Файл: Брежнев В.И. Эксплуатация водопроводных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 122

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

симости от уровня воды в резервуаре. В этом случае датчиком •будет служить реле уровня, устанавливаемое в резервуаре.

При телемеханическом управлении запуск и останов насосно­ го агрегата производит диспетчер из местного или центрального диспетчерского пункта.

Д л я управления электродвигателем глубинного насоса на на ­ сосной станции имеется специальная станция управления. Пере ­ ключатель управления, установленный на панели такой станции, переключает станцию на местное, автоматическое или телемеха ­

ническое управление. Станция управления обеспечивает

защиту

электродвигателя

.и отключает его при

нарушении нормального

режима работы насосного агрегата.

 

 

 

Станции управления

ПЭХ-5003 предназначены

д л я

управле ­

ния электродвигателями глубинных насосов А Т Н

и НА.

 

Д л я управления двигателями

погружных насосов А П выпу­

скаются станции управления ПЭХ-5006.

Насосы

типа

10АПВМ

комплектуются

станцией

управления

ПЭТ-5006, аналогичной

станции ПЭХ-5006. Р а з р а б о т а н ы

и серийно выпускаются

станции

управления

СУНО-1 и СУ НО-2,

пригодные д л я автоматического

управления

глубинными

насосами

любого типа.

 

 

1. П Р И Н Ц И П И А Л Ь Н Ы Е

СХЕМЫ АВТОМАТИЧЕСКОГО У П Р А В Л Е Н И Я

Принципиальная схема

станции

управления

ПЭХ-5003 д л я

управления насосами А Т Н и НА

приведена на рис. 21. С т а н ц и я

обеспечивает:

 

 

 

 

 

 

 

 

1)местное и телемеханическое управление насосным агре­

гатом;

2)контроль за работой насоса и отключение агрегата при

перегреве опорного подшипника, перегрузке, коротком

з а м ы к а ­

нии ,и появлении воды в шахте насосной станции;

 

 

3)

блокировку, предотвращающую пуск станции при отсутст­

вии воды, омачивающей подшипники трансмиссионного

вала

на­

сосов

АТН;

 

 

4)

блокировку, п р е д о т в р а щ а ю щ у ю повторный пуск

при

ава­

рийном отключении; 5) сигнализацию при недопустимом снижении динамического

уровня воды в скважине, аварийном отключении

насоса

и

от­

крывании дверей павильона насосной

станции.

 

 

 

В качестве датчика перегрева

упорного подшипника

обычно

используют манометрические

температурные

сигнализаторы

ТС-100.

 

 

 

 

 

Д л я контроля за работой .насоса

применяют

струйное

реле

или контактный манометр ЭКМ - 1401 .

В качестве

датчиков

д л я

контроля смачивания подшипников, затопления водой насосной станции и снижения динамического уровня используют электрод ­ ные сигнализаторы наличия воды.

43


Станция управления ЛЭХ - 5003 работает

следующим

обра ­

зом: при местном управлении переключатель УП

ставят

в поло­

жение «Местное», при этом контакты УП-2,

УП-4

разомкнуты, а

контакт УП-3 замкнут. Д л я

іпуска насосного

агрегата

н а ж и м а ю т

на кнопку «Пуск», при этом

срабатывает контактор Л,

катушка

а )

Рис. 21. Принципиальная схема станции управления ПЭХ-5003

главные цепи электродвигателя

И

380/220 в;

6 .— цепи управления

 

220

в; в —

цепи

телеуправления

 

 

 

которого

'блокируется

своим

з а м ы к а ю щ и м

контактом.

Д л я

от­

ключения

агрегата н а ж и м а ю т

на

кнопку

«Стоп»,

после

чего

прерывается цепь питания катушки Л

и

агрегат

отключается.

При местном управлении цепи

телемеханического

управления

отключаются контактами УП-2 и

УП-4.

 

 

 

УП

 

П р и телемеханическом управлении

переключатель

ста­

вится в положение «Телемеханическое».

Контакты

УП-2

и

УП-4

44


з а м ы к а ю т с я, а контакт У/7-3 размыкается .

Диспетчер

 

посылает

командный

 

импульс

«Включить», который

проходит

 

по

 

цепи:

клемма

66,

 

диод 1ВГ,

реле

РКВ, р а з м ы к а ю щ и е

контакты

Л

и

РПС,

замкнутый

контакт

сигнализатора

наличия

статическо­

го уровня

в

скважине 2СВ,

 

н у л е в а я

шина

Л0.

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е

РКВ

срабатывает,

 

его

замыкающий контакт

замыкает

цепь: шина 9, контакт УП-2,

 

р а з м ы к а ю щ и е

контакты

РА,

Л,

 

РО,

реле РП,

сигнализатор воды

1СВ

и шина Л0

(сигнализатор

1СВ

ставят

только

на

насосах. А Т Н

д л я

контроля

'за

наличием

во­

ды, .необходимой д л я .смачивания подшипников

трансмиссионно­

го в а л а ;

н а

насосах других типов вместо 1СВ

ставят

перемыч­

ку) .

 

РП

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е

срабатывает, самоблокируется

своим

з а м ы к а ю щ и м

контактом,

 

а другим

з а м ы к а е т цепь: шина

9, р а з м ы к а ю щ и е

кон­

такты

РО,

РА,

реле РПЛ,

шина

Л0.

 

 

 

 

 

 

 

 

Реле

РПЛ

срабатывает,

блокируется

своим

з а м ы к а ю щ и м

контактом,

 

а другим

з а м ы к а ю щ и м

контактом

включает

катуш­

ку контактора Л. Одновременно с .включением контактора через

размыкающий контакт струйного реле СР-1

включается

реле вре­

мени' PB,

контролирующее работу

насоса.

 

 

 

 

 

 

Если

насос

н а ч а л подавать

воду,

контакт

 

струйного

реле

СР-1

разомкнётся и реле времени

PB

возвратится в

исходное

положение. Насосный агрегат остается в работе.

Если насос

не

подает воду, реле времени PB

сработает, его

з а м ы к а ю щ и й

кон­

такт

замкнется

и включит реле

аварии

РА,

 

которое

 

забло -

кируется

своим

з а м ы к а ю щ и м

контактом,

а его

р а з м ы к а ю щ и й

контакт разомкнётся и обесточит

реле

РПЛ.

Электродвигатель

насосного агрегата отключится.

Аналогично

отключится

элект­

родвигатель насосного агрегата при перегреве подшипников или затоплении водой павильона насосной станции. Кроме функций управления, станция обеспечивает сигнализацию при открывании дверей в павильоне насосной станции при помощи реле пульси­ рующей сигнализации РПС.

Станция управления ПЭХ-5006 предусматривает местное и автоматическое управление. На рис. 22 приведена схема релей-

лото

блока, позволяющего

осуществлять телемеханическое

уп­

равление по одному проводу из диспетчерского

пункта.

Н а

ре­

лейном іблоке устанавливаются реле пуска

РКВ,

реле останова

РКО,

реле

затопления

РЗ

и р е л е

сигнализации

открытия

две­

рей

РПС.

Станция

управления

ПЭХ-5006

аналогична

стан­

ции ПЭТ-5006. Станция работает следующим образом: переклю­

чатель управления УП имеет три

положения:

«Местное»,

«Вы­

ключено» и «Автоматическое». П р и положении «Местное»

замк ­

нуты

контакты

переключателя

УП цепей

11—12 и

11—/5. В

этом

положении

включение

и

 

отключение

насосного

агрегата

осуществляются

кнопками «Пуск» и «Стоп». П р и н а ж а т и и

кноп­

ки «Пуск» через р а з м ы к а ю щ и й

контакт

Л и

сопротивление

2СД

срабатывает реле времени

PB,

которое

своим

з а м ы к а ю щ и м

кон-

45


т а к т ом

включит катушку контактора А.

К а т у ш к а

Л

первона­

чально

-включается

на н а п р я ж е н и е

380

в.

Только

по

истечении

некоторого

времени,

обусловленного

реле

времени PB, катуш­

ка Л через

сопротивление 1СД включается

на свое

номиналь ­

ное напряжение 220 в. Эта особенность схемы позволяет исполь­

зовать

станции такого

типа на

линиях

с 'большим

падением

на-

 

 

 

 

 

 

-3806

 

 

 

п

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

зсд

 

 

 

 

РОЛ

РОЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I 1

I

 

 

ІСД

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

[сд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

M E

а

>мн—

 

 

РОЛ

 

 

 

 

27

 

 

 

 

 

 

 

РВУ

 

 

- о

-

 

 

 

 

Из шкафа управ­

ѵ,

Р 3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ления

оактери-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

цидными /юмпаміг—^п. H

 

 

37

П

 

 

 

 

 

 

 

 

Ü Li РПЛ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

РКВ

 

 

 

 

 

PRC

 

"

X

т+

 

AYO |_Г

 

 

 

 

 

 

 

РЗ

°г_зэРПЛ

 

 

 

зев

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

{}

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

23'

Ä f f t -

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-ІН

 

 

Рис. 22. Прігнципиальная схема станции

управления

ПЭХ-5006

 

а — главные цепи электродвигателя

Ѵ~ 380

в; ffцепи управления 220

о

пряжения . Схема

предотвращает

отключение контактора

при по­

садке

н а п р я ж е н и я

во

в р е м я

пуска насосного

агрегата.

После

срабатывания контактора он самоблокируется через свой замы ­

кающий контакт и сопротивление ICE.

Одновременно

загорает­

ся красная лампа . Другой з а м ы к а ю щ и й

контакт

Л подготавли­

вает цепь реле аварии РОА.

Р а з м ы к а ю щ и й

контакт

Л обесто­

чивает реле времени PB.

 

 

 

 

 

З а м ы к а ю щ и й контакт реле времени

с выдержкой

времени

4—5 сек разомкнётся, но, как

у ж е говорилось

выше,

контактор

останется включенным . Агрегат останавливается

кнопкой

«Стоп», которая обесточивает катунмиу контактора

Л.

 

При автоматическом или

телемеханическом

управлении пе­

реключатель У/7 становится

в положение

«Автоматическое».

46


При этом замкнуты контакты цепей 11—21

и //— 22 . Д л я

пуска

насосного

агрегата

 

диспетчер

лосылает

командный

 

импульс.

Срабатывает

реле

пуска

РКВ

и своим з а м ы к а ю щ и м

 

контактом,

включенным м е ж д у

к л е м м а м и

21—23,

включает

реле

време­

ни PB.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Д л я останова

агрегата диспетчер

 

посылает

командный

им­

пульс «Отключить». Срабатывает реле остановки

РКО,

его

раз­

мыкающий

контакт обесточивает

катушку

контактора Л.

Агре­

гат останавливается.

JB остальном

запуск

и

останов

насосного ~~

агрегата аналогичны р а б о т е схемы при ручном управлении. При

автоматическом

и телемеханическом

 

управлении

д л я

увеличе­

ния количества

вспомогательных

контактов

контактора

Л,

не­

обходимых

дл я

работы

вспомогательного

 

релейного

блока, в

схему

станции

дополнительно

вводится

промежуточное

 

реле

РПЛ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Наблюдение

за

работой

насоса

осуществляется

реле

мини­

мального РМН

и максимального РМП

тока.

После

 

включения

насосного

агрегата

з а м ы к а ю щ и й контакт Л

з а м ы к а е т с я

между

точками

25—26

(см. р и с . 2 2 ) .

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е

РМН

настроено

на 55%

номинального

тока

 

двигателя .

Р а з м ы к а ю щ и й

контакт РМН

включен

последовательно

с размы ­

кающим контактом PB, который во время пуска размыкает цепь

аварийного реле

РОА.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Если насос

во

в р е м я

работы перестанет п о д а в а т ь

воду, сни­

зится токовая нагрузка, .контакты РМН

 

замкнутся,

сработает

реле РОА

и его

размыкающий

контакт

обесточит

катушку

кон­

тактора.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Р е л е РМП

настроено

на

120%

номинального

тока

двигателя.

•Если

во время

работы насоса

возникнут

перегрузки,

замыкаю ­

щие контакты РМП

 

через

сигнальное

 

реле PC

 

включат

 

реле

РОА,

а

насосный

агрегат

отключится.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На рис. 23 представлена

принципиальная

схема

станции

уп­

равления СУНО - 16 . Станция пригодна дл я управления

глубин­

ными насосами

любого типа с электродвигателем

мощностью до

55 кет.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С х е м а

станции

обеспечивает:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1)местное, автоматическое и телемеханическое управление насосным агрегатом;

2)контроль за работой насоса при помощи контактного ма­ нометра или струйного реле;

3) блокировку,

п р е д о т в р а щ а ю щ у ю

пуск

электродвигателя

при отсутствии

воды в бачке д л я

смачивания

подшипников

на­

соса А Т Н перед

его пуском. Д л я

этого

устанавливают оигнали-

затор наличия воды 1СВ. Д л я насосов

других

типов

вместо

сиг­

нализатора устанавливают

перемычку;

 

 

 

 

4) отключение электродвигателя

при нарушении

нормального

р е ж и м а

работы

насосного

агрегата,

при затоплении

водой

па­

вильона

насосной

станции,

если перегрелись

подшипники;

 

47