ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 133
Скачиваний: 0
ются из условия возвращения на базовый |
КА за вре |
|||||||
мя т3 : |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(D ( Jf„2 sin < O T 3 - f |
Ѵцл [6<ОТ3 |
SU1 С О Т 3 |
— 14 (1 — C O S |
( О Т 3 ) ] } |
_ ï |
||
' ѵ т р Ч |
— |
3ü)T 3 |
Sin »Tg — |
8(1 |
— |
COS (ОТ,) |
' |
J |
|
0) [xni( |
1 — cos |
OT3) + 3'„2 (4 |
sin сот, — 3 W T 3 cos |
<от3)] ш |
21) |
||
Утр 2 |
— |
3 (OT 3 sin сот3 — 8(1 — cos <OT3) |
' |
J |
||||
•^тр 2 |
— — <oza, ctg tox8. |
|
|
|
j |
|
Зная требуемые и действительные значения состав ляющих скорости УПК в момент запуска для обратного перелета, можем рассчитать третий импульс:
Д Ѵ 3 = Ѵ(ха3-хтр2у |
+ (уц3-уѵ#)* |
+ (і^-ітріу |
. (6.22) |
По производным |
Хз, уз, z3 |
определяем |
четвертый им |
пульс АѴІ, необходимый для «мягкой» встречи устрой ства с КА:
А Ѵ І = |
/ 4+УІ + 4 • |
( 6 - 2 3 ) |
На рис. 6.12 приведены графики, |
иллюстрирующие |
|
зависимость суммарной |
характеристической скорости Vs |
от параметра ß. Расчеты производились по зависимостям (6.14) — (6.23) для компланарных маневров УПК при различных значениях угла <р0 между осью Кх и на чальным положением линии визирования цели.
Как следует из приведенных зависимостей, энерге тические затраты, связанные с перелетом УПК к цели и обратно, существенно зависят от общего времени про должительности операции Т, которое включает как вре
мя |
пребывания |
устройства |
у цели, так и время |
прямого |
и |
обратного |
перелета. |
операции Т будет |
|
|
В свою очередь время |
зависеть |
от характера выполняемой у цели задачи, возможностей систем управления базового КА и УПК, ресурса вре мени системы жизнеобеспечения и многих других фак торов.
|
Вместе с тем следует иметь в виду следующее. Если |
|||
дальность действия системы |
управления |
базового КА |
||
или |
устройства перемещения |
при |
автономном варианте |
|
не |
превышает некоторой величины |
Дц, то |
максимально |
229
допустимое время выполнения операции Гд будет опре деляться моментом входа цели в сферу радиуса DÄ , центр которой совпадает с положением базового КА на орбите, и моментом выхода цели из этой сферы. При этом пред полагается, что за время прямого и обратного перелета устройства оно не выходит за пределы сферы радиуса D a .
д I — , |
1 |
1 |
) |
1 |
|
0,2 |
0,4 |
0,6 |
J3 |
Рис. 6.12. Зависимость суммарной характеристи ческой скорости от параметра ß
Рассмотрим в первую очередь случай, когда цель и базовый КА совершают полет по компланарным кру говым орбитам с разностью высот Ar—гц — г§ (рис. 6.13) Очевидно, что при этом должно удовлетворяться нера венство \àr\ <£>д.
Положение цели относительно КА будет определять ся разностью высот Ar и смещением вдоль орбиты /д .
230
Из рис. 6.13 следует, что допустимое смещение цели вдоль орбиты
1 + |
1 1 |
+ |
К — + Гц arccos |
- |
Г б |
|
|
àr |
Пусть в начальный момент t0 положение цели отно сительно КА определяется координатами Ar и /0 так, что
(6.24)
|
Рис. |
6.13. Начальное положе |
|
|
|
ние цели и корабля-носителя |
|
|
|
Текущее смещение вдоль орбиты |
|
|
||
|
/ = / о - ' б К - - 0 , ц К |
|
( 6 2 5 ) |
|
где |
шб. шц — угловая скорость движения |
по орбите базо |
||
вого |
КА и цели. |
|
|
|
Чтобы цель и УПК не удалились от базового кораб |
||||
ля на дальность, большую чем Дц, необходимо |
выпол |
|||
нение следующего |
условия: |
|
|
|
|
/ > — / д при Д г > 0 и / < / д при |
Д г < 0 . |
(6.26) |
Подставив выражение (6.25) в условие (6.26), можно определить время 7"д пребывания цели внутри окружно сти радиуса £>д в зависимости от ее начального поло жения /о и разности высот Ar:
(6.27)
231
Знак «-f» соответствует случаю, когда Лг>0, а знак «—» случаю, когда Аг<0.
На рис. 6.14 представлен график, иллюстрирующий зависимость Тя от /0 и Ar для £>д =10 км и гб = 6670 км. Кривая на графике соответствует функции/д (Дг), а пря мые линии — функции 7д(/о) заданного значения Ar. Из графика следует, что допустимое время выполнения опе рации будет более 30 мин лишь при разностях высот менее 3 км.
Рис. 6.14. Зависимость 7"д от Ar и k
Изложенная выше методика определения энергетиче ских затрат не учитывала ограничений на максимально допустимое удаление устройства от базового КА. Для приближенного определения энергетических затрат на выполнение прямого и обратного перелета с учетом указанного ограничения примем, что движение трех дви жущихся объектов происходит в однородном поле тяго тения. В том случае, когда допустимая величина макси мального удаления £>д и суммарное время «операций» Т невелики, указанное допущение, по-видимому, позволит решить задачу с приемлемой точностью. -
Характер движения КА и УПК относительно. цели схематично отражен на рис." 6.15. Предполагается, что запуск устройства с базового КА производится в. тот момент, когда в процессе сближения расстояние между ним и целью уменьшится до допустимой величины £>д.
232
Импульс AF 3 для возвращения устройства «а КА со общается в тот момент, когда относительная дальность снова увеличится до величины DR. В этом случае время
Ко |
Д |
Рис. 6.15. |
Схема движения корабля-носителя и |
|
У П К |
пребывания космонавта на втором космическом объекте будет максимальным. При решении задачи будем пола-
м/с |
|
|
|
300 |
Dg-10КМ |
1 |
T = 20MUH |
|
|
||
250 |
А„ = 5 |
к м |
ЗОМин |
и |
-20 м/с |
||
|
|
|
|
200 |
|
|
|
150 |
|
|
|
100 |
|
|
|
50
Рис. 6.16. Зависимость Vz от Г и тг
гать, что нам заданы Da, Т, т2 , величина пролета КА относительно цели До и начальная относительная ско рость Ѵотно- Определим время Тл, в течение которого цель будет находиться в зоне действия УПК, т. е. когда
233
расстояние между |
базовым КА и целью не |
превы |
||
шает Da. Очевидно, |
что |
|
|
|
7д = |
|
|
|
|
Величины необходимых |
импульсов скорости |
Д Ѵ І мо |
||
гут быть рассчитаны |
по таким формулам: |
|
||
і Ѵ і = [ ( Ѵ 0 І > , - ^ - ) ' + |
|
|||
|
|
|
|
(6.28) |
|
AVo = : |
|
(6.29) |
|
Д1/3 = |
V,отн О |
+ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
(6.30) |
|
|
|
7 V |
(6.31) |
|
|
|
|
|
После этого можно определить суммарное значение |
||||
характеристической |
скорости ДѴ£ как функцию от 12 |
|||
(рис. 6.16). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Л И Т Е Р А Т У Р А |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
1. |
А й з е к е |
Р. |
Дифференциальные |
игры. «Мир», 1967. |
|
|
|||||||||||||||||||
|
2. |
А л ь т м а н |
С. |
П. |
Анализ |
|
орбитальных |
движений |
мето |
|||||||||||||||||
дом |
годографов. «Мир», |
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
3. |
А н т о н и, |
С а з а к и. |
Проблемы |
|
встречи |
на |
близких |
к кру |
|||||||||||||||||
говым |
орбитах. |
«Ракетная |
техника |
|
и |
космонавтика», |
|
1965, |
№ |
|
9. |
|
||||||||||||||
|
4. |
А т а н с |
М., |
|
Ф а л |
б |
П. |
Оптимальное |
управление. |
«Маши |
||||||||||||||||
ностроение», |
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
5. |
Б е л л м а н |
Р. |
Процессы |
|
регулирования |
с |
адаптацией. |
||||||||||||||||||
«Наука», |
1964. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
|
6. |
Б е л л м а н |
Р., |
К а л |
а б а |
|
Р. |
Динамическое |
|
программиро |
||||||||||||||||
вание и современная |
теория |
управления. «Наука», |
1969. |
|
|
|
|
|||||||||||||||||||
|
7. |
Б и л л и к. |
Некоторые |
оптимальные |
маневры |
|
встречи |
с |
ма |
|||||||||||||||||
лым |
ускорением. |
«Ракетная |
техника |
и |
космонавтика», |
1964, |
№ |
3. |
||||||||||||||||||
|
8. |
Б о л т я н с к и й |
В. |
Г. Математические методы оптималь |
||||||||||||||||||||||
ного |
управления. «Наука», |
1969. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||||
|
9. |
Г р и н . |
Логарифмическая |
навигация |
для |
точного |
управле |
|||||||||||||||||||
ния |
космическими |
кораблями. |
«Вопросы |
ракетной |
техники», |
|
1962, |
|||||||||||||||||||
№ 7. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10. |
Г у т к и н |
Л . |
С. |
Принципы |
радиоуправления |
|
беспилотными |
||||||||||||||||||
объектами. «Советское радио», |
1959. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
11. |
Г у т к и н |
Л. |
С , |
Б о р и с о в |
|
Ю. |
П., |
В а л у е в |
|
А. |
А., |
||||||||||||||
З и н о в ь е в |
|
А. |
Л., |
|
Л е б е д е в |
|
В. |
Л., П е р в а ч е в |
С. |
|
В., |
|||||||||||||||
П о л и щ у к |
Е. |
П., |
|
П о н о м а р е в |
Д . |
|
А. |
Радиоуправление |
|
реак |
||||||||||||||||
тивными снарядами и космическими аппаратами. |
«Советское |
|
ра |
|||||||||||||||||||||||
дио», |
1968. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
12. |
Д е м и д о в и ч |
|
Б. |
П., |
М а р о н |
|
И. |
А. |
Основы |
вычисли |
|||||||||||||||
тельной математики. «Наука» . |
1966. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||
|
13. |
Д |
о б р о л е н с к и й |
Ю. |
П., |
И в а н о в а |
В. |
|
И., |
П о |
с п е= |
|||||||||||||||
л о в |
|
Г. |
С. |
Автоматика |
управляемых |
снарядов. |
Оборонгиз, |
1963. |
||||||||||||||||||
|
14. |
Д у б о ш и н |
|
Г. |
Н. |
Небесная |
|
механика. |
Основные |
задачи |
||||||||||||||||
и методы. Физматгиз, |
1963. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||||||
|
15. |
Д и с о п с т о н |
Р. |
С , Х а у с |
|
Е. |
Л . |
Разработка |
|
и |
экс |
|||||||||||||||
плуатация оборудования для выхода в космос по |
программе |
« Д ж е - |
||||||||||||||||||||||||
ыини». «Вопросы |
ракетной |
техники», |
1967, |
№ |
4. |
|
|
|
|
|
|
|
||||||||||||||
|
16. |
И с а е в |
|
В. |
|
К. |
Принцип |
максимума |
Л . |
С. |
|
Понтрягина |
и |
235