Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 99

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Ческая долгота X ' отсчитывается в плоскости главной орто­ дромии .от начальной точки О0 с нормальными сфериче­ скими координатами ср0>Х0-

Если известны координаты начальной точки Оо(ср0, Х0) и координаты вертекса V (<рѵ, Хѵ), то связь ортодромиче-

скнх координат с нормальными сферическими координа­ тами выражается следующими зависимостями:

sin <р' = sin ср cos <pv — cos sin cpv cos (X — Xv);

]

>/ _ Sin у cos y0+ cos <?cos 9Qcos (X0— X)

[ (38)

Если же известны координаты начальной точки и на­ чальный путевой угол ортодромии ßo, то связь между ортодромическими и нормальными сферическими координа­ тами находится из более сложной зависимости:

sin ср' = [sin ср0 cos ср cos (X — Х0) — cos t?0sin cp] sin ßo +

 

-f cos cp sin (X — X0) cos ßo-,

 

(39)

.

[cos<p0sint?—sinifocos’fcos(X—Xo)]cosp0+costpsin(X—X0)sinp0

 

 

 

Sltl A =

----------------------------------

;---------------------------

 

 

Обратное преобразование

координат производится

по

формулам:

 

 

 

<Р=

arc sin (rin X' sin сpv) +

arc tg (tg cp' cos cpv);

|

(40)

X=

Xv -j- arc tg (tg X' cos <pv) — arc sin (sin cp' sin cpv).

J

В ортодромической системе координат в отличие от географической и нормальной сферической систем курсы, путевые углы и азимуты (пеленги) отсчитываются от поло­ жительного направления главной ортодромии или услов­ ной параллели. Указанные угловые величины отличаются от истинных на величину азимутальной поправки

sin f

cos (X — Xv)

-f- cos <pctg cpv

(41)

ДА = arc tg

sin (X — Xv)

 

 

Ортодромические. (точнее, цилиндрические) координаты

принято выражать через линейные величины:

 

у _

" (Кз + Н)

I.

 

 

180°

 

 

■у _

и (R3 + Н)

у

 

1

180°

 

 

46


Путь в ортодромической системе координат счисляется интегрированием независимых уравнений:

(43)

Y

где Х 0, У0— начальные ортодромические координаты; \ѴХ, Wy— координатные составляющие вектора путе­

вой скорости по осям X и у.

В зависимости от режима счисления координатные составляющие вектора путевой скорости выражаются фор­

мулами, аналогичными (29) —(31),

в которых‘вместо

ис­

тинного курса

(ПК.) подставляется

ортодромический (ОК),

а вместо истинного направления ветра

(5)— ортодроми-

ческое направление (80). В инерциальном

режиме

счисле­

ния:

 

I

 

 

 

(«)

 

 

 

 

 

 

Wx =

( ax dt;

 

 

 

осям X, у.

 

\

1

 

 

 

 

 

 

 

 

W,~\a,dt,

I

 

 

 

 

 

6

I

 

 

 

где ax, яу — координатные

составляющие

ускорений

по

Коррекция

курса и счисленных

координат, а

также

определение

параметров для автоматизированного

боко­

вого траекторного управления самолетом в ортодромиче­ ской системе выполняются так же, как и в нормальной сферической системе координат.

Если ортодромическая система координат используется в узкой полосе относительно главной ортодромии, то орто­

дромический путевой угол ß и расстояние м_ежду двумя

точками, заданными координатами Хь Kj и Х2, У2, опреде­ ляются по простейшим тригонометрическим формулам:

tgß

*2- g l

ЬХ .

Ya-Yi

д 7 '

 

 

 

(45)

5орт= 1 /л ^ + Д У 2 .

47


Область применимости ортодромической системы коор­ динат, позволяющей использовать упрощенные формулы (42) — (45), зависит от допустимой величины погрешности курса, измеренного с помощью курсовой системы, работа­ ющей в режиме «ГПК». Если задаться допустимой по­ грешностью курса 0,5° и длиной полосы вдоль главной ортодромии 1000 км, то ширина области применимости со­ ставит ±360 км.

К преимуществам ортодромической системы координат относятся согласованность с ортодромическими датчиками курса и возможность упрощения формульных зависимостей (42) и (45). Наряду с очевидными преимуществами при­ менение ортодромической системы требует большого объ­ ема предварительных вычислений по преобразованию коор­ динат и расчету азимутальных поправок.

Рассмотрим широко используемые в навигации геотопическпе системы координат, в которых за начало прини­ мается точка на поверхности Земли пли на самолете, на­ ходящемся в полете.

Примером такой системы является горизонтальная астрономическая система координат, в которой за начало принято место наблюдателя. Под местом наблюдателя следует понимать и визирную систему автоматического секстанта.

Положение светила в горизонтальной системе коорди­ нат определяется двумя координатами: высотой (Л) и ази­ мутом (А). Высота отсчитывается от плоскости истинного горизонта до направления на светило, а азимут — в пло­ скости истинного горизонта от направления на север по часовой стрелке до вертикала светила.

Высоты и азимуты Солнца, Луны и планет выража­ ются через их экваториальные координаты и нормальные сферические координаты MC:

sin h — sin cp cos o@+ cos cp cos 8@cos t\ ctg А = sin cp ctg t — cos cp tg o@cosec t,

где t — местный часовой угол светила.

Высоты и азимуты звезд выражаются аналогичными соотношениями:

sin h = sin <р sin 8^ + cos у cos 8^ cos (S — a^); ctg А — sin cp ctg (S — a^) —- cos cp tg 8cosec (S — a^.),

где 5 — местное звездное время (S= Srp +X).

48

Формулы (46) решаются в автоматических астрокор­ ректорах при поиске и сопровождении светил. Измерение курсового угла светила (КУ*) дает возможность скоррек­

тировать курсы, пользуясь соотношениями: ИК = А — КУ*;

(47)

OK = ИК ± ДА.

В горизонтальной системе координат возможна астроно­ мическая коррекция счисленных координат MC. Если счпс-

Рис. 22.

Связь между

сфернче-

Рис. 23. Связь между ортодромн-

скими и

полярными

коорднна-

ческими и полярными координа­

 

тами

 

там»

ленные координаты ортодромические, то необходимо пред­ варительное преобразование координат.

Не меньший интерес представляет полярная

система

координат, применяемая при коррекции MC с помощью

радиотехнической системы ближней навигации

(РСБН).

При решении этой задачи измеряются: L — наклонная

дальность, Ас — азимут самолета и Я — высота

полета.

Если задача решается в нормальных сферических коор­ динатах, то координаты MC определяются по следующим формулам (рис. 22):

sin <р= sin срм cos Д + cos 9Мsin Д cos Ас;

ctg (\ — К) = cos ®мctg Д cosec Ас — sin <ри ctg АС)

где <рм, Хм — координаты маяка; Ар — азимут самолета;

49



Д = Ѵ L2 — Н 2— горизонтальная

дальность между

 

маяком п MC.

 

В ортодромической системе координаты MC, как сле­

дует из рис. 23, вычисляются проще:

 

X

= Л'м + Д sin (А с -

а ); j

-

-

(49)

УУы-f Д cos (Ас — Ал). ,

Вполярных координатах, когда за начало принят маяк,

линия заданного пути задается координатами Д3, А3 пунк­ та назначения (ППМ3) и путевым углом ß3 (рис. 24). Боко-

Рис. 24. Связь между частноортодромпческнми и по­ лярными координатами

вое уклонение самолета от ЛЗП и оставшееся до ППМ3 расстояние по ЛЗП выражаются разностями:

БУ (z) =

Д 3sin (ß, - А3) - Д 3sin (ß, - Ас);

\

5 ост ^

cos (ß3— А3) — Ä co s(ß a — Ас).

) '

Для повышения надежности РСБН предусматривается режим счисления в полярных координатах, при этом инте­ грируются независимые уравнения:

А= А0+ f Wk dt-

О

( (51)

Д=Д0+ j WA dt,

о

50

где А0,

Д 0— начальные значения

азимута

ft дальности;

Wд,

Д— координатные составляющие

путевой ско­

рости, вычисляемые по формулам:

 

 

 

 

r 4 =U 7sm (A 0- W

;

I

,52,

 

WA = W cos (А„ — Рф),

I

1 '

где ß(j) — фактический путевой угол.

При нормальной работе РСБН коррекция счисленных полярных координат производится с большой частотой. В случае перебоев в работе РСБН для автоматизирован­ ного бокового траекторного управления используются счи­ сленные полярные координаты. Таким образом, режим счисления придает РСБН в некотором смысле свойства автономности.

Полярная система координат применяется для коррек­ ции MC с помощью РЛС. При этом точность коррекции существенно зависит от точности измерения курса на са­ молете. Полярная система координат используется также и при коррекции MC с помощью радиотехнической систе­ мы дальней навигации (РСДН) [16].