Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.06.2024

Просмотров: 130

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Дважды дифференцируя его по времени, можно подучить точ­ ные выражения для скорости и ускорения поршня соответст­

венно

£9,

Ю З . Пользоваться

ими,

однако, в практике не­

удобно, так как

в них входят

два

переменных

аргумента:

угол поворота кривошипа а

и

угол

отклонения шатунаji, По­

этому выражение (1.3) упрощают следующим образом.

что

ИздВАВ

на рис. I.I по теореме синусов

следует,

 

 

 

sinoc

slnfe .....

. .

 

 

(1Л)

 

 

 

 

или

si n jb = 71sinoc .

 

 

Следовательно,

cosjb=(i-7l sin

V2

 

 

 

(1.5)

 

 

 

 

оС) .

 

 

 

Разложение

(1.5) в биноминальный ряд Ньютона

 

 

 

 

 

 

2.

 

 

ц

Л.

. Б

 

 

 

cos|)= 1— -|-sLn4oc- & -Sin (Х-—Ч-6

sin (X-

 

показывает, что третий и последующие члены ряда содержат

величину

71 в степени выше второй. Величина

отношения

 

для

нормальных К Ш

обычных

тронковых ДВС в среднем

равняется 0,25, а для других ДВС

(с ПДП, крейцкопфных и

т.п.) может быть еще меньше. Поэтому членами

ряда,

содер­

жащего

А

 

в четвертой и более высокой

степени, можно

пренебречь,

как весьма малыми, т.е. принять

 

 

 

 

 

cosjb= i-ir sin2ос .

 

 

 

(1.6)

Подставляя (1.6) в (1.3), получаем приближенное выражение для перемещения поршня в функции только одного переменно­

го аргумента

-

угла

поворота вала ос :

 

 

 

 

Л*

Sinaa)=R|l+ -^-(«sa+ Tpco$2oc)Д7)

$n= R(i-CDsa + y

Соответственно,

приближенные выражения для скорости уп и

ускорения jn

поршня:

 

 

 

Vn=

dt

Roo(slna-v--^sinBa);

( 1. 8)

 

)п

 

= R

(c°sa+ Я.tos&a).

(1.9)

10


Как видно из выражения (1.9), ускорение поршня представ­ ляется в виде суммы двух простых гармонических составляю­

щих

членов:

1

и д о )

 

 

где

 

J « к и > Ч о & 2 а , /

 

]пх ~ гармоника 1-го порядка;

 

 

jn

- гармоника 2-го порядка.

изменения

 

(Порядком

гармоники называют число периодов

гармонической функции за один оборот коленчатого вала).

Изобразим график

а

 

 

 

 

 

 

функции

jn=-f(oO)

за

\

п

 

 

 

 

 

один оборот

коленчато­

Х ^

 

 

 

 

 

го вала и проанализи­

 

 

-jnj

 

 

 

 

руем его. Для этого

 

 

 

 

 

 

построим

сначала ко-

\

 

\\9D

X

X

wf

X

синусоиды

jnx

 

и

 

 

27

 

 

v

\

 

11JO

/ у '

360

на рис. 1.2, а затем

ii

 

 

 

 

 

сложим

ординаты

этих

jn„

 

 

 

 

 

косинусоид при

 

соот­

5

 

 

 

 

 

 

ветствующих

значениях

 

 

 

 

 

 

а

. В

результате

сум­

 

 

 

 

 

 

 

мирования

ординат по­

 

 

 

 

 

 

 

лучим кривую ускорения

 

 

 

 

 

 

 

поршня

jn= f(°0 , кото­

 

 

 

 

 

 

 

рая имеет один макси­

X .

 

vso

X

X .

270If

 

мум в в.м.т. при л=0

 

36D

и один минимум в н.м.т.

Х

 

д Y /

 

180

[ y

при

си.

=

180°

в

случае

4

 

 

 

 

 

4

 

 

или два

миниму­

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ма в районе н.м.т.

в

 

 

 

 

 

 

 

случае

 

 

 

 

(подроб­

Рис.

1.2. График ускорения

 

ный

анализ

выражения

 

 

поршня jn=f(а)

 

 

(1.9) см. в

[9,

М ] ).

а) при

 

 

\ > ~

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

; б) при

 

II


Как видим, гармоника ускорения поршня первого порядка jn имеет один период изменения за один оборот коленчато­ го вала, а гармоника ускорения поршня второго порядка jn - два периода изменения. Кривая ускорения поршня }n=-f(oO имеет один период изменения за оборот коленчатого вала, поскольку определяющим членом выражения (1.9) является

гармоника первого

порядка (так как амплитуда Rcaj2прибли­

зительно в

четыре

раза больше амплитудыЛ.Roo2 ).

Однако наличие гармоники ускорения поршня 2-го поряд 'а

приводит

к

тому,

что при достаточно большой ее амплитуде

(при

 

) характер кривой ускорения поршня jn=-f(oO)

изменяется и появляются указанные выше два минимума этой кривой.

Итак, шарнир В нормального кривошипно-шатунного ме­ ханизма, а следовательно, и поршень вместе с поршневой го­ ловкой шатуна совершают неравномерное возвратно-поступа­ тельное движение по направлению оси цилиндра.При этом уско­

рение

поршня jn

за один оборот вала дважды изменяет знак

(положительное

ускорение jn направлено

к оси коленчатого

вала 0

, а отрицательное наоборот, от

оси вала) и дости­

гает наибольшей величины в в.м.т. при скорости поршня,

равной

нулю, а

наименьшей величины - один раз в н.м.т.

или дважды вблизи н.м.т. в зависимости от величины отно­ шения Л. .

Как видно из формул (1.2), (1.7), (1.8) и (1.9), основ­ ными кинематическими параметрами нормального КШМ, т.е. величинами, полностью определяющими кинематические особен­

ности

механизма,

являются радиус кривошипа R

и его отно­

шение

к длине шатуна L

, т.е.R и А .

 

В выполненных конструкциях тронковых рядных дизелей с

нормальным КШМ

величина

Л.

принимается в

пределах

(среднее значение

К = 0,25 -

см. табл. I).

 

12


Т а б л и ц а

I

Данные некоторых отечественных быстроходных судовых дизелей тронкового типа

Марка

D

S

Сш

дизеля

СМ

см

м/с

яд

30

38

7,6

Ч23

23

30

10

30

Д-50

31,8

33

8,15

Д-6

15

18

9

М-50*

18

20

п,з

М-503*

16

17

12,5

адд*

23

30

7,8

43

47

7,35

37Д

39

45

7,5

Д-42

30

38

9,5

58Д**

23

30

7,9

Д-100**

26,7

25,4

7,2

X Материал и конструктивные особенности поршня

1 алюминиевый сплав, простой

3,8 неохлаждаемый

I 4,31

I 3,56

I

з,ь

,1 , 4,25

чугунный, составной с алюми­ ниевой вставкой.охлаждае­ мый ’

4^37 чугунный, охлаждаемый

&п

Gui

j

 

Ч-R г

 

кгс

кгс

&ttlR

кго/сме кгс/см кгс*см*с2

52

71

0,472

0,121

0,146

60,2

28

30,8

0,377

0,095

0,06

30,4

64,4

104,3

0,277

74,8

3,78

6,09

0,2

0,03

1,43

5,89

7,96

0,2

0,03

 

ч т

5,01

(2,72)

 

 

 

 

25,64

0,05

0,0334

 

7,2

 

(2,67)

(0,044)

(0,0323)

 

46

40,8

0,242

0,133

0,153

35,8

 

(13,1)

(0,54)

(0,127)

 

 

257

198

0,35

0,227

0,175

247

+

_||_

220

174

0,346

0,234

0,256

248

чугунный, состав, с алюмин.

3^4

76,6

88,2

0,374

0,155

0,185

92,7

вставкой, охлаждаемый

 

чугунный, состав, о чугунной

56.7

43,5

0,4

0,178

0,207

34,3

4,35 вставкой, охлаждаемый

56.7

48

0,4

0,182

0,213

35,7

 

_11_

35,9

34,8

0,294

0,137

0,19

23,4

±

_||_

35,9

36,3

0,295

0,14

0,197

_1|_

 

 

П р и м е ч а н и я . Данные в скобках относятся к цилиндрам с прицепными шатунами.

Верхние данные относятся к продувочным, а нижние - к выпускным поршням.