Файл: Болотин Ф.Ф. Динамика корабельных ДВС учеб. пособие.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 129
Скачиваний: 0
вовесы А (рис. 8.12). Центр тяжести противовеса не нахо дится на продолжении радиуса кривошипа. Его положение выбрано таким образом, чтобы разгрузить коренной подшип ник от наибольшего суммарного усилия, возникающего в под шипнике от сил давления газов, сил инерции ПДМ и центро бежных сил инерции вращающихся масс двух соседних КШМ (определение усилий на коренные подшипники см.[9], стр. 103). Установка противовесов А нарушила уравновешен
ность центробежных сил инерции вращающихся масс. Для ее восстановления служат противовесы Б , крепящиеся к край ним щекам. Противовесы А и Б создают центробежные силы, моменты которых также взаимно компенсируются, не нарушая уравновешенности двигателя по моментам центробежных сил инерции.
34
Рис. 8.12. Схема установки противовесов в двигателе М-503
Первоначально противовесы при помощи болтов жестко крепились к опорам (рис. 8.13,а). Однако такая конструк ция оказалась неработоспособной. Вследствие больших изгибных колебаний в противовесах возникали трещины (в райо не отверстий для крепления), приводящие к тяжелым пов реждениям деталей "движения" и картера.
Конструкция противовеса была изменена (рис. 8.3,6). Каждый противовес стали изготовлять из двух частей. Не подвижная часть закреплялась к щеке коленчатого вала. Под вижная часть подвешивалась к неподвижной при помощи двух пальцев (бифилярный подвес).Наличие шарнира исключило из-
177
Р и с .8.13- К о нстр укц ия ПРОТИВОВЕСОВ В ДВИ ГАТЕЛЕ М-503
гиблые напряжения в противовесе, возникавшие при изгибных колебаниях.
Но и такая конструкция страдала недостатком. Пальцы в местах контактов сильно изнашивались, несмотря на все предпринятые меры по упрочнению поверхности. Тогда в кон струкцию были введены два пакета тарельчатых пружин, установленных в цилиндрах подвижной части противовеса (рис. 8.3,в).До а = 1000 об/мин упругая сила предвари тельно сжатых пружин больше центробежной силы качающейся части противовеса, поэтому последняя полностью передается через пакеты пружин, а пальцы усилием, равным разности упругой силы пружин и центробежной силы качающейся части противовеса, прижаты своими нерабочими поверхностями.
При п > 1000 об/мин центробежная сила инерции превышает силу предварительной затяжки пружин. Пружины дополнитель но скима'ются, пока не произойдет перекладка зазора и пальцы не прижмутся своими рабочими поверхностями. При дальнейшем увеличении оборотов избыток центробежной силы противовеса над силами упругости пружин передается непо движной части противовеса к щеке через пальцы, а осталь ная часть центробежной силы, равная упругой силе пружин, - через пакеты пружин.
Таким образом, давление на пальцы в последней конструк ции значительно снижено, и она оказалась работоспособной.
Еще раз подчеркнем, что данные противовесы не имеют никакого отношения к уравновешиванию результирующей центробежных сил. В данном двигателе она равна нулю, т.е. двигатель по центробежным силам уравновешен. Речь идет оо' уменьшении нагруженности среднего коренного подшипника.
Конечно, введение указанных противовесов изменяет внутрен нюю неуравновешенность двигателя от центробежных сил инерции.
В заключение следует еще раз подчеркнуть важность по нимания будущими инженерами-кеханиками рассмотренных воп
179
росов динамики двигателя и приемов их исследования для успешной практической деятельности.
Вопросы для самоконтроля
1.В чем состоит задача уравновешивания двигателя?
2.Как выбрать рациональную кривошипную схему для четырехтактного и двухтактного двигателей?
3.Сколько нужно противовесов, чтобы уравновесить
I-цилиндровый двигатель? Как определить массы противове сов и как установить их?
4.Как уравновесить результирующий момент центробежных сил инерции? Как установить противовесы?
5.Что такое внутренняя неуравновешенность, в чем ее опасность?
6.Как оценить допустимость внешней неуравновешенности
двигателя?
7.В каких местах по длине корабля нецелесообразно устанавливать двигатель, неуравновешенный: а) по силам инерции, б) по моментам от этих сил?
8.Что дает применение амортизации двигателей?
180
П р и л о ж е н и е |
I |
Значения tgji в зависимости от <*.и Л
00
„ |
0С5(Л*М |
|
Продолжение прилок. I |
|
|
, |
|||
Значения - |
|
в зависимости от <Х и К |
||
1/3,1 1/3,2 1/3,3 1/3,4 1/3,5 |
1/3,6 |
1/3,7 1/3,8 |
1/3,9 1/4,0 1/4,1 Х/4,2 1/4,3 Знак |
0 |
+ |
I,0000 I,0000 X 0000 1,0000 I 0000 1,0000 1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
1,0000 |
|||||||||||
5 |
+ |
0,9937 |
0,9938 |
и |
9938 0,9939 0 9940 |
0,9941 |
0,9942 |
0,9942 |
0,9942 |
0,9943 0,9943 0,9944 |
0,9944 |
||||||||
10 |
+ |
0,9751 |
0,9754 0 9757 |
0,9759 |
0 |
9762 |
0,9764 |
0,9767 0,9769 |
0,9771 0,9773 0,9775 0,9776 |
0,9778 |
|||||||||
ъ |
+ |
0,9443 |
0,9449 и |
9455 0,9461 |
|
и |
9468 |
0,9474 |
0,9478 |
0,9483 |
0,9488 0,9491 0,9495 |
0,9499 |
0,9503 |
||||||
го |
+ |
0,9017 0,9029 0 9041 |
0,9051 |
|
и |
9061 |
0,9070 |
0,9079 |
0,9086 |
0,9096 |
0,9103 0,9111 0,9118 |
0,9124 |
|||||||
гь |
+ |
0,8482 |
0,8500 и |
85X5 |
0,8534 |
|
и |
8549 |
0,8563 |
0,8577 0,8590 |
0,8603 |
0,8614 |
0,8625 |
0,8636 |
0,8643 |
||||
3U |
+ |
0,7843 |
0,7870 |
0 7894 0,7917 |
|
и |
7939 |
0,7958 |
0,7978 |
0,7997 |
0,8014 |
0,8030 |
0,8046 |
0,8061 |
0,8025 |
||||
35 |
+ |
0,7X11 |
0,7146 |
и |
7178 |
0,7209 |
|
и |
7239 |
0,7266 |
0,7292 |
0,7316 |
0,7340 0,7360 |
0,7380 |
0,7401 |
0,7419 |
|||
40 |
+ |
0,6298 |
0,6343 |
0 6384 0,6423 0 6460 |
0,6494 |
0,6527 |
0,6557 |
0,6586 |
0,6614 |
0,6640 |
0,6665 |
0,6688 |
|||||||
45 |
+ |
0,54X5 |
0,5469 0 |
5521 |
0,5567 |
|
и |
56X4 |
0,5654 |
0,5695 |
0,5731 |
0,5767 |
0,5801 |
0,5832 |
0,5862 |
0,5892 |
|||
50 |
0,4475 |
0,4539 и |
4600 |
0,4656 |
|
и |
4710 |
0,4760 |
0,4807 |
0.485Х |
0,4893 |
0,4933 |
0,4971 |
0,5006 |
0,5040 |
||||
55 |
+ |
0,3492 |
0,3566 |
и |
3638 |
0,3704 |
|
и |
3765 |
0,3822 |
0,3877 |
0,3927 |
0,3978 |
0,4022 |
0,4067 |
0,4X06 |
0,4146 |
||
60 |
+ |
0,2481 |
0,2566 |
и |
2645 0,27X9 |
и |
2789 |
0,2854 0,29X5 0,2973 |
0,3028 |
0,3079 0,3129 0,3175 |
0,3220 |
||||||||
65 |
0.Х455 0,1550 |
и |
1639 0,1718 |
|
и |
1798 |
0,1868 |
0,1936 |
0,2000 |
0,2061 |
0,2117 |
0,2173 |
0,2223 |
0,2272 |
|||||
?Q |
+ |
0,0430 |
0,0532 |
0 0629 0,0718 |
и |
0801 |
0,0879 0,0953 0,1022 |
0,1087 |
0.XI49 0,1208 |
0,1261 |
0,1317 |
||||||||
?5 |
+ |
0,0578 |
0,0470 |
и |
0368 |
0,0273 |
|
и |
0184 |
0,0X03 |
0,0024 |
0,0049 |
0,0120 |
0,0185 |
0,0246 0,0305 |
0,0361 |
|||
80 |
+ |
0,1562 |
0,Х447 |
0 1343 |
0,1244 |
0 IX5I |
0,1064 |
0,0983 |
0,0906 |
0,0834 |
0,0765 0,0700 0,0640 |
0,0579 |
|||||||
85 |
+ |
0,2510 |
0,2391 |
0 2282 |
0,2181 |
|
0 |
2085 |
0,1998 |
0,1913 |
0,1835 |
0,1760 |
0,1689 |
0,1625 0,1560 |
0,1537 |
||||
90 |
- |
0,3407 |
0,3291 |
и |
3180 |
0,3077 |
|
и |
2981 |
0,2891 |
0,2807 |
0,2728 |
0,2653 |
0,2582 |
0,25X5 0,2453 |
0,2392 |
|||
- |
|
|
0 |
||||||||||||||||
95 |
- |
0,4253 |
0,4134 |
0 4026 |
0,3924 |
|
3828 |
0,3741 |
0,3656 |
0,3578 |
0,3503 |
0,3432 0,3368 |
0,3303 |
0,3245 |
|||||
100 |
- |
0,5035 |
0,4920 |
и |
4816 |
0,4717 |
|
и |
4624 |
0,4537 |
0,4456 |
0,4579 |
0,4307 |
0,4238 |
0,4173 |
0,4X13 |
0,4052 |
||
105 |
- |
0,5755 |
0,5646 |
и |
5545 |
0,5450 |
|
и |
5361 |
0,5279 |
0,5200 |
0,5129 0,5056 |
0,4991 |
0,4931 |
0,4872 |
0,4815 |
|||
ПО |
- |
0,6410 |
0,6307 |
0 |
6211 |
0,6123 |
|
и |
6039 |
0,5961 |
0,5888 |
0,58X9 |
0,5753 |
0,5691 |
0,5633 |
0,5578 |
0,5524 |
||
115 |
- |
0,6997 |
0,6902 |
и |
6814 |
0,6734 |
|
и |
6655 0,6584 |
0,6517 |
0,6452 0,6391 |
0,6335 0,6280 |
0,6230 |
0,6180 |
|||||
120 |
- |
0,7519 |
0,7434 |
и |
7355 |
0,7281 |
|
и |
7212 |
0,7146 |
0,7085 |
0,7027 |
0,6972 |
0,6921 |
0,6871 |
0,6825 |
0,6780 |
||
125 |
- |
0,7979 |
0,7905 |
0 7834 |
0,7768 |
|
0 |
7707 |
0,7649 |
0,7594 |
0,7544 0,7495 0,7450 0,7405 |
0,7365 |
0,7325 |
||||||
130 |
- |
0,8380 |
0,8317 |
0 8256 |
0,8199 |
|
и |
8146 |
0,8096 0,8049 |
0,8004 |
0,7962 |
0,7923 |
0,7885 |
0,7850 |
0,7815 |
||||
135 |
- |
0,6727 |
0,8873 |
0 8621 |
0,6574 |
|
и |
8529 |
0,8489 |
0,8447 |
0,8411 |
0,8375 0,8341 |
0,8310 0,8280 |
0,8250 |
|||||
Х40 |
- |
0,9023 |
0,8978 |
и 7937 |
0,8898 |
|
и 886Х |
0,8827 |
0,8794 |
0,8764 0,8735 |
0,8707 |
0,8681 |
0,8655 |
0,8633 |
|||||
145 |
|
||||||||||||||||||
150 |
- |
0,9272 |
0,9237 |
0 9204 |
0,9173 |
|
0 9144 |
0,9118 |
0,9092 |
0,9068 |
0,9044 |
0,9023 |
0,9002 |
0,8982 |
0,8964 |
||||
- |
0,9478 |
0,9451 |
и |
9427 |
0,9404 |
|
и |
9382 0,9362 |
0,9342 |
0,9324 |
0,9307 |
0,9290 |
0,9275 |
0,9259 |
0,9190 |
||||
155 |
- |
0,9644 |
0,9626 |
и |
9609 |
0,9592 |
|
и |
9577 |
0,9563 |
0,9550 |
0,9536 |
0,9523 |
0,95X2 |
0,9500 |
0,9490 |
0,9480 |
||
1Ы) |
0,9777 |
0,9764 |
0 9753 |
0,9743 |
|
и |
9733 |
0,9723 |
0,9714 |
0,9706 |
0,9698 |
0,9690 |
0,9683 |
0,9676 |
0,9670 |
||||
1Ь5 |
- |
0,9876 |
0,9869 0 9864 0,9857 и |
9851 |
0,9846 |
0,9842 |
0,9836 |
0,9832 |
0,9828 |
0,9823 0,9819 |
0,98X5 |
||||||||
IVO |
- |
0,9946 |
|||||||||||||||||
- |
0,9943 |
и |
9940 |
0,9937 |
|
и |
9934 |
0,9932 |
0,9930 |
0,9928 |
0,9928 |
0,9924 |
0,9922 0,9920 |
0,9918 |
|||||
|
|
9*2382 |
$.2286 |
и |
9985 |
0,9984 |
|
и |
9984 |
0,9983 |
0,9983 0,9982 |
0,9981 0,9981 0,9980 0,9980 0,9980 |
|||||||
|
|
I|Оиш |
1,(JUW |
X 0000 1,0000 I 0000 1,0000 1,0000 1,0000 I,0000 1,0000 Х,0000 1,0000 1,0000 |
Ы
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
_
_
_
_
_
_
_
_
360
355
350
345
340
335
330
325
320
3X5
310
305
300
295
290
285
280
275
270
265
260
255
250
245
240
235
230
225
220
215
210
205
200
195
190
185
180
00U4
П р и л о ж е н и е 2
Типовые кривошипные схемы валов и порядки работы цилиндров двухтактных и четырехтактных двигателей
|
к. |
Однорядные двигатели |
|
|
Число |
Кривошипная |
Угол |
Чередование |
Марки |
цилин |
схема вала |
меиду |
вспышек |
дизелей |
дров |
|
вспышками |
|
|
«о,град
Ч Е Т ы Р Е X Г А К Т Н Ы Е
1,k
4
У У
г
6
Ф -
3,V<-+>5,2
8
4,а
h »
1я
10
1Л
180 |
I-2-4-3 |
4ч^у^ |
|
|
4 ч - § |
120 |
I-5-3-6-2-4 |
K-I50, |
Д-6, |
||
|
|
6ч 30; |
|
|
6БК43 |
|
I-3-5-6-4-2 |
42БРН6 |
|
1Щ38К - 6) |
|
90 |
I-4-7-3-8-5-2-6 |
8ДЧ |
|
[-4-2-6-8-5-7-3 |
8ч g |
|
38-В-8 |
|
|
|
Щ 4 7 Л Н ) |
|
|
9ДС38КРН-8) |
72 |
1-6-2-8-4-10- |
38K-I0 |
|
-5-9-3-7 |
!
184
Продолжение прилож. 2
Число |
Кривошипная |
Угол |
Чередование |
||
цилин |
схема вала |
|
между |
вспышек |
|
дров |
|
|
|
вспышками |
|
|
|
|
|
а 0,граЗ |
|
|
|
L |
z В У X Т |
К Т Н Ы Е |
|
4 |
"ГГ \ |
|
90 |
I-3-2-4 |
|
|
V |
г |
|
|
|
6 |
бХГ" '-уЪ |
|
60 |
I-5-3-4-2-6 |
|
|
г'С Уъ |
|
|
|
|
8 |
8 |
<6 |
|
45 |
X-6-4-7-2-5-3-8 |
|
|
|
|||
8 |
|
к |
|
45 |
I-7-4-5-2-8-3-6 |
|
|
>Si |
|
|
|
9 |
sJ-^6 |
|
40 |
1-6-7-3-4-9-2-5-8 |
|
|
|
|
2 grif
Шарки
дизелей
4СД Ц
6СД |§
6 ДР |§
37Д
8 Д Р §
еда 18
9Д КР ||
185