ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 135
Скачиваний: 0
между плоскостью орбиты цели и плоскостью траекто рии вывода) потребуется значительная задержка его запуска до прохождения цели над районом старта КА (табл. 1.1).
Указанный недостаток не наблюдается при способе с б л и ж е н и я с п р о м е ж у т о ч н о й о р б и т ы .
При этом способе сближения КА предварительно вы водится на орбиту ожидания. Далее сближение осуще ствляется переходом КА с орбиты ожидания на орбиту
в |
|
б |
Рис. 1.2. Сближение КА |
и цели |
Ц с промежуточной |
орбиты |
ожидания: |
|
а — круговой; б — эллиптической |
(В — точка встречи) |
цели. Разница в периодах обращения КА и цели позво ляет выбрать момент начала сближения при наиболее выгодном взаимном положении.
Время, необходимое для достижения этого положе ния, называют временем фазирования. Оно опреде ляется взаимным начальным положением объектов, па раметрами орбит цели и орбиты ожидания, а также зидом критерия оптимальности.
Есть основания полагать, что наиболее выгодным в смысле простоты управления, а также по энергетиче ским затратам является случай, когда орбита ожидания лежит в плоскости орбиты цели [28].
Для круговой орбиты цели орбита |
ожидания мо |
|
жет |
быть круговой (рис. 1.2, а) или |
эллиптической |
(рис. |
1.2,6). |
|
Если эллиптическая орбита ожидания лежит внутри орбиты цели или орбита цели лежит внутри эллиптиче ской орбиты ожидания, то ее апогей или перигей для второго случая должен быть близок: к орбите цели.
При круговой орбите ожидания минимальные энер гетические затраты для «мягкого» сближения обычно получаются в случае перехода КА на орбиту цели по эллиптической орбите (траектория перехода — половина эллипса, рис. 1.2, а). Это так называемая хомановская двухимпульсная программа перехода. Первый импульс сообщается КА в момент схода его с орбиты ожидания, а второй — в момент перехода на орбиту цели для уве личения или уменьшения скорости до круговой на за данной высоте.
§ 1.2. Д А Л Ь Н Е Е И Б Л И Ж Н Е Е Н А В Е Д Е Н И Е КА
При управлении сближением КА предъявляются весьма высокие требования к точности измерения пара метров движения сближающихся объектов. Вследствие этого рассматриваемые в настоящее время схемы управ ления сближением, особенно сближением с непосредст венным контактом, предусматривают использование бортовых систем, следящих за целью и выдающих ин формацию о параметрах относительного движения. Дальность действия таких систем, учитывая ограниче ния по весу, около 100 км [28].
Поэтому при больших относительных дальностях ме жду сближающимися аппаратами основная информа ция для управления сближением будет поступать с на земных измерительных пунктов, точность которых зна чительно ниже, чем точность бортовых систем, рабо тающих на меньших расстояниях до цели. Такой харак тер получения первичной информации для управления
сближением |
КА |
делает целесообразным разделение |
|
всей траектории |
сближения |
маневрирующего КА на |
|
этапы дальнего |
и ближнего |
наведения. |
На этапе дальнего наведения для управления сбли жением используются данные наземных измерительных
средств. |
В |
процессе |
движения |
на этом этапе |
(уча |
сток А Б |
на |
рис. 1.3) |
КА должен |
быть выведен в |
неко |
торую окрестность цели, величина которой определяется |
|
дальностью |
действия бортовых измерительных средств. |
С переходом |
на автономное управление сближением на |
чинается этап |
ближнего наведения |
(участок |
БВ). |
В зависимости от типа решаемой |
задачи |
сближения |
|
к параметрам |
относительного движения в конце этапа |
ю
ближнего наведения предъявляются различные требо вания. Если конечной задачей сближения является не посредственный контакт двух объектов при значитель ных скоростях встречи, совместный их полет на некото ром расстоянии в течение определенного времени или пролет маневрирующего аппарата мимо цели, то эти конечные условия могут быть выполнены в процессе этапа ближнего наведения. Если же сближение КА дол
жно |
завершиться |
«мягкой» встречей и стыковкой, то |
|||||
после |
|
этапа |
ближнего |
наве |
|||
дения |
(точнее, |
в конце |
его) |
||||
следует участок |
причалива |
||||||
ния, |
завершающийся |
встре |
|||||
чей при близких к нулю зна |
|||||||
чениях |
относительных |
ско |
|||||
ростей двух объектов и ме |
|||||||
ханической |
стыковкой |
КА. |
|||||
В этом случае задачей ближ |
|||||||
него |
|
наведения |
является |
||||
сближение |
КА |
до |
расстоя |
||||
ний |
порядка |
сотен |
метров |
||||
с относительной |
скоростью |
||||||
до 3 м/с [11, 46]. |
|
|
Рис. 1.3. Этапы дальнего (АБ) |
||||
Дальнее |
наведение |
в со и ближнего (БВ) наведения |
|||||
ответствии |
с ранее |
рассмо |
тренными схемами может осуществляться при сближе нии с участка выведения КА на орбиту или при сбли
жении с промежуточной орбиты. Как |
в первом, |
так и |
во втором случае траектория этапа |
дальнего |
наведе |
ния может быть компланарной или некомпланарной по отношению к плоскости орбиты цели.
При изучении сближения КА с компланарной про межуточной орбиты чаще всего рассматривают переход КА по эллипсу Хомана, биэллиптический и полутанген циальный переходы. Дальнее наведение при неком планарной орбите ожидания должно включать маневр совмещения плоскостей орбит и маневр фазирования. Эти два маневра могут выполняться раздельно или сов
местно. В соответствии с этим |
различают раздельный |
или комбинированный способы |
дальнего наведения с не |
компланарной орбиты ожидания. Обстоятельному изло жению вопросов дальнего наведения посвящена гл. I I I .
Управление сближением КА на этапе ближнего на-
11
ведения может осуществляться либо с помощью мето дов, основанных на использовании законов орбиталь ного движения, либо с помощью методов, при которых законы орбитального движения не учитываются [11].
К методам первой группы относятся различные им
пульсные и непрерывные схемы управления |
сближе |
||||
нием. Вычисление величины |
и ориентации |
импульсов |
|||
тяги, |
а также |
законов ее |
изменения |
для |
непрерыв |
ных |
методов |
производится |
бортовым |
вычислительным |
|
устройством с учетом законов орбитального |
движения |
||||
сближающихся КА. |
|
|
|
Для реализации этих методов наведения помимо параметров относительного движения сближающихся объектов необходимо иметь данные об орбитах цели и маневрирующего аппарата. Для реализации методов наведения второй группы достаточно иметь информа цию только о параметрах относительного движения. Методы наведения, не использующие законы орбиталь ного движения, отличаются простотой приборной реали зации, но энергетические затраты на осуществление про цесса сближения при пользовании этими методами зна чительны.
К методам наведения второй группы могут быть от несены: прямое наведение, методы погони и накрытия цели, параллельное сближение, метод пропорциональ ной навигации и др. Подробному рассмотрению мето дов наведения, основанных на использовании законов орбитального движения, посвящена гл. IV, а рассмотре нию методов наведения, при которых законы орбиталь ного движения не используются, гл. V.
На участке причаливания задача управления сбли жением заключается не только в обеспечении опреде ленного закона относительного движения центров масс двух объектов, но и в управлении взаимной ориентацией их корпусов. Принципиально достаточно управлять ори ентацией маневрирующего аппарата, однако во многих случаях выполнение стыковки значительно облегчается, если одновременно производится управление ориента цией двух объектов. В противном случае от КА может потребоваться выполнение сложных маневров вокруг цели.
КА |
и цель должны ориентироваться по осям одной |
и той |
же системы координат так, чтобы их стыковоч- |
12
ные |
узлы |
были |
направлены |
навстречу друг |
Другу |
(рис. |
1.4). |
Если |
стыковочные |
узлы обладают |
осевой |
симметрией, то задача ориентации упрощается и сво дится к обеспечению совпадения продольных осей сты куемых объектов.
У,
Рис. 1.4. Ориентация КА |
при стыковке с целью |
§ 1.3. С П О С О Б Ы |
У П Р А В Л Е Н И Я |
С Б Л И Ж Е Н И Е М КА
Управление сближением КА рассматривается как задача встречи двух движущихся объектов. Для наве дения КА могут быть использованы принципы теле управления и самонаведения.
Однако управление сближением КА имеет целый ряд особенностей. Так, для обеспечения «мягкой» встречи КА необходимо сочетание нулевого промаха с нулевой относительной скоростью в момент встречи. Процесс управления сближением в этом случае длится
вплоть до |
момента |
встречи |
КА. На конечном его |
|
участке — на |
участке |
причаливания — надо |
обеспечить |
|
не только требуемый |
характер |
относительного движе |
||
ния, но и строго определенную |
взаимную |
ориентацию |
||
корпусов стыкуемых объектов. |
|
|
В тех случаях, когда решается задача встречи коопе рируемых (сотрудничающих) КА, на объекте, с кото рым осуществляется сближение, может быть установ лена специальная аппаратура, облегчающая управление
13
сближением (например, радиомаяки, ответчики и т. п.). Это обстоятельство приводит к тому, что принципиаль но можно рассматривать целый ряд способов управле
ния |
сближением |
КА. |
К |
ним |
можно |
отнести т е л е |
|
у п р а в л е н и е |
1, |
2, |
3 и |
4-го |
видов |
(рис. 1.5, а — г), |
|
с а м о н а в е д е н и е |
(рис. |
1.5,д) и |
н а в е д е н и е на |
||||
с е б я |
(рис. 1.5, |
е). |
|
|
|
|
|
Рис. 1.5. Способы управления сближением КА:
я, б, s, |
г — 1 , 2, |
3 и 4-й виды телеуправления; |
S — самонаведение; е — на |
||||
ведение |
на себя; |
/ — канал |
контроля |
движения |
цели; |
2 — канал |
контроля |
движения |
КА; |
3 — канал |
контроля |
относительного |
движения; |
4 — канал |
связи; 5 — канал управления
При телеуправлении 1-го вида управление сближе нием КА осуществляется по данным наземных измери тельных средств. Этот способ можно использовать только на этапе дальнего наведения.
При телеуправлении 2-го вида управление сближе нием КА осуществляется по измерениям, проводимым с борта маневрирующего аппарата, а при телеуправ лении 3-го вида — с использованием измерительных средств, расположенных на цели. В том и другом слу
чае вычислительное |
устройство, |
вырабатывающее коман |
||||
ды управления, |
и |
передатчик |
командной радиолинии |
|||
расположены |
на |
|
Земле. |
Применение |
телеуправления |
|
2-го и 3-го видов |
целесообразно лишь тогда, когда раз |
|||||
мещение этих |
устройств |
на наземном |
пункте позволяет |
14