Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 104

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2 . Н л а с с и ф и н а ц и я б е с н о н т а к т н ы х

уп л о т н е н и й

Вкачестве основы для классификации примем особенности работы бесконтактных, уплотнений, позволяющие одному типу уплотнений в определенных условиях работать-с нулевой утеч­ кой жидкости, в то время как другой тип уплотнения в этих же условиях работает с гарантированной утечкой.

Такая классификация позволяет все бесконтактные уплотнения разделить на статические и динамические.

Виды уплотнений, входящие в эти две большие группы, по­ казаны в табл. 1 и 2, в которых также дано краткое определение этих устройств.

Анализ конструктивных схем, приведенных в табл. 1 и 2, по­ зволяет разделить все типы бесконтактных уплотнений по кон­ струкционному признаку на уплотнения с радиальной (кольцевое, кольцевое с цилиндрическими канавками, винтовое, лабиринтно­ вихревое) и торцовой (дисковое, центробежное, лопастное и пла­ вающее гидростатическое) щелью.

По своему выполнению все уплотнения с радиальной щелью могут быть выполнены в виде однощелевого или многощелевого уплотнения.

13

Таблица 1

Уплотнения

статического действия

Наименование уплотнения

Эскиз '

и определение

К о л ь ц е в о е

Устройство, состоящее из непо­ движного корпуса с установленной в нем неподвижной втулкой и вала, вращающегося в ней с гарантиро­ ванным радиальным зазором б

Устройство, состоящее из непо­ движной оси и вращающейся втулки, охватывающей эту ось с гаранти­ рованным радиальным зазором б

Ко л ь ц е в о е

сц и л и н д р и ч е с к и м и

ка н а в к а м и

Устройство, состоящее из вала, вращающегося во втулке с гаран­ тированным радиальным зазором б:

с цилиндрическими канавка­ ми на вращающемся валу

с цилиндрическими канавками на неподвижной втулке

і

с цилиндрическими канавка­ ми на валу и втулке

I, Wf

ч _ ш и т _ н

шсо

S

чIF

Со

14


Таблица 2

Уплотнения динамического действия

Наименование уплотнения и определение

Эскиз

Динамические радиальные уплотнения

В и н т о в о е

Устройство, состоящее из корпуса и вала (оси), установленного внутри кор­ пуса с гарантированным радиальным зазором 6 и имеющего одноили многозаходную нарезку специального типа:

на поверхности вала

» внутренней поверхности кор­ пуса

Л а б и р и н т н о - в и х р е в о е

Устройство, состоящее из вала, вра­ щающегося в неподвижной втулке с га­ рантированным радиальным зазором б, или из неподвижной оси и вращающей­ ся втулки, охватывающей эту ось с га­ рантированным радиальным зазором б. На обеих поверхностях уплотнения вы­ полнена одноили многозаходная на­ резка специального типа, причем напра­ вление хода нарезки на этих поверх­ ностях противоположно

Динамические торцовые уплотнения

Д и с к о в о е

Устройство, состоящее из диска, вра­ щающегося с гарантированным торцо­ вым зазором 6Т у неподвижной торцовой поверхности корпуса

15

Наименование уплотнения и определение

Л о п а с т н о е

Устройство, состоящее из диска с ук­ репленными на нем лопатками, враща­ ющегося с гарантированным торцовым зазором бт у неподвижной торцовой поверхности корпуса

Г и д р о с т а т и ч е с к о е

Устройство, состоящее из вращающе­ гося диска и свободно перемещающейся в осевом направлении втулки с гидро­ статическими карманами на плоской торцовой поверхности, к которым под­ водится уплотняющая жидкость под давлением, обеспечивающим наличие гарантированного минимального тор­ цового зазора 6Т между диском и втулкой

Ц е н т р о б е ж н о е

Устройство, состоящее из вращающе­ гося вала с укрепленным на нем эле­ ментом коробчатой формы, в Который входит аналогичный коробчатый непо­ движный элемент, образуя полость, заполненную вращающейся жидкостью

Продолжение табл. 2

Эскиз

^ 3

 

Под о д н о щ е л е в ы м

у п л о т н е н и е м

с р а д и ­

 

а л ь н о й

щ е л ь ю понимается устройство, состоящее из враща­

 

ющегося вала и неподвижной втулки. Это уплотнение имеет

 

одну уплотнительную

щель, параллельную оси вращения

вала

j

(см. схемы уплотнений к табл.

1 и 2).

 

 

с

р а д и -

 

Под м н о г о щ е л е в ы м

у п л о т н е н и е м

 

а л ь н о й

щ е л ь ю

понимается устройство,

состоящее из не­

 

подвижной и вращающейся втулок, образующих две или несколько

 

уплотнительных

щелей, параллельных

оси

вращения

вала

 

(рис. ,4).

 

уплотнения

могут быть образованы

любыми

 

Многощелевые

 

радиальными уплотнениями статического или динамического ти­

 

пов — кольцевыми, кольцевыми с цилиндрическими

канавками,

 

винтовыми

или лабиринтно-вихревыми. В

процессе

работы

вал

16


бесконтактных уплотнений с радиальной щелью может занимать во втулке концентричное положение, характеризующееся равен­ ством радиального зазора б по всей окружности щели, или экцентричное положение, когда радиальный зазор б неодинаков по всей окружности щели.

Аналогичным образом может быть образовано м н о г о щ е ­ л е в о е д и н а м и ч е с к о е т о р ц о в о е у п л о т н е н и е (рис. 5), которое в зависимости от условий работы, способов изго­ товления и монтажа может иметь как равномерный, так и нерав­

номерный

 

по

радиусу

торцо­

 

 

 

вый

зазор

бт.

 

 

 

 

при

 

 

 

Следует

отметить, что

 

 

 

конструировании многощелевых'

 

 

 

динамических

торцовых

уплот­

 

 

 

нений

их

 

торцовые

щели

по

 

 

 

разному воздействуют

на

уве­

 

 

 

личение

сопротивления

пере­

 

 

 

току жидкости из камеры высо­

 

 

 

кого

давления

А

в

камеру

 

 

 

низкого

давления

£ .

Если

 

 

 

торцовый зазор

бг,

противопо­

 

 

 

ложный

камере

высокого дав­

 

 

 

ления,

увеличивает

сопротив­

 

 

 

ление,

то торцовый

зазор

бг1,

 

 

 

расположенный

непосредствен­

 

 

 

но

за

камерой

высокого

дав­

Рис. 5.

Многоіделевые

динамические

ления,

уменьшает это сопротив­

тоянным

(а) и с переменным (б) по

ление. Для уменьшения влия­

радиусу торцовым зазором бт

ния

этой

 

особенности

много­

дисковые торцовые уплотнения с пос­

щелевых

динамических

торцо­

 

 

 

вых

уплотнений

на

величину

 

торцовые

зазоры вы­

коэффициента

сопротивления

указанные

полняются

таким образом,

чтобы было обеспечено неравенство

«

б

г 1 .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наличие эксцентриситета в радиальном уплотнении или неравномерного торцового зазора в торцовом не изменяют качественный характер их работы (см. рабочие характерис­ тики на рис. 3), а отражаются лишь на их количественных зна­ чениях.

По виду поверхности бесконтактные уплотнения могут иметь гидравлически гладкую поверхность, когда пограничный слой жидкости покрывает все неровности поверхности, и гидравлически шероховатую поверхность, когда высота неровностей поверхности уплотнения больше высоты пограничного слоя. Как и в случае эксцентриситета, наличие шероховатой поверхности бесконтакт­ ного уплотнения не изменяет качественный характер работы уплотнения, а отражается лишь на их количественных характе­ ристиках.

2 Э . А. Васильцов

17

 


3 . П р и м е н е н и е

б е с н о н т а н т н ы х

у п л о т н е н и й

 

в к о н с т р у к ц и я х

Способы

 

применения

бесконтактных уплотнений

принципиально

анало­

гичны для всех видов ма­

шин. Разберем эти способы

на некоторых

примерах,

имеющих наибольшее рас­

пространение

в конструк­

циях и отличающихся наи­

большим

разнообразием

типов примененных

упло-

тенний.

 

 

 

 

На рис. 6 представлена

схема привода герметичес­

кой машины (насоса, ком­

прессора,

центрифуги

и

т. д.) или аппарата

(реак­

тора, полимеризатора,

де­

газатора и т. д.).

из

ро­

Привод состоит

тора /, на

котором уста­

 

 

Си

новлены все элементы

его

 

 

С

электрической

и гидрав­

 

 

 

лической

систем. На

схе­

 

 

U

ме не

показаны рабочие

 

 

элементы

машины

 

или

 

 

 

аппарата,

в качестве кото­

 

 

а

рых могут быть

использо­

 

 

ваны

различные

рабочие

 

 

 

элементы:

центробежные

 

 

 

колеса

насоса

или

 

ком­

 

 

 

прессора,

рабочие

колеса

 

 

 

, центрифуги или

мешалки

 

 

 

реактора. Ротор двигателя

 

 

 

в радиальном направлении

 

 

 

центрируется

двумя опор­

 

 

 

ными

 

подшипниками

 

 

 

жидкостного трения

2

и

6.

ра обеспечивается упорной

4,

 

Осевая устойчивость рото­

торцовой

пятой 7. На роторе

уста­

новлен пакет железа ротора

 

закрытый специальными

гильзами

для предотвращения его контакта с жидкостью, заполняющей ра­ бочее пространство двигателя. Статор электродвигателя 3 защи-

18


щен от контакта с рабочей средой неподвижной цилиндрической перегородкой — экранирующей гильзой 5. В конструкции при­ вода предусмотрено центробежное рабочее колесо 8. При включе­ нии электродвигателя это колесо забирает жидкость из всасываю­

щей камеры Я

и подает ее в напорную полость/С, которая связана

с подшипниками

2

и

6,

а также

с пятой 7 (на рисунке движение

жидкости показано стрелками). Жидкость

поступает

к подшип­

никам

2, 6 я

7

под давлением,

благодаря

чему

ротор машины

всплывает и в течение всего времени работы не

соприкасаются

с неподвижными элементами статора. Циркуляция

жидкости в

рабочей полости электродвигателя происходит по

замкнутой схе­

ме, поэтому добавление жидкости не требуется.

 

 

Для сохранения давления в камере К на уровне, достаточном для обеспечения замкнутой циркуляции жидкости, колесо 8 имеет бесконтактные уплотнения Д и Ж , отделяющие камеру нагнета­ ния К от камеры всасывания Я . В конструкции привода имеется также кольцевое уплотнение Б , представляющее собой кольцевой за-зор между внутренней поверхностью гильзы 5 и наружной по­ верхностью ротора 4. Для увеличения к. п. д. электропривода этот зазор должен быть минимальным, поэтому для сохранения пере­ тока жидкости из камеры Л в камеру Р необходимо обеспечить перепад давления между ними.

В рассматриваемой конструкции привода использованы также бесконтактные торцовые дисковые уплотнения В и Г, препят­

ствующие перетоку жидкости из камеры высокого давления

М

в

 

камеру низкого Давления Я . Эти уплотнения в рассматриваемом

случае должны создавать такие давления по торцам дисков, ко­ торые обеспечили бы осевую устойчивость плавающего ротора. Не­ которое отличие от этих торцовых уплотнений представляют тор­ цовые зазоры Е и Я , которые также способствуют уменьшению перетока жидкости из камеры К в камеру Я , создавая при этом

•2*

19