Файл: Брежнев В.И. Эксплуатация водопроводных сооружений.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 118

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

П уск в работу электродвигателя осуществляется при з а к р ы ­ той з а д в и ж к е иа напорной трубе .

В соответствии с заводским паспортом профилактический ос­ мотр с полной разборкой насоса д о л ж е н производиться не р е ж е одного р а з а в год.

в) Насосы ЭЦВ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Насос Э Ц В

(рис. 18) состоит из

электродвигателя,

рабочей

части насоса, водонапорных труб с

электрокабелем

и опорной

частью агрегата

и электропусковой

и

контрольной

аппаратуры .

И з о л я ц и я обмотки статора выполнена

из влагостойкого поли­

хлорвинилового

пластиката, т а к к а к

мотор работает в воде. Ох­

л а ж д е н и е р а д и а л ь н ы х

и упорного подшипников

осуществляется

водой, находящейся

в полости

электродвигателя .

 

 

 

 

Н а п р а в л я ю щ и е

аппарата

насосов

Э Ц В

и лопастные

колеса

д л я скважин диаметром до 250 мм отпрессованы

из

пластмассы .

В к л а д ы ш и радиальных подшипников выполнены из графита

или

резины с продольными

к а н а в к а м и д л я

смазки и охлаждения

во­

дой. В верхней части насоса имеется

к л а п а н н а я

коробка

с

та­

рельчатым или

ш а р о о б р а з н ы м клапаном

(см. рис. 18).

Подъем

воды осуществляется газовыми или буровыми трубами на муф­ тах или фланцевых соединениях.

Во фланцах делают отверстие для пропуска электрического кабеля . К последней напорной трубе приваривают фланец, кото­ рый прикрепляют резьбовыми шпильками к опорной части. Опорная часть представляет собой квадратную плиту с отвер­ стиями под анкерные болты. Плиту устанавливают на фунда ­ мент и крепят анкерными болтами.

К пусковой станции подключают реле давления, реле макси­ мального и минимального уровня в резервуаре или водонапор­ ной башне и д р .

3.ЭКСПЛУАТАЦИЯ НАСОСНОГО О Б О Р У Д О В А Н И Я

Кобслуживанию насосного агрегата допускаются лица, про­ шедшие медицинское обследование и получившие технический инструктаж по эксплуатации насосных агрегатов и технике безо­ пасности.

 

Д е ж у р н ы й моторист должен вести ж у р н а л работы

агрегата

и знать основные

неполадки

насосных

установок. К а ж д ы й

час

он. д о л ж е н заносить в ж у р н а л

показания

амперметра,

вольтмет­

ра

и манометра,

а один р а з

в смену — показания

водомера и

счетчиков расхода электроэнергии. Кроме того, один

раз в

ме­

сяц

дежурный моторист д о л ж е н замерять глубину

до

статиче­

ского и динамического уровней воды в

скважине .

 

 

 

34

 

 

 

 

 

 

 


В процессе эксплуатации агрегатов дежурный моторист дол­

жен заносить

в ж у р н а л замеченные

неисправности

и отмечать

часьипуока и останова насосных установок. П у с к ©

эксплуатацию

глубинного насоса д о л ж е н производиться при

закрытой

за­

движке .

 

 

 

 

 

 

Перед пуском насосов

АТН моторист открывает вентиль

на

трубопроводе,

идущем от

водяного

бачка, д л я

предварительной

смазки водой

резиновых

(а иногда

и дубовых)

вкладышей под­

шипников трансмиссионного вала, и пускает в работу электро­ двигатель. Воздух, находящийся в напорной трубе, вытесняется поднимаемой водой и выходит через заливочную трубу. После наполнения бака водой д л я последующей смазки вкладышей мо­

торист закрывает вентиль

на трубопроводе и постепенно откры­

вает з а д в и ж к у на напорной

трубе.

Агрегат останавливают постепенным закрытием сначала зад ­

вижки,

а потом электродвигателя .

Останов электродвигателя

без предварительного закрытия з а д в и ж к и приводит

к

гидравли­

ческому удару и, как следствие, к разрыву напорных

трубопро­

водов,

нарушению стыковых соединений трубопроводов, а иног­

да и обрыву глубинных насосов.

 

 

 

Во время дежурства моторист д о л ж е н следить

за

степенью

нагрева электродвигателя,

подшипников, температурой

масла и

его уровнем, производить

мелкий

текущий ремонт,

ликвидиро­

вать утечки воды или масла из агрегата и из коммуникаций, под­

д е р ж и в а т ь чистоту помещения и агрегата.

В случае

обнаруже ­

ния при работе насоса постороннего шума,

треска

или резкого

повышения показания амперметра моторист должен немедленно остановить электродвигатель .

При появлении в подаваемой воде песка, о чем будет сигна­ лизировать повышение показаний амперметра, моторист должен

уменьшить подачу

воды, прикрыв

з а д в и ж к у

у

насоса

на

напор­

ной трубе. П о мере

уменьшения

выноса песка

з а д в и ж к у

посте­

пенно открывают.

 

 

 

 

 

 

 

Д е ж у р н о м у мотористу категорически з а п р е щ а е т с я

без

разре ­

шения уходить с места работы, ремонтировать

агрегат без его

останова, доверять управление

посторонним

лицам .

 

 

П р и обслуживании насосов

А Т Н нельзя

допускать

нагрева

масла свыше 65°С. Чрезмерный нагрев масла указывает на не­ достаточное охлаждение водой масляной ванны или ее загрязне ­ ние. В этом случае необходимо увеличить подачу воды в водя­

ную рубашку ванны или заменить масло. З а м е н а м а с л а при

нор­

мальных

условиях работы электродвигателя производится

через

к а ж д ы е 500 ч.

 

 

 

 

Моторист д о л ж е н следить за

степенью нагрева

сальника, не

допуская

его перегрева,

а т а к ж е

чрезмерной утечки

воды.

П р и

правильной регулировке

через сальник д о л ж н о протекать около

200 сма

воды, при большем расходе воды сальник

перебивают.

Во время перебивки сальника и смены масла в масляных

ван-

2*

 

 

 

 

35


,нах моторист должен остановить апрегат во избежание несчаст­

ного случая.

 

 

 

 

П о к а з а н и я

амперметра не д о л ж н ы

превышать

иоірмы,

уста­

новленные д л я

данного электропривода. В случае

резкого

повы­

шения

показаний амперметра следует

немедленно остановить

агрегат

и выяснить причину. Д е ж у р н ы й

моторист

несет ответст­

венность за нормальную работу и техническое состояние агрега­ та, за несвоевременное принятие мер, приведших к аварии. Одно­

временно машинист д о л ж е н поддерживать

н а д л е ж а щ е е

санитар ­

ное состояние

помещения,

не допуская

скопления грязи, воды,

масла.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В табл. 7 приведены основные неполадки глубинных

насосов,

причины

возникновения этих неполадок

и способы

 

их устра­

нения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Т а б л и ц а

7. Основные неисправности

насосов АТН

 

 

 

Неисправность

 

Причина неисправности

 

Способ

устранения

Включенный

в

сеть

Нет

напряжения

на

Включить

напряжение

электродвигатель

не

вра-

клеммах

 

 

 

 

 

щается

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Включенный

в

сеть

1. Разрыв

в фазе об­

Переставить перепутан­

электродвигатель

не

вра-

мотки

статора

 

ные фазы

на

клеммовой

щается и гудит

 

 

 

 

 

 

доске

 

 

 

 

 

 

2. Неправильно выве­

 

 

 

 

 

 

 

дены концы

 

 

 

 

 

Электродвигатель

при

Обрыв .в одном из про­

Исправить

поврежде­

работе гудит

 

 

водов сети

 

 

ние

 

 

 

 

 

 

Перегорел

предохрани­

 

 

 

 

 

 

 

тель

 

 

 

 

 

 

Электродвигатель

во

Замыкание

витков

ка­

Отремонтировать элек­

время работы греется

тушки

статора

 

тродвигатель

 

Электродвигатель

во

Отсырела обмотка

время работы греется и

 

не дает полного

числа

 

оборотов

 

 

Просушить электромо­ тор электрической лам­ пой

Частые

поломки транс­

Искривленность

оси

Проверить

вертикаль­

миссионного вала или

скважины

 

ность скважины

разрывы

водонапорных

 

 

 

 

труб

 

 

 

 

 

 

 

Рабочие колеса

трутся

Перерегулироваггь осе­

 

 

в направляющих аппара­

вой зазор

регулировоч­

 

 

тах

 

ной гайки

 

36


 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 7

Неисправность

Причина неисправности

Способ

устранения

 

 

Повреждение или износ

Заменить

шарикопод­

 

 

шарикоподшипников

 

шипники

 

 

 

 

 

 

Насос подвешен не вер­

Выверить

установку

 

 

тикально,

.большое

тре­

приводной

головки

 

 

 

ние в направляющих под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шипниках

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сильно

затянут

саль­

Ослабить затяжку саль­

 

 

ник.

 

 

 

 

ника

 

 

 

 

 

 

Повышенная потребля­

Из

скважин

вместе с

Уменьшить

 

поступле­

емость электроэнергии

водой

вынооится

боль­

ние воды

со

 

скважины

 

 

шое количество песка

путем

прикрытия

за­

 

 

 

 

 

 

 

движки

 

 

 

 

 

 

 

Понизился

динамиче­

Заглубить

насос

ниже

 

 

ский уровень

 

 

путем

добавления

сек­

 

 

 

 

 

 

 

ций

 

 

 

 

 

 

 

 

Слишком

высоко

под­

Произвести

перерегули­

 

 

няты рабочие колеса

ровку

 

регулировочной

 

 

 

 

 

 

 

гайкой

 

 

 

 

 

 

 

Износ лопаток рабочих

Демонтировать насос и

 

 

колес

 

 

 

 

заменить

рабочие

колеса

 

 

Заиление

рабочей части

Демонтировать

насос,

 

 

скважины

 

 

 

очистить скважину от за­

 

 

 

 

 

 

 

иления

 

 

 

 

 

Уменьшилась

произво­

Засорение сетки на при­

Демонтировать

насос,

дительность насоса

емном

клапане

 

 

очистить

или

заменить

 

 

 

 

 

 

 

сетку

 

 

 

 

 

 

 

Утечка воды через сты­

Демонтировать насос и

 

 

ки водоподъемных труб

устранить

повреждение в

 

 

 

 

 

 

 

сборке

 

водонапорных

 

 

 

 

 

 

 

труб

 

 

 

 

 

 

 

 

Пониженное

напряже­

Восстановить

напряже­

 

 

ние в сети

 

 

 

ние

 

 

 

 

 

 

Прекратилась

подача

Снижение динамическо­

Заглубить насос добав­

воды

 

го уровня

 

 

 

кой

секций,

если,

позво­

 

 

 

 

 

 

 

ляет

напор насоса

 

 

Полная

 

коррозиоя-

Очистить

 

приемную

 

 

ность

приемной

сетки

сетку,

демонтировав на­

 

 

всасывающей трубы

сос

 

 

 

 

 

 

То же

 

Обрыв

трансмиссион­

Демонтировать насос и

 

 

ного

вала

 

 

 

заменить

вал

 

 

37


 

 

 

 

 

 

 

 

Продолжение

табл. 7

Неисправность

 

Причина

неисправности

Способ устранения.

 

 

 

 

Проворачнвание

рабо­

Демоитироваггь насос и

 

 

 

чих колес на валу

 

 

устранить дефект

 

 

 

 

Неправильная

сборка

То же

 

 

 

 

 

 

приводной

головки

 

 

 

 

 

 

Насос при работе силь­

Приводные

валы

по­

Заменить

валы, демон­

но вибрирует

 

гнулись

 

 

 

 

тировав насос

 

 

То же

 

 

Несовпадение оси элек­

Установить

приводную

 

 

 

тромотора

с осью

транс­

головку с полным совпа­

 

 

 

миссионного вала

 

 

дением осей

 

 

 

 

 

 

Износ

івкладышей

на­

Демонтировать насос и

 

 

 

правляющих

подшипни­

заменить вкладыши под-

 

 

 

ков

 

 

 

 

щшщикош

 

 

 

 

 

 

Насос плохо

закреплен

Прикрепить

насос

к

 

 

 

на фундаменте

 

 

фундаменту

 

анкерными

 

 

 

 

 

 

 

 

болтами

 

 

 

 

 

 

Отсутствие

шли

недо­

Долить масло в масля­

 

 

 

статочное количество

ма­

ную ванну

 

 

 

 

 

 

сла в масляной ванне

 

 

 

 

Сильный нагрев ради­

Загрязненность

масла

Сменить масло.

 

ального

упорного

под­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

шипника

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Недостаточное

охлаж­

Увеличить подачу воды

 

 

 

дение масляной ванны

в водяную

ванну

 

 

 

 

Повреждение «ли изно­

Заменить

 

шарикопод-

 

 

 

шенность шарикоподшип­

шишінкл

 

 

 

 

 

 

ников

 

 

 

 

 

 

 

 

Сальник сильно греется

Сильная затяжка

саль­

Ослэбить затяжку

бол­

 

 

 

ника

 

 

 

 

тов сальника

 

 

 

 

 

В сальник

не подается

Прочистить

канал

для

 

 

 

смазка

 

 

 

 

смазки

 

 

 

 

 

 

Неисправность

сальни­

Перебить

сальник

 

 

 

 

ковой набивки

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Сработалась сальнико­

Заменить

сальниковую

 

 

 

вая набивка

 

 

 

набивку

 

 

 

Через

сальник

прохо­

Недостаточная

уплот­

Уплотнить набивку

дит слишком много воды

ненность набивки

 

 

 

 

 

 

Не сработал механизм

Засоренность

 

гнезд

Прочистить

гнезда

контрреверса

 

контрреверса

 

 

 

контрреверса

 

 

 

 

 

Сработались выступы в

Заменить

верхнюю,

 

 

 

верхней

крышке электро­

крышку

 

 

 

двигателя

38.