ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
На рабочих местах операторов правильных станов каби ны, как правило, отсутствуют, и характеристики шума определяются работой обслуживаемого оборудования.
Правильные машины устанавливают в общем потоке или отдельно, вне потока. На рис. 14 'показаны частотные спектры шума правильных машин для правки труб диа метром 10—80 мм.
Правка труб большого диаметра, например 1020 мм, осуществляется на прессах-расширителях и является отно сительно бесшумной опе рацией. На участке гидро прессов, производящих од новременно калибровку, правку, упрочнение и раз дачу труб внутренним гид равлическим давлением, за регистрированы только шумы, проникающие с со
седних участков.
S3 Ï25 250 500 1000 2000 4001} |
|
В |
трубопрокатных и |
|||||||||
Рис. 14. |
Частотные |
Частота,® |
трубосварочных цехах наи |
|||||||||
спектры |
более шумными являются |
|||||||||||
шума |
при работе |
правильных ма |
||||||||||
шин: |
|
|
|
|
|
|
процессы |
транспортировки |
||||
' — трубоэлектросварочного |
стана |
труб |
по |
рольгангам [21] |
||||||||
10—80 |
(і-общ =~ 1 |
0 1 |
2 — автомати |
и |
операции, |
выполняемые |
||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
ческого стана НО ( 1 о б і ц = 1 0 5 |
56); Э— авто |
на |
участках |
отделки труб. |
||||||||
матического стана |
400 (і-общ = |
102 до); |
||||||||||
4 — непрерывного трубопрокатного стана |
|
При |
транспортировке |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
|||||||
30-102 |
(і-общ, = |
1 1 3 |
дЪ); |
|
5 — стана |
горячих |
заготовок |
и труб |
||||
контактной электросварки |
груб |
диамет |
||||||||||
ром |
159—529 мм (і-общ = |
1 0 |
4 о й > - |
уровень |
звукового |
давле |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
ния |
не -превышает |
85 дб; |
шум по классу — низкочастотный. Подача труб на рольган ги и движение холодных труб по транспортным рольгангам сопровождается шумом в пределах 100—120 дб (табл. 8).
На |
современных трубопрокатных |
и |
трубосварочных |
станах |
длина транспортных рольгангов |
весьма большая |
|
и шумы, возникающие при. их работе, |
охватывают почти |
||
все помещение цеха. |
|
|
Интенсивный шум на участках отделки бесшовных и сварных труб возникает при передаче труб от одного агре гата к другому вследствие сбрасывания и многократного перекатывания труб по направляющим стеллажей, при соударении труб с упорами, в процессе накопления труб в карманах, при работе пневматических цилиндров.
34
Таблица 8
Характеристики шума при движении труб по транспортным рольгангам
Агрегат |
/бы, мм |
о. |
|
(механизм) |
О- |
|
|
|
|
|
|
га |
|
|
|
|
|
Ч |
Стаи |
непрерывной |
печ |
50 |
||
ной |
|
сварки труб, |
роль |
|
|
ганг |
после |
холодиль |
|
||
ника |
|
|
|
57 |
|
Стан |
140, рольганг |
перед |
|||
правильной |
машиной |
|
|||
Стан |
200, рольганг |
после |
76 |
||
холодильника |
|
|
|||
Стан |
250, рольганг |
перед |
159 |
||
правильной |
машиной |
|
|||
Стан |
400, рольганг |
перед |
219 |
||
правильной |
машиной |
|
|||
Электросварочный |
стан |
219 |
|||
для |
труб |
диаметром |
|
||
159—529 мм, движение |
|
||||
труб |
по рольгангам |
|
:н -тру
Н
, (лщинамм
Е- о 4
4
6
6
7
7
Уровень звуко |
|
|
||
вого |
давления, |
|
|
|
|
дб |
|
|
|
о |
|
Класс |
и характер |
|
О |
Г! Я |
|||
X |
|
|
||
L~ |
опер |
шума |
при нагруз |
|
Ё.2 |
||||
ке |
агрегата |
|||
§S |
рабоче» |
|
|
|
:те >а |
|
|
||
|
|
|
||
s- а |
то <и о |
|
||
|
игр |
|
|
113 105 ' Высокочастот ТОО ный, преры
вистый
104 101 То же
100
101 • 99
94
120 104
100
112 106 Среднечастот-
97ный, пре рывистый
111 100 То же
90
На участке ремонта и осмотра труб большого диаметра, например 1020 мм, шум возникает при"&бдувке и зачистке сварного шва. Уровень звукового давления 100—114 дб. Спектр шума определяется в основном силой и частотой соударений ударника ручного инструмента с трубой, а так же количеством одновременно работающих ручных инстру ментов.
Высокочастотный интенсивный шум (114 дб) зарегистри рован при обработке торцов труб и снятии фасок. При обрезке торцов труб на трубообрезном станке часто воз никают резонансные колебания, усиливаемые полостью трубы.
Интенсивным высокочастотным шумом (112 дб) сопро вождаются также процессы кантовки труб с транспортного рольганга на стеллажи, со стеллажей на рольганги вслед-
3» |
35 |
|
•я |
|
|
|
|
|
1 |
3 |
ствие взаимного соу- |
|||||
о |
3 |
|
|
|
|
0Тpep |
||||||||
|
|
|
|
|
тотчас дары |
- дарения |
перекатывае |
|||||||
-'ОТ |
о. |
|
|
|
|
|
||||||||
r4 |
га |
|
|
|
г- |
с |
|
мых |
труб, |
а |
|
также |
||
|
|
|
О |
|
|
|||||||||
сз |
|
|
|
|
|
га |
§ в - |
|
||||||
Г-г" |
|
|
|
|
|
ударов по |
роликам |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и |
|
|
|
|
|
cj |
|
S Э |
или |
направляющим |
||||
|
|
|
|
|
|
m |
стеллажей. |
|
|
|
||||
|
|
|
|
|
|
- I s |
|
Применение |
пне- |
|||||
~|S |
|
|
|
|
о Ig |
вматических |
цилинд- |
|||||||
_2 |
|
|
|
|
|
~ . |
~ |
ров в качестве приво- |
||||||
£ |
О гао |
|
|
|
s о |
да |
многих |
механиз- |
||||||
|
|
|
_ |
|
|
|
|
|
|
|||||
о - о з |
|
|
s |
|
в'У • |
мов |
трубных |
станов |
||||||
S a g g; |
|
g |
|
g | |
способствует |
|
возник- |
|||||||
* I ~ g |
|
|
12 |
|
в S |
новей ию |
высокочас- |
|||||||
§ : | |
I я « S |
|
«g- |
тотного шума (100(56") |
||||||||||
| § § о І |
І : |
|
0 ° |
при |
переключении |
|||||||||
" 5 3 |
|
|
|
Я |
|
^ 5 « |
электропневматичес- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
= |
|
° я | |
ких |
реле, |
управляю |
|||
щ е е g 5 У |
|
|
ЩИХ работой |
цилин- |
||||||||||
§ |
* S |
|
|
° |
5 |
га |
гаЗЧ |
ДРОВ. |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
о |
|
м о й |
|
|
|
труб |
||
|
" " З І з ^ |
a l l " |
Сбрасывание |
|||||||||||
|
-G |
ÇU |
OJ |
і > ;п |
і - |
U1.1-A. |
|
|
|
|
|
|
||
|
= |
Ч |
(- |
3 |
<" |
О |
1 - к |
|
|
|
|
|
к а Р " |
|
|
|
" |
" "сЗ " |
|
В н а к |
о п и т е л ь н ы |
е |
|||||||
|
|
|
|
|
|
1 |
|
|
маны вызывает средне- |
|||||
= |
|
|
|
|
|
g |
|
= |
и |
высокочастотный |
||||
% |
|
|
|
|
к |
|
и |
шум. При выполнении |
||||||
|
|
|
|
о |
|
ч |
этой операции уровни |
|||||||
§ |
|
|
|
|
|
§> |
|
S |
звукового |
|
давления |
рнаходятся в пределах
! » |
§ „ |
І „ |
ь § |
= § |
b g |
|
о |
CN |
|
оле |
ч |
|
а |
|
|
|
О |
|
га |
CL) |
g |
*Ч |
|
- g |
g |
|
|
CQ |
О |
л |
ifj |
|
оО. |
лЛ |
|
|
О |
|
£ |
s |
*? |
оDк.. |
Iф |
|
|
О |
н |
|
С |
га |
о |
о |
CQ |
о |
||
Ё |
g |
вн |
|
га |
s |
:2 |
а, |
!§га |
'н* |
1 0 5 - 1 2 1 об .
Станы специаль ных и гнутых профи лей. Интенсивными источниками аэроди намического шума в колесопрокатном цехе являются парогидрав лические прессы, а механического шума — стенды осмотра и ремонта колес [22] . При одновременной работе нескольких стендов н а работающих воздействует шум соб-
ственного стенда и интенсивный шум соседнего смотро вого стенда. Таким образом, в течение рабочего времени шум непрерывен и равномерно распространяется по всем направлениям, проникая на соседние термический и меха нический участки. Характеристики шума, возникающего
при |
выполнении |
на |
стендах |
технологических операций, |
||||
приведены в табл. 9 и на рис. |
15. |
|
|
|
|
|||
Основными причинами шума при работе стендов явля |
||||||||
ются |
соударения |
кантователя |
с транспортируемым |
коле- |
||||
|
|
|
ч |
ш |
А л |
|
|
|
|
•г |
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
\ |
/ |
\ |
|
|
||
|
'VT |
|
|
|
V |
|
ч. |
|
|
|
|
|
|
|
Л |
||
|
У |
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Частота, гц |
||
|
Рис. 15. Частотные |
спектры |
шума |
колесопрокатного |
стана |
|||
|
|
|
|
|
|
при |
работе: |
|
|
/ — кантователя |
колес |
чернового стенда ( і 0 |
б щ = |
^б); 2— |
тележки, |
||
транспортирующей колесо ( £ 0 б щ = 1 1 7 |
•' — кантователя |
колес |
чистового |
|||||
|
|
|
|
|
стенда |
(£-0 бщ = |
Ю5 дб). |
сом, трение колес о направляющие стенда, клеймение ко лес, работа электро-.и пневмооборудования.
Интенсивность шума при производстве гнутых профи лей зависит от типа изготовляемого профиля, числа станов, находящихся в цехе, способа производства профилей.
Уровень звукового давления при изготовлении холодногнутых профилей из стальных полос находится в' пределах 85—105 дб: шум в основном средне- и низкочастотный [63].
Причинами и источниками шума являются: деформация стальной полосы в ручьевых валках профилегибочного стана; соударение профиля с валками транспортного роль ганга; работа летучих ножниц, пневмоприводов, цепного шлеппера, перемещающего готовую продукцию; операция кантовки профилей к укладчику и укладки набранного ряда профилей с рольганга в карманы укладчика при помощи скребкового толкателя; удары профилей о торцовый упор укладчика.
37
МЕХАНИЧЕСКИЕ И РЕМОНТНО-МЕХАНИЧЕСКИЕ ЦЕХИ
Основным |
технологическим |
оборудованием механиче |
||
ских и |
р.емонтно-механических |
цехов |
металлургических |
|
заводов |
являются токарные, расточные, |
строгальные, дол |
||
бежные, |
фрезерные, зубообрабатывающие, шлифовальные |
|||
и сверлильные |
станки. |
|
|
|
Общий уровень звукового давления |
в этих цехах нахо |
дится в пределах 85—90 дб [1]. Наиболее высокие уровни шума зарегистрированы при работе крупногабаритных то карных, револьверных, фрезерных и шлифовальных стан ков. Шум в основном средне- и высокочастотный.
При работе токарных станков основной шум вызывают редукторы, зубчатые и ременные передачи, электродвига тели, подшипники, а также процесс обработки металла. Причинами шума являются также износ зубчатых колес, перекосы и дисбаланс движущихся частей. На шумовой режим определенное влияние оказывают применяемые ста ночные приспособления и инструмент. При некоторых техно логических процессах, например при фрезеровании, точе нии, сверлении, источником шума является вибрация обра батываемой детали.
Вавтоматно-револьверных станках главный источник шума —удар пруткового материала при продвижении о стен ки направляющих трубок.
Вшлифовальных станках, работающих от индивидуаль ного привода, шум процесса шлифовки маскирует шум привода. Шум, возникающий при работе шлифовального станка, сам по себе невелик; кроме того, он часто служит для контроля качества рабочего процесса, и полное зату хание его нежелательно [91].
На участках, где производится заточка режущего инст румента, общий уровень шума 85-90 дб.
Подшипники, хотя их обычно не считают основным ис точником шума, значительно увеличивают шум, создавае мый механизмом, в определенных областях частотного спектра. Подшипники обычно вызывают шумы скрипящего типа (главным образом подшипники скольжения), щелкаю щего (главным образом антифрикционные подшипники) и ударного типа.
Скрипы подшипников можно рассматривать как коле бания типа зацепление— проскальзывание, при которых две скользящие поверхности сначала заедаются, затем про
зе