Файл: Балахонцев Б.Г. Сближение в космосе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.07.2024

Просмотров: 133

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ются из условия возвращения на базовый

КА за вре­

мя т3 :

 

 

 

 

 

 

 

 

(D ( Jf„2 sin < O T 3 - f

Ѵцл [6<ОТ3

SU1 С О Т 3

14 (1 — C O S

( О Т 3 ) ] }

_ ï

' ѵ т р Ч

3ü)T 3

Sin »Tg —

8(1

COS (ОТ,)

'

J

 

0) [xni(

1 — cos

OT3) + 3'„2 (4

sin сот, — 3 W T 3 cos

<от3)] ш

21)

Утр 2

3 (OT 3 sin сот3 — 8(1 — cos <OT3)

'

J

•^тр 2

— <oza, ctg tox8.

 

 

 

j

 

Зная требуемые и действительные значения состав­ ляющих скорости УПК в момент запуска для обратного перелета, можем рассчитать третий импульс:

Д Ѵ 3 = Ѵ(ха3тр2у

+ (уц3ѵ#)*

+ (і^-ітріу

. (6.22)

По производным

Хз, уз, z3

определяем

четвертый им­

пульс АѴІ, необходимый для «мягкой» встречи устрой­ ства с КА:

А Ѵ І =

/ 4+УІ + 4 •

( 6 - 2 3 )

На рис. 6.12 приведены графики,

иллюстрирующие

зависимость суммарной

характеристической скорости Vs

от параметра ß. Расчеты производились по зависимостям (6.14) — (6.23) для компланарных маневров УПК при различных значениях угла <р0 между осью Кх и на­ чальным положением линии визирования цели.

Как следует из приведенных зависимостей, энерге­ тические затраты, связанные с перелетом УПК к цели и обратно, существенно зависят от общего времени про­ должительности операции Т, которое включает как вре­

мя

пребывания

устройства

у цели, так и время

прямого

и

обратного

перелета.

операции Т будет

 

 

В свою очередь время

зависеть

от характера выполняемой у цели задачи, возможностей систем управления базового КА и УПК, ресурса вре­ мени системы жизнеобеспечения и многих других фак­ торов.

 

Вместе с тем следует иметь в виду следующее. Если

дальность действия системы

управления

базового КА

или

устройства перемещения

при

автономном варианте

не

превышает некоторой величины

Дц, то

максимально

229



допустимое время выполнения операции Гд будет опре­ деляться моментом входа цели в сферу радиуса DÄ , центр которой совпадает с положением базового КА на орбите, и моментом выхода цели из этой сферы. При этом пред­ полагается, что за время прямого и обратного перелета устройства оно не выходит за пределы сферы радиуса D a .

д I — ,

1

1

)

1

 

0,2

0,4

0,6

J3

Рис. 6.12. Зависимость суммарной характеристи­ ческой скорости от параметра ß

Рассмотрим в первую очередь случай, когда цель и базовый КА совершают полет по компланарным кру­ говым орбитам с разностью высот Ar—гц — г§ (рис. 6.13) Очевидно, что при этом должно удовлетворяться нера­ венство \àr\ <£>д.

Положение цели относительно КА будет определять­ ся разностью высот Ar и смещением вдоль орбиты /д .

230

Из рис. 6.13 следует, что допустимое смещение цели вдоль орбиты

1 +

1 1

+

К + Гц arccos

-

Г б

 

 

àr

Пусть в начальный момент t0 положение цели отно­ сительно КА определяется координатами Ar и /0 так, что

(6.24)

 

Рис.

6.13. Начальное положе ­

 

 

 

ние цели и корабля-носителя

 

 

Текущее смещение вдоль орбиты

 

 

 

/ = / о - ' б К - - 0 , ц К

 

( 6 2 5 )

где

шб. шц — угловая скорость движения

по орбите базо­

вого

КА и цели.

 

 

 

Чтобы цель и УПК не удалились от базового кораб­

ля на дальность, большую чем Дц, необходимо

выпол­

нение следующего

условия:

 

 

 

/ > — / д при Д г > 0 и / < / д при

Д г < 0 .

(6.26)

Подставив выражение (6.25) в условие (6.26), можно определить время 7"д пребывания цели внутри окружно­ сти радиуса £>д в зависимости от ее начального поло­ жения /о и разности высот Ar:

(6.27)

231


Знак «-f» соответствует случаю, когда Лг>0, а знак «—» случаю, когда Аг<0.

На рис. 6.14 представлен график, иллюстрирующий зависимость Тя от /0 и Ar для £>д =10 км и гб = 6670 км. Кривая на графике соответствует функции/д (Дг), а пря­ мые линии — функции 7д(/о) заданного значения Ar. Из графика следует, что допустимое время выполнения опе­ рации будет более 30 мин лишь при разностях высот менее 3 км.

Рис. 6.14. Зависимость 7"д от Ar и k

Изложенная выше методика определения энергетиче­ ских затрат не учитывала ограничений на максимально допустимое удаление устройства от базового КА. Для приближенного определения энергетических затрат на выполнение прямого и обратного перелета с учетом указанного ограничения примем, что движение трех дви­ жущихся объектов происходит в однородном поле тяго­ тения. В том случае, когда допустимая величина макси­ мального удаления £>д и суммарное время «операций» Т невелики, указанное допущение, по-видимому, позволит решить задачу с приемлемой точностью. -

Характер движения КА и УПК относительно. цели схематично отражен на рис." 6.15. Предполагается, что запуск устройства с базового КА производится в. тот момент, когда в процессе сближения расстояние между ним и целью уменьшится до допустимой величины £>д.

232

Импульс AF 3 для возвращения устройства «а КА со­ общается в тот момент, когда относительная дальность снова увеличится до величины DR. В этом случае время

Ко

Д

Рис. 6.15.

Схема движения корабля-носителя и

 

У П К

пребывания космонавта на втором космическом объекте будет максимальным. При решении задачи будем пола-

м

 

 

 

300

Dg-10КМ

1

T = 20MUH

 

 

250

А„ = 5

к м

ЗОМин

и

-20 м/с

 

 

 

200

 

 

 

150

 

 

 

100

 

 

 

50

Рис. 6.16. Зависимость Vz от Г и тг

гать, что нам заданы Da, Т, т2 , величина пролета КА относительно цели До и начальная относительная ско­ рость Ѵотно- Определим время Тл, в течение которого цель будет находиться в зоне действия УПК, т. е. когда

233


расстояние между

базовым КА и целью не

превы­

шает Da. Очевидно,

что

 

 

 

7д =

 

 

 

Величины необходимых

импульсов скорости

Д Ѵ І мо­

гут быть рассчитаны

по таким формулам:

 

і Ѵ і = [ ( Ѵ 0 І > , - ^ - ) ' +

 

 

 

 

 

(6.28)

 

AVo = :

 

(6.29)

Д1/3 =

V,отн О

+

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(6.30)

 

 

 

7 V

(6.31)

 

 

 

 

После этого можно определить суммарное значение

характеристической

скорости ДѴ£ как функцию от 12

(рис. 6.16).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Л И Т Е Р А Т У Р А

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

А й з е к е

Р.

Дифференциальные

игры. «Мир», 1967.

 

 

 

2.

А л ь т м а н

С.

П.

Анализ

 

орбитальных

движений

мето­

дом

годографов. «Мир»,

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3.

А н т о н и,

С а з а к и.

Проблемы

 

встречи

на

близких

к кру­

говым

орбитах.

«Ракетная

техника

 

и

космонавтика»,

 

1965,

 

9.

 

 

4.

А т а н с

М.,

 

Ф а л

б

П.

Оптимальное

управление.

«Маши ­

ностроение»,

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.

Б е л л м а н

Р.

Процессы

 

регулирования

с

адаптацией.

«Наука»,

1964.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.

Б е л л м а н

Р.,

К а л

а б а

 

Р.

Динамическое

 

программиро­

вание и современная

теория

управления. «Наука»,

1969.

 

 

 

 

 

7.

Б и л л и к.

Некоторые

оптимальные

маневры

 

встречи

с

ма­

лым

ускорением.

«Ракетная

техника

и

космонавтика»,

1964,

3.

 

8.

Б о л т я н с к и й

В.

Г. Математические методы оптималь­

ного

управления. «Наука»,

1969.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9.

Г р и н .

Логарифмическая

навигация

для

точного

управле­

ния

космическими

кораблями.

«Вопросы

ракетной

техники»,

 

1962,

№ 7.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10.

Г у т к и н

Л .

С.

Принципы

радиоуправления

 

беспилотными

объектами. «Советское радио»,

1959.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

11.

Г у т к и н

Л.

С ,

Б о р и с о в

 

Ю.

П.,

В а л у е в

 

А.

А.,

З и н о в ь е в

 

А.

Л.,

 

Л е б е д е в

 

В.

Л., П е р в а ч е в

С.

 

В.,

П о л и щ у к

Е.

П.,

 

П о н о м а р е в

Д .

 

А.

Радиоуправление

 

реак­

тивными снарядами и космическими аппаратами.

«Советское

 

ра­

дио»,

1968.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

12.

Д е м и д о в и ч

 

Б.

П.,

М а р о н

 

И.

А.

Основы

вычисли­

тельной математики. «Наука» .

1966.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

13.

Д

о б р о л е н с к и й

Ю.

П.,

И в а н о в а

В.

 

И.,

П о

с п е=

л о в

 

Г.

С.

Автоматика

управляемых

снарядов.

Оборонгиз,

1963.

 

14.

Д у б о ш и н

 

Г.

Н.

Небесная

 

механика.

Основные

задачи

и методы. Физматгиз,

1963.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15.

Д и с о п с т о н

Р.

С , Х а у с

 

Е.

Л .

Разработка

 

и

экс­

плуатация оборудования для выхода в космос по

программе

« Д ж е -

ыини». «Вопросы

ракетной

техники»,

1967,

4.

 

 

 

 

 

 

 

 

16.

И с а е в

 

В.

 

К.

Принцип

максимума

Л .

С.

 

Понтрягина

и

235