Файл: Скрягин Л.Н. Книга о якорях.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 128

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Рис. S2. Б этом слу­ чае якорь беспо­

лезен

Рис. S3. Ромбовид ­ ные лапы якоря Херрешофа

Рис. 84. Один из ва­ риантов крепления штока без чеки

н безотказности в работе на всех видах грунта с ним не

может

сравниться ни

одна из хитроумных конструкций самых новейших систем.

И до

наших дней

адмиралтейский якорь успешно выдерживает конкуренцию с сотнями новых кон­ струкций, появившихся за последние 70—80 лет.

В отличие от бесштоковых якорей он конструктивно очень прост. В нем нет подвижных частей, это не механизм, а скорее железное приспособление. И хотя все современные большие морские суда оборудованы втяжными якорями, рожде­ ние каждого из них до сих пор не обходится без адмиралтейского якоря. Чтобы задержать движение сошедшего со стапеля корабля в стесненном ковше судо­ строительного завода, с его носа отдается тяжелый адмиралтейский якорь, по­ ставленный на судно специально для спуска на воду.

Адмиралтейский якорь можно встретить на малых морских судах, лихтерах,

промысловых судах, баржах, спортивных и многих других судах.

 

 

Столь поразительной долгоживучестьго древняя конструкция обязана

двум

важным преимуществам: сравнительно хорошей держащей силе на всех

видах

грунта и безотказности

в действии. Всегда, когда моряки не доверяют

сложному

н нередко капризному

якорю-механизму, они пользуются испытанным

адмирал­

тейским якорем. Именно его избрали в качестве единственного станового

якоря

при проектировании в

1908 году первого в мире немагнитного корабля — бриган­

тины «Карнеги». Если не считать серебряных якорей древних финикийцев, полу­

торатонный бронзовый адмиралтейский

якорь бригантины

можно

справедливо

считать самым

дорогим якорем в истории мореплавания.

 

 

За двадцать

лет

эксплуатации этот

якорь не раз спасал от смерти моряков

и ученых корабля.

Время от времени

команда бригантины

только

меняла ма-

нильский якорный канат. В ноябре 1929 года, во время стоянки в порту Апия

(Самоа) это судно погибло

от

пожара.

Жители острова подняли

со

дна

моря

уникальный якорь и

согласились

за небольшое

вознаграждение

про­

дать

его

американцам. Десять

лет

бронзовый якорь

украшал

центральный

вестибюль

института Карнеги в

Вашингтоне, а в 1942 г., когда США

вступи­

ли во вторую мировую войну,

якорь

по

недоразумению

пустили

на

переплав­

ку [97, 101].

 

 

 

 

 

 

 

 


Адмиралтейские якоря и сейчас верой и правдой служат науке. Как уже го­

ворилось, в мае 1959 года советское научно-исследовательское

судно

«Витязь»

установило мировой рекорд по глубоководной

якорной

стоянке

(9600 и). И

этот

рекорд помогли поставить два адмиралтейских

якоря.

 

 

 

 

С момента учреждения адмиралтейского стандарта прошло более

ста

лет.

Давно утратили силу правила, требовавшие

строгого

соблюдения

пропорций

адмиралтейского якоря и технологических приемов его изготовления. Литье за­ менило ковку, в далекое прошлое ушел адский труд якорных мастеров, бившихся

над приваркой рога к веретену, оказался

забытым деревянный

шток.

Постепен­

но менялись

технологические требования

на адмиралтейские

якоря,

менялась

форма

якоря

и его отдельных частей. Посмотрите внимательно

на

рис. 81.

Вы

найдете

немало отличий в яхорях, изготовленных в разных странах. В первую

очередь — в

форме лап, которая отражает различия в характере

грунта,

по­

желаниях заказчика, традициях фирм или личных вкусах якорных мастеров.

 

Главные

достоинства адмиралтейского

якоря — быстрое забирание

грунта

и

хорошая стабильная держащая сила •— зависят от таких величин, как угол атаки, угол отгиба рога, длина рога и площадь лапы. До сих пор для выбора этих ве­ личин строгих и точных рецептов нет. Они выбираются на основании модельных испытаний и проверяются исключительно практикой. И здесь всегда замечатель­

ным

эталоном для сравнения смело можно брать «Адмиралтейский Стандарт

1852

года».

Из всех изменений, которые претерпел адмиралтейский якорь, самое сущест­ венное — ромбовидная лапа. Морякам хорошо знакома ситуация, изображенная на рис. 82,— канат зацепился за рог и угол на стыке рога и лапы не дает ему освободиться. Чтобы избежать этого, американец Чарльз Фредерик Херрешоф — известный строитель крейсерских яхт из штата Род-Айленд — в шестидесятых

годах

прошлого

века предложил конструкцию адмиралтейского якоря с ромбо­

видными

лапами

(рис. 83). У такой лапы нет прямого угла и зацепившийся за

рог канат

легко

соскальзывает. Этот якорь получил признание у моряков и ры­

баков

восточного

побережья США и Канады. Его выпускают до сих пор [48, 97].

У

большинства современных адмиралтейских якорей есть один недостаток: их


железные штоки неизбежно гнутся при падении якоря на твердый грунт или при подтягивании якоря под клюз. Диаметр штоков явно занижен. И хотя уве­

личение

их

толщины

повлекло бы за собой увеличение диаметра веретена,

это,

по

всей

видимости,

сказалось бы положительно при работе якоря на

грун­

те:

верхняя

часть

веретена плотнее прижималась бы к грунту. Не

очень

удачно и крепление штока с помощью чеки. У нее быстро ломается шплинт, а

сама

чека, прикрепленная

к

штоку цепочкой, часто теряется, особенно если

звенья

цепочки не спаяны.

На

вооружение якоря затрачивается немало времени,

в особенности при волнении, когда работа на баке затруднена. Кроме того, для

приготовления такого якоря к отдаче или

уборке его в

положение по-походному

необходимы молоток и

плоскогубцы.

 

 

Крепление съемного

железного штока

можно изменить так, как показано на

рис. 84. Можно применить и предложение

советского

инженера Кочерги, кото­

рый в 1962 году выдвинул сходную идею, но вместо одной прорези в его конст­ рукции два шипа [36].

За последнее время за рубежом запатентовано около сотни разборных и

складных

адмиралтейских

якорей.

Из-за

сложности

конструкции в

массовое

производство они не идут:

в основном их изготавливают по индивидуальным

заказам. Болты и трущиеся

части

во много раз снижают их прочность,

особен­

но если якорь сильно проржавел.

Профессиональные

моряки и рыбаки

скепти­

чески относятся к таким якорям. Известный писатель и моряк Джозеф

Конрад

называл

их «хитроумными

игрушками»,

(рис. 85).

 

 


,,'ANCRE. DE S.URETE"

 

 

 

 

 

 

 

ПОВОРАЧИВАЮЩИЕСЯ

РОГА

 

В якорях с качающимися рогами и съемным штоком принцип действия

ад­

 

миралтейского якоря остался непоколебленным. По-прежнему один

из

его

рогов

 

не участвовал в работе, а шток, находящийся в другой плоскости, создавал не­

 

удобства при подъеме якоря

на судно. И

хотя

якорь

Портера

был безопасным

 

в одном отношении—рог не торчал из грунта, качающиеся рога представляли

 

угрозу людям при уборке якоря на волнении.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Почему бы не видоизменить якорь Портера

так,

чтобы рога

вращались в

 

другой плоскости и якорь забирал грунт

одновременно двумя рогами?»—такая

 

мысль приходила в голову морякам и мастерам еще

до

учреждения

адмирал­

 

тейского стандарта

1852

года. И первым,

кто воплотил эту идею в жизнь, стал

 

английский якорный мастер Гаукинс [53, 86]. Он еще в 1822 году осмелился из­

 

менить сохранявшийся веками принцип действия якоря,

отказавшись в

своей

 

конструкции от штока. Гаукинс, как и Портер, сделал в нижнем конце веретена

 

развилину, но подвижные рога укрепил в ней в другой плоскости. Они уже не

 

качались, а поворачивались на некоторый

угол в каждую из двух сторон

 

(рис.

 

86). Отданный якорь ложился на грунт плашмя одной из своих сторон. Когда

 

якорный канат натягивался и начинал протаскивать якорь по дну, жестко

ук­

 

репленный в средней части рогов сектор,

цепляясь за

грунт, разворачивал

 

рога

 

якоря вниз, и он зарывался в грунт одновременно двумя рогами. На этом прин­

 

ципе основаны конструкции всех современных

якорей, забирающих

грунт однов­

 

ременно двумя

лапами

(рис.

87).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прежде чем передать свой якорь на рассмотрение в Адмиралтейство, Гаукинс

 

составил его подробное описание. В нем

говорилось,

что,

поскольку

оба

 

рога

 

якоря находятся в грунте, он безопасен для проходящих над ним судов, а от­

 

сутствие штока позволяет назвать автору

свое изобретение

самым

удобным

для

 

обращения

на

корабле

якорем. Гаукинс

утверждал,

что

 

держащая

сила

его

 

якоря ровно в два раза выше, чем у обычного якоря

(ведь

якорь

держит

грунт

 

одновременно двумя

рогами!).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рассмотрев

заманчивое предложение

изобретателя,

чиновники

Британского

 

Адмиралтейства

попросили

Гаукинса прислать

новый якорь

для

испытаний.

 

К удивлению и разочарованию Гаукинса,

держащая сила

 

якоря составила

 

все­

 

го лишь '/б

часть держащей

силы обычного якоря такого

же веса. Оказывается,

79