Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 130
Скачиваний: 0
Дважды дифференцируя его по времени, можно подучить точ ные выражения для скорости и ускорения поршня соответст
венно |
£9, |
Ю З . Пользоваться |
ими, |
однако, в практике не |
|||||||
удобно, так как |
в них входят |
два |
переменных |
аргумента: |
|||||||
угол поворота кривошипа а |
и |
угол |
отклонения шатунаji, По |
||||||||
этому выражение (1.3) упрощают следующим образом. |
что |
||||||||||
ИздВАВ |
на рис. I.I по теореме синусов |
следует, |
|||||||||
|
|
|
sinoc |
slnfe ..... |
— |
. . |
— |
|
|
(1Л) |
|
|
|
|
|
— |
или |
si n jb = 71sinoc . |
|
|
|||
Следовательно, |
cosjb=(i-7l sin |
V2 |
|
|
|
(1.5) |
|||||
|
|
|
|
оС) . |
|
|
|
||||
Разложение |
(1.5) в биноминальный ряд Ньютона |
|
|
||||||||
|
|
|
|
2. |
|
|
• ц |
Л. |
. Б |
|
|
|
|
cos|)= 1— -|-sLn4oc- & -Sin (Х-—Ч-6 |
sin (X- |
|
|||||||
показывает, что третий и последующие члены ряда содержат |
|||||||||||
величину |
71 в степени выше второй. Величина |
отношения |
|||||||||
|
для |
нормальных К Ш |
обычных |
тронковых ДВС в среднем |
|||||||
равняется 0,25, а для других ДВС |
(с ПДП, крейцкопфных и |
||||||||||
т.п.) может быть еще меньше. Поэтому членами |
ряда, |
содер |
|||||||||
жащего |
А |
|
в четвертой и более высокой |
степени, можно |
|||||||
пренебречь, |
как весьма малыми, т.е. принять |
|
|
||||||||
|
|
|
cosjb= i-ir sin2ос . |
|
|
|
(1.6) |
Подставляя (1.6) в (1.3), получаем приближенное выражение для перемещения поршня в функции только одного переменно
го аргумента |
- |
угла |
поворота вала ос : |
|
||
|
|
|
Л* |
Sinaa)=R|l+ -^-(«sa+ Tpco$2oc)Д7) |
||
$n= R(i-CDsa + y |
||||||
Соответственно, |
приближенные выражения для скорости уп и |
|||||
ускорения jn |
поршня: |
|
|
|
||
Vn= |
dt |
Roo(slna-v--^sinBa); |
( 1. 8) |
|||
|
)п |
|
= R |
(c°sa+ Я.tos&a). |
(1.9) |
10
Как видно из выражения (1.9), ускорение поршня представ ляется в виде суммы двух простых гармонических составляю
щих |
членов: |
1 |
и д о ) |
|
|
||
где |
|
J « к и > Ч о & 2 а , / |
|
]пх ~ гармоника 1-го порядка; |
|
||
|
jn |
- гармоника 2-го порядка. |
изменения |
|
(Порядком |
гармоники называют число периодов |
гармонической функции за один оборот коленчатого вала).
Изобразим график |
а |
|
|
|
|
|
|
|||||||
функции |
jn=-f(oO) |
за |
\ |
п |
|
|
|
|
|
|||||
один оборот |
коленчато |
Х ^ |
|
|
|
|
|
|||||||
го вала и проанализи |
|
|
-jnj |
|
|
|
|
|||||||
руем его. Для этого |
|
|
|
|
|
|
||||||||
построим |
сначала ко- |
\ |
|
\\9D |
X |
X |
wf |
X |
||||||
синусоиды |
jnx |
|
и |
|
|
27 |
||||||||
|
|
v |
\ |
|
11JO |
/ у ' |
360 |
|||||||
на рис. 1.2, а затем |
ii |
|
|
|
|
|
||||||||
сложим |
ординаты |
этих |
jn„ |
|
|
|
|
|
||||||
косинусоид при |
|
соот |
5 |
|
|
|
|
|
|
|||||
ветствующих |
значениях |
|
|
|
|
|
|
|||||||
а |
. В |
результате |
сум |
|
|
|
|
|
|
|
||||
мирования |
ординат по |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
лучим кривую ускорения |
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
поршня |
jn= f(°0 , кото |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
рая имеет один макси |
X . |
|
vso |
X |
X . |
270If |
|
|||||||
мум в в.м.т. при л=0 |
|
36D |
||||||||||||
и один минимум в н.м.т. |
Х |
|
д Y / |
|
180 |
[ y |
||||||||
при |
си. |
= |
180° |
в |
случае |
4 |
|
|
|
|
|
4 |
||
|
|
или два |
миниму |
|
|
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||
ма в районе н.м.т. |
в |
|
|
|
|
|
|
|
||||||
случае |
|
|
|
|
(подроб |
Рис. |
1.2. График ускорения |
|
||||||
ный |
анализ |
выражения |
|
|
поршня jn=f(а) |
|
|
|||||||
(1.9) см. в |
[9, |
М ] ). |
а) при |
|
|
\ > ~ |
|
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
; б) при |
|
II
Как видим, гармоника ускорения поршня первого порядка jn имеет один период изменения за один оборот коленчато го вала, а гармоника ускорения поршня второго порядка jn - два периода изменения. Кривая ускорения поршня }n=-f(oO имеет один период изменения за оборот коленчатого вала, поскольку определяющим членом выражения (1.9) является
гармоника первого |
порядка (так как амплитуда Rcaj2прибли |
||
зительно в |
четыре |
раза больше амплитудыЛ.Roo2 ). |
|
Однако наличие гармоники ускорения поршня 2-го поряд 'а |
|||
приводит |
к |
тому, |
что при достаточно большой ее амплитуде |
(при |
|
) характер кривой ускорения поршня jn=-f(oO) |
изменяется и появляются указанные выше два минимума этой кривой.
Итак, шарнир В нормального кривошипно-шатунного ме ханизма, а следовательно, и поршень вместе с поршневой го ловкой шатуна совершают неравномерное возвратно-поступа тельное движение по направлению оси цилиндра.При этом уско
рение |
поршня jn |
за один оборот вала дважды изменяет знак |
|
(положительное |
ускорение jn направлено |
к оси коленчатого |
|
вала 0 |
, а отрицательное наоборот, от |
оси вала) и дости |
|
гает наибольшей величины в в.м.т. при скорости поршня, |
|||
равной |
нулю, а |
наименьшей величины - один раз в н.м.т. |
или дважды вблизи н.м.т. в зависимости от величины отно шения Л. .
Как видно из формул (1.2), (1.7), (1.8) и (1.9), основ ными кинематическими параметрами нормального КШМ, т.е. величинами, полностью определяющими кинематические особен
ности |
механизма, |
являются радиус кривошипа R |
и его отно |
||
шение |
к длине шатуна L |
, т.е.R и А . |
|
||
В выполненных конструкциях тронковых рядных дизелей с |
|||||
нормальным КШМ |
величина |
Л. |
принимается в |
пределах |
|
(среднее значение |
К = 0,25 - |
см. табл. I). |
|
12
Т а б л и ц а |
I |
Данные некоторых отечественных быстроходных судовых дизелей тронкового типа
Марка |
D |
S |
Сш |
дизеля |
СМ |
см |
м/с |
яд |
30 |
38 |
7,6 |
Ч23 |
23 |
30 |
10 |
30 |
|||
Д-50 |
31,8 |
33 |
8,15 |
Д-6 |
15 |
18 |
9 |
М-50* |
18 |
20 |
п,з |
М-503* |
16 |
17 |
12,5 |
адд* |
23 |
30 |
7,8 |
1Д |
43 |
47 |
7,35 |
37Д |
39 |
45 |
7,5 |
Д-42 |
30 |
38 |
9,5 |
58Д** |
23 |
30 |
7,9 |
Д-100** |
26,7 |
25,4 |
7,2 |
X Материал и конструктивные особенности поршня
1 алюминиевый сплав, простой
3,8 неохлаждаемый
I 4,31
I 3,56
I
з,ь
,1 , 4,25
чугунный, составной с алюми ниевой вставкой.охлаждае мый ’
4^37 чугунный, охлаждаемый
&п |
Gui |
j |
|
Ч-R г |
|
кгс |
кгс |
&ttlR |
кго/сме кгс/см кгс*см*с2 |
||
52 |
71 |
0,472 |
0,121 |
0,146 |
60,2 |
28 |
30,8 |
0,377 |
0,095 |
0,06 |
30,4 |
64,4 |
104,3 |
0,277 |
— |
“ |
74,8 |
3,78 |
6,09 |
0,2 |
0,03 |
“ |
1,43 |
5,89 |
7,96 |
0,2 |
0,03 |
|
ч т |
5,01 |
(2,72) |
|
|
|
|
25,64 |
0,05 |
0,0334 |
|
7,2 |
|
|
(2,67) |
(0,044) |
(0,0323) |
|
|
46 |
40,8 |
0,242 |
0,133 |
0,153 |
35,8 |
|
(13,1) |
(0,54) |
(0,127) |
|
|
257 |
198 |
0,35 |
0,227 |
0,175 |
247 |
+ |
_||_ |
220 |
174 |
0,346 |
0,234 |
0,256 |
248 |
|
чугунный, состав, с алюмин. |
||||||||
3^4 |
76,6 |
88,2 |
0,374 |
0,155 |
0,185 |
92,7 |
||
вставкой, охлаждаемый |
||||||||
|
чугунный, состав, о чугунной |
56.7 |
43,5 |
0,4 |
0,178 |
0,207 |
34,3 |
|
4,35 вставкой, охлаждаемый |
56.7 |
48 |
0,4 |
0,182 |
0,213 |
35,7 |
||
|
_11_ |
35,9 |
34,8 |
0,294 |
0,137 |
0,19 |
23,4 |
|
± |
_||_ |
|||||||
35,9 |
36,3 |
0,295 |
0,14 |
0,197 |
_1|_ |
|||
|
|
П р и м е ч а н и я . Данные в скобках относятся к цилиндрам с прицепными шатунами.
Верхние данные относятся к продувочным, а нижние - к выпускным поршням.