ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 122
Скачиваний: 0
симости от уровня воды в резервуаре. В этом случае датчиком •будет служить реле уровня, устанавливаемое в резервуаре.
При телемеханическом управлении запуск и останов насосно го агрегата производит диспетчер из местного или центрального диспетчерского пункта.
Д л я управления электродвигателем глубинного насоса на на сосной станции имеется специальная станция управления. Пере ключатель управления, установленный на панели такой станции, переключает станцию на местное, автоматическое или телемеха
ническое управление. Станция управления обеспечивает |
защиту |
||||||||
электродвигателя |
.и отключает его при |
нарушении нормального |
|||||||
режима работы насосного агрегата. |
|
|
|
||||||
Станции управления |
ПЭХ-5003 предназначены |
д л я |
управле |
||||||
ния электродвигателями глубинных насосов А Т Н |
и НА. |
|
|||||||
Д л я управления двигателями |
погружных насосов А П выпу |
||||||||
скаются станции управления ПЭХ-5006. |
Насосы |
типа |
10АПВМ |
||||||
комплектуются |
станцией |
управления |
ПЭТ-5006, аналогичной |
||||||
станции ПЭХ-5006. Р а з р а б о т а н ы |
и серийно выпускаются |
станции |
|||||||
управления |
СУНО-1 и СУ НО-2, |
пригодные д л я автоматического |
|||||||
управления |
глубинными |
насосами |
любого типа. |
|
|
||||
1. П Р И Н Ц И П И А Л Ь Н Ы Е |
СХЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО У П Р А В Л Е Н И Я |
||||||||
Принципиальная схема |
станции |
управления |
ПЭХ-5003 д л я |
||||||
управления насосами А Т Н и НА |
приведена на рис. 21. С т а н ц и я |
||||||||
обеспечивает: |
|
|
|
|
|
|
|
|
1)местное и телемеханическое управление насосным агре
гатом;
2)контроль за работой насоса и отключение агрегата при
перегреве опорного подшипника, перегрузке, коротком |
з а м ы к а |
||
нии ,и появлении воды в шахте насосной станции; |
|
|
|
3) |
блокировку, предотвращающую пуск станции при отсутст |
||
вии воды, омачивающей подшипники трансмиссионного |
вала |
на |
|
сосов |
АТН; |
|
|
4) |
блокировку, п р е д о т в р а щ а ю щ у ю повторный пуск |
при |
ава |
рийном отключении; 5) сигнализацию при недопустимом снижении динамического
уровня воды в скважине, аварийном отключении |
насоса |
и |
от |
||
крывании дверей павильона насосной |
станции. |
|
|
|
|
В качестве датчика перегрева |
упорного подшипника |
обычно |
|||
используют манометрические |
температурные |
сигнализаторы |
|||
ТС-100. |
|
|
|
|
|
Д л я контроля за работой .насоса |
применяют |
струйное |
реле |
||
или контактный манометр ЭКМ - 1401 . |
В качестве |
датчиков |
д л я |
контроля смачивания подшипников, затопления водой насосной станции и снижения динамического уровня используют электрод ные сигнализаторы наличия воды.
43
Станция управления ЛЭХ - 5003 работает |
следующим |
обра |
|||
зом: при местном управлении переключатель УП |
ставят |
в поло |
|||
жение «Местное», при этом контакты УП-2, |
УП-4 |
разомкнуты, а |
|||
контакт УП-3 замкнут. Д л я |
іпуска насосного |
агрегата |
н а ж и м а ю т |
||
на кнопку «Пуск», при этом |
срабатывает контактор Л, |
катушка |
а )
Рис. 21. Принципиальная схема станции управления ПЭХ-5003
главные цепи электродвигателя |
И |
380/220 в; |
6 .— цепи управления |
|||||||
|
220 |
в; в — |
цепи |
телеуправления |
|
|
|
|||
которого |
'блокируется |
своим |
з а м ы к а ю щ и м |
контактом. |
Д л я |
от |
||||
ключения |
агрегата н а ж и м а ю т |
на |
кнопку |
«Стоп», |
после |
чего |
||||
прерывается цепь питания катушки Л |
и |
агрегат |
отключается. |
|||||||
При местном управлении цепи |
телемеханического |
управления |
||||||||
отключаются контактами УП-2 и |
УП-4. |
|
|
|
УП |
|
||||
П р и телемеханическом управлении |
переключатель |
ста |
||||||||
вится в положение «Телемеханическое». |
Контакты |
УП-2 |
и |
УП-4 |
44
з а м ы к а ю т с я, а контакт У/7-3 размыкается . |
Диспетчер |
|
посылает |
||||||||||||||||
командный |
|
импульс |
«Включить», который |
проходит |
|
по |
|
цепи: |
|||||||||||
клемма |
66, |
|
диод 1ВГ, |
реле |
РКВ, р а з м ы к а ю щ и е |
контакты |
Л |
и |
|||||||||||
РПС, |
замкнутый |
контакт |
сигнализатора |
наличия |
статическо |
||||||||||||||
го уровня |
в |
скважине 2СВ, |
|
н у л е в а я |
шина |
Л0. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Р е л е |
РКВ |
срабатывает, |
|
его |
замыкающий контакт |
замыкает |
|||||||||||||
цепь: шина 9, контакт УП-2, |
|
р а з м ы к а ю щ и е |
контакты |
РА, |
Л, |
|
РО, |
||||||||||||
реле РП, |
сигнализатор воды |
1СВ |
и шина Л0 |
(сигнализатор |
1СВ |
||||||||||||||
ставят |
только |
на |
насосах. А Т Н |
д л я |
контроля |
'за |
наличием |
во |
|||||||||||
ды, .необходимой д л я .смачивания подшипников |
трансмиссионно |
||||||||||||||||||
го в а л а ; |
н а |
насосах других типов вместо 1СВ |
ставят |
перемыч |
|||||||||||||||
ку) . |
|
РП |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р е л е |
срабатывает, самоблокируется |
своим |
з а м ы к а ю щ и м |
||||||||||||||||
контактом, |
|
а другим |
з а м ы к а е т цепь: шина |
9, р а з м ы к а ю щ и е |
кон |
||||||||||||||
такты |
РО, |
РА, |
реле РПЛ, |
шина |
Л0. |
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
Реле |
РПЛ |
срабатывает, |
блокируется |
своим |
з а м ы к а ю щ и м |
||||||||||||||
контактом, |
|
а другим |
з а м ы к а ю щ и м |
контактом |
включает |
катуш |
ку контактора Л. Одновременно с .включением контактора через
размыкающий контакт струйного реле СР-1 |
включается |
реле вре |
||||||||||
мени' PB, |
контролирующее работу |
насоса. |
|
|
|
|
|
|
||||
Если |
насос |
н а ч а л подавать |
воду, |
контакт |
|
струйного |
реле |
|||||
СР-1 |
разомкнётся и реле времени |
PB |
возвратится в |
исходное |
||||||||
положение. Насосный агрегат остается в работе. |
Если насос |
не |
||||||||||
подает воду, реле времени PB |
сработает, его |
з а м ы к а ю щ и й |
кон |
|||||||||
такт |
замкнется |
и включит реле |
аварии |
РА, |
|
которое |
|
забло - |
||||
кируется |
своим |
з а м ы к а ю щ и м |
контактом, |
а его |
р а з м ы к а ю щ и й |
|||||||
контакт разомкнётся и обесточит |
реле |
РПЛ. |
Электродвигатель |
|||||||||
насосного агрегата отключится. |
Аналогично |
отключится |
элект |
родвигатель насосного агрегата при перегреве подшипников или затоплении водой павильона насосной станции. Кроме функций управления, станция обеспечивает сигнализацию при открывании дверей в павильоне насосной станции при помощи реле пульси рующей сигнализации РПС.
Станция управления ПЭХ-5006 предусматривает местное и автоматическое управление. На рис. 22 приведена схема релей-
лото |
блока, позволяющего |
осуществлять телемеханическое |
уп |
||||||
равление по одному проводу из диспетчерского |
пункта. |
Н а |
ре |
||||||
лейном іблоке устанавливаются реле пуска |
РКВ, |
реле останова |
|||||||
РКО, |
реле |
затопления |
РЗ |
и р е л е |
сигнализации |
открытия |
две |
||
рей |
РПС. |
Станция |
управления |
ПЭХ-5006 |
аналогична |
стан |
ции ПЭТ-5006. Станция работает следующим образом: переклю
чатель управления УП имеет три |
положения: |
«Местное», |
«Вы |
|||||||
ключено» и «Автоматическое». П р и положении «Местное» |
замк |
|||||||||
нуты |
контакты |
переключателя |
УП цепей |
11—12 и |
11—/5. В |
|||||
этом |
положении |
включение |
и |
|
отключение |
насосного |
агрегата |
|||
осуществляются |
кнопками «Пуск» и «Стоп». П р и н а ж а т и и |
кноп |
||||||||
ки «Пуск» через р а з м ы к а ю щ и й |
контакт |
Л и |
сопротивление |
2СД |
||||||
срабатывает реле времени |
PB, |
которое |
своим |
з а м ы к а ю щ и м |
кон- |
45
т а к т ом |
включит катушку контактора А. |
К а т у ш к а |
Л |
первона |
||||
чально |
-включается |
на н а п р я ж е н и е |
380 |
в. |
Только |
по |
истечении |
|
некоторого |
времени, |
обусловленного |
реле |
времени PB, катуш |
||||
ка Л через |
сопротивление 1СД включается |
на свое |
номиналь |
ное напряжение 220 в. Эта особенность схемы позволяет исполь
зовать |
станции такого |
типа на |
линиях |
с 'большим |
падением |
на- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
-3806 |
|
|
|
п |
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
{У |
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
зсд |
|
|||
|
|
|
РОЛ |
РОЛ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
I 1 |
I |
|
|
ІСД |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
[сд |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
M E |
а |
>мн— |
|
|
РОЛ |
|
||||
|
|
|
27 |
|
— |
|
|
|
|||||
|
|
|
РВУ |
|
|
- о |
- |
|
|||||
|
|
|
Из шкафа управ |
ѵ, |
Р 3 • |
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
ления |
оактери- |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
РЗ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
цидными /юмпаміг—^п. H |
|
|
37 |
П |
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
Ü Li РПЛ |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РКВ |
|
|
|
|
|
PRC |
|
" |
X |
т+ |
|
AYO |_Г |
|
|
||
|
|
|
|
|
РЗ |
°г_зэРПЛ |
|
|
|
зев |
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
/г |
|
||
|
|
|
|
|
{} |
|
5Л |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|
|
23' |
Ä f f t - |
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
-ІН |
|
|
Рис. 22. Прігнципиальная схема станции |
управления |
ПЭХ-5006 |
|
|||||||||
а — главные цепи электродвигателя |
Ѵ~ 380 |
в; ff— цепи управления 220 |
о |
||||||||||
пряжения . Схема |
предотвращает |
отключение контактора |
при по |
||||||||||
садке |
н а п р я ж е н и я |
во |
в р е м я |
пуска насосного |
агрегата. |
После |
срабатывания контактора он самоблокируется через свой замы
кающий контакт и сопротивление ICE. |
Одновременно |
загорает |
|||
ся красная лампа . Другой з а м ы к а ю щ и й |
контакт |
Л подготавли |
|||
вает цепь реле аварии РОА. |
Р а з м ы к а ю щ и й |
контакт |
Л обесто |
||
чивает реле времени PB. |
|
|
|
|
|
З а м ы к а ю щ и й контакт реле времени |
с выдержкой |
времени |
|||
4—5 сек разомкнётся, но, как |
у ж е говорилось |
выше, |
контактор |
||
останется включенным . Агрегат останавливается |
кнопкой |
||||
«Стоп», которая обесточивает катунмиу контактора |
Л. |
|
|||
При автоматическом или |
телемеханическом |
управлении пе |
|||
реключатель У/7 становится |
в положение |
«Автоматическое». |
46
При этом замкнуты контакты цепей 11—21 |
и //— 22 . Д л я |
пуска |
||||||||||||||||||||||
насосного |
агрегата |
|
диспетчер |
лосылает |
командный |
|
импульс. |
|||||||||||||||||
Срабатывает |
реле |
пуска |
РКВ |
и своим з а м ы к а ю щ и м |
|
контактом, |
||||||||||||||||||
включенным м е ж д у |
к л е м м а м и |
21—23, |
включает |
реле |
време |
|||||||||||||||||||
ни PB. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Д л я останова |
агрегата диспетчер |
|
посылает |
командный |
им |
|||||||||||||||||||
пульс «Отключить». Срабатывает реле остановки |
РКО, |
его |
раз |
|||||||||||||||||||||
мыкающий |
контакт обесточивает |
катушку |
контактора Л. |
Агре |
||||||||||||||||||||
гат останавливается. |
JB остальном |
запуск |
и |
останов |
насосного ~~ |
|||||||||||||||||||
агрегата аналогичны р а б о т е схемы при ручном управлении. При |
||||||||||||||||||||||||
автоматическом |
и телемеханическом |
|
управлении |
д л я |
увеличе |
|||||||||||||||||||
ния количества |
вспомогательных |
контактов |
контактора |
Л, |
не |
|||||||||||||||||||
обходимых |
дл я |
работы |
вспомогательного |
|
релейного |
блока, в |
||||||||||||||||||
схему |
станции |
дополнительно |
вводится |
промежуточное |
|
реле |
||||||||||||||||||
РПЛ. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Наблюдение |
за |
работой |
насоса |
осуществляется |
реле |
мини |
||||||||||||||||||
мального РМН |
и максимального РМП |
тока. |
После |
|
включения |
|||||||||||||||||||
насосного |
агрегата |
з а м ы к а ю щ и й контакт Л |
з а м ы к а е т с я |
между |
||||||||||||||||||||
точками |
25—26 |
(см. р и с . 2 2 ) . |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
Р е л е |
РМН |
настроено |
на 55% |
номинального |
тока |
|
двигателя . |
|||||||||||||||||
Р а з м ы к а ю щ и й |
контакт РМН |
включен |
последовательно |
с размы |
||||||||||||||||||||
кающим контактом PB, который во время пуска размыкает цепь |
||||||||||||||||||||||||
аварийного реле |
РОА. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
Если насос |
во |
в р е м я |
работы перестанет п о д а в а т ь |
воду, сни |
||||||||||||||||||||
зится токовая нагрузка, .контакты РМН |
|
замкнутся, |
сработает |
|||||||||||||||||||||
реле РОА |
и его |
размыкающий |
контакт |
обесточит |
катушку |
кон |
||||||||||||||||||
тактора. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Р е л е РМП |
настроено |
на |
120% |
номинального |
тока |
двигателя. |
||||||||||||||||||
•Если |
во время |
работы насоса |
возникнут |
перегрузки, |
замыкаю |
|||||||||||||||||||
щие контакты РМП |
|
через |
сигнальное |
|
реле PC |
|
включат |
|
реле |
|||||||||||||||
РОА, |
а |
насосный |
агрегат |
отключится. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
На рис. 23 представлена |
принципиальная |
схема |
станции |
уп |
||||||||||||||||||||
равления СУНО - 16 . Станция пригодна дл я управления |
глубин |
|||||||||||||||||||||||
ными насосами |
любого типа с электродвигателем |
мощностью до |
||||||||||||||||||||||
55 кет. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
С х е м а |
станции |
обеспечивает: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1)местное, автоматическое и телемеханическое управление насосным агрегатом;
2)контроль за работой насоса при помощи контактного ма нометра или струйного реле;
3) блокировку, |
п р е д о т в р а щ а ю щ у ю |
пуск |
электродвигателя |
|||||||
при отсутствии |
воды в бачке д л я |
смачивания |
подшипников |
на |
||||||
соса А Т Н перед |
его пуском. Д л я |
этого |
устанавливают оигнали- |
|||||||
затор наличия воды 1СВ. Д л я насосов |
других |
типов |
вместо |
сиг |
||||||
нализатора устанавливают |
перемычку; |
|
|
|
|
|||||
4) отключение электродвигателя |
при нарушении |
нормального |
||||||||
р е ж и м а |
работы |
насосного |
агрегата, |
при затоплении |
водой |
па |
||||
вильона |
насосной |
станции, |
если перегрелись |
подшипники; |
|
47