Файл: Балахонцев Б.Г. Сближение в космосе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 143

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

получать существенное уменьшение массы бортовой аппаратуры.

Телеуправление 4-го вида может применяться в том случае, когда необходимо осуществить наведение спе­ циального устройства перемещения (УП), запускаемого с КА для встречи с целью. Измерение параметров отно­ сительного движения и выработка команд управления

производится с

помощью средств, установленных на КА.

В числе задач,

для решения которых потребуется при­

менение указанного вида телеуправления, можно, на­ пример, отметить задачу управления специальными устройствами перемещения в открытом космосе. Необ­ ходимость создания подобных УП вытекает из потреб­ ности выполнения целого ряда операций в открытом космосе, таких, как сборка орбитальных станций, транс­ портировка экипажа и грузов между КА, ремонтные ра­

боты,

спасение космонавтов в

аварийных

ситуациях

и др.

Изложению вопросов, связанных с решением за­

дачи

перемещения специальных

устройств

в открытом

космосе, посвящена гл. V I .

При самонаведении весь основной комплекс необхо­ димой аппаратуры располагается на маневрирующем аппарате. Измерительные устройства могут работать совместно со вспомогательной аппаратурой пассивного объекта (радиолокационные ответчики, источники ин­ фракрасного излучения и т. п.). Это позволяет повы­ сить точность измерения параметров относительного движения.

При наведении на себя аппаратура для измерения параметров относительного движения и вычислительное устройство, вырабатывающее команды управления, рас­ полагаются на цели (на космической станции). Приме­ нение этого способа управления целесообразно при соз­ дании больших космических станций, когда произво­ дится последовательная стыковка нескольких КА и на одном из них находится оператор-космонавт. Последний может активно вмешаться в управление процессом сбли­ жения. Наведение на себя требует наличия командной радиолинии. Все это несколько увеличивает массу мане­ врирующего аппарата.

При использовании методов

телеуправления

1, 2

и

3-го видов продолжительность

сближения

КА

ограни­

чена временем нахождения сближающихся

объектов

в

15


поле зрения наземного командного пункта. Телеуправ­ ление 4-го вида, самонаведение и наведение на себя свободны от этого недостатка.

Для осуществления сближения КА необходимо в каждом случае вполне определенное управление векто­ ром тяги. При этом чаще всего рассматривают два принципиально различных способа создания тяги в тре­ буемом направлении — полярный и декартовый. Соот­ ветственно этому различают п о л я р н о е и д е к а р т о ­ в о е управление.

р

Рис. 1.6. Способы создания тяги в требуемом направлении при управлении КА:

а — полярном; б — декартовом; в — промежуточном

При полярном управлении для реализации маневра используется один маршевый двигатель, закрепленный на корпусе аппарата (рис. 1.6, а). Направление вектора тяги Р изменяется поворотом корпуса КА.

При декартовом управлении на КА устанавливаются шесть двигателей по трем взаимно перпендикулярным осям (рис. 1.6,6). Плавное регулирование тяги этих двигателей_может обеспечить нужное направление век­ тора тяги Р без изменения ориентации аппарата и без маневра на переориентацию КА. В этом заключается одно из основных преимуществ декартового управления по сравнению с полярным, так как задержки на пере­

ориентацию КА приводят к запаздыванию

в выполне­

нии команд управления движением

его центра масс,

а следовательно, и к увеличению

ошибок

сближения.

16

Кроме того, декартовое управление может

применяться

в течение всего процесса сближения, в то

время как

полярное управление на участке

причаливания непри­

менимо (ориентация корпуса КА

на этом

участке

дол­

жна

строго соответствовать условию стыковки).

 

К

недостаткам декартового управления

следует

от­

нести большую конструктивную сложность, меньшую

надежность работы двигателей с плавным

регулирова­

нием тяги

и повышенный по

сравнению

с полярным

управлением

расход топлива.

Последнее

определяется

тем, что при декартовом управлении суммарный вектор тяги Р является геометрической суммой составляющих

Рх\, Ру\, Рг\ по трем взаимно перпендикулярным осям. Помимо двух рассматриваемых способов управления вектором тяги для сближения КА может быть использо­ ван еще один — промежуточный между полярным и де­ картовым. Маневрирующий аппарат в этом случае имеет три двигателя, два из которых расположены по

продольной

оси КА

и направлены

в

разные стороны,

а третий — перпендикулярно двум

первым

(рис. 1.6,в).

Тогда для

создания вектора тяги в любом

направлении

достаточно

повернуть

аппарат вокруг

продольной оси

на некоторый угол и подобрать необходимое соотноше­ ние тяг бокового двигателя и одного из двух двигате­ лей, расположенных вдоль продольной оси.

Создание двигателей с

плавным регулированием

тяги в достаточно широком

диапазоне — задача доволь­

но сложная. Поэтому в большинстве случаев для управ­ ления сближением КА используются маршевые двига­ тели, тяга которых не регулируется, а может принимать нулевое или максимальное значение. Управление дви­ жением в таких системах заключается в проведении им­ пульсных коррекций вектора скорости КА. ГЗеличина и направление корректирующего импульса АѴ рассчиты­ ваются бортовым вычислительным устройством, которое управляет ориентацией КА и выдает команды на вклю­ чение и выключение двигателей.

В случае полярного управления с использованием двигателя постоянной тяги, работающего в режиме «включено — выключено», управление заключается в совмещении линии действия тяги с направлением век­ тора АѴ. Для декартового управления этот вектор рас-

17


кладывается на компоненты по трем взаимно перпенди­

кулярным

осям, вдоль

которых

расположены двига­

тели КА.

Эти компоненты

{àVxu

АѴУи АѴгі) создаются

путем включения на определенное время каждого из координатных двигателей.

Учитывая все достоинства и недостатки рассмотрен­ ных способов управления движением центра масс КА, можно сделать вывод о целесообразности применения следующих комбинированных способов [11].

1. На этапах дальнего и ближнего наведения (за исключением участка причаливания)—полярное управ­ ление или промежуточное между полярным и декарто­ вым. Промежуточное управление позволяет иметь аппа­ рат с меньшим числом двигателей, чем декартовое управление, и требует меньших угловых маневров кор­ пуса, чем полярное. Недостаток полярного и промежу­ точного способов управления, заключающийся в запаз­ дывании выполнения команд, не играет большой роли, так как продолжительность этапов дальнего и ближнего наведения достаточно большая и измеряется десятками минут.

2.

На участке

причаливания — декартовое

 

управле­

ние.

Необходимые

коррекции

вектора скорости

КА на

этом

участке малы и могут

выполняться с

помощью

маломощных двигателей. Некоторое относительное уве­ личение расхода топлива несущественно, так как абсо­

лютные расходы для малых коррекций

весьма неве­

лики. На участке причаливания можно

использовать

одни и те же двигатели для ориентации

и управления

движением центра масс КА.

 

\


Г л а в а I I

УР А В Н Е Н И Я О Т Н О С И Т Е Л Ь Н О Г О

ДВ И Ж Е Н И Я КА ПРИ С Б Л И Ж Е Н И И

§ 2.1. С И С Т Е М Ы К О О Р Д И Н А Т И М А Т Р И Ц Ы

П Е Р Е Х О Д А

 

Г"Т ри

изучении движения К.А

обычно

* ^ применяют несколько систем

коорди­

нат. Из них наиболее

распространенными являются пра­

вые прямоугольные, цилиндрические и сферические си­ стемы. Вид и число систем координат, используемых для описания движения, определяются классом решаемой за­ дачи, ее сложностью, а также степенью полноты учета сил и моментов, действующих на КА.

При введении систем координат, используемых при решении задач сближения двух КА, необходимо учиты­ вать, что чаще всего требуется знать параметры движе­ ния одного КА относительно другого, и поэтому движе­

ние удобно изучать

в системе координат,

связанной

с центром масс одного

из них. Чаще всего ее

связывают

с целью, движение которой происходит по геоцентриче­ ской кеплеровой орбите. Движение же самой цели целе­

сообразно рассматривать

в

системе координат

с

нача­

лом в центре Земли. При этом следует

иметь

в

виду,

что плоскость

орбиты цели

не участвует

 

во вращении

Земли, и поэтому

систему

 

координат

желательно

так­

же выбирать

неподвижной, т. е. не вращающейся вместе

с Землей.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитывая эти особенности, в дальнейшем будем упо­

треблять следующие основные системы

координат.

 

 

1. АхцУа^а — неподвижная

(абсолютная)

система

с

началом А в центре Земли

(рис. 2.1). Ось

Лг а

этой

си­

стемы направлена по оси вращения Земли, ось

Аха

ле­

жит в плоскости экватора

и направлена

в точку весен­

него равноденствия

Т.

 

 

 

 

 

 

 

 

Положение орбиты цели или КА относительно абсо­

лютной системы координат

определяется

долготой

вос-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

19

Г О С . ПУС-Л І Ч Н А Я Ь А> Ч Г О - Т І Х - :ІЧ £ СНА . ?І

Б И Б Л И О Т Е К А CGC?»