ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 2
фнльда
мм, с кат-балками |
и с кранами. Якоря, |
приспособленные |
для |
уборки этими |
уст- |
г>нс. |
97. Якорь |
фнр- |
|||||||||
ронствами, нетрудно отличить от современных по |
„ |
|
|
веретене, за |
кото- |
мы |
«Брауп и |
Ле- |
|||||||||
скобам на |
|
нокс» |
|
||||||||||||||
рые закладывали гак кат-тален. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
У якорей с двумя рабочими рогами, рассчитанными для уборки |
на |
бак |
ко |
|
|
|
|||||||||||
рабля, |
был, как правило, |
шток, находившийся в |
плоскости |
|
рогов. До |
начала |
|
|
|
||||||||
широкого внедрения втяжных якорей наиболее распространенными конструкция |
|
|
|
||||||||||||||
ми, помимо якоря Мартина и Давида, были следующие. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
На рис. 96 показана конструкция, разработанная лейтенантом |
британского |
|
|
|
|||||||||||||
королевского флота |
Инглефильдом. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Сначала изобретатель, видимо, следуя примеру Мартина, снабдил свой якорь |
|
|
|
||||||||||||||
штоком. В таком виде якорь Пнглефильда выпускался во многих странах почти |
|
|
|
||||||||||||||
сорок лет. Считали, что шток увеличивает держащую силу |
якоря. Но в |
1891 го |
|
|
|
||||||||||||
ду англичане проводили |
в |
Портсмуте |
испытания |
якорей |
различных |
систем. Сре |
|
|
|
||||||||
ди десяти якорей, созданных разными изобретателями, оказался и якорь Ингле- |
|
|
|
||||||||||||||
фнльда, шток которого затерялся где-то на складе. Тем не менее стали испыты |
|
|
|
||||||||||||||
вать п его. И что же? На |
песчаном |
и |
илистом |
грунте |
якорь |
|
Инглефильда |
|
|
|
|||||||
забирал |
и держал |
лучше |
всех. Когда на этом якоре |
закрепили |
|
нашедшийся |
|
|
|
||||||||
шток, он стал забирать не |
сразу. Пока якорь протаскивался по грунту, его |
шток |
|
|
|
||||||||||||
в виде |
широкой выгнутой |
полосы сглаживал неровности дна; вкладыш |
и |
лапы, |
|
|
|
||||||||||
ни за что не зацепляясь, |
скользили по грунту. После этих испытаний |
Ингле- |
|
|
|
||||||||||||
фильд изменил конструкцию: убрал шток, а вес |
головной части |
якоря |
увели |
|
|
|
|||||||||||
чил. Несмотря на |
сложность —• пять |
деталей, четыре болта |
|
и |
пять |
скоб — и |
|
|
|
||||||||
дороговизну, якорь Инглефильда успешно конкурировал с хорошо зарекомендо |
|
|
|
||||||||||||||
вавшим себя якорем Мартина. Он широко применялся в русском военном флоте. |
|
|
|
||||||||||||||
Очень схож по внешнему виду с якорем Инглефильда якорь английской фир |
|
|
|
||||||||||||||
мы «Браун и Ленокс» |
(рис. 97). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||
Оригинальное и конструктивное решение якоря этой же фирмы |
показано на |
|
|
|
|||||||||||||
рис. 98. Здесь шток якоря одновременно и монтажный стержень, |
удерживаю |
|
|
|
|||||||||||||
щий рога в нижней части веретена. Шток, продетый сквозь головную часть |
яко |
|
|
85 |
|||||||||||||
ря, стабилизировал |
его |
на |
грунте и не препятствовал втягиванию |
в |
клюз. |
|
|
|
Рис. 9S. Здесь шток выполняет одновре менно две функции
Одни из самых первых втяжных якорей и в то же время наиболее распрост
раненный— якорь |
французского инженера |
Марреля, |
изобретенный |
в 1856 |
году. |
|||||||||||
Он отличался прямыми рогами и очень |
широкими |
лопатообразными |
лапами. |
|||||||||||||
Другие |
конструкторы |
неоднократно |
совершенствовали |
якорь |
Марреля. |
Некий |
||||||||||
Рнзбек |
переделал |
устройство |
ограничения |
угла |
поворота фогов, поставив по бо |
|||||||||||
кам веретена два |
шипа |
(рис. |
99). После |
этого |
якорь |
|
стали |
называть |
якорем |
|||||||
Марреля—Ризбека. В 1921 году марсельский инженер Фрерэ еще раз |
изменил |
|||||||||||||||
конструкцию якоря. Она |
получила |
название Марреля—Фрерэ. Спустя пять |
лет |
|||||||||||||
во Франции появилась еще одна конструкция якоря Марреля —«MAF». |
|
|
||||||||||||||
Первые два |
варианта |
якоря |
Марреля |
можно |
считать |
первыми |
втяж |
|||||||||
ными якорями. Они характерны для первых судов, оборудованных |
клюзовымн |
|||||||||||||||
трубами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ЗАПАТЕНТОВАННАЯ |
«НАДЕЖДА» |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
В мировом |
судостроении последние три |
десятилетия |
XIX века — оживленный |
период перехода от паруса к пару, начало широкого использования стали как основного кораблестроительного материала, появление новых типов судов и уве
личение их размеров. В эти |
годы армада мирового флота ежедневно пополня |
||||||||||
ется |
новыми |
броненосцами, |
крейсерами, канонерскими |
лодками, |
роскошными |
||||||
лайнерами и простыми «угольщиками». За малым исключением, на |
всех |
судах |
|||||||||
уборка якоря |
предусмотрена |
в клюз. В угоду удобству |
укладки и |
безопасно |
|||||||
сти корабелы |
отказываются |
от адмиралтейского |
якоря |
с его |
модификациями, |
||||||
хотя последние еще верно служат на парусных судах. Проектировщиков |
якор |
||||||||||
ного |
устройства |
строящихся |
кораблей |
уже |
не |
удовлетворяет |
п |
безопасный |
|||
якорь |
Мартина. |
Ведь для его укладки |
на |
баке |
нужно |
делать |
скосы, подушки |
и ставить краны. Непригодны для втягивания в клюз якоря со штоком Инглефнльда и Брауна—Ленокса.
Именно в этот период развития судостроения наступает самый оживленный момент в многовековой истории якоря. Рождается множество инженерных ре шений, создаются оригинальнейшие конструкции новых втяжных якорей. Верфи
получают поток предложений и заявок на якоря |
для строящихся |
судов. |
Но |
||
первые же эксперименты |
на моделях и опытных |
образцах |
якорей |
показывают |
|
их удивительно низкую |
держащую силу; Она в |
три-четыре |
раза меньше |
дер- |
жащей силы адмиралтейского якоря. Однако несмотря на это, они принимались:
удобство уборки втяжного якоря брало |
верх. Необходимую держащую силу |
якоря обеспечивали за счет увеличения |
его размеров и веса. |
Просматривая выданные в конце прошлого века патенты на якоря в Англии, Германии, Голландии, Италии, Франции и других странах, не перестаешь удив
ляться разнообразию |
и числу предложенных конструкций. С 1880 по 1915 год в |
||||
мире было запатентовано почти две тысячи втяжных |
якорей! Другими |
словами, |
|||
на протяжении этих |
лет каждую неделю рождался |
новый проект |
якоря. |
|
|
В изобретении якорей пробовали свои инженерные способности и |
корабле |
||||
строители, и якорные |
мастера, и капитаны судов, и простые матросы, |
и |
даже |
||
люди, никогда не видавшие в своей жизни моря и настоящего корабля. |
|
||||
Оказывается, что |
расчет и проектирование судового якоря — не |
такое |
уж |
простое, как это может показаться на первый взгляд, дело. Оно требует от изо бретателя инженерного навыка, умения рассчитывать и смекалки. Ведь издавна моряки к символу своей надежды п спасения предъявляли самые суровые тре бования. Они всегда хотели, чтобы якорь был надежен и прочен, чтобы быстро
забирал и хорошо держал на всяком грунте, чтобы |
легко |
отделялся от |
него |
при подъеме на судно и, наконец, чтобы с ним было |
легко |
обращаться. С |
дру |
гой стороны, судовладелец, заказавший мастерам якорь, стремился поменьше за
него заплатить и поэтому требовал, чтобы он был прост и дешев в |
изготовле |
||
нии. Вот |
это |
стремление изобретателей воплотить в конструкции все |
достоинст |
ва якоря |
и |
привели к столь многочисленным проектам. |
|
Впрочем, подавляющее большинство этих проектов так и осталось проектами. Из двух тысяч запатентованных якорей в металл воплотилось не более ста. Остальные или оказались чрезмерно сложными в изготовлении, или были не правильно рассчитаны. Испытания их моделей или опытных образцов показали полную непригодность этих якорей. Очень метко выразил свою мысль о появив
шихся в те годы якорях известный русский |
специалист по морскому делу |
капитан В. Бахтин. В его «Руководстве по |
морской практике», изданном в |
1905 году в Санкт-Петербурге, есть фраза: «Символ надежды вместе с формой утратил веру в себя». Как правило, забрав грунт, после некоторого времени якоря выдергивались из него, забирали снова и потом опять теряли свою дер жащую силу. Это результат типичной ошибки в расчете конструкции. Ибо не
каждый |
изобретатель |
подходил к решению проблемы как |
инженер. |
Конструк |
|||||||||||
цию |
якоря |
обычно |
рисовали на глаз, не понимая важности таких |
характеристик, |
|||||||||||
как длина лап, их |
площадь, длина веретена, угол поворота рогов, угол |
атаки, |
|||||||||||||
расположение |
центра |
тяжести. Отбраковке неудачных конструкций много |
спо |
||||||||||||
собствовали |
и |
чрезвычайно жесткие нормы |
их |
приемки. |
|
|
|
|
|
||||||
В |
семидесятых |
годах прошлого века требования к якорям и якорным цепям |
|||||||||||||
во всем |
мире |
уже |
определялись государственными стандартами |
и |
правилами |
||||||||||
морских |
классификационных |
обществ: Регистра |
Ллойда — в |
Англии, |
Бюро |
Ве- |
|||||||||
ритас — во |
Франции, |
Северо-Германского |
Ллойда — в |
Германии, Американского |
|||||||||||
бюро |
судоходства — в |
США, |
Российского |
Регистра — в России. Без |
одобрения |
||||||||||
этих |
организаций |
ни |
одна появившаяся конструкция |
якоря |
не |
принималась |
к |
массовому производству для флота. Правила классификационных обществ опре
деляли и нормы якорного снабжения |
судов в |
зависимости |
от их |
типа, |
района |
плавания и размеров. Количество и |
вес становых якорей, |
стоп-анкера, |
верпа, |
||
длина и калибр якорь-цепей устанавливались |
по таблицам |
этих |
организаций. |
Рис. |
102. Якорь |
«Дредноут» |
и |
принцип его |
устройства |
По-прежнему неважно обстояло дело с производством якорей в Великобри тании. Англичане, наученные горьким опытом с «новыми» якорями адмирал тейского типа в пятидесятых годах прошлого века, даже учредили в 1860 году особый парламентский комитет по якорным цепям и якорям. На основании тща
тельного исследования фактического |
материала по аварийности |
морских |
судов |
||||
он сделал вывод: гибель половины из числа затонувших судов |
и |
связанные с |
|||||
этим человеческие жертвы вызваны несовершенством якорного устройства. |
|||||||
Морские хроники того времени буквально пестрят фактами |
о |
плохом |
каче |
||||
стве изготовлявшихся в шестидесятые годы в Англии якорей. |
Вот, |
например, |
|||||
официальное сообщение, взятое нами |
из |
книги |
«Обзор заграничных |
плаваний |
|||
судов русского военного флота с 1850 |
по |
1868 |
год», изданной в |
Санкт-Петербур |
|||
ге в 1871 году: |
|
|
|
|
|
|
|
«На фрегате «Генерал-адмирал» в 1860 г., снявшись с якоря из-за мыса Спартель, выдернули якорь без лап. Якорь оказался в середине совершенно непроко-
ванный, хотя |
н |
сделан |
знаменитою |
фирмою |
«Bro\vn |
and Lenox», |
в Лондоне». |
В 1868 г. |
в |
Англии |
был проведен |
через |
парламент |
очередной |
«Закон о яко |
рях и цепных якорных канатах», в котором подробно излагались все требования, предъявлявшиеся к изготовлению и испытанию якорей и якорных цепей и снаб жению ими кораблей британского флота. Параграфы и пункты «Закона» в дальнейшем неоднократно пересматривались и обновлялись в соответствии с до стижениями металлургии и судостроения. Так, например, в 1887 году, когда уже начало развиваться сталелитейное производство, Управление торговли Велико
британии назначило комиссию экспертов для выработки |
новых |
правил «Закона» |
для изготовления и испытания якорей из литой стали. |
|
|
По закону, принятому британским парламентом в 1899 году, |
все якоря и це |
пи английского производства должны были подвергаться пробе под непосредст венным наблюдением Регистра Ллойда. Каждый поставлявшийся на английское судно якорь весом более 168 фунтов испытывался цепопробной гидравлической машиной на опытной станции Регистра Ллойда. Только после этого Регистр вы бивал свое клеймо, номер сертификата, немер пробной машины и дату испы таний.
Рис. 103. Якорь «Трояп» |
Рис. |
104. |
Нижние части |
лап |
|
вставлены |
в отверстия в |
плите |
Якоря, на которые выдавались патенты и которые получали одобрение того или иного морского классификационного общества, обычно получали имена изо бретателей. Если патент на якорь покупался какой-нибудь фирмой или заводом, то якорю присваивали наименование последних. Очень часто в те годы конст рукции якорей, поступавших в серийное производство, получали условные на звания «Лев», «Бульдог», «Тритон», «Викинг», «Адмирал», «Дредноут» и т. д.
К двадцатым годам нашего века в мировом флоте распространилось такое
множество конструкций втяжных якорей, что корабелы и моряки |
стали в |
них |
|||||||||
путаться. «Не |
мудрствуя |
лукаво», моряки |
начали |
все новые |
якоря |
называть |
|||||
«патентованными». |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||
Рассмотрим |
лишь некоторые основные, характерные для того периода време |
||||||||||
ни |
конструкции |
судовых |
якорей, которые, |
получив |
одобрение |
классификацион |
|||||
ных |
обществ, широко |
применялись на флотах основных морских |
стран. |
|
|||||||
Как правило, все |
они |
были коваными |
(о |
литых |
якорях будет |
рассказано |
в |
||||
следующих главах книги). Соединение веретена с лапами, устройство |
ограниче |
||||||||||
ния |
поворота лап, характер захватов для первоначального разворота лап в грунт |
||||||||||
н форма якорей красноречиво говорят, сколько изобретательности |
и |
выдумки |
|||||||||
было вложено |
в это дело. |
|
|
|
|
|
|
|
|
Наиболее распространенным оказался якорь, изобретенный в 1871 году анг
лийским инженером из Ныокасла-на-Тайне Уастенейс-Смнтом |
(рнс. 100). |
Ве |
|
ретено отковано заодно с перпендикулярной к нему крестовиной, сквозь |
кото |
||
рую пропущен массивный болт с двумя прямыми лапами |
на |
концах. Ниже осп |
|
соединительного болта — два расположенных под прямым |
углом к лапам высту |
||
па, разворачивающих лапы при протаскивании якоря на |
грунте. Поворот |
лап |
ограничен упорами на их внутренних кромках. Конструкция неоднократно изме нялась и совершенствовалась фирмой «Уастенейс-Смит и сыновья». Литые якоря
этой |
фирмы, которые моряки обычно называют якорями Смита, можно встретить |
и в |
наши дни. |
Лапы якоря, запатентованного голландским инженером Бонгером в 1898 году, откованы из одного куска (рис. 101). Соединение веретена с лапами—сквоз ной болт.
Рнс. 106. Где тут ла пы, а где захваты?
Рис. 107. сБульдог» капитана Илла
S9