Файл: Бельский В.И. Кладка промышленных печей и дымовых труб.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.06.2024
Просмотров: 142
Скачиваний: 0
При заделке скобы верхние кирпичи в месте прохода скобы подтесывают, чтобы шов не превышал нормаль ной толщины. При высоте трубы более 60 м ходовые скобы ограждают металлической решеткой. Для крепле ния ее через каждые 2—2,5 м по высоте закладывают скобы большого размера. Закладываемая в кладку часть скоб должна быть не короче 250 мм. Ограждение ходо-
Рис. 79. Замок стяжного кольца |
Рис. 80. Подмости |
||
/ — звено кольца; 2 — серьга; 3 — стяжной |
на кронштейнах |
||
болт |
кронштейн; |
2 — |
|
|
крюк для подвешива |
||
|
ния |
кронштейнов; |
|
|
3 — деревянный |
на |
|
|
стил; |
4 — стяжные |
|
|
кольца; |
5 — обводной |
|
|
|
канат |
|
вых скоб монтируют обычно по окончании строительства трубы.
Стяжные кольца изготовляют из полосовой стали се чением от 75X8 до 100X10 мм отдельными звеньями, скрепляемыми между собой стяжными замками с болта ми (рис. 79).
Первое нижнее кольцо устанавливают рабочие, нахо дящиеся на земле. Последующие кольца монтируют с переставных подмостей, подвешиваемых на кронштей нах к предыдущему кольцу (рис. 80). При работе на на ружных переставных подмостях трубоклады должны за крепляться предохранительными поясами за обводной канат, закрепляемый на трубе на 1 —1,5 м выше уровня подмостей.
Звенья колец поднимают на подмости краном-укоси ной или лебедкой с канатом, переброшенным через за
175
крепленный за ходовую скобу блок. Звенья сначала укладывают на временно забиваемые в швы кладки ствола костыли, затем соединяют замками и после того как кольцо замыкается, затягивают болтами. В местах, где стяжные кольца вплотную не подходят к кладке ствола, их одновременно с затяжкой замка поджимают ударами кувалды.
Стяжные замки колец должны располагаться по вы соте трубы в шахматном порядке. Когда кладка ствола достигает уровня установки светофорной площадки, балочки, поддерживающие ее, раскладывают по радиусам в соответствии с проектом и временно подвешивают на ружные, свисающие концы их к шахтоподъемнику. Пос ле проверки расположения балочек концы их заклады вают кирпичом на растворе.
Глубина заделки балочек должна быть не менее чем на 1'/г кирпича. В местах заделки концов балочек кир пич подкалывают для сохранения толщины швов.
Металлоконструкции светофорных площадок монти руют обычно после окончания кладки ствола одновре менно с монтажом стяжных колец с площадки на крон штейнах, с которой монтируются стяжные кольца. Ме таллоконструкции поднимают на отметку площадки аналогично звеньям стяжных колец.
Элементы металлоконструкций крепят между собой и к балочкам болтами. Так как наверху трудно подго нять элементы металлоконструкций друг к другу, ре комендуется кольцевую площадку предварительно пол ностью собрать на земле с подгонкой элементов друг к другу, элементы пронумеровать, затем подавать их на верх строго в необходимой последовательности и соби рать в соответствии с метками, сделанными при конт рольной сборке. Молниеотводы устанавливают после окончания монтажа стяжных колец.
Молниеприемники — одну или несколько стальных труб или стержней — крепят к стяжному кольцу или держателям, заделанным в процессе кладки в головку трубы. Молниеприемники соединяют с заземляющим контуром токоотводящим канатом, закрепляя его по вы соте трубы в кабеледержателях, заделываемых в кладку сбоку ходовых скоб. Канат должен быть хорошо натя нут. Нижний конец каната пропускают через стальную трубу, прикрепленную к цоколю дымовой трубы, и при варивают к заземляющему контуру.
176
Глава VIII
ПРОИЗВОДСТВО РАБОТ В ЗИМНИХ УСЛОВИЯХ
30.Основные правила производства работ
взимних условиях
Температура воздуха ниже 0°С отрицательно влияет на проведение работ по кладке промышленных печей и дымовых труб. При такой температуре раствор замер зает, а кирпич, укладываемый на растворе, примерзает к ранее выложенному ряду прежде, чем его тщательно уложат. Замораживание огнеупорного раствора ухудша ет качество кладки, так как при этом вода в растворе увеличивается в объеме, что приводит к разрушению швов, повышению их пористости и снижению механиче ской прочности кладки.
При сушке и разогреве раствор оттаивает и частично выдавливается из шва кладки (вытекает), и некоторые швы могут оказаться незаполненными в связи с умень шением объема раствора при оттаивании. В связи с этим СНиП Ш -Г.12-62 предусмотрено, что кладка промыш ленных печей в зимних условиях должна производиться в утепленных зданиях или тепляках, при температуре на рабочем месте не ниже +5° С. В виде исключения при отрицательных температурах разрешается выполнять печную кладку насухо с засыпкой швов порошком, а так же кладку из глиняного обыкновенного или диатомитового кирпича на цементных или сложных растворах.
Огнеупорные изделия должны быть до укладки на греты до положительной температуры. Кладка в зимних условиях ведется на подогретых растворах, огнеупорный раствор должен иметь температуру не ниже +5° С, а сложный — не ниже +10° С.
Кладку дымовых труб в зимних условиях выполняют с применением передвижных тепляков и обогревом внут реннего пространства трубы или без тепляков только с обогревом внутреннего пространства трубы до уровня рабочего пастила подмостей; кладку выше этого уровня временно замораживают с обогревом ее после переноса подмостей на следующий ярус. Кладку выдерживают в передвижном тепляке не менее 4—5 дней при темпе ратуре не ниже +15° С.
При кладке трубы без подвижного тепляка темпера тура внутри трубы должна быть: при температуре на-
12-955 |
177 |
ружного воздуха от 0° до —10° С — не ниже +15° С, при температуре наружного воздуха от —10 до —20° С — не менее +20° С. Кладку кирпичных труб высотой до 60 м в условиях устойчивых отрицательных температур раз решается проводить без тепляков и внутреннего обогре ва (методом «замораживания»). Выложенные таким спо собом трубы следует обогревать изнутри на всю высоту до наступления весны, так как раствор со стороны, обо греваемой солнцем, будет размягчаться раньше, чем с другой стороны, и ствол может искривиться в эту сто рону.
Марка раствора при кладке труб в зимних условиях берется на одну степень выше, чем предусмотрено проек том. Кирпич необходимо перед укладкой очищать от сне га и наледи. Раствор в момент укладки должен иметь температуру не ниже 10° С.
31. Тепляки и приборы отопления
При небольших объемах и коротких сроках работ "по кладке печей применяют легкие тепляки из брезента или фанеры. При работах, продолжающихся значительный период времени, применяют тепляки с утепленными сте нами и потолком, для уменьшения потери тепла наружу, а следовательно и расхода тепла на поддержание в теп ляке положительных температур. В инвентарных тепля ках стеновые и потолочные щиты выполняются из двух слоев досок с прокладкой между ними изоляции из ми нераловатных матов и слоя руберойда. Последний кла дется для предохранения тепляка от продувания.
Тепляки отапливаются паровыми (водяными) или ог невыми воздухонагревателями (калориферами). Иногда при небольшой потребности в тепле применяют электро калориферы. В паровых или водяных калориферах воз дух вентилятором прогоняется через решетку из труб, по которым пропускают пар или горячую воду. Обтекая трубы, воздух подогревается за счет тепла пара или го рячей воды.
Огневые калориферы действуют по принципу рекупе раторов. Продукты сгорания, получающиеся от сжига ния топлива (жидкого или газообразного) , омывают тру бы, по которым вентилятором подается воздух, и подо гревают его. В электрических калориферах воздух
178
подогревается спиралями или специальными элемента ми, через которые пропускают электрический ток.
Способ обогрева выбирается в зависимости от мест ных условий. Если на площадке имеется пар или горячая вода, лучше всего применять паровые или водяные кало риферы, которые наиболее просты в эксплуатации и поч ти не требуют ухода. При отсутствии калориферов в ка честве приборов отопления можно применять чугунные радиаторы, ребристые трубы или радиаторы, сваренные из гладких стальных труб.
Глава IX
РЕМОНТНЫЕ РАБОТЫ
Ремонты печей бывают двух видов: горячие и холод ные. Горячий ремонт выполняют без охлаждения печи. Мелкие горячие ремонты, такие как вставка отдельных выпавших кирпичей, заделка небольших углублений в подине и т. и., проводят на ходу без остановки печи. Более сложные работы: ремонт значительных участков свода, частичные ремонты регенераторов — требуют пре кращения работы печи на непродолжительное время.
Горячие ремонты выполняются, как правило, эксплуа тационным персоналом цеха. Для проведения холодных ремонтов печь останавливают и охлаждают. Печь и ее вспомогательные устройства полностью и надежно от ключают от коммуникаций газа, мазута, сжатого возду ха и др. Прилегающие к печи участки газоходов должны быть продуты для удаления оставшегося в них газа.
Для ускорения остывания печи кладку в большинстве случаев заливают водой сейчас же после остановки. При этом необходимо следить, чтобы вода попадала только на ремонтируемые участки кладки. Заливку печи, если она разбирается неполностью, ведут осторожно, раз брызгивая воду тонкой струей, через каждые 15—20 мин прерывая заливку на 10—15 мин во избежание прони кания воды в нижние неразбираемые ряды кладки. Во время заливки кладки все заслонки печи и шиберы долж ны быть полностью открыты.
Ремонт печи начинают с разборки и разломки ее. Сначала снимают навесную гарнитуру и арматуру, а за
12* |
179 |
тем приступают к ломке кладки. Порядок разборки дол жен быть продуман и выполнен в такой последовательно сти, чтобы обеспечить сохранность перемонтируемых ча стей кладки и исключить возможность обвалов кладки или выпадания отдельных кирпичей. Разломку кладки лучше всего вести при помощи пневматического инстру мента — бетоноломов, отбойных молотков и т. п.
Сильно зашлакованную кладку ломают взрывным способом, путем бурения шпуров и закладки в них пат ронов с взрывчатым веществом. Разборку выполняют начиная с верхней части печи — свода, стен — и закан чивают на отметке в зависимости от намечаемого объе ма ремонта.
Бой и мусор после разборки кладки необходимо не медленно убирать с рабочего места. Для этого использу ют деревянные наклонные желоба, коробки, убираемые кранами, ленточные транспортеры, автосамосвалы и железнодорожные платформы и полувагоны. Годный для повторного использования кирпич очищают от раствора и складывают в штабели.
Кирпичную кладку при проведении холодных ремон тов производят так же, как и при постройке новой печи. Кирпич в заменяемых участках следует укладывать вперевязку с оставшейся кладкой; при этом штрабы остаю щейся кладки необходимо тщательно очищать от старого раствора и порошка.
В последние годы при текущих и средних ремонтах поврежденные места футеровки восстанавливают при помощи торкретирования. На поврежденные места на носится торкретбетон на глиноземистом цементе или жидком стекле, так как бетоны на этих связующих поз воляют начать сушку заторкретированных мест при торкретбетонах на жидком стекле через 24 ч после окон чания торкретирования и на глиноземистом цементе — через 72 ч (составы бетонов приведены в табл. 1). Со ставы на основе жидкого стекла можно использовать для ремонта футеровок при толщине наносимых слоев не бо лее 250 мм и температуре ремонтируемой футеровки не выше 150 и не ниже +25° С. Температура воздуха в печи во время торкретирования должна быть не ниже 15° С.
Составы на основе глиноземистого цемента могут быть применены для ремонта футеровок при толщине на носимых слоев до 300 мм и температуре ремонтируемой футеровки не выше +30 и не ниже +5° С. Температура
180
воздуха в печи во время ремонта должна быть не ниже
10 и не выше +30° С.
Перед торкретированием поверхность старой футе ровки тщательно очищают от непрочного и отслаиваю щегося материала. При подготовке в старой футеровке мест для нанесения торкретбетона кромка старой футе ровки в месте стыка с торкретбетоном должна быть об резана перпендикулярно торкретируемой поверхности. Для надежного сцепления наносимого слоя торкретбето на с гладкой поверхностью старой футеровки на ней устраивают пиши размером 50X100 мм и глубиной не менее 100 мм на расстоянии одна от другой по длине и высоте 500—600 мм. Вместо ниш в старой поверхности могут быть просверлены отверстия диаметром 25— 30 мм с шагом по длине и высоте 300 мм. Перед торкре тированием поверхность футеровки очищают от пыли пылесосом пли сжатым воздухом от сопла цемент-пушки с небольшим количеством воды для уменьшения пыления. Если применяется торкретмасса на глиноземистом цементе, то перед нанесением торкретбетона: ремонти руемую поверхность из шамотной кладки увлажняют непрерывно в течение 20 мин-, при ремонте поверхности из жаростойкого бетона поверхность увлажняют до стекания воды, причем увлажнение повторяют 4—5 раз с интервалом 5—7 мин. Слой торкретмассы следует на носить через 15—25 мин после увлажнения. При боль шем перерыве увлажнение следует повторить. Толщина наносимого слоя должна быть не менее 20 мм, так как более тонкий слой во время эксплуатации отслаивается.
При торкретировании футеровки необходимо сохра нять температурные швы, имеющиеся в старой кладке. Температурный шов устраивают при помощи деревян ных досок, извлекаемых после затвердения бетона. Шов заполняют асбестовым шнуром, смоченным глиняным молоком или раствором. Не позже чем через 15 мин пос ле нанесения торкретбетона поверхность его зачищают и нарезают на ней русты глубиной 3—4 мм с шагом 750 мм для образования организованных (определенно расположенных) трещин при усадке бетона.
Торкретмассу на глиноземистом цементе необходимо в первые 48 ч после нанесения увлажнять водой, распы
ляемой соплом. Поверхность |
увлажняют до |
стекания |
с нее воды. При температуре |
воздуха в печи |
15—25° С |
увлажнение следует производить каждые 3 ч, при темпе
181
ратуре воздуха в печи 25—30° С — через каждый час. Температура в печи во время выдержки не должна пре вышать 35° С.
В дымовых трубах чаще всего ремонтируется футе ровка, подвергающаяся более интенсивному нагреву и воздействию агрессивных газов, чем ствол трубы. Ре монт стволов труб заключается в заделке трещин, обра зовавшихся в результате воздействия на ствол высоких температур и замене головки трубы, разрушившейся вследствие длительного воздействия на нее дымовых га зов и атмосферных осадков.
Осмотр футеровки производят с подвесной люльки. Для этой цели на трубу снаружи поднимают двойную балку с блоками, которую укладывают поперек выход ного отверстия трубы на кладку головки с соответствую щим креплением. Люльку осторожно опускают при по мощи ручной пли электрической лебедки с малым чис лом оборотов барабана. Футеровку осматривают сверху вниз, в защитных очках, а при осмотре футеровки труб, служащих для удаления вредных газов, — в противогазе. Находящиеся в верхней части трубы участки футеровки, грозящие обрушением, необходимо перед осмотром ни жележащих участков разобрать. Перед внутренним осмотром следует убедиться в том, что труба полностью отключена от действующих агрегатов, провентилирова на и охлаждена.
Наружный осмотр ствола производят снаружи, при помощи бинокля, определяя состояние головки трубы, выветрившейся части кирпичной кладки, наличие трещин и их характер. Для более тщательного осмотра подни маются по наружным скобам до самого верха трубы. При этом необходимо попутно тщательно проверить прочность заделки ходовых скоб (заменяя скобы, оказав шиеся ненадежными), и установить состояние стяжных колец, молниеотводов и головки. Обследование старых дымовых труб необходимо производить только очень опытным трубокладам, так как вследствие возможной ветхости кладки могут произойти при ее осмотре обру шения.
Ремонт футеровки выполняют с подъемной площад ки, подвешиваемой к балкам, лежащим на головке тру бы, аналогично описанной выше подвесной люльки. Фу теровку ствола трубы, у которой при осмотре обнаруже ны незначительные повреждения, целиком не разбирают.
182