Файл: Баулин Д.К. Междуэтажные перекрытия из легких бетонов.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 170

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Широкое применение сборных железобетонных эле­ ментов перекрытий в СССР началось в послевоенный период.

Острый дефицит металла, цемента и низкая грузо­ подъемность распространенных типов башенных кранов вынуждали конструкторов и технологов стремиться к снижению веса железобетонных элементов перекры­ тий, добиваясь уменьшения расхода бетона и стали.

f~

1ИТ

1

 

КЗ S?

 

 

 

 

их

:

Ш

ш

'

 

1050'

 

 

->•

 

 

Я . 230

,

 

 

350

'Г

 

 

.'-

 

Рис. 31. Настилы коробчатого сечения, изготов­

ленные

с

применением

вакуум-щитов

В Закавказье

для производства балочных настилов

перекрытий с одной

или двумя

цилиндрическими пусто­

тами широко применялись легкие бетоны на природных пористых заполнителях.

Начальный период производства сборного железобе­ тона в нашей стране характеризуется смелыми поиска­ ми новых конструктивных решений несущих элементов перекрытий и технологических приемов их изготовления. В качестве примера можно привести элементы настилов коробчатого сечения, изготовленные с применением ва­ куум-щитов по предложению М. 3. Симонова и О. А. Гершберга (рис. 31).

По мере расширения производства сборных железо­ бетонных элементов перекрытий все более очевидными становились конструктивные и технологические преи­ мущества многопустотных настилов с напряженным ар­ мированием.


Начиная с 1955—1956 гг., многопустотные настилы с цилиндрическими пустотами постепенно вытесняют другие конструкции перекрытий и получают преоблада­ ющее применение в массовом строительстве.

Единственным средством борьбы

с ударным звуком

в то время

было применение засыпок из шлака или про­

каленного

песка. Для обеспечения

удовлетворительной

звукоизоляции минимальная толщина таких засыпок должна составлять 6 см. При этом масса засыпки ко­ леблется в пределах 60—ПО кг на 1 м2.

Долгое время существовало ошибочное мнение, что изоляция от ударного звука может быть достигнута бла­ годаря применению подготовки под полы из тощего шлакобетона.

По засыпкам или подготовкам из тощего шлакобето­ на в большинстве случаев устраивались полы из шпун­ тованных досок по лагам. При использовании других полов по засыпкам предусматривались стяжки из це- ментно-песчаного раствора или асфальта толщиной 3— 4 см.

Для выравнивания стяжки и доведения изоляции от ударного звука до уровня нормативных требований на битумной мастике наклеивали полутвердые древесново­ локнистые плиты. Покрытие пола устраивали из паркета и реже из линолеума. В последнем случае прослойка из древесноволокнистых плит была необходима также для обеспечения нормативных требований по теплоусвоенню.

Применение указанных конструкций полов не требо­ вало ровной верхней поверхности несущих элементов пе­ рекрытий.

Обеспечение изоляции от воздушного звука достига­ лось без специального увеличения веса несущих элемен­

тов, так как даже при использовании

облегченных

на­

стилов

с вертикальными

или овальными • пустотами

и

устройстве дощатого пола по шлаковой засыпке

масса

перекрытия была не менее 330 кг на

1 м2. В других же

случаях

масса

такого

перекрытия

достигала

400—

450 кг на 1 м%

и более.

 

 

 

 

Звукоизолирующая способность перекрытий от удар­ ного звука часто оказывалась значительно ниже нормы, несмотря на большой вес перекрытия и высокие затра­ ты труда и средств на его устройство. Это объяснялось малой изоляционной эффективностью засыпок, ошибка­ ми в проектах, предусматривающих недостаточную тол-

89



щпну этих засыпок или замену их легкобетонными под­ готовками, а также многочисленными нарушениями про­ ектов в процессе производства работ.

Описанные выше решения перекрытий показывают, что при отсутствии специальных звукоизоляционных ма­ териалов совершенствование несущих элементов не бы­ ло связано с конструкциями полов. Это положение в зна­ чительной степени сохранилось и при развитии индуст­ риального метода строительства. Конструкции полов в крупноблочных п крупнопанельных домах с перекры­ тиями из настилов не претерпели существенного изме­ нения по сравнению с применяемыми в кирпичном стро­ ительстве.

Эксплуатационные недостатки дощатых полов (рас­ сыхание и коробление) и острый дефицит пиломатери­ алов, обусловленный быстрым ростом объемов жилищ­ ного строительства, выдвинули проблему расширения производства синтетических материалов для покрытия пола. Синтетические материалы покрытия пола (лино­ леум, пластиковые плитки и др.) выполняют лишь функ­ ции слоя износа.

Применение синтетических материалов для полов не решало проблемы повышения заводской готовности пе­ рекрытий и выдвигало новые задачи, связанные с соз­ данием индустриальной конструкции основания пола.

Искусственные полимеры, в отличие от древесины, характеризуются высокой ползучестью под действием постоянной нагрузки, а также изменением прочностных и упругопластических свойств во времени. Степень де­ формирования полимерного покрытия пола местной со­ средоточенной нагрузкой в значительной степени зави­ сит от качества поверхности и от физико-механических свойств материалов основания.

Полимерные материалы покрытия пола, за исключе­ нием резинового линолеума, были, как правило, «холод­ ными», т. е. обладали высокой объемной массой и соот­ ветствующей ей способностью теплоотнятия или тепло-

усвоения.

Так, объемная

масса

поливинилхлоридного

линолеума

составляла 1750

кг/м3, а поливинилхлорид-

ных плиток—1915 кг/мг

(по

данным ВНИИНСМ,

1963 г.). Этим определялись особенно жесткие требова­ ния к основанию под покрытия, которое должно было компенсировать неблагоприятные теплофизические ха­ рактеристики полимерных материалов пола. Показа-

90


тель теплоусвоенпя конструкции пола, включающей по­ крытие и слои основания, расположенные в пределах толщины зоны резких температурных колебаний, не дол­ жен превышать нормативного предела—10 ккал(м2-чУ^ Хград).

Единственным вариантом основания полимерного по­ ла практически оставалась утепленная сверху цементнопесчаная стяжка. В качестве утепляющего слоя, как правило, применялись полутвердые древесноволокни­ стые плнты объемной массой не более 600 кг1мг. Однако применение полутвердых древесноволокнистых плит в качестве теплоизолирующей прослойки пола из лино­ леума вызывало повышенную деформатнвность покры­ тия и приводило к снижению его долговечности.

Таким образом, замена дощатых полов полимерны­ ми вызывала необходимость выполнения мокрых про­ цессов, что неизбежно удлиняло сроки строительства. Трудоемкость устройства конструкции пола с полимер­ ным покрытием оказалась на том же уровне, что и до­ щатого, а стоимость значительно возросла: в среднем почти в 2 раза превышала стоимость несущей части пе­ рекрытия.

Совершенствование перекрытий . должно обеспечи­ вать снижение расхода материальных ресурсов на их устройство, а также улучшение эксплуатационных ка­ честв и создание условий для дальнейшего повышения нормативных требований. Эти задачи наиболее рацио­ нально решаются путем повышения заводской готовно­ сти конструкций и технического уровня их производства.

Существенное повышение заводской готовности пере­ крытий невозможно без создания комплексных панелей размером «на комнату» с готовым основанием пола.

Распространению комплексных панелей препятство­ вал их вес, превышающий грузоподъемность применяв­ шихся башенных кранов. Поэтому основные усилия бы­ ли направлены на изыскание и исследование конструк­ тивных мероприятий, улучшающих звукоизолирующую способность перекрытий от воздушного звука и создаю­ щих возможность снижения их веса. Одним из таких мероприятий было использование звукоизолирующего эффекта воздушной прослойки, исследованного А. К. Ти­ мофеевым (НИИСФ) применительно к перегородкам, состоящим из двух гипсобетонных элементов равной же­ сткости. Эффект начинал улавливаться при толщине

91

воздушной прослойки 3 см, и при увеличении последней

до 9—10 см он достигал

7 до. Увеличение звукоизоля­

ции на 7 дб соответствует

снижению звукового давле­

ния от проникающего шума в 2,26 раза. Это означает,

что воздушная прослойка в ограждении более чем в 2 ра­ за уменьшает его массу без ущерба для звукоизоляции.

Рис. 32. Конструкция пе­ рекрытия высокой завод­ ской готовности из тонко­ стенных часторебристых

плит

 

/ — линолеум на

мастике;

2 — полутвердые

древесно­

волокнистые плнты на би­

тумной

мастике;

3 плита

пола;

«/ — плита

потолка;

5 — звукоизоляционные про­ кладки

Сопоставление результатов звукометрических иссле­ дований перекрытий давало некоторые основания пред­ полагать, что найденная зависимость справедлива и для перекрытий с воздушной прослойкой между полом и не­ сущей частью. В частности, отмечалось, что перекрытия с полами на лагах при меньшем весе, как правило, обес­ печивают более высокую звукоизолирующую способ­ ность, чем перекрытия с основанием пола в виде стяжки, устроенной по засыпке.

Для реализации звукоизоляционного эффекта, созда­ ваемого воздушной прослойкой, была разработана кон­ струкция комплексной панели перекрытия из двух час­ торебристых плит (рис. 32). Создание перекрытия высо­ кой заводской готовности и внедрение его в практику стало возможным благодаря появлению автоматизиро­ ванного производства тонкостенных часторебристых па­ нелей на прокатном стане Н. Я- Козлова. Это был первый опыт массового производства комплексных пере­ крытий по совершенно новой технологии. Поэтому конст­ рукции прокатных перекрытий и технология их произ­ водства имели ряд существенных недостатков, важней­ шими из которых были высокая трещнноватость ребри­ стых элементов потолка, изготовленных из мелкозерни­ стого бетона, и недостаточная их жесткость, несмотря на высокий расход арматуры, расположенной, как пра­ вило, вблизи центра тяжести бетонного сечения.

Высокая трещнноватость, отсутствие эффективных

92