ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 143
Скачиваний: 0
получать существенное уменьшение массы бортовой аппаратуры.
Телеуправление 4-го вида может применяться в том случае, когда необходимо осуществить наведение спе циального устройства перемещения (УП), запускаемого с КА для встречи с целью. Измерение параметров отно сительного движения и выработка команд управления
производится с |
помощью средств, установленных на КА. |
В числе задач, |
для решения которых потребуется при |
менение указанного вида телеуправления, можно, на пример, отметить задачу управления специальными устройствами перемещения в открытом космосе. Необ ходимость создания подобных УП вытекает из потреб ности выполнения целого ряда операций в открытом космосе, таких, как сборка орбитальных станций, транс портировка экипажа и грузов между КА, ремонтные ра
боты, |
спасение космонавтов в |
аварийных |
ситуациях |
и др. |
Изложению вопросов, связанных с решением за |
||
дачи |
перемещения специальных |
устройств |
в открытом |
космосе, посвящена гл. V I .
При самонаведении весь основной комплекс необхо димой аппаратуры располагается на маневрирующем аппарате. Измерительные устройства могут работать совместно со вспомогательной аппаратурой пассивного объекта (радиолокационные ответчики, источники ин фракрасного излучения и т. п.). Это позволяет повы сить точность измерения параметров относительного движения.
При наведении на себя аппаратура для измерения параметров относительного движения и вычислительное устройство, вырабатывающее команды управления, рас полагаются на цели (на космической станции). Приме нение этого способа управления целесообразно при соз дании больших космических станций, когда произво дится последовательная стыковка нескольких КА и на одном из них находится оператор-космонавт. Последний может активно вмешаться в управление процессом сбли жения. Наведение на себя требует наличия командной радиолинии. Все это несколько увеличивает массу мане врирующего аппарата.
При использовании методов |
телеуправления |
1, 2 |
и |
|
3-го видов продолжительность |
сближения |
КА |
ограни |
|
чена временем нахождения сближающихся |
объектов |
в |
15
поле зрения наземного командного пункта. Телеуправ ление 4-го вида, самонаведение и наведение на себя свободны от этого недостатка.
Для осуществления сближения КА необходимо в каждом случае вполне определенное управление векто ром тяги. При этом чаще всего рассматривают два принципиально различных способа создания тяги в тре буемом направлении — полярный и декартовый. Соот ветственно этому различают п о л я р н о е и д е к а р т о в о е управление.
р
Рис. 1.6. Способы создания тяги в требуемом направлении при управлении КА:
а — полярном; б — декартовом; в — промежуточном
При полярном управлении для реализации маневра используется один маршевый двигатель, закрепленный на корпусе аппарата (рис. 1.6, а). Направление вектора тяги Р изменяется поворотом корпуса КА.
При декартовом управлении на КА устанавливаются шесть двигателей по трем взаимно перпендикулярным осям (рис. 1.6,6). Плавное регулирование тяги этих двигателей_может обеспечить нужное направление век тора тяги Р без изменения ориентации аппарата и без маневра на переориентацию КА. В этом заключается одно из основных преимуществ декартового управления по сравнению с полярным, так как задержки на пере
ориентацию КА приводят к запаздыванию |
в выполне |
|
нии команд управления движением |
его центра масс, |
|
а следовательно, и к увеличению |
ошибок |
сближения. |
16
Кроме того, декартовое управление может |
применяться |
в течение всего процесса сближения, в то |
время как |
полярное управление на участке |
причаливания непри |
|||
менимо (ориентация корпуса КА |
на этом |
участке |
дол |
|
жна |
строго соответствовать условию стыковки). |
|
||
К |
недостаткам декартового управления |
следует |
от |
нести большую конструктивную сложность, меньшую
надежность работы двигателей с плавным |
регулирова |
||
нием тяги |
и повышенный по |
сравнению |
с полярным |
управлением |
расход топлива. |
Последнее |
определяется |
тем, что при декартовом управлении суммарный вектор тяги Р является геометрической суммой составляющих
Рх\, Ру\, Рг\ по трем взаимно перпендикулярным осям. Помимо двух рассматриваемых способов управления вектором тяги для сближения КА может быть использо ван еще один — промежуточный между полярным и де картовым. Маневрирующий аппарат в этом случае имеет три двигателя, два из которых расположены по
продольной |
оси КА |
и направлены |
в |
разные стороны, |
|
а третий — перпендикулярно двум |
первым |
(рис. 1.6,в). |
|||
Тогда для |
создания вектора тяги в любом |
направлении |
|||
достаточно |
повернуть |
аппарат вокруг |
продольной оси |
на некоторый угол и подобрать необходимое соотноше ние тяг бокового двигателя и одного из двух двигате лей, расположенных вдоль продольной оси.
Создание двигателей с |
плавным регулированием |
тяги в достаточно широком |
диапазоне — задача доволь |
но сложная. Поэтому в большинстве случаев для управ ления сближением КА используются маршевые двига тели, тяга которых не регулируется, а может принимать нулевое или максимальное значение. Управление дви жением в таких системах заключается в проведении им пульсных коррекций вектора скорости КА. ГЗеличина и направление корректирующего импульса АѴ рассчиты ваются бортовым вычислительным устройством, которое управляет ориентацией КА и выдает команды на вклю чение и выключение двигателей.
В случае полярного управления с использованием двигателя постоянной тяги, работающего в режиме «включено — выключено», управление заключается в совмещении линии действия тяги с направлением век тора АѴ. Для декартового управления этот вектор рас-
17
кладывается на компоненты по трем взаимно перпенди
кулярным |
осям, вдоль |
которых |
расположены двига |
тели КА. |
Эти компоненты |
{àVxu |
АѴУи АѴгі) создаются |
путем включения на определенное время каждого из координатных двигателей.
Учитывая все достоинства и недостатки рассмотрен ных способов управления движением центра масс КА, можно сделать вывод о целесообразности применения следующих комбинированных способов [11].
1. На этапах дальнего и ближнего наведения (за исключением участка причаливания)—полярное управ ление или промежуточное между полярным и декарто вым. Промежуточное управление позволяет иметь аппа рат с меньшим числом двигателей, чем декартовое управление, и требует меньших угловых маневров кор пуса, чем полярное. Недостаток полярного и промежу точного способов управления, заключающийся в запаз дывании выполнения команд, не играет большой роли, так как продолжительность этапов дальнего и ближнего наведения достаточно большая и измеряется десятками минут.
2. |
На участке |
причаливания — декартовое |
|
управле |
|
ние. |
Необходимые |
коррекции |
вектора скорости |
КА на |
|
этом |
участке малы и могут |
выполняться с |
помощью |
маломощных двигателей. Некоторое относительное уве личение расхода топлива несущественно, так как абсо
лютные расходы для малых коррекций |
весьма неве |
лики. На участке причаливания можно |
использовать |
одни и те же двигатели для ориентации |
и управления |
движением центра масс КА. |
|
\
Г л а в а I I
УР А В Н Е Н И Я О Т Н О С И Т Е Л Ь Н О Г О
ДВ И Ж Е Н И Я КА ПРИ С Б Л И Ж Е Н И И
§ 2.1. С И С Т Е М Ы К О О Р Д И Н А Т И М А Т Р И Ц Ы
П Е Р Е Х О Д А |
|
|
Г"Т ри |
изучении движения К.А |
обычно |
* ^ применяют несколько систем |
коорди |
|
нат. Из них наиболее |
распространенными являются пра |
вые прямоугольные, цилиндрические и сферические си стемы. Вид и число систем координат, используемых для описания движения, определяются классом решаемой за дачи, ее сложностью, а также степенью полноты учета сил и моментов, действующих на КА.
При введении систем координат, используемых при решении задач сближения двух КА, необходимо учиты вать, что чаще всего требуется знать параметры движе ния одного КА относительно другого, и поэтому движе
ние удобно изучать |
в системе координат, |
связанной |
с центром масс одного |
из них. Чаще всего ее |
связывают |
с целью, движение которой происходит по геоцентриче ской кеплеровой орбите. Движение же самой цели целе
сообразно рассматривать |
в |
системе координат |
с |
нача |
||||||
лом в центре Земли. При этом следует |
иметь |
в |
виду, |
|||||||
что плоскость |
орбиты цели |
не участвует |
|
во вращении |
||||||
Земли, и поэтому |
систему |
|
координат |
желательно |
так |
|||||
же выбирать |
неподвижной, т. е. не вращающейся вместе |
|||||||||
с Землей. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Учитывая эти особенности, в дальнейшем будем упо |
||||||||||
треблять следующие основные системы |
координат. |
|
|
|||||||
1. АхцУа^а — неподвижная |
(абсолютная) |
система |
с |
|||||||
началом А в центре Земли |
(рис. 2.1). Ось |
Лг а |
этой |
си |
||||||
стемы направлена по оси вращения Земли, ось |
Аха |
ле |
||||||||
жит в плоскости экватора |
и направлена |
в точку весен |
||||||||
него равноденствия |
Т. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Положение орбиты цели или КА относительно абсо |
||||||||||
лютной системы координат |
определяется |
долготой |
вос- |
|||||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
19 |
Г О С . ПУС-Л І Ч Н А Я Ь А> Ч Г О - Т І Х - :ІЧ £ СНА . ?І
Б И Б Л И О Т Е К А CGC?»