Файл: Брежнев В.И. Эксплуатация водопроводных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

От рабочего буртика резиновое кольцо

д о л ж н о

отстоять не ме­

нее 10 мм при трубах диаметром до

300 мм включительно и не

менее 12 мм при трубах диаметром 350 мм

и более. При установ­

ке шаблоном неправильного положения

колец

стык следует не­

медленно перемонтировать.

Только после установления

правиль­

ности м о н т а ж а соединения можно

переходить к следующему

стыку.

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я

предупреждения выпирания

резинового кольца из двух-

буртноп

асбестоцементной

муфты

при

повышении

давления

внутри трубопровода пространство

между

трубой и муфтой

са

стороны

рабочего буртика

промазывают

 

раствором

цемента

с

песком

( 1 : 4 ) .

 

 

 

 

 

 

 

Перед наступлением зимнего периода проложенные участки трубопроводов необходимо обязательно включить в эксплуата­ цию, а при отсутствии такой возможности их следует подверг­ нуть гидравлическому испытанию и засыпать . Открытые концы труб д л я предохранения от подмораживания необходимо утеп­ лять опилками, сухим грунтом и т. д.

При перевозке, погрузке и разгрузке

асбестоцементные

тру­

бы требуют

особой

осторожности

и не

д о л ж н ы подвергаться

у д а р а м

друг

о друга

или о какие-либо предметы, так как

при

ударах

они теряют значительную

часть

своей прочности,

д а ж е

не имея при этом видимых признаков повреждений. Асбестоце­

ментные трубы и муфты к ним можно хранить под открытым

не­

бом, аккуратно

сложенными

в штабеля

 

высотой

до 2 м

и

за­

крепленными так, чтобы они не могли

обрушиться.

 

 

 

 

 

 

Резиновые кольца д о л ж н ы храниться в помещениях с

плю­

совой температурой и находиться не ближе

1 м от

отапливаемых

печен и радиаторов . Н а

трассе резиновые

кольца надо

 

з а щ и щ а т ь

от действия прямых солнечных лучей.

Кроме

того,

их следует

тщательно

оберегать

от загрязнений

смазочными

материалами,

маслами,

керосином,

бензином

и т. д.,

р а з р у ш а ю щ и м и

резину,

а

т а к ж е от

воздействия

кислот

и

щелочей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

З а п р е щ а е т с я применять асбестоцементные трубы

и

муфты

с

трещинами,

обломанными концами или

чрезмерно

глубокими

бороздами

на н а р у ж н о й

поверхности

обточенных

концов

труб,

а т а к ж е

резиновые кольца с трещинами,

пузырями,

раковинами,

и неправильной формы .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. АРМАТУРА НА ТРУБОПРОВОДАХ И ИХ ЭКСПЛУАТАЦИЯ

 

 

 

а ) П о ж а р н ы е гидранты

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

П о ж а р н ы е

гидранты

устанавливают в отдельном

колодце

на

специальной пожарной

подставке на

наружных

 

водопроводных

сетях д л я обеспечения пожаротушения . Если раньше

 

для

 

этой

цели промышленностью

выпускался ряд

типов

пожарных

 

гид­

рантов, то в настоящее время установлен

единый

«подземный

пожарный

гидрант ГОСТ 8220» (рис.

44).

 

 

 

 

 

 

 

 

84


В нижней части чугунного корпуса пожарного гидранта име­

ется шаровое

запорное устройство ( к л а п а н ) . К л а п а н

состоит

из-

резинового кольца, которое в момент закрытия

прижимается

к

бронзовому седлу и не пропускает воду из

магистрали в

колон­

ку гидранта.

 

 

 

 

 

 

 

Включают

гидрант путем вращения винтового штока,

кото­

рый нижним

концом соединен

с клапаном,

а верхним — посред­

ством муфтового соединения — с гнездом

квадратного сечения.

В гнездо

вставлен стержень,

заканчивающийся

вверху

квадра ­

том под

ключ

стендера. Наверху корпуса гидранта

имеется за­

щитный

съемный колпак - крышка .

 

 

 

 

 

Подстабка под пожарный кран

 

 

I і

 

Рис.

44.

Пожарный

гидрант

 

 

 

 

и

стендер

к нему

 

 

 

 

 

а — гидрант; б —

стендер;

1—

пусто­

 

 

телая

чугунная

 

отливка;

2

— ре-

зиновая прокладка; 3 — верхняя часть клапана; 4 — отверстое внизу

шара;

5 — шпиндель; 6

нарезная

муфта;

7

— квадратная

муфта;

8 — квадрат на конце стержня; 9

заплечик;

10

— верхняя крестовина

Д л я

выпуска из корпуса гидранта

воды,

 

оставшейся

после-

его закрытия, в нижней части гидранта имеется отверстие,

к о т о ­

рое во время действия пожарного гидранта

 

автоматически

зак­

рывается. Когда гидрант

выключается,

отверстие

открывается и

85.


вода,

н а х о д я щ а я с я в стояке,

вытекает в колодец. И з

подземно­

го гидранта вода поступает с помощью стендера, который

навер­

тывается на колонку гидранта после снятия

с него колпака . По­

ж а р н ы е гидранты

выпускаются высотой

1,2;

1,5; 1,8;

2,1

и 2,4 м.

П о ж а р н ы й гидрант ленинградского типа

состоит

из

трех ос­

новных частей: корпуса, ш а р а

и

головки (рис. 45).

В

головке

гидранта имеются два захвата - заплечика для установки

на

ней

стендера. Ш а р гидранта — деревянный,

сверху покрыт слоем

ре­

зины.

В обычном

положении

шар

давлением воды

всегда

при­

ж а т к

седлу и не

пропускает воду.

При

установке стендера и

за-

•крепленпп его « а

головке гидранта

шар

опускается и

пропускает

Рис. 45. Пожарный гидрант ле­

Рис.

46. Водопроводная

задвижка

нинградского типа

а — шиберная; б — с параллельны­

1 — головка гидранта; 2 — за-

ми дисками и клином; 1

квадрат

плечико

для стендера; 3 —

для ключа; 2 — маховик;

3

— саль­

шар; 4 — резиновая прокладка:

ник; 4 — крышка; 5 — шток с вин­

товой резьбой:

6 — диск;

7

— клин;

5

— подставка

 

8

корпус

 

 

воду. Описанный гидрант

широко распространен на водопрово­

дах Ленинградской области, но его конструкция является

неудов­

летворительной, т а к .как не исключается

возможность

при паде ­

нии давления в сети пропуска в водопроводную

сеть загрязнен ­

ной воды из колодцев.

 

 

 

 

 

 

При

ремонте пожарных

гидрантов

к в а д р а т

верхней

части

-стержня обычно исправляют на месте. Повреждения резинового уплотнения клапана, сработку гайки верхнего стержня, обрыв

стержня

шарообразного

клапана,

повреждение резьбы

винто­

вой нарезки

стержня устраняются

только в механической ма­

стерской.

 

 

 

 

 

При

осмотре состояния пожарного

гидранта необходимо

прежде

всего

о б р а щ а т ь

внимание

на его

расположение

в колод­

це. Расстояние от оси гидранта до внутренней образующей гор-

•86


ловимы колодца д о л ж н о быть не

менее

175

мм.

П о

высоте

от

поверхности к р а я люка до верхнего

к р а я резьбы

гидранта

в

ко­

лодце д о л ж н о

быть не более 400 и не менее

150 мм.

Высоту што­

ка проверяют

навертыванием на

гидрант

стендера.

И з л и ш н и й

подъем штока

может произойти

из-за попадания

в

его

гнездо^

песка или из-за намерзания воды в

нем.

Шток

осаживают

на

место легкими

у д а р а м и молотка

по

торцу.

 

 

 

 

 

 

При навертывании на п о ж а р н ы й

гидрант

стендера необходи­

мо следить, чтобы торцовый ключ стендера

не в р а щ а л с я .

После

того как стендер будет навернут, осторожным вращением

торцо­

вого ключа открывают п о ж а р н ы й

гидрант.

 

 

 

 

 

 

При обнаружении замерзшего гидранта необходимо отогреть-

его горячей водой, паром или электротоком и только

в крайнем

случае можно прибегнуть к отогреванию паяльной лампой.

 

В

случае отрыва шарового клапана и невозможности в связи

с этим перекрыть воду

необходимо

выключить участок водопро

водной сети и установить новый пожарный гидрант.

 

 

б) З а д в и ж к и

 

 

 

 

 

З а д в и ж к и на трубопроводах предназначены для

выключения

отдельных элементов сооружений и

участков

водоводов и

сетей

при

аварии, проведении

ремонтных

работ и

т. д. З а д в и ж к и

бы­

вают

двух основных типов: шиберные и параллельные . К шибер­

ным относятся нормальные з а д в и ж к и с монолитным диском, а к

параллельным — с запорным устройством

 

в виде диска из

двух

частей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ш и б е р н а я з а д в и ж к а состоит

из

чугунного корпуса,

крышки,,

запорного

диска

(шибера)

с бронзовыми

кольцами,

стержня с

винтовой

нарезкой — шпинделя

и сальника. П р и

вращении

 

ма­

ховика в ту или иную сторону

шпиндель поднимает или опускает

связанный

с ним

шибер. При

вращении

 

шпинделя

винтовая

резьба не выходит

за

пределы

з а д в и ж к и ,

а

все время

находится

в ее корпусе. Эта

особенность

нормальных

з а д в и ж е к

позволяет

устанавливать

их

непосредственно

в земле

или

в колодцах,

не-

опасаясь коррозии

винтовой нарезки шпинделя.

Плотность

за­

крывания

достигается

благодаря

клиновидной форме

поперечно­

го сечения шиберов, который, вклиниваясь,

 

п р и ж и м а е т с я -своими

бронзовыми кольцами к направляющим корпуса

(рис. 46).

 

Ос­

новные р а з м е р ы

и вес шиберных

з а д в и ж е к

приведены

в табл .

13.

Т & б л и ц а

13. Основные размеры и вес шиберных

задвижек

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Условный проход в мм

 

 

 

Основные размеры

 

50

75

100

 

150

200

 

250

с00 .

350

400

 

 

 

 

 

 

Длина

В ММ

 

150 170

190

 

250

290

 

330

370

410

450

Высота

в мм

 

340 415

510

 

685

875

1065

1255

1430

1635

Масса

в кг

 

 

16

25

39

 

75

126

 

174

244

328

450

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£7


П а р а л л е л ь н а я

з а д в и ж к а

состоит из чугунного корпуса, внут-j

ри которого находится запорное устройство, выполненное

из двух

.дисков с впрессованными в них двумя параллельными

бронзо­

выми кольцами. В

нижней

части шибера

имеется

подвижной

іклин. Диски вместе с клином связаны с винтовым

шпинделем,

•что позволяет при

его вращении поднимать

или опускать

шибер.

 

Рис. 47. Кликкетная

задвижка

«Мосхва»

На штоке

имеется маховик, с помощью

которого з а д в и ж к а от­

крывается

и закрывается . При

вращении маховика, в зависимо­

сти от направления вращения, шпиндель поднимается или опу­

скается.

П р и

подъеме он

увлекает

за собой шибер,

который в

крайнем

верхнем положении помещается в верхней

части

за­

движки

(под

к о л п а к о м ) ,

пропуская

через корпус задвижки

по­

ток воды. При опускании шибер, дойдя до предельного положе­

ния,

благодаря

распирающему

действию клипа

между диска­

ми

прижимает

их к корпусу,

плотно з а к р ы в а я

задвижку .

'88