Файл: Чашников Д.И. Деформируемость судостроительных сталей при обработке давлением.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.07.2024
Просмотров: 90
Скачиваний: 0
сления 6кр(р)(%): |
|
|
|
|
|
|
|
Si<p (р) — 2бкр |
j ~ ■ |
|
|||
Аналогичным способом можно вывести формулу для определения |
||||||
расчетной деформации |
6ПР(Р) |
(%) |
при |
продольной прокатке (вели |
||
чина Ьпр определяется |
через |
разность |
высот, ^Ьпр — |
,l-J ; |
||
6,Ф,Р, = 6 . ,^ - + 1 0 0 ( і |
- І - ) |
|
||||
ИЛИ |
|
|
|
|
|
|
önPcp,= 100+ -^(ènP-100), |
|
|||||
|
|
|
°0 |
|
|
|
где b0 и Ьг — ширина |
образцов |
до |
и |
после прокатки |
соответ |
|
ственно. |
|
|
|
|
|
|
При осадке круглых образцов в торец в случае определения пре дельной степени осадки через высоту образца до и после деформа
ции ( Ьпр = -Ну - ■j пересчет показателя по площади поперечного сечения изменений не вносит:
^пр (р) --- ^пр.
Последнее положение подтверждается также теоретическими выкладками автора [53], полученными на основании сравнений интенсивностей деформации при растяжении и чистой осадке.
В настоящее время единственным реальным путем определения корреляционного коэффициента является эксперимент. На осно вании исследований показателей деформируемости при различных процессах обработки давлением и универсального показателя пла
стичности, |
а также сопоставления и анализа полученных данных |
и расчета |
корреляционного коэффициента можно создать базу |
с целью разработки теоретических методов расчета корреляционных коэффициентов для всего диапазона марок сталей и сплавов в усло виях любого производственного процесса обработки давлением.
Решение этой задачи позволит обеспечить разработку любого деформационного маршрута с максимальным использованием пла стических свойств обрабатываемого металла на основании простей ших лабораторных испытаний — определения универсального по казателя пластичности.
§ 17
ДИАГРАММА ДЕФОРМИРУЕМОСТИ
В практике удобней использовать графическое изображение зависимости Ьпр— ф, представляемое в виде диаграммы деформируе мости. Диаграммы деформируемости необходимо строить для каждого конкретного материала (марки стали, сплава, чистого металла)
'8* |
115 |
отдельно по каждому процессу обработки (продольной прокатке, ковке, прошивке и т. д.). Следовательно, применительно к конкрет ному материалу строится несколько диаграмм деформируемости, в сумме представляющих технологический паспорт материала с точки зрения его обрабатываемости методами пластической деформации.
С учетом ранее изложенных соображений (см. § 16) для уточне ния функциональной связи лучше строить диаграмму деформируе мости в координатах: предельная расчетная степень деформации —
универсальный |
показатель пластичности (6np(P) — ф). Величину |
Ьпр (р) берут из |
данных лабораторных испытаний, имитирующих |
данный процесс пластической обработки. Например, применительно к процессу продольной прокатки величина Ьпр определяется при испытаниях на прокатываемость клиновых образцов по самому жесткому режиму — разовая деформация образца с искусственным концентратором напряжений (надрез). Значение величины йпр(р) получают путем расчета по нескольким формулам, приведенным в предыдущем параграфе этой главы. На основе результатов произ водственных исследований и данных опыта работы возможна коррек тировка значений Ьпр и соответственно йпр(р), причем эта корректи ровка, как правило, производится в сторону увеличения этих зна чений, ибо имитирующие реальный процесс обработки испытания по самому жесткому режиму дают сознательно заниженные значе ния показателей деформируемости. Последнее обстоятельство обус ловлено стремлением иметь определенный запас (резерв пластич ности), гарантирующий возможность уверенно применять эти пока затели в практических расчетах маршрутов реальных процессов обработки металлов давлением при любом неблагоприятном соче тании факторов, снижающих Деформируемость обрабатываемого материала.
Значения относительного сужения определяются методом ста тических испытаний на разрыв при соответствующих темпера турах.
Варьирование значений величин £>пр и Ьпр(р), необходимое для построения зависимости Ьпр(р) — ф, производился путем изменения структурного состояния материала при соблюдении соответствую щего испытаниям на разрыв постоянства всех прочих показателей: химического состава, температуры испытаний, окружающей среды, скорости и т. д. Так, например, при построении диаграмм дефор мируемости (холодная прокаткастали листового и трубного сорта мента) при t = const = 20° С указанное изменение структуры осуществлялось подбором соответствующих режимов термической обработки исходных образцов (см. рис. 29 и 30). Применительно к усло виям деформации при высоких температурах можно рекомендовать два способа варьирования значений £>пр и ф, а именно:
У испытания образцов из литого и деформированного с разной степенью вытяжки металла;
2) испытания образцов либо из литого, либо из деформирован ного металла, имеющего разную степень модифицирования или различные модификаторы при выплавке.
116
В последнем случае под модификатором понимается технологи ческая добавка, вводимая в металл в столь малом количестве, что ее влиянием на изменение химического состава материала можно полностью пренебречь.
Если при построении диаграмм деформируемости' ряда марок сталей в условиях холодной пластической обработки, как было отмечено выше, твердо установлено наличие прямолинейной зави симости вида
У = CL - \- Ьх,
то применительно к условиям высоких температур эксперименталь ных данных, подтверждающих наличие прямолинейной зависи мости Ьпр от ф при t = const, в литературе нет. Следует заметить, что нет оснований ожидать коренного изменения вида зависимости при переходе от 20° С к более высоким температурам ввиду сохра нения качественной идентичности обоих видов испытаний по всем показателям. Но, с другой стороны, следует остановиться на изме нении количественного влияния некоторых из этих показателей, а именно: температуры и скорости. Увеличение температуры обраба тываемого металла в диапазоне от нормальной до близкой к грани цам зон перегрева и пережога в общем виде повышает его пластич ность за счет развития процессов разупрочнения: отдыха, возврата, рекристаллизации и т. д. Протекание процессов разупрочнения происходит во времени, причем чем выше температура нагрева, тем меньше требуется времени на разупрочнение и тем интенсивнее оно развивается.
И. Шей прямо указывает, что в настоящее время для получе ния удовлетворительной корреляции необходим учет различий в скоростях деформации, соответствующих процессам простейших моделирующих испытаний, испытаний на разрыв при высоких тем пературах и обработки давлением в производственных условиях.
Итак, устанавливая зависимость Ьпр — ф в области температур выше, чем комнатная, следует ожидать количественного изменения коэффициентов уравнения связи у = а + Ьх по сравнению с зависи мостью, полученной для температур холодной обработки, где влия нием несоответствия скоростей деформации статического растяжения и имитирующего реальный процесс испытания можно практически пренебречь.
В случае деформации при повышенных температурах влияние скорости может настолько отрицательно сказаться на значении предельной пластичности, что сведется на нет положительное влия ние схемы объемного напряженного состояния, и величина Ьпр станет меньше величины ф при прочих равных условиях (в выра
жении у = а + |
Ьх коэффициенты а = 0, |
Ь < 1). |
. Физическая |
сущность отрицательного |
влияния различия в ско |
ростях деформации в случае повышенных температур при имитирую щих реальный процесс обработки давлением испытаниях деформи
руемости и на разрыв образцов состоит в том, что при |
испытаниях |
на разрыв мы имеем дело со «статической» скоростью |
деформации, |
117
а при определении деформируемости любым из принятых методов скорость деформации приближается к динамической. Поэтому, если при испытаниях на разрыв процессы разупрочнения протекают ^практически полностью, то при имитирующих любой реальный про
|
|
|
|
|
|
цесс испытаниях этого может не |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
происходить, особенно при сред |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
них температурах, когда скоро |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
сти разупрочнения |
|
невелики. |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
Естественно, что эти обстоятель |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
ства не могут не |
оказать отри |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
цательного влияния |
на |
пласти |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
ческое |
|
поведение |
материала, |
||||||||
|
|
|
|
|
|
снизив |
|
значение |
|
предельной |
|||||||
|
|
|
|
|
|
пластичности |
|
по |
|
сравнению |
|||||||
|
|
|
|
|
|
с универсальным |
|
показателем |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
пластичности |
в |
случае |
испыта |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ний на разрыв |
при |
той же тем |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
пературе. Доказательством этих |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
соображений |
может |
|
служить |
||||||||
|
|
|
|
|
|
представленная на рис. 31 зави |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
симость динамического |
коэффи |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
циента |
|
К'г от температуры, |
по |
||||||||
|
|
|
|
|
|
строенная |
по |
|
эксперименталь |
||||||||
|
|
|
|
|
|
ным данным |
работы |
[14]. |
|
||||||||
|
|
|
|
|
|
Динамический |
коэффициент |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
представляет |
собой |
|
отношение |
||||||||
|
|
|
|
|
|
предельной степени деформации |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
при динамической осадке (йпрдн1І) |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
к относительному |
сужению |
(гр) |
|||||||||
|
|
|
|
|
|
при статических испытаниях на |
|||||||||||
|
|
|
|
|
|
разрыв: |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
|
|
К- |
цпр.дин |
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
Ьп1 |
|
|
|
|
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
45 |
|
|
|
|
||
|
|
|
|
|
|
Коэффициент Кв фактически |
|||||||||||
о |
200 |
т |
боа |
юоо то |
|
является |
показателем влияния |
||||||||||
Т°С |
скоростных различий при опре |
||||||||||||||||
100 |
500 |
500 - 7оо |
1100 |
||||||||||||||
Рис. 31. |
|
|
|
|
ко |
делении |
пластических характе |
||||||||||
|
от |
|
ристик |
|
металла |
двумя спосо |
|||||||||||
|
|
бами: |
имитирующими |
процесс |
|||||||||||||
Зависимость |
динамического |
ковки |
(динамическая |
осадка) и |
|||||||||||||
— армко-железо; 2—=сталь 20; 3 — сталь 30; |
|||||||||||||||||
14 — стальэффициента45; 5 — сталь/СЕ |
У7А;температуры.6— сталь У8А; |
||||||||||||||||
7 — сталь УЮА; 8 — сталь У12А; 9 — сред |
статическими |
испытаниями |
на |
||||||||||||||
|
|
ние значения. |
|
|
разрыв. |
Уменьшение |
значения |
||||||||||
|
|
|
|
|
|
/Се свидетельствует |
об |
отрица |
тельном влняниискорости (снижение предельной степени деформации при динамической осадке относительно универсального показателя пластичности — ухудшение деформируемости), а увеличение этого коэффициента означает положительное влияние скоростного фактора (рост Ьпр относительно величины ф — улучшение ’деформируемости).
115
Представленная графически зависимость показывает, что в де лом имеет место снижение величины К'е с ростом температуры
нагрева, |
за исключением области средних |
температур |
нагрева |
||
— (100—300° С), где |
некоторый рост величины |
К-Ё объясняется |
|||
действием |
теплового |
эффекта деформации |
(ветвь |
аб). В |
области |
температур нагрева выше порога рекристаллизации интенсивность отрицательного .влияния скорости затухает (ветвь вг), что связано с тем, что при этих температурах скорость рекристаллизации весьма значительна. В области температур интенсивного падения вели чины /Св (ветвь бв) иңеет место неполное протекание рекристаллизации вследствие соизмеримости скоростей разупрочнения и деформации.
Все сказанное выше относится и к построению диаграмм деформи руемости для процессов обработки давлением, имеющих схему объем ного напряженного состояния, по «жесткости» превосходящую схему при испытаниях на разрыв. Такие схемы обработки применяют очень редко, однако они все-таки имеют место в практике. К данному случаю в первую очередь относится процесс прошивки на станах косой прокатки. При прошивке в центральной зоне очага деформа ции имеет место объемное растяжение, приближающееся к трехмер ному. Для таких процессов связь между 'показателем деформируе мости и величиной ф описывается уравнением типа у = Ьх, или Ьпр = /<Гф, причем величина /<" всегда меньше единицы. В случае процесса прошивки Ьпр = 8кр (6кр — критическая степень деформа ции, соответствующая началу самопроизвольного вскрытия полости в центре прошиваемой заготовки).
Таким образом, примерный вид диаграммы деформируемости для любого конкретного процесса обработки давлением и опреде ленной марки обрабатываемого материала может быть таким, каким изображен на рис. 34.
Построенные применительно к конкретной марке стали или сплава диаграммы деформируемости для ряда реальных процессов обработки давлением позволяют в дальнейшем определять значения предельной степени деформации только по данным исходного опре деления относительного сужения обрабатываемогома териала при соответствующих принятым в реальном процессе обработки темпе ратурах.
В производственных условиях достаточно провести контрольную проверку сертификатных данных испытаний ф на разрыв и опреде лить по диаграмме соответствующие -значения йпр(р) и Ьпр. Эти величины используют уже непосредственно либо в расчете нового маршрута обработки, либо для корректировки или проверки (в слу чае необходимости) существующего. Экспериментальное подтвер
ждение правомочности такого подхода |
к |
построению диаграм |
мы деформируемости при повышенных |
и |
высоких температурах |
.(наличие, как и при холодной деформации, линейной связи величин bПр (р) — ф) получено автором настоящей работы совместное с А. М'. Тынтаревым.
Нами исследовались деформируемость сталей 12ХНЗМФА и 10ХНЗМФА в литом состоянии. Выплавка металла производилась
119