь Незначительно отличается от вели |
чины |
А и, |
полученного теоретически. Это обусловлено тем,-что |
|
|
в винтовых уплотнениях даже при отсутствии осевого движения жидкости, вызванного значительным перепадом давления, факти-
93
чески существует осевой поток жидкости по каналам уплотнений из зоны низкого давления р х в зону высокого р 2 и противоположно направленное осевое движение жидкости по кольцевому радиаль ному зазору величиной б из зоны высокого давления р 2 в зону низкого pj (рис. 50). Явления, происходящие при этом движении, аналогичны вышеописанному, хотя и проявляются они в меньшей степени, что отражается на значительном сужении области I и увеличении области I I . Что же касается области работы I I I , то вихревые явления, имеющие в ней место, аналогичны вышеопи санному; они приводят к улучшению эффективности уплотне
|
|
|
ния |
(Л„ падает) |
с |
уве |
||
|
|
|
личением критерия Рей |
|||||
|
|
|
нольдса. |
|
винтовых |
|||
|
|
|
Работа |
|||||
|
|
|
уплотнений |
в |
турбу |
|||
|
|
|
лентной |
области. |
Ана |
|||
|
|
|
лиз |
данных, |
представ |
|||
Рис. 50. |
Схема осевого движения жидкости в |
ленных |
на |
рис. |
47, |
|||
винтового уплотнения для случая ReQ = |
показывает, что в опре |
|||||||
каналах |
= 0 и |
Re„ = ѵаг |
деленной |
зоне |
работы |
|||
|
|
|
эффективность |
|
винто |
|||
|
|
|
вых |
уплотнений увели |
||||
терия Рейнольдса |
|
чивается с ростом |
кри |
|||||
Re„. В основном эта зона ограничена |
областью |
ламинарных режимов, ограниченных условиями подавления вих
рей |
Тейлора осевым потоком жидкости |
[см. зависимость (79а) ]. |
В |
турбулентной зоне эффективность |
винтовых уплотнений |
в большей степени зависит от определяющих критериев.
При этом степень турбулентности жидкости в винтовых
уплотнениях описывается |
выражениямиб? |
и_ |
|
|
Чр = |
др_ |
|
||
дф |
+ |
2 |
(80) |
|
|
|
|||
ѵг |
г дг |
|||
|
|
др |
|
|
’
Здесь к,, и а, — средние скорости потока в окружном и нор мальном к поверхности уплотнения направлении; б,- — местная величина зазора; U — окружная скорость поверхности уплотне
ния; |
и ----- градиенты давления в окружном и нормальном |
направлениях.
Как показано в работе [9], коэффициенты Gv и Gr зависи мости (80) являются в основном функцией критерия Рейнольдса Re/, (рис. 51), где h — глубина нарезки уплотнения. На основании расчета, изложение которого представлено в работах [9, 39], коэф фициент сопротивления винтовых уплотнений, работающих в тур
94
булентной зоне, с достаточной полнотой может быть описан урав нением
|
|
|
|
|
|
|
|
|
_ 6 _ |
_ |
д р _ |
5 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А ц |
|
д г |
(іо /? ! |
|
|
|
|
|
|
|
|
у , |
____________0 .5 і р с |
(1 |
70С) tg |
а (h |
1) (Л3ОфК |
О фв)____________ |
|
( 8 1 ) |
|||||||||||||
|
/і3Оф вОсрд- -1- t g 2 a / 0c |
( 1 '— |
/о с) |
О |
г в й ц ) |
В-j- h 3 t g 2 a |
(1 |
70c) 4 r |
|
|
|||||||||||
|
|
|
+ |
GrBG(pK; öc^3 lS ” a |
+ |
|
/0с (1 + loc) °Ф KprK |
|
|
|
|
||||||||||
которое в диапазоне изменения параметров |
а |
|
15°, |
ft >> 3,6, |
|||||||||||||||||
0 , 2 |
•< /0(, < |
0 , 8 |
может быть заменено выражением |
[9] |
|
|
|||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
6 |
|
__ |
|
0,5 /рс (1 — /ос) tg се (/г — |
1) |
|
|
|
( 8 2 ) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(ЗфВ -|- |
/і370с ( 1 -р /рс) Оф/( t g 2 о |
|
|
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
В зависимостях (81) и (82) |
|
|
В |
и |
К |
соответственно |
|||||||||||||||
индексамиGr |
|
|
|||||||||||||||||||
обозначены значения коэффициентов Оф и |
|
для выступа |
нарезки |
||||||||||||||||||
и для |
канавки. Эти коэф |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
фициенты также |
опреде |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ляются |
по |
графику |
на |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рис. 51 в |
зависимости от |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
изменения Re/j. |
|
(82) |
мо |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Зависимость |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
жет |
|
быть |
использована |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
для |
определения |
коэффи |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
циента сопротивления Л„. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Погрешность, |
|
вносимая |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
заменой точного |
выраже |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
ния |
|
(81) |
приближенным |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
(82), |
не |
превышает |
5%. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Определенные по зави |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
симостям |
(81) и (82) |
опти |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
мальные |
геометрические |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
характеристики |
нарезок |
|
|
|
|
|
|
|
U h |
|
|
|
|||||||||
уплотнения в зависимости |
|
|
|
Re/,= |
|
|
|
|
|
||||||||||||
от |
критерия |
Рейнольдса |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Re(i .приведены на рис. 52. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
Как и для случая лами |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
нарного режима |
оптимальное значение относительной ширины |
||||||||||||||||||||
нарезки |
(ос |
остается |
равным |
0,5. |
Оптимальное |
значение |
угла |
||||||||||||||
подъема |
винтовой |
линии |
а |
изменяется |
линейно |
от |
значения |
||||||||||||||
a = |
15,8° до значения |
а |
= |
12° (Reü = 1- ІО4). Оптимальные |
зна |
||||||||||||||||
чения относительной глубины нарезки винтовойдТлинии |
ftonT |
уве |
|||||||||||||||||||
личиваются |
довольно |
быстро |
|
в зоне переходного режима (до |
|||||||||||||||||
Reu ^ |
2 - ІО3), |
после чего градиент изменения |
|
4 |
уменьшается |
||||||||||||||||
таким образом, что в диапазоне 2 •10 |
Re„ |
|
|
1 ■ ІО |
величина ftonT |
||||||||||||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
3 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
95
почти монотонно возрастает с ростой Re„ и достигает значения
7гопт = 9,3 для Re„ = 1•104.
Расчеты, проведенные на основании изложенных данных, по казывают, что наличие эксцентриситета и перекосы осей винтовых уплотнений незначительно отражаются на изменении коэффи
циента сопротивления Л„ (рис. |
53).КЭти данные показывают, что |
|||||||
одним из основных |
достоинств |
20 |
|
|
||||
винтовых уплотнений |
является |
|
Ч з |
|
||||
их |
способность |
сохранять вы |
10 |
Г ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч Ч |
|
|||
соким |
коэффициент |
|
сопротив |
в |
|
|
||
ления Л„ даже при значитель |
Б |
|
|
|||||
ных величинах |
относительного |
|
|
|
||||
эксцентриситета е и относитель |
|
|
|
|||||
ного перекоса осей Ае. |
|
|
'ѵ |
|||||
|
Зависимости |
(81) |
и (82) с |
|
|
'ч |
||
достаточной |
достоверностью |
|
|
е.Аі |
||||
позволяют определить величину |
|
|
|
|||||
коэффициента |
сопротивления |
|
|
|
||||
Ли, |
однако ввиду |
сложности |
|
і |
3 |
|||
этих выражений нелишне будет |
|
|
|
|||||
привести более простое эмпири |
4 |
|
|
|||||
ческое |
выражение |
|
(83) |
6 |
|
Ьс! |
||
A = |
19,15 |
|
10 |
|
||||
|
|
4,19-10“ 4Ref,'044 |
.в |
|
М - |
|
|
|
|
20 |
іМТгГйЛіш |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЩгІШгшА |
|
|
|
|
|
|
|
|
Рис. 53. Влияние |
относительного |
||||
|
|
|
|
эксцентриситета |
е = - gе- |
и |
отно- |
||
|
|
|
|
сительного перекоса осей |
. |
Ае |
|||
|
|
|
|
Де = |
—g— |
||||
Рис. 52._Зависимость оптимальных |
пара |
на |
величину коэффициента сопро |
||||||
|
тивления А и: |
|
|
||||||
метров (Л, /ос, а) |
винтового |
уплотнения |
1—4 — при |
ReK, соответственно |
рав |
||||
от критерия |
Рейнольдса |
Reü |
[9] |
||||||
|
|
|
|
|
ных |
1; 10; 100 и 1000 |
|
рекомендованное в работе [28] для аналогичных винтовых уплот нений ленточного тщ'а.
Приведенные в настоящем разделе теоретические обоснования режимов работы винтовых уплотнений, а также графические и аналитические зависимости, касающиеся выбора основных гидро динамических и геометрических их характеристик как в каче ственном, так и в количественном отношении, должны рассматри ваться лишь как первое приближение указанных расчетов, по скольку этот теоретический анализ основан на ряде предположений
96 -