Файл: Васильцов Э.А. Бесконтактные уплотнения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 29.06.2024

Просмотров: 107

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

осевую силу, действующую на ротор. Торцовый зазор А контакт­ ного уплотнения ограничивает переток жидкости между рабочими полостями.

Конструкции дисковых уплотнений, рассмотренные выше, мо­ гут образовывать как торцовый зазор (рис. 7, а), кольцевая по­ лость которого перпендикулярна оси вращения ротора, так и за­ зор, кольцевая полость которого образует некоторый угол с осью вращения ротора (рис. 7, б).

І На рис. 8 представлена конструкция бесконтактного уплотне­ ния, используемого в насосах типа СОТ и Н Д [33]. Уплотнение

может устанавливаться взамен сальниковых, с которыми постав­ ляются указанные насосы, и состоит из неподвижного корпуса 1, в котором свободно вращается вал насоса. На вал устанавливается вращающийся диск 2, имеющий радиальный прилив с фланцем 5, к которому крепится диск 6 с вращающимися лопастями 4. Внутри вращающейся камеры, образованной этими элементами, установ­ лена неподвижная камера 3, которая с помощью патрубка 7 со­ единена со всасывающей полостью насоса.

В процессе работы насоса часть перекачиваемой жидкости через зазор между неподвижным корпусом 1 и вращающимся диском 2 попадает во вращающуюся камеру, заполняет ее и под действием центробежных сил отбрасывается к периферии. Ра­ диальные лопасти 4 в этом случае работают как лопастное уплот-

20

пение, препятствуя перетоку рабочей среды в атмосферу. В тех случаях, когда рабочая среда попадает в зазор между вращаю­ щимися лопастями и неподвижным корпусом, она отводится через отверстия в нем через патрубок 7 на всасывание насоса. Уплотне­ ния аналогичного типа получили распространение в химическом машиностроении как для малогабаритных аппаратов с перемеши­ вающими устройствами, так и для аппаратов общепромышлен­ ного назначения вместимостью до 50 м3.

Рассмотренные конструкции бесконтактных уплотнений исполь­ зуются в основном в химическом машиностроении. Однако разви­ тие космических исследований и связанных с ними поисков кон­ струкций бортовых систем источников энергии для космических аппаратов потребовало создание принципиально новых конструк­

ций бесконтактных уплотнений

[4,

 

 

42]. В таких системах применяют

 

 

турбогенераторы

переменного тока,

 

 

соединенные с

ядерным

реактором.

 

 

Турбина

такой

системы работает

 

 

на

парообразном

калии,

в то время

 

 

когда

смазка

подшипников

опор и

 

 

турбины и генератора осуществляется

 

 

жидким

калием.

 

Для

сохранения

 

 

высокого к. п. д. генератора в усло­

 

 

виях,

когда ротор

работает

почти

в

 

Схема винтового уплот­

полном вакууме,

определяемом дав­

Рис. 9.космических турбогенера­

лением паров калия

р =

0,00028 ата,

нения

торов [45]

а

смазка

подшипниковых

опор

 

 

осуществляется

жидким

калием, по­

 

 

даваемым к опорам при давлении 1—

 

 

2,5 кгс/см2, требуется создание высокоэффективных бесконтактных уплотнений. Использование торцовых контактных уплотнений в

таких условиях невозможно

из-за высоких дисковых

потерь

в связи с высокой частотой

вращения (20 000— 100 000

об/мин)

роторов генератора. Применение дисковых уплотнений

для этой

цели позволяет несколько снизить потери энергии, однако вели­ чина этих потерь все же остается значительной. Переход на дина­

мические уплотнения радиального

типа позволил

 

уменьшить

эти потери

[45].

 

а

 

 

На рис.

9 показана схема уплотнения, в котором применена

винтовая нарезка с углом подъема винтовой линии

 

=

1Г°46',

обеспечивающая работу уплотнения’

в турбулентной

области.

В конструкции предусмотрена специальная ловушка жидкости, применение которой позволяет собрать протечки жидкого калия, двигающиеся в вакуумную камеру, и возвратить их в результате применения специального сепаратора в уплотнительную зону. Проникновение паров калия в вакуумную зону дополнительно ограничивается молекулярным насосом. В целях снижения тем­ пературы уплотнения предусмотрено его наружное охлаждение,

21


позволяющее поддерживать его температуру, например, на уровне 315° С, в то время как опорные подшипники такой системы рабо­ тают при более высокой температуре, например при температуре 430° С.

Использованная конструкция винтового бесконтактного уплот­ нения позволила решить три задачи: 1) создать радиальное бескон­ тактное динамическое уплотнение для жидкого калия; 2) обеспе­ чить строго .ограниченную величину утечек жидкого калия и его паров чер'ез зону уплотнения; 3) повысить к. п. д. системы.

Рис. 10. Схема трехступенчатого лабиринтно-вихревого уплотнения [13]

Дальнейшие исследования в этой области [6, 7, 32] показали возможность улучшения рабочих характеристик динамических уплотнений за счет применения лабиринтно-вихревых уплотнений.

На рис. 10 показана схема трехступенчатого лабиринтно-вихре­

вого

уплотнения, об испытании которого имеются сообщения впра­

боте

[13].

при

частоте вращения вала

=

=

Уплотнения этого типа

6000 об/мин не имеют утечки жидкости при изменении давления

в

пределах 0—80 кгс/см2.

При

повышении давления свыше

80 кгс/см2 возникла утечка жидкости сначала через последнюю ступень уплотнения, а при давлении более 90 кгс/см2 — через по­ следующие. Эррозионного износа уплотнение не имело.

22

На рис. 11 показаны два варианта плавающих гидростатических уплотнений, также получивших распространение в системах кос­ мических аппаратов [31]. Верхняя половина рисунка соответствует гидростатическому уплотнению с внешним противодавлением, по­

даваемым от внешнего

источника питания

к2

отверстию5

5,

имею­

щему дроссель

4.

 

Чистая

 

 

 

 

;

 

 

 

 

 

 

 

 

жидкость,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

if

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

поступающая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

от3

внешнего

 

источника,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

через систему отверстий

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и

попадает в гидростати­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ческие камеры

 

/,

из кото­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рых

она

растекается

 

по

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

торцовому

зазору к пери­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ферии (зона высокого дав­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ления)

и

к

центру

(зона

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

низкого давления). Естест­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

венно,

что

 

 

уплотнение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этого типа

имеет

гаран­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

тированную

утечку

жид­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кости.

Для

 

уменьшения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

этой утечки, а в ряде

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

случаев

для

 

полной

 

ее

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ликвидации,используются

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

плавающие гидростатичес­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

кие

уплотнения

(нижняя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

половина рисунка)

 

с

не­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

сколькими

рядами

гидро­

Рис.

11.

Схемы

плавающего

 

гидростатичес­

статических камер.

 

 

 

 

кого уплотнения

[31]

 

 

В качестве

 

примера на

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рис. 11 приведено уплотне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ние, в котором подвод чис­

к

 

центральным

гидростатическим

той

запирающей

 

жидкости

1

камерам

10

осуществляется

через

 

каналы

7,

 

а

отвод

от ниж­

них

гидростатических

 

камер

 

1

—: через

отверстия

6.

 

Гидро­

статические

камеры

9,

связанные

каналами

8

с внешним

источ­

 

 

ником, позволяют в случае необходимости осуществлять регу­ лировку давления и расхода.

Таким образом,' приведенныепримеры показывают, что во всех случаях использования бесконтактных уплотнений основное внимание следует уделять вопросам согласования требований тех­ ники безопасности с конструкционными, поскольку лишь это согласование дает возможность выбрать конструкцию и, следо­ вательно, заранее определить величину утечек жидкости через уплотнение.


Г Л А В А II

Б Е С К О Н Т А К Т Н Ы Е У П Л О Т Н Е Н И Я С Т А Т И Ч Е С К О Г О Д Е Й С Т В И Я

Кольцевые уплотнения являются наиболее простым видом бес­ контактных уплотнений статического действия, используемых для уплотнения валов с вращательным движением. Уплотнения этого типа обычно выполняют функцию передних и задних уплотнений рабочих колес насосов [26], а также функцию концевых предконтактных уплотнений. Кольцевые уплотнения снижают или коли­ чество жидкости, перетекающей из камеры в камеру в результате чего увеличивается к. п. д. системы, или давление рабочей

среды

в камере, предшествующей контактному уплотнению,

чем

обеспечивается большая надежность и работоспособность

машины.

При неподвижных валах (осях) такое уплотнение уже не может рассматриваться как система, основным назначением которой яв­ ляется ограничение или препятствие перетоку жидкости из ка­ меры в камеру. В этом случае уплотнение уже является неподвижным статорным элементом машины или аппарата [8, 63], основным назначением которого является формирование организованного движения жидкости в системе, а не его огра­ ничение.

В зависимости от конструктивных ограничений кольцевые уп­ лотнения могут иметь минимальную утечку жидкости, максимально возможный перепад давления или минимально возможные гео­ метрические размеры.

Практика конструирования кольцевых уплотнений показы­ вает, что несмотря на столь разные требования гометрические размеры уплотнениям параметры, их определяющие, являются взаимозависимыми и поэтому они могут быть объединены в единый безразмерный комплекс путем теоретического решения задачи о движении жидкости в каналах уплотнения или путем использо­ вания теории, подобия.

24

4 . А н а л и з л а м и н а р н о г о д в и ж е н и я ж и д н о с т и в з а з о р е н о л ь ц е в о го у п л о т н е н и я

Характеристики, определяющие особенности движения жидкости в каналах кольцевого уплотнения, могут быть получены на основе решения уравнений Навье—Стокса. На основании этих

решений может быть полу­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

чена

взаимосвязь

между

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

гидродинамическими

 

ха­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

рактеристиками

 

уплотне­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ния и его геометрическими

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

размерами.

 

г,

 

Обозначим

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

индексами

 

 

ср

 

и

г

ра­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

диальную,

 

 

окружную

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

осевую

 

координату

 

си­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

стемы цилиндрических ко­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ординат.

Радиальная, ок­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ружнаяV

 

и

осевая

состав­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ляющие вектора

скорости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

по

направлениям

этих

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

координат

 

 

могут

быть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

обозначены

 

через

 

ѵг,

 

 

и

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

общ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ѵг

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(рис. 12).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассматривая

 

 

 

 

ий

 

Рис.

12. Схема

кольцевого уплотнения

 

случай движения жидкости

изотермичности

течения (температура

и принимая допущения

о

среды

Т

в

 

процессе

движения

не

изменяется),

несжимаемости

жидкости (плотность жидкости р в процессе движения

не

изме­

няется),

 

а также

 

рассматривая

лишь стационарное

движение,

напишем

уравнения

Навье— Стокса в виде системы [21]:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

+

 

Уг 9RÈL =

 

др_

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д \

 

Q.

Эф

dR*

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Зф

 

 

 

 

d R

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

V

 

* Ь _ іг_ и

 

_____p1

dp

V3 4 .

 

 

 

( 1) .

 

 

 

 

 

 

 

 

v <p

dR

dz .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

v r

 

 

 

dR "

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

д°ф

 

dvz

0.

 

 

 

 

 

 

 

Здесь

cp — координата,

З ф '

dR =

 

 

 

 

 

 

 

отсчитываемая в направлении окруж­

ной скорости

ш;

 

R

— координата,

нормальная

к поверхности

уплотнения;'

ѵѵ

— тангенциальная составляющая суммарной ско­

рости

V

;

ѵг

— радиальная

составляющая суммарной скорости

V

;

 

р

 

 

vz

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(расходная)

составляющая

суммарной

ско­

— аксиальная

 

рости

У;

 

 

— давление.

 

 

 

 

 

т"“ “ ”— =-----

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

 

ГОС. ПугЛѴЧгів.«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I

маучно-техн*г:8і;:і«х

I библиотека G C C '


При этом справедливым являются зависимости р = f (г) и = const, показывающие, что давление является лишь

функцией одной координаты г.

Следует отметить, что последнее выражение предопределяет отсутствие влияния входа в уплотнение и выхода из него на гидро­ динамические особенности движения жидкости в нем. Поэтому зависимости, полученные на основании рассматриваемого анализа, могут быть использованы лишь для уплотнений, относительная

длина которых значительна и превышает > 10. В тех же

случаях, когда относительная длина кольцевых уплотнений не­ велика, при их расчете следует учитывать влияние входа и вводить соответствующие коррективы как в величину коэффициента со­ противления, так и в величину протечек жидкости.

Считая, что радиальный зазор б уплотнения невелик по сравне­

нию с радиусами

вала

R

t и втулки

R 2,

приближенно запишем

б =

б0 +

е cos ср = б0 ( 1 + ~

 

cos cp J ,

 

 

где б — текущая

величина

радиального

зазора; б0 — величина

радиального зазора при

 

концентричном

уплотнении

= 0);

е

 

 

 

 

 

 

определяющий

рас­

— абсолютный эксцентриситет; ср— угол,

положение зазора относительно вертикальной плоскости. Система уравнений (1) может быть решена при следующих гра­

ничных условиях:

 

УФ=

 

о

 

ѵг = ѵ, = 0; \

 

R =

 

 

 

 

 

j

( J

R = Ri,

R.2-,

 

 

iRi,

 

 

 

 

ѵѵ =

ѵг = ѵг = 0.

Запишем систему (1) и граничные условия (2) в безразмерном

виде. Для этой цели

введем

безразмерные

 

координаты

Ѳ и т],

связанные с координатами ср и

R

соотношениями

 

. ср = QR и

R =

б0 С 1 +

 

-у- cos Ѳ j

(1 — г)),

размер­

а также безразмерные скорости иф, ѵГ и ѵ2,

связанные с

ными скоростями зависимостями

 

 

 

 

 

vr = cö60ur ( 1

 

УФ=

Уф#ію;

 

 

 

 

cos 0 j —

 

оф (1 — г)) sin 0;

 

vz = V A ,

и безразмерное давление p

P= v(Ik)2(äP-

(4)

26