Файл: Ащеулов С.В. Задачи по элементарной физике [учеб. пособие].pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 110
Скачиваний: 0
Р Е Ш Е Н И Е
1-й с п о с о б . Движение конца нити С можно представить себе складывающимся из двух движений: движения вместе с осью катушки со скоростью ѵ0 (как если бы нитка была закреплена
в точке А, а катушка |
скользила бы поступательно) и движения |
с некоторой скоростью |
в результате наматывания (или сматыва |
ния) нити на катушку, т. е. ѵ = ѵ0dz ѵг, где знак плюс соответ ствует сматыванию нити.
Заставим катушку сделать один полный оборот и определим величину, на которую переместится конец нитки С. Очевидно, что в данном случае катушка катится вправо. За один оборот ось
катушки переместится на |
расстояние |
|
2я R, причем на |
катушку |
намотается |
нить длиной 2яг. |
Таким образом, |
|
ѵо’ ^ ѵ + ѵ ^ ѵ 1 + ѵі |
|
|||
|
( л . |
2лг |
|
= V |
R |
|
= Ѵ[ 1 ■ |
2nR — 2лг |
|
||
|
\ |
R — r ’ |
|||
7777777777/777777777777 |
2-й с п о с о б . |
Качение катушки |
без скольжения по плоскости в любой момент можно рассматривать как вра щение вокруг мгновенной оси В. Это следует из того, что точка В
катушки |
неподвижна. |
Таким образом, |
известно, что ѵв .== О, |
ѵа. = V. |
Следовательно, |
ѵ0 — vBI(R — г), |
так как линейные ско |
рости точек вращающегося тела пропорциональны расстояниям этих точек до оси вращения.
При R — г и к =т^=0 ответ теряет смысл. Поясним это. Пусть скорость центра катушки ѵ0 задана. Тогда скорость конца нитки определяется соотношением ѵ = [(і? — r)/R] ѵ0, и при R->-r н->0 при любом значении скорости ѵй. При R = г конец нитки „не за мечает“, катится ли катушка, или она неподвижна. Следовательно, при R = г скорость конца нитки может быть равной только нулю. Из формулы ѵ0 = vR/(R — г) при этом мы получаем, что ѵ0 = 0/0, т. е. ѵ0 не определена.
3 А Д А Ч А 5
Определить скорость оси катушки в условиях предыдущей задачи, если нить составляет угол а с горизонтом. Доказать, что при некотором значении а 0 угла а качение без проскальзывания невозможно, и найти это значение.
Р Е ШЕ Н И Е
Движение катушки представим как вращение вокруг мгновен ной оси В. Тогда, если ѵд есть скорость точки касания А нити и внутреннего цилиндра катушки, то ѵл J_ AB и vA = к/sin ß
14
(см. решение задачи 1). Величину угла ß (см. рисунок) легко опре делить по данным задачи:
_о |
Л sin а |
, |
COS р = .. .. . |
...... |
|
У R2+ |
г2 —2rR cos а |
|
после чего скорость катушки можно рассчитать по формуле
R |
vR |
Ѵ° Ѵа AB |
I г — R cos a I * |
При условии, что cos cc0 = r/R, выражение для величины v0 теряет смысл. В этом случае нить направлена вдоль касательной к внутреннему цилиндру, проведенной из точки В. При таком направлении нити ка чание без проскальзывания при заданной величине ѵ не возможно (см. предыдущую задачу). Если а < а 0, ка тушка катится вправо, при
аа0 — влево.
Найти величину а 0 можно |
|
|
и не определяя величины |
К задаче 5. |
|
скорости |
катушки. Чтобы |
|
заставить |
неподвижную катушку катиться по столу, нужно воз |
действовать на нее силой так, чтобы момент этой силы относи тельно мгновенной оси вращения В был отличен от нуля. Следовательно, если линия действия силы проходит через ось вращения В, чистое качение невозможно.
3 А Д А Ч А 6
Автомобили А и В движутся равномерно с одинаковыми ско ростями по прямым, пересекающимся в точке О дорогам 1 и 2. Определить минимальное расстояние между автомобилями, если известны их начальные положения (АО = а и ВО — в), скорость V и угол а между дорогами (см. рис. а).
РЕ ШЕ Н И Е
Взадачах на максимум и минимум всегда полезно с самого на чала убедиться, если это возможно, что искомый результат сущест вует. Обычно это подсказывает и основную идею решения. Следует, конечно, помнить, что всякое предположение нуждается в доказа тельстве. При решении задач мы будем иногда опускать наши ин туитивные соображения, полагаясь на сообразительность читателя.
1-й с п о с о б . Искомое |
кратчайшее |
расстояние |
можно |
определить расчетным путем. |
Расстояние |
между автомобилями |
|
в момент времени t определим по теореме косинусов |
|
||
R*AB — (a — vt)2+ (b — I’i f + 2 (a — vt) (Ъ — vt) cos a. |
( 1) |
15
Необходимо найти минимум величины R \ b как функции вре мени. Для этого воспользуемся следующим приемом: рассмотрим соотношение (1) как квадратное уравнение относительно величи ны t. Корни этого уравнения определяются соотношением t lі2 = = (а + b)/2u ± D 1!'1, в котором D есть дискриминант уравнения, равный
(а — 6)2 ( c o s a - l ) + 2i?^s
іѵ 2 (cos а -f-1)
Физический смысл корней следующий: если дискриминант неотрицателен, расстояние между автомобилями принимает одно и то же значение в два различных момента времени. Таким обра зом, искомое минимальное расстояние R 0, на котором автомобили
К задаче 6.
находятся только один раз (в момент времени t0 = (а + Ь)/2ѵ), достигается при D — 0. Тогда і?о = (а — Ъ)2 (1 — cos а)/2. Пред ставив выражение (1) в виде
R \ b = Щ + 2ѵ2(1 -f cos а) ^ t — |
, |
|
убеждаемся, что R ab За і?о- |
движутся с одина |
|
2-й с п о с о б . |
Поскольку автомобили |
|
ковыми скоростями, |
то в момент времени t' |
— {а + Ъ) ѵ автомо |
били „поменяются“ местами, т. е. автомобиль А окажется на рас стоянии Ь от точки пересечения дорог, а автомобиль R — на рас стоянии а. Таким образом, в рамках поставленной задачи автомобй'ли равноправны, и можно догадаться, что в искомый момент времени автомобили должны быть симметричны относительно точки О, т. е. находиться от нее на одинаковых расстояниях. По пробуем проверить это предположение.
.Обратимся к рис. б и выясним, справедливо ли неравенство А 2В ^^~ -АхВі , если АуО =■ ВхО и А ХА 2 = ВХВ2. Построим парал-
1S
лелограмм А1В1В2С. Так как / \ С А гА 2 — равнобедренный, |
то от |
|
резок А 2С параллелен |
биссектрисе /_ А1ОВ1, т. е. А 2С |
В2С. |
Отрезки А 2В2 и СВ2 = |
А1В1 являются, соответственно, гипотену |
зой и катетом прямоугольного треугольника СА2В2, что и доказы вает справедливость исходного неравенства, а значит, и нашего предположения. После этого нетрудно найти и величину кратчай шего расстояния между автомобилями.
3-й с п о с о б . Два предыдущих метода не лишены недо: статков: первый требует сравнительно громоздких выкладок, во втором нужно заранее угадать результат, что не удалось бы, если бы скорости автомобилей были различны. Предлагаемый дальше способ свободен от этих недостатков и позволяет без вычислений построить искомый отрезок и соответствующие положения авто мобилей.
Рассмотрим движение автомобиля В с точки зрения наблюда теля, находящегося в автомобиле А. Скорость такого движения равна, как известно, разности \ в — ѵа и постоянна по величине
инаправлению. Это значит, что относительно автомобиля А автомобиль В движется по прямой линии 3. На рис. в прямая 3 изображена пунктиром для того, чтобы подчеркнуть, что она нарисована в системе отсчета, связанной с автомобилем А. Сле довательно, автомобили находятся ближе всего друг к другу, когда автомобиль В проходит через точку В', являющуюся осно ванием перпендикуляра, опущенного из точки А на .прямую 3. Отрезок AB' равен искомому кратчайшему расстоянию между автомобилями.
Для того чтобы изобразить положение отрезка AB' в непод вижной системе отсчета, сместим его параллельно самому себе так, чтобы конец В' попал на дорогу 2. Таким образом, точки Ах
иВх являются искомыми положениями автомобилей.*
З А Д А Ч А 7
Вы находитесь на судне, которое идет с постоянной скоростью = 15 узлов ** (1 узел есть единица скорости, равная одной миле в час) прямолинейным курсом. Катер, идущий постоянным курсом со скоростью ѵ2 — 26 узлов, находится в шести милях южнее. Позднее он проходит точно у вас за кормой, причем в этот момент времени находится к вам ближе всего — на рас
стоянии трех миль.
Найдите курс 'Судна. Какое время прошло между двумя мо ментами, указанными в задаче? Курсом судна называется направ ление его движения, отсчитываемое по часовой стрелке от направ ления на север.
*Вас не должно смущать, что на рис. б ив отрезки А 1В 1 имеют разную длину, так как чертеж б иллюстрирует решение отдельной вспомогательной
задачи.
**В морской практике скорость по традиции измеряется в узлах.
Р Е Ш Е Н И Е
Рассмотрим движение катера в системе отсчета, жестко свя занной с нашим кораблем и, следовательно, движущейся посту
|
пательно со скоростью ѵх относительно |
|||||||
|
Земли. Скорость катера в этой системе |
|||||||
|
отсчета |
'21 |
|
V , — V , |
постоянна |
по |
||
|
величине и |
|
|
|
|
|||
|
|
|
направлению, поэтому траек |
|||||
|
тория катера во введенной системе |
|||||||
|
отсчета является прямой (см. рисунок). |
|||||||
|
По условию наибольшее сближение |
|||||||
|
происходит в тот момент, когда катер |
|||||||
|
находится |
|
у |
нас |
за |
кормой, |
т. е. |
|
|
ѵ2і _[_ Ѵі - Поскольку АВу _|_ ВВ1,А Б 1 = |
|||||||
Н) |
= AB 12, то |
/, |
АВВХ = |
30°. |
|
|||
Л |
Следовательно, курс нашего корабля |
|||||||
К задаче 7. |
равен |
300 |
|
или 60°. |
Второму ответу |
|||
рисунке. Очевидно, что |
соответствует |
пунктирный чертеж |
на |
|||||
;21 = (ѵ\ |
— к!)1/2, поэтому искомый про- |
|||||||
межуток времени равен |
|
|
|
|
|
|
|
|
Аг = ВВ1/ѵ21 — АВ/ѵ21cos 30° |
20 |
мин. |
|
З АД АЧ А 8
Из пункта А в пункты В, С и т. д. можно попасть одним из двух способов: 1) выйти сразу и идти пешком; 2) вызвать машину и, подождав ее определенное время, ехать на ней. В любом конкрет ном случае используется способ передвижения, требующий наи меньшего времени. При этом оказывается, что если конечный пункт отстоит от А на 1 км (пункт В), 2 км (пункт С), 3 км (пункт Д ), то требуется на дорогу не менее 10, 15, 17,5 мин соответственно. Скорости пешехода и машины, а также время ожидания машины неизменны.
Сколько времени потребуется, чтобы добраться до города Е , отстоящего от А на б км?
Р Е ШЕ Н И Е
Для рассуждений воспользуемся способом графического пред ставления движения. Возьмем прямоугольную систему координат и по оси абсцисс будем откладывать время, которое требуется на дорогу, а по оси ординат — расстояние от города А. Любое рав номерное движение изображается на такой диаграмме, как из вестно, отрезком прямой.
Нанесем на диаграмму данные задачи; им соответствуют три точки В, С и Д (см. рисунок). Можно проверить, что эти точки не лежат на одной прямой. Следовательно, использовались оба
18