ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 29.06.2024
Просмотров: 104
Скачиваний: 1
2 . Н л а с с и ф и н а ц и я б е с н о н т а к т н ы х
уп л о т н е н и й
Вкачестве основы для классификации примем особенности работы бесконтактных, уплотнений, позволяющие одному типу уплотнений в определенных условиях работать-с нулевой утеч кой жидкости, в то время как другой тип уплотнения в этих же условиях работает с гарантированной утечкой.
Такая классификация позволяет все бесконтактные уплотнения разделить на статические и динамические.
Виды уплотнений, входящие в эти две большие группы, по казаны в табл. 1 и 2, в которых также дано краткое определение этих устройств.
Анализ конструктивных схем, приведенных в табл. 1 и 2, по зволяет разделить все типы бесконтактных уплотнений по кон струкционному признаку на уплотнения с радиальной (кольцевое, кольцевое с цилиндрическими канавками, винтовое, лабиринтно вихревое) и торцовой (дисковое, центробежное, лопастное и пла вающее гидростатическое) щелью.
По своему выполнению все уплотнения с радиальной щелью могут быть выполнены в виде однощелевого или многощелевого уплотнения.
13
Таблица 1
Уплотнения |
статического действия |
Наименование уплотнения |
Эскиз ' |
и определение |
К о л ь ц е в о е
Устройство, состоящее из непо движного корпуса с установленной в нем неподвижной втулкой и вала, вращающегося в ней с гарантиро ванным радиальным зазором б
Устройство, состоящее из непо движной оси и вращающейся втулки, охватывающей эту ось с гаранти рованным радиальным зазором б
Ко л ь ц е в о е
сц и л и н д р и ч е с к и м и
ка н а в к а м и
Устройство, состоящее из вала, вращающегося во втулке с гаран тированным радиальным зазором б:
с цилиндрическими канавка ми на вращающемся валу
с цилиндрическими канавками на неподвижной втулке
і
с цилиндрическими канавка ми на валу и втулке
I, Wf
=о
ч _ ш и т _ н
шсо
S
чIF
Со
14
Таблица 2
Уплотнения динамического действия
Наименование уплотнения и определение |
Эскиз |
Динамические радиальные уплотнения
В и н т о в о е
Устройство, состоящее из корпуса и вала (оси), установленного внутри кор пуса с гарантированным радиальным зазором 6 и имеющего одноили многозаходную нарезку специального типа:
на поверхности вала
» внутренней поверхности кор пуса
Л а б и р и н т н о - в и х р е в о е
Устройство, состоящее из вала, вра щающегося в неподвижной втулке с га рантированным радиальным зазором б, или из неподвижной оси и вращающей ся втулки, охватывающей эту ось с га рантированным радиальным зазором б. На обеих поверхностях уплотнения вы полнена одноили многозаходная на резка специального типа, причем напра вление хода нарезки на этих поверх ностях противоположно
Динамические торцовые уплотнения
Д и с к о в о е
Устройство, состоящее из диска, вра щающегося с гарантированным торцо вым зазором 6Т у неподвижной торцовой поверхности корпуса
15
Наименование уплотнения и определение
Л о п а с т н о е
Устройство, состоящее из диска с ук репленными на нем лопатками, враща ющегося с гарантированным торцовым зазором бт у неподвижной торцовой поверхности корпуса
Г и д р о с т а т и ч е с к о е
Устройство, состоящее из вращающе гося диска и свободно перемещающейся в осевом направлении втулки с гидро статическими карманами на плоской торцовой поверхности, к которым под водится уплотняющая жидкость под давлением, обеспечивающим наличие гарантированного минимального тор цового зазора 6Т между диском и втулкой
Ц е н т р о б е ж н о е
Устройство, состоящее из вращающе гося вала с укрепленным на нем эле ментом коробчатой формы, в Который входит аналогичный коробчатый непо движный элемент, образуя полость, заполненную вращающейся жидкостью
Продолжение табл. 2
Эскиз
^ 3
|
Под о д н о щ е л е в ы м |
у п л о т н е н и е м |
с р а д и |
|||||||
|
а л ь н о й |
щ е л ь ю понимается устройство, состоящее из враща |
||||||||
|
ющегося вала и неподвижной втулки. Это уплотнение имеет |
|||||||||
|
одну уплотнительную |
щель, параллельную оси вращения |
вала |
|||||||
j |
(см. схемы уплотнений к табл. |
1 и 2). |
|
|
с |
р а д и - |
||||
|
Под м н о г о щ е л е в ы м |
у п л о т н е н и е м |
||||||||
|
а л ь н о й |
щ е л ь ю |
понимается устройство, |
состоящее из не |
||||||
|
подвижной и вращающейся втулок, образующих две или несколько |
|||||||||
|
уплотнительных |
щелей, параллельных |
оси |
вращения |
вала |
|||||
|
(рис. ,4). |
|
уплотнения |
могут быть образованы |
любыми |
|||||
|
Многощелевые |
|||||||||
|
радиальными уплотнениями статического или динамического ти |
|||||||||
|
пов — кольцевыми, кольцевыми с цилиндрическими |
канавками, |
||||||||
|
винтовыми |
или лабиринтно-вихревыми. В |
процессе |
работы |
вал |
16
бесконтактных уплотнений с радиальной щелью может занимать во втулке концентричное положение, характеризующееся равен ством радиального зазора б по всей окружности щели, или экцентричное положение, когда радиальный зазор б неодинаков по всей окружности щели.
Аналогичным образом может быть образовано м н о г о щ е л е в о е д и н а м и ч е с к о е т о р ц о в о е у п л о т н е н и е (рис. 5), которое в зависимости от условий работы, способов изго товления и монтажа может иметь как равномерный, так и нерав
номерный |
|
по |
радиусу |
торцо |
|
|
|
||||||
вый |
зазор |
бт. |
|
|
|
|
при |
|
|
|
|||
Следует |
отметить, что |
|
|
|
|||||||||
конструировании многощелевых' |
|
|
|
||||||||||
динамических |
торцовых |
уплот |
|
|
|
||||||||
нений |
их |
|
торцовые |
щели |
по |
|
|
|
|||||
разному воздействуют |
на |
уве |
|
|
|
||||||||
личение |
сопротивления |
пере |
|
|
|
||||||||
току жидкости из камеры высо |
|
|
|
||||||||||
кого |
давления |
А |
в |
камеру |
|
|
|
||||||
низкого |
давления |
£ . |
Если |
|
|
|
|||||||
торцовый зазор |
бг, |
противопо |
|
|
|
||||||||
ложный |
камере |
высокого дав |
|
|
|
||||||||
ления, |
увеличивает |
сопротив |
|
|
|
||||||||
ление, |
то торцовый |
зазор |
бг1, |
|
|
|
|||||||
расположенный |
непосредствен |
|
|
|
|||||||||
но |
за |
камерой |
высокого |
дав |
Рис. 5. |
Многоіделевые |
динамические |
||||||
ления, |
уменьшает это сопротив |
тоянным |
(а) и с переменным (б) по |
||||||||||
ление. Для уменьшения влия |
радиусу торцовым зазором бт |
||||||||||||
ния |
этой |
|
особенности |
много |
дисковые торцовые уплотнения с пос |
||||||||
щелевых |
динамических |
торцо |
|
|
|
||||||||
вых |
уплотнений |
на |
величину |
|
торцовые |
зазоры вы |
|||||||
коэффициента |
сопротивления |
указанные |
|||||||||||
полняются |
таким образом, |
чтобы было обеспечено неравенство |
|||||||||||
8Т « |
б |
г 1 . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наличие эксцентриситета в радиальном уплотнении или неравномерного торцового зазора в торцовом не изменяют качественный характер их работы (см. рабочие характерис тики на рис. 3), а отражаются лишь на их количественных зна чениях.
По виду поверхности бесконтактные уплотнения могут иметь гидравлически гладкую поверхность, когда пограничный слой жидкости покрывает все неровности поверхности, и гидравлически шероховатую поверхность, когда высота неровностей поверхности уплотнения больше высоты пограничного слоя. Как и в случае эксцентриситета, наличие шероховатой поверхности бесконтакт ного уплотнения не изменяет качественный характер работы уплотнения, а отражается лишь на их количественных характе ристиках.
2 Э . А. Васильцов |
17 |
|
3 . П р и м е н е н и е
б е с н о н т а н т н ы х |
||||
у п л о т н е н и й |
|
|||
в к о н с т р у к ц и я х |
||||
Способы |
|
применения |
||
бесконтактных уплотнений |
||||
принципиально |
анало |
|||
гичны для всех видов ма |
||||
шин. Разберем эти способы |
||||
на некоторых |
примерах, |
|||
имеющих наибольшее рас |
||||
пространение |
в конструк |
|||
циях и отличающихся наи |
||||
большим |
разнообразием |
|||
типов примененных |
упло- |
|||
тенний. |
|
|
|
|
На рис. 6 представлена |
||||
схема привода герметичес |
||||
кой машины (насоса, ком |
||||
прессора, |
центрифуги |
и |
||
т. д.) или аппарата |
(реак |
|||
тора, полимеризатора, |
де |
|||
газатора и т. д.). |
из |
ро |
||
Привод состоит |
||||
тора /, на |
котором уста |
|
|
Си |
новлены все элементы |
его |
||||||
|
|
С |
электрической |
и гидрав |
||||||
|
|
|
лической |
систем. На |
схе |
|||||
|
|
U |
ме не |
показаны рабочие |
||||||
|
|
элементы |
машины |
|
или |
|||||
|
|
|
аппарата, |
в качестве кото |
||||||
|
|
а |
рых могут быть |
использо |
||||||
|
|
ваны |
различные |
рабочие |
||||||
|
|
|
элементы: |
центробежные |
||||||
|
|
|
колеса |
насоса |
или |
|
ком |
|||
|
|
|
прессора, |
рабочие |
колеса |
|||||
|
|
|
, центрифуги или |
мешалки |
||||||
|
|
|
реактора. Ротор двигателя |
|||||||
|
|
|
в радиальном направлении |
|||||||
|
|
|
центрируется |
двумя опор |
||||||
|
|
|
ными |
|
подшипниками |
|||||
|
|
|
жидкостного трения |
2 |
и |
6. |
||||
ра обеспечивается упорной |
4, |
|
Осевая устойчивость рото |
|||||||
торцовой |
пятой 7. На роторе |
уста |
||||||||
новлен пакет железа ротора |
|
закрытый специальными |
гильзами |
для предотвращения его контакта с жидкостью, заполняющей ра бочее пространство двигателя. Статор электродвигателя 3 защи-
18
щен от контакта с рабочей средой неподвижной цилиндрической перегородкой — экранирующей гильзой 5. В конструкции при вода предусмотрено центробежное рабочее колесо 8. При включе нии электродвигателя это колесо забирает жидкость из всасываю
щей камеры Я |
и подает ее в напорную полость/С, которая связана |
|||||||||
с подшипниками |
2 |
и |
6, |
а также |
с пятой 7 (на рисунке движение |
|||||
жидкости показано стрелками). Жидкость |
поступает |
к подшип |
||||||||
никам |
2, 6 я |
7 |
под давлением, |
благодаря |
чему |
ротор машины |
||||
всплывает и в течение всего времени работы не |
соприкасаются |
|||||||||
с неподвижными элементами статора. Циркуляция |
жидкости в |
|||||||||
рабочей полости электродвигателя происходит по |
замкнутой схе |
|||||||||
ме, поэтому добавление жидкости не требуется. |
|
|
Для сохранения давления в камере К на уровне, достаточном для обеспечения замкнутой циркуляции жидкости, колесо 8 имеет бесконтактные уплотнения Д и Ж , отделяющие камеру нагнета ния К от камеры всасывания Я . В конструкции привода имеется также кольцевое уплотнение Б , представляющее собой кольцевой за-зор между внутренней поверхностью гильзы 5 и наружной по верхностью ротора 4. Для увеличения к. п. д. электропривода этот зазор должен быть минимальным, поэтому для сохранения пере тока жидкости из камеры Л в камеру Р необходимо обеспечить перепад давления между ними.
В рассматриваемой конструкции привода использованы также бесконтактные торцовые дисковые уплотнения В и Г, препят
ствующие перетоку жидкости из камеры высокого давления |
М |
в |
|
камеру низкого Давления Я . Эти уплотнения в рассматриваемом |
случае должны создавать такие давления по торцам дисков, ко торые обеспечили бы осевую устойчивость плавающего ротора. Не которое отличие от этих торцовых уплотнений представляют тор цовые зазоры Е и Я , которые также способствуют уменьшению перетока жидкости из камеры К в камеру Я , создавая при этом
•2* |
19 |