ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 149
Скачиваний: 0
скорости сближения до требуемого значения. Боковые составляющие скорости меняются так, чтобы КА воз вращался внутрь поверхности переключений.
Для реализации данного метода требуется измерять дальность до цели, скорость сближения, угловую ско рость линии визирования и угловые отклонения от но минальной линии сближения (оси пирамиды).
Метод позволяет применять ручное управление при чаливанием, так как необходимая скорость реакции кос монавта вполне допускает включение его в контур управления. Кроме того, достоинство метода состоит в том, что в случае отказа измерительных устройств" и двигателей возможность столкновения с целью пол ностью исключается.
Результаты расчетов показывают, что если маневр причаливания КА начинается на относительном удале нии от цели 300 м при относительной скорости сблйже-
'ния 3 м/с, то суммарный импульс скорости по каждому направлению, ортогональному к оси пирамиды управле ния, будет составлять примерно 3 м/с. Следовательно, суммарный импульс скорости для проведения маневра причаливания составит примерно 10 м/с.
Стыковка КА с целью начинается после окончания этапа причаливания, когда дальность становится срав нительно небольшой. До момента столкновения аппа раты движутся по инерции с фиксированной относи тельно инерциального пространства ориентацией. После столкновения производится механическая стыковка объ ектов в соответствии с применяемой схемой стыковки.
Для стыковки космического аппарата с целью тре буется применение специальных стыковочных механиз мов, которые могут иметь тандемное и боковое распо ложение стыковочных узлов.
В тандемных стыковочных системах оси объектов должны быть коллинеарны как перед стыковкой, так и после ее завершения. В системах с. боковым расположе нием стыковочных узлов оси объектов должны быть па раллельны, но перед стыковкой расстояние между ними должно составлять несколько метров для исключения столкновения во время причаливания.
Стыковочные механизмы тандемного типа подразде ляются на два вида —ударные и безударные [54]. При использовании ударного механизма стыковки энергия
203
взаимодействия аппаратов поглощается демпфирующи ми устройствами. При безударной стыковке стыкуемые объекты приближаются друг к другу на несколько мет ров, а специальное устройство, связанное тросом с од ним из объектов, обеспечивает начальное мягкое соеди нение объектов.
Ударные стыковочные системы. В системе стыковки КА «Gemini» используются внутренний усеченный конус на ракете-цели и внешний усеченный конус на КА. Вну тренний конус имеет больший угол раствора, чем внеш ний, что допускает боковые смещения.
Три боковых и четыре продольных демпфера распо ложены тремя группами вокруг основания внутреннего конуса на угловом расстоянии 120° друг от друга для поглощения энергии при столкновении. При стыковке КА
приближается |
к цели |
таким образом, |
чтобы |
внешний |
|
конус вошел во внутренний и три |
пружинные |
защелки |
|||
на внутреннем |
конусе |
вдвинулись |
в |
соответствующие |
ответные устройства на внешнем стыковочном конусе. Затем внешний конус плотно упирается в три стопора на основании внутреннего конуса, который в свою оче редь жестко запирается замками, будучи прижат к мощ ному основанию на корпусе ракеты-цели.
Стыковочная система «Menasco» состоит из кольце вой конструкции, жестко установленной на цели, и трех или более качающихся рычагов, установленных на КА. Крюки с защелками, движущиеся вдоль каждого рычага, обеспечивают механическую связь между стыковочными узлами.
После зацепления крюков за кольцо пневматические приводы оттягивают рычаги назад, обеспечивая выравни вание объектов. Затем срабатывают замки, жестко со единяя аппараты.
Во время стыковки рычаги, имеющие шарниры вбли зи точек крепления, сначала ударяются о кольцо и по ворачиваются вокруг шарниров, преодолевая сопротив ление амортизационных стоек. В момент столкновения крюки высвобождаются и скользят вдоль рычагов пока не наткнутся на кольцо и не захватят его с помощью защелок. После того как относительная скорость объ ектов станет равной нулю, амортизаторы медленно ото жмут рычаги в исходное положение. При этом аппараты останутся механически связанными. Затем рычаги оття-
204
гиваются назад пневматическими приводами и одновре менно осуществляется точное выравнивание осей аппа ратов. Рычаги и крюки запираются замками и защел ками в окончательном положении.
Расстыковка аппаратов производится специальными пневматическими приводами, открывающими защелки, после чего крюки сразу же соскальзывают к основаниям рычагов. Амортизационные стойки отжимают рычаги в первоначальное положение, и аппараты отталкиваются друг от друга.
Буферно-гнездовая стыковочная система состоит из буферов, установленных на КА, и соответствующих им гнезд на цели. При стыковке буферы входят в гнезда. Крепление буферов производится на амортизирующих цилиндрах, которые поглощают ударные нагрузки, а за тем стягивают аппараты вместе, обеспечивая жесткое соединение. Гнезда имеют Ѵ-образные прорези, допу скающие смещения по крену.
При подходе КА к цели один из буферов соприка сается с поверхностью соответствующего гнезда и сколь зит до момента захвата. После захвата одного буфера соответствующим управлением ориентацией КА обеспе чивается попадание остальных буферов в гнезда. Соле ноидные замки запирают каждый буфер в соответствую щем гнезде. Жесткое механическое соединение аппара тов обеспечивается втягиванием буферов внутрь КА.
Безударные стыковочные системы. При разработке стыковочной системы КА «Apollo» рассматривались два способа «мягкой» стыковки, когда аппараты после пред варительного зацепления подтягиваются друг к другу с помощью нежестких элементов.
При первом способе на КА используется надувной шланг с жестким зондом на конце. При стыковке зонд должен попасть в гнездо цели. Перед стыковкой шланг намотан на барабан. В процессе стыковки он разматы вается и внутреннее давление придает ему некоторую жесткость. Шланг вытягивается вперед до тех пор, пока зонд, укрепленный на его конце, не попадет в гнездо. После этого шланг вновь наматывается на барабан, ап параты подтягиваются друг к другу вплоть до жесткого механического соединения, которое обеспечивается зам ками.
205
При втором способе используется складной трубча тый вытягиваемый зонд, устанавливаемый на КА. В ис ходном положении зонд намотан на барабан в виде лен ты. Разматываясь с барабана и проходя через специаль ный механизм, он приобретает форму трубы. Труба постепенно вытягивается вперед до тех пор, пока пру жинная защелка на конце зонда не попадет в гнездо, имеющееся на цели. После этого зонд наматывается на барабан, превращаясь в ленту, аппараты подтягиваются друг к другу, осуществляется их жесткое соединение с помощью замков.
Приведенные примеры указывают на возможность использования разнообразных конструкций стыковочных систем.
Г л а в а V I
ПЕ Р Е М Е Щ Е Н И Е КОСМОНАВТА
ВО Т К Р Ы Т О М К О С М О С Е
§ 6.1. Н А З Н А Ч Е Н И Е И |
О Б Щ А Я |
|
Х А Р А К Т Е Р И С Т И К А С Р Е Д С Т В П Е Р Е М Е Щ Е Н И Я |
||
Успешное развитие космических |
ис- |
|
V следований позволило перейти к |
но |
|
вому этапу освоения космического |
пространства — эта |
пу создания тяжелых пилотируемых и автоматических орбитальных станций. Создание орбитальных станций позволяет проводить длительные исследования, включа ющие широкий круг задач научного и технического ха рактера. Наряду с орбитальными станциями в космиче
ском |
пространстве будет функционировать |
и |
большое |
|||
количество |
космических |
систем (комплексов) |
различ |
|||
ного |
целевого |
назначения |
(навигационные, |
геодезиче |
||
ские, |
связи |
и |
др.), в состав которых могут |
входить тя |
желые космические аппараты (станции).
Для сборки орбитальных станций, их обслуживания и ремонта потребуется выполнение различных работ и операций в открытом космосе. К их числу можно от нести:
—сборку тяжелой космической станции или отдель ных ее элементов;
—обслуживание и ремонт различного оборудования космических аппаратов и станций;
—• транспортировку |
грузов между космическими ап |
||
паратами |
и перевозку |
экипажей орбитальных |
станций; |
— спасение космонавтов и космических аппаратов в |
|||
аварийных |
ситуациях |
(например, остановка |
вращения |
корабля, |
принудительное возвращение в |
атмосферу |
и т. д.); |
|
|
— |
инспектирование |
космических аппаратов для оцен |
ки их |
состояния и наличия повреждений; |
|
— |
съем информации |
с космического аппарата (стан |
ции), |
|
|
207
Для проведения перечисленных выше операций в кос мическом пространстве потребуется комплекс специаль ных приспособлений и устройств, обеспечивающих рабо ту и передвижение космонавтов в открытом космосе.
Одним из простейших приспособлений, обеспечиваю щих выход космонавта в открытый космос и его возвра щение на борт КА, является специальная тросовая си стема, гибко связывающая космонавта с КА.
Однако, как показывают проведенные исследования [41], [55], такая система дает возможность осуществить безопасное возвращение космонавта на борт КА лишь при его небольших удалениях (до 10 м). В противном случае может возникнуть нежелательное вращение КА относительно его центра масс, приводящее к накру чиванию троса на КА, увеличению скорости сближения космонавта с КА и силы натяжения троса сверх допу стимых пределов. Безопасная дальность действия тро совой системы может быть увеличена сокращением или устранением накручивания троса на КА, что может быть достигнуто созданием реактивной тяги на обоих концах троса, перемещением точки крепления троса к носовой части КА, применением дополнительной, «якорной» мас сы и др. Полное устранение закручивания троса вокруг КА может быть осуществлено активным управлением пространственным положением КА.
Устройства для перемещения в зависимости от своего целевого назначения могут быть пилотируемыми или беспилотными (автоматическими). В свою очередь те и другие могут иметь командную, автономную или комби нированную систему управления.
Беспилотные устройства имеют перед пилотируемы ми важное преимущество, заключающееся в том, что они не требуют наличия системы жизнеобеспечения и приспособления к условиям космического пространства. Поэтому время непрерывного пребывания их в косми
ческом |
пространстве может быть значительно больше, |
чем для |
пилотируемых. |
Беспилотные устройства найдут свое применение в первую очередь при выполнении операций, не гаранти
рующих безопасность космонавтов. |
К числу |
операций |
с повышенной опасностью можно |
отнести, |
например, |
операции по сборке и обслуживанию ядерных энергети ческих установок и двигателей. Среди устройств подоб-
203
ного типа наиболее широкое применение найдут дистан ционные манипуляторы, управляемые человеком-опера тором с Земли или с борта орбитальной станции. При выполнении операций с повышенной опасностью они мо гут значительно превосходить возможности человека, обеспечивая при этом такую гибкость, которая недоступ на для полностью автоматизированной системы.
Вместе с тем выполнение многих работ, например таких, как монтаж и ремонт в труднодоступных местах,
Рис. 6.1. Ручное |
маневрирующее устрой |
ство |
H H H M U |
анализ неисправностей и замена отказавших блоков, без участия человека потребует весьма сложных и доста точно громоздких автоматических устройств.
При проведении работ в космическом пространстве с непосредственным участием человека возникает необхо димость передвижения космонавта (или группы космо навтов) от одного космического объекта к другому. Та кое передвижение может быть осуществлено с помощью специального устройства, которое впредь будем назы-
вать у ст р о й с т в о м д л я |
п е р е м е щ е н и я к о с м о |
||
н а в т а |
(УПК). |
|
|
Такие устройства в зависимости от целевого назна |
|||
чения |
могут быть |
ручными |
или ножными, типа ранца |
или контейнера, а |
также |
платформно-рамными. |
Ручные и ножные устройства предполагается исполь зовать для перемещения космонавтов в непосредствен ной близости от КА. Среди этого типа УПК следует от
метить |
реактивное ручное |
маневрирующее |
устройство |
||||
HHHMU, |
работающее |
на |
смеси |
гидразина |
с водой |
||
(рис. |
6.1). |
Оно имеет |
два |
боковых |
сопла |
с |
тягой по |
209