Файл: Василинин В.Н. Автоматизированное вождение тяжелых самолетов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 99
Скачиваний: 0
Ческая долгота X ' отсчитывается в плоскости главной орто дромии .от начальной точки О0 с нормальными сфериче скими координатами ср0>Х0-
Если известны координаты начальной точки Оо(ср0, Х0) и координаты вертекса V (<рѵ, Хѵ), то связь ортодромиче-
скнх координат с нормальными сферическими координа тами выражается следующими зависимостями:
sin <р' = sin ср cos <pv — cos sin cpv cos (X — Xv); |
] |
>/ _ Sin у cos y0+ cos <?cos 9Qcos (X0— X) |
[ (38) |
Если же известны координаты начальной точки и на чальный путевой угол ортодромии ßo, то связь между ортодромическими и нормальными сферическими координа тами находится из более сложной зависимости:
sin ср' = [sin ср0 cos ср cos (X — Х0) — cos t?0sin cp] sin ßo +
|
-f cos cp sin (X — X0) cos ßo-, |
|
(39) |
|
. |
[cos<p0sint?—sinifocos’fcos(X—Xo)]cosp0+costpsin(X—X0)sinp0 |
|
||
|
|
|||
Sltl A = |
---------------------------------- |
;--------------------------- |
|
|
Обратное преобразование |
координат производится |
по |
||
формулам: |
|
|
|
|
<Р= |
arc sin (rin X' sin сpv) + |
arc tg (tg cp' cos cpv); |
| |
(40) |
X= |
Xv -j- arc tg (tg X' cos <pv) — arc sin (sin cp' sin cpv). |
J |
В ортодромической системе координат в отличие от географической и нормальной сферической систем курсы, путевые углы и азимуты (пеленги) отсчитываются от поло жительного направления главной ортодромии или услов ной параллели. Указанные угловые величины отличаются от истинных на величину азимутальной поправки
sin f |
cos (X — Xv) |
-f- cos <pctg cpv |
(41) |
ДА = arc tg |
sin (X — Xv) |
||
|
|
||
Ортодромические. (точнее, цилиндрические) координаты |
|||
принято выражать через линейные величины: |
|
||
у _ |
" (Кз + Н) |
I. |
|
|
180° |
|
|
■у _ |
и (R3 + Н) |
у |
|
1 — |
180° |
|
|
46
Путь в ортодромической системе координат счисляется интегрированием независимых уравнений:
(43)
Y
где Х 0, У0— начальные ортодромические координаты; \ѴХ, Wy— координатные составляющие вектора путе
вой скорости по осям X и у.
В зависимости от режима счисления координатные составляющие вектора путевой скорости выражаются фор
мулами, аналогичными (29) —(31), |
в которых‘вместо |
ис |
||||
тинного курса |
(ПК.) подставляется |
ортодромический (ОК), |
||||
а вместо истинного направления ветра |
(5)— ортодроми- |
|||||
ческое направление (80). В инерциальном |
режиме |
счисле |
||||
ния: |
|
I |
|
|
|
(«) |
|
|
|
|
|
||
|
Wx = |
( ax dt; |
|
|
|
|
осям X, у. |
|
\ |
1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
W,~\a,dt, |
I |
|
|
|
|
|
|
6 |
I |
|
|
|
где ax, яу — координатные |
составляющие |
ускорений |
по |
|||
Коррекция |
курса и счисленных |
координат, а |
также |
|||
определение |
параметров для автоматизированного |
боко |
вого траекторного управления самолетом в ортодромиче ской системе выполняются так же, как и в нормальной сферической системе координат.
Если ортодромическая система координат используется в узкой полосе относительно главной ортодромии, то орто
дромический путевой угол ß и расстояние м_ежду двумя
точками, заданными координатами Хь Kj и Х2, У2, опреде ляются по простейшим тригонометрическим формулам:
tgß |
*2- g l |
ЬХ . |
|
Ya-Yi |
д 7 ' |
||
|
|||
|
|
(45) |
5орт= 1 /л ^ + Д У 2 .
47
Область применимости ортодромической системы коор динат, позволяющей использовать упрощенные формулы (42) — (45), зависит от допустимой величины погрешности курса, измеренного с помощью курсовой системы, работа ющей в режиме «ГПК». Если задаться допустимой по грешностью курса 0,5° и длиной полосы вдоль главной ортодромии 1000 км, то ширина области применимости со ставит ±360 км.
К преимуществам ортодромической системы координат относятся согласованность с ортодромическими датчиками курса и возможность упрощения формульных зависимостей (42) и (45). Наряду с очевидными преимуществами при менение ортодромической системы требует большого объ ема предварительных вычислений по преобразованию коор динат и расчету азимутальных поправок.
Рассмотрим широко используемые в навигации геотопическпе системы координат, в которых за начало прини мается точка на поверхности Земли пли на самолете, на ходящемся в полете.
Примером такой системы является горизонтальная астрономическая система координат, в которой за начало принято место наблюдателя. Под местом наблюдателя следует понимать и визирную систему автоматического секстанта.
Положение светила в горизонтальной системе коорди нат определяется двумя координатами: высотой (Л) и ази мутом (А). Высота отсчитывается от плоскости истинного горизонта до направления на светило, а азимут — в пло скости истинного горизонта от направления на север по часовой стрелке до вертикала светила.
Высоты и азимуты Солнца, Луны и планет выража ются через их экваториальные координаты и нормальные сферические координаты MC:
sin h — sin cp cos o@+ cos cp cos 8@cos t\ ctg А = sin cp ctg t — cos cp tg o@cosec t,
где t — местный часовой угол светила.
Высоты и азимуты звезд выражаются аналогичными соотношениями:
sin h = sin <р sin 8^ + cos у cos 8^ cos (S — a^); ctg А — sin cp ctg (S — a^) —- cos cp tg 8cosec (S — a^.),
где 5 — местное звездное время (S= Srp +X).
48
Формулы (46) решаются в автоматических астрокор ректорах при поиске и сопровождении светил. Измерение курсового угла светила (КУ*) дает возможность скоррек
тировать курсы, пользуясь соотношениями: ИК = А — КУ*;
(47)
OK = ИК ± ДА.
В горизонтальной системе координат возможна астроно мическая коррекция счисленных координат MC. Если счпс-
Рис. 22. |
Связь между |
сфернче- |
Рис. 23. Связь между ортодромн- |
скими и |
полярными |
коорднна- |
ческими и полярными координа |
|
тами |
|
там» |
ленные координаты ортодромические, то необходимо пред варительное преобразование координат.
Не меньший интерес представляет полярная |
система |
координат, применяемая при коррекции MC с помощью |
|
радиотехнической системы ближней навигации |
(РСБН). |
При решении этой задачи измеряются: L — наклонная |
|
дальность, Ас — азимут самолета и Я — высота |
полета. |
Если задача решается в нормальных сферических коор динатах, то координаты MC определяются по следующим формулам (рис. 22):
sin <р= sin срм cos Д + cos 9Мsin Д cos Ас;
ctg (\ — К) = cos ®мctg Д cosec Ас — sin <ри ctg АС)
где <рм, Хм — координаты маяка; Ар — азимут самолета;
49
Д = Ѵ L2 — Н 2— горизонтальная |
дальность между |
|
|
маяком п MC. |
|
В ортодромической системе координаты MC, как сле |
||
дует из рис. 23, вычисляются проще: |
|
|
X |
= Л'м + Д sin (А с - |
а ); j |
- |
- |
(49) |
У— Уы-f Д cos (Ас — Ал). ,
Вполярных координатах, когда за начало принят маяк,
линия заданного пути задается координатами Д3, А3 пунк та назначения (ППМ3) и путевым углом ß3 (рис. 24). Боко-
Рис. 24. Связь между частноортодромпческнми и по лярными координатами
вое уклонение самолета от ЛЗП и оставшееся до ППМ3 расстояние по ЛЗП выражаются разностями:
БУ (z) = |
Д 3sin (ß, - А3) - Д 3sin (ß, - Ас); |
\ |
5 ост ^ |
cos (ß3— А3) — Ä co s(ß a — Ас). |
) ' ’ |
Для повышения надежности РСБН предусматривается режим счисления в полярных координатах, при этом инте грируются независимые уравнения:
А= А0+ f Wk dt-
О
( (51)
Д=Д0+ j WA dt,
о
50
где А0, |
Д 0— начальные значения |
азимута |
ft дальности; |
|
Wд, |
\ѴД— координатные составляющие |
путевой ско |
||
рости, вычисляемые по формулам: |
|
|
|
|
|
r 4 =U 7sm (A 0- W |
; |
I |
,52, |
|
WA = W cos (А„ — Рф), |
I |
1 ' |
где ß(j) — фактический путевой угол.
При нормальной работе РСБН коррекция счисленных полярных координат производится с большой частотой. В случае перебоев в работе РСБН для автоматизирован ного бокового траекторного управления используются счи сленные полярные координаты. Таким образом, режим счисления придает РСБН в некотором смысле свойства автономности.
Полярная система координат применяется для коррек ции MC с помощью РЛС. При этом точность коррекции существенно зависит от точности измерения курса на са молете. Полярная система координат используется также и при коррекции MC с помощью радиотехнической систе мы дальней навигации (РСДН) [16].