Файл: Баулин Д.К. Междуэтажные перекрытия из легких бетонов.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 167
Скачиваний: 0
Для упрощения расчетов по изложенной методике бы ли составлены таблицы.
При анализе результатов исследований были отмече ны случаи, когда единичные трещины в наиболее слабых сечениях возникали при величинах изгибающих момен тов, несколько меньших момента образования трещин (определенного исходя из пониженного значения момен та сопротивления). Такое преждевременное трещинообразоваиие приводило к снижению жесткости при данной величине нагрузки иа 20—40% (в зависимости от про цента армирования). Однако при дальнейшем повыше нии нагрузки прогибы этих панелей или фрагментов все меньше отличались от прогибов образцов, в которых тре щины возникали при изгибающих моментах, боль
ших М т .
Расчет указанных панелей при более высоких нагруз ках исходя из сопротивления растяжению, соответствую щего величине изгибающего момента, при котором воз никла первая трещина, приводил к сильно завышенным значениям прогиба. Следовательно, прочность на растя жение в наиболее слабом сечении не всегда характеризу ет свойства бетона во всем объеме панели. Учитывая воз можность преждевременного появления трещин при Мг/Мв^.\,1, было предложено принимать в этом случае, что трещинами ослаблено 10% длины пролета в зоне наи больших значений изгибающих моментов.
Таким образом, пониженный момент сопротивления сечения по наиболее растянутой грани при нормативном значении сопротивления бетона растяжению, а также учет возможности преждевременного появления трещин позволили включить в расчетное значение прогиба все неблагоприятные отклонения, наблюдавшиеся в опытах.
В большинстве случаев расчетная величина прогиба, определенная по уточненной методике, значительно (иногда более чем в 2 раза) превышает фактическую, что обусловлено спецификой работы панелей малого пролета при опирании их по контуру. При нормативной нагрузке эти панели находятся вблизи границы их работы как сплошного тела без трещин и с ограниченным количест вом трещин.
Именно этот граничный случай и соответствует для данного типа конструкций оптимальному соотношению расхода бетона и стали. Поэтому толщину сплошных лег кобетонных панелей перекрытий рекомендуется назна-
136
чать исходя из примерного равенства изгибающего мо мента от нормативной нагрузки и момента образования трещин.
Уточненная методика определения деформаций была использована в архитектурно-проектной мастерской им. В. А. Веснина при проектировании легкобетонных па
нельных перекрытий для |
экспериментального, а затем |
и типового строительства |
в Новокуйбышевске. |
Натурные измерения прогибов этих перекрытий, а так же аналогичных перекрытий из тяжелого бетона, прове денные инж. Е. М. Сурмаиидзе после одного и двух лет эксплуатации, показали, чтх> прогибы легкобетонных па нелей в среднем на 19% меньше, чем панелей из тяже лого бетона. Полученные результаты объясняются тем, что легко бетонные панели в Новокуйбышевске имели примерно вдвое меньший собственный вес.
Уточненная методика определения деформаций пане лей с учетом Повышенной жесткости участков без трещин
применительно |
к НиТУ 123-55 |
была опубликована |
в 1961 г. [87]. Эта же методика, |
изложенная примени |
|
тельно к СНиП |
П-В. 1-62, приводится в книге Н. Я- Спи- |
|
вака [73], изданной в 1964 г. |
|
Повышенная жесткость участков пролета без трещин учитывается также в «Инструкции по проектированию железобетонных конструкций» (1968 г.). Однако в Инст рукции имеется ряд существенных расхождений с ранее предложенной нами методикой.
В указанной Инструкции наличие или отсутствие тре щин при расчете по деформациям устанавливается из расчета по образованию трещин с заменой i?T на Rp как для предварительно-напряженных элементов, так и для элементов без предварительного напряжения. В руковод стве по проектированию железобетонных конструкций, со ставленном в развитие Инструкции, для элементов без предварительного напряжения момент сопротивления сплошного прямоугольного сечения с одиночным арми
рованием принимается |
равным WT= (0,292+ l,5[Xi«) bh2, |
|
г Д е ц 1 = |
- ; |
« = - . |
При ao = ii\i = 0,Q3 |
WT =0,337 6/г2, тогда как, согласно |
описанной методике, при том же значении an и-у- =0,8 WT = 0,274 М 2 .
137
Кроме того, этой методикой предусматривается воз можность и более раннего появления трещин при М =
= = 0 , 2 4 9 bh2Rl .
Следовательно, в Инструкции предусматривается учи тывать влияние трещин на жесткость элемента, начиная со значения изгибающего момента, которое на 3 5 % вы ше, чем в ранее рассмотренном случае. При столь малом армировании такая величина Мт значительно больше из гибающего момента от нормативной нагрузки, по кото рому определяются деформации.
При увеличении армирования указанное расхождение возрастает и при значении а0 = 0,08 оно достигает 49%- Таким образом, при определении деформаций Инст рукция не предусматривает никакого запаса в расчете на образование трещин, что для слабоармированных конст рукций, работающих в граничной стадии, представляет определенную опасность, так как в отдельных случаях их фактические деформации могут в несколько раз пре
вышать расчетные.
Зато |
в стадии после образования трещин (для легких |
||
бетонов |
при а о ^ О , 0 4 ) |
Инструкция |
предусматривает из |
лишнюю |
осторожность. |
Согласно |
СНиП П-В.1-62, Мб.т |
определяется исходя из сопротивления растяжению, по ниженного на 20 % по сравнению с нормативным, а про гиб, определенный с учетом повышенной жесткости уча
стков |
без трещин, |
рекомендуется принимать не менее |
8 0 % |
рассчитанного |
в предположении постоянной жестко |
сти по длине пролета. Между тем, для слабоармирован ных конструкций, работающих с трещинами, расчетное значение прогиба всегда выше фактического.
В рекомендуемой методике небольшое повышение рас четной жесткости таких элементов на участке с трещина ми предусматривается производить за счет некоторого снижения коэффициента ара, принимая для его определе ния TWG.T = 0,256 b№Rp\ Однако в этом случае значение г|за при определении длительного прогиба от части нор мативной длительно действующей нагрузки следует при нимать не ниже значения, определенного для кратковре менного действия всей нагрузки.
Сопоставление расчетных значений прогиба от крат ковременной нагрузки (с учетом и без учета повышенной жесткости приопорных участков) с результатами испы таний показано иа рис. 58.
138
Теоретическая зависимость прогиба от величины из гибающего момента'при а 0 « 0 , 0 3 , построенная па осно вании «Инструкции по проектированию железобетонных конструкций», выражается ломаной кривой ОАБВ, пере секающей на участке АБ эмпирические кривые.
М,кгс-м
600
2.0 25 Прогиб, см
Рис. 58. Сопоставление расчетных значении прогиба от кратковременной нагрузки (с учетом л без учета измене
ния жесткости по длине |
пролета) с |
результатами |
испы |
||||
|
|
таний |
|
|
|
|
|
/ — диапазон изменчивости |
фактических |
значений прогиба в за |
|||||
висимости от нагрузки; 2—расчетная |
зависимость прогиба от |
||||||
нагрузки бе з учета |
изменения |
жесткости |
по |
длине |
пролета; |
||
3— то же , с учетом |
изменения |
жесткости по [24]; 4— то же , по |
|||||
[87]; 5 — т о же , что 2, по с |
коэффициентом |
0,8; |
6 — то |
же , что |
|||
2, но с пониженным |
значением |
коэффициента |
\|) а , согласно ре |
||||
|
комендациям [87] |
|
|
|
На рис. 58 видно, что рекомендуемая нами методика (кривая 4) более осторожно и вместе с тем более близко описывает результаты опытов »0,0019; л « 1 6 ) .
На основании изложенного можно сделать следующие выводы.
139
1. Применение легких бетонов па пористых заполни телях является в настоящее время наиболее эффектив ным средством снижения массы крупнопанельных меж дуэтажных перекрытий. Уменьшение массы, приходя щейся на единицу площади, позволяет сократить расход арматурной стали, увеличить размеры монтажных эле ментов и повысить их заводскую готовность без увеличе ния грузоподъемности башенных кранов.
2.Соблюдение нормативных требований звукоизоля ции при использовании легких бетонов можно обеспечить лишь путем создания акустически раздельных конструк ций с «плавающим» полом или подвесным потолком.
3.На ближайшую перспективу может быть рекомен довано широкое применение легких бетонов в конструк циях перекрытий малого пролета с опиранием по конту ру. Такие перекрытия должны выполняться в виде ком плексных панелей высокой заводской готовности, состоящих из несущей плиты сплошного сечения, звуко изоляционного слоя из упругомягкого материала и легко бетонного основания пола. Несущую часть комплексной панели перекрытия целесообразно конструировать с иеразрезной консольной плитой балкона или лоджии.
При конвейерном способе производства комплексные панели могут быть получены в одном производственном цикле путем послойного бетонирования. В этом случае рекомендуется применять напряженное армирование в двух направлениях, повышающее жесткость и транс портабельность панелей при снижении расхода стали. При кассетной технологии производства комплексные па нели могут быть получены путем укрупнительной сборки из двух отдельных элементов.
4. Реализовать широкие возможности совершенство вания легкобетонных перекрытий большого пролета мож но лишь при объединении усилий заводских технологов и конструкторов. В настоящее время создание комплекс ного легкобетонного перекрытия большого пролета наи более реально на основе несущей панели размером «на комнату» шатрового типа.
5. Для повышения звукоизоляции перекрытий различ ных систем и снижения построечной трудоемкости необ ходимо шире применять сплошные или ребристые легкобетонные панели основания раздельного пола.
140
Г Л А В А I I I
ОСОБЕННОСТИ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И РАСЧЕТА ЛЕГКОБЕТОННЫХ КОНСТРУКЦИЙ П Е Р Е К Р Ы Т И Й
При проектировании и расчете конструкций между этажных перекрытий из легких бетонов на пористых за полнителях следует в основном руководствоваться суще ствующими строительными нормами. Вместе с тем необ ходимо учитывать зависимость свойств легких бетонов от вида пористого заполнителя и его объемной массы.
Повышенная деформативность легких бетонов застав ляет уделять особое внимание вопросам жесткости в ста дии эксплуатации и сохранности изделий при монтажных воздействиях. Последнее обстоятельство приобретает важное значение в связи с тем, что легкобетонные панели могут иметь значительно большие размеры, чем панели из тяжелого бетона той же массы. При изготовлении лег кобетонных панелей с готовым основанием раздельного пола увеличиваются монтажные нагрузки на несущий элемент, а размещение подъемных петель допускается только в опорных зонах.
При проектировании типовых панелей массового при менения из различных видов легких-бетонов необходи мо учитывать зависимость их объемной массы от проч ности.
В отдельных случаях можно назначать разные марки бетона при одинаковом армировании в зависимости от значений объемной массы; при больших расхождениях в собственном весе целесообразно применять варианты армирования. При расчете принятых сечений по несущей способности ориентируются на использование легких бе тонов с повышенной объемной массой даже при увели чении их проектной марки по прочности на сжатие. При расчете по деформациям большие значения прогибов обычно имеют панели с меньшей объемной массой и со ответственно меньшим модулем упругости бетоиа, осо-
141