ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 123
Скачиваний: 2
Рис. 87. Принцип действия якоря с поворотными лапами
Рис. S6. Якорь Гау-
при каждом |
новом положении судна, |
относительно лежащего на грунте якоря |
||||||||
изменялось |
п направление |
тяги якорного каната. При |
этом |
находящийся |
в |
|||||
грунте рог обычного якоря мог поворачиваться |
вокруг своей |
оси, оставаясь |
в |
|||||||
грунте. У якоря же Гаукннса |
всякое |
отклонение |
|
натянутого |
якорного |
каната |
||||
от осевой линии веретена приводило к |
взрыхлению |
грунта |
одновременно |
обои |
||||||
ми рогами. Якорь часто выдергивался |
из грунта |
и |
после |
некоторого |
протаски |
|||||
вания по дну забирался снова. Британское Адмиралтейство отказалось |
|
принять |
||||||||
изобретение Гаукннса и вспомнило его |
спустя тридцать |
лет, когда |
подобную |
|||||||
конструкцию |
встретили «на ура» во Франции. |
|
|
|
|
|
|
|
На рис. 88 показана конструкция якоря, предложенная в 1852 году марсельским инженером Фердинандом Мартином. Вероятно, у современных специа листов, занимающихся изготовлением литых якорей, эта неуклюжая кованая конструкция вызовет улыбку. Действительно, излишне массивное четырехгран ное веретено с каким-то архаичным утолщением, громоздкое приспособление для разворота напоминающих коромысло рогов... Но тем не менее это вполне без опасный якорь, выдержавший суровые испытания и получивший признание мо ряков многих стран.
Мартин назвал свой якорь «Апсге de Surete»—«безопасный якорь», и на это он имел право: рога якоря, войдя в грунт, не создавали угрозы пробить днище судна или зацепить якорный канат, а уложенный плашмя на баке якорь не представлял собой «смертоносного снаряда» в случае столкновения судов.
Французское Адмиралтейство, не в пример Британскому, сочло разумным одобрить конструкцию якоря, который забирал грунт обоими рогами. Оно пони мало, что, хотя якорь Мартина не может сравниться по величине держащей силы с адмиралтейским якорем или якорем Портера, он безопасен и занимает совсем немного места на носовой палубе корабля. А это для военных кораблей
очень |
важно. |
|
|
|
|
|
Спустя |
два года |
после |
получения патента Мартин изменил конструкцию сво |
|||
его якоря. |
Хотя |
в |
этом |
не было особой необходимости, он сделал у |
якоря |
|
шток |
(рис. |
89). |
Видимо, |
изобретатель считал, что шток, укрепленный на |
вере |
тене в плоскости рогов, будет способствовать зацеплению якоря за грунт, уве
личивая тем |
самым |
держащую силу якоря. А впрочем, возможно и другое: |
шток обеспечит |
якорю |
большую стабильность па грунте — не даст якорю воз- |
Рис. 88. Сейчас эта конструкция |
вызы |
вает улыбку... |
|
можности переворачиваться с боку на бок. Этот шток представлял собой широ
кую выгнутую |
полосу, которая насаживалась |
на веретено, снизу |
удержива |
|||
лась заплечиками, а сверху крепилась чекой. |
|
|
|
|||
Во второй |
конструкции |
Мартина лапы стали |
длиннее, |
исчезло громоздкое, |
||
приспособление для разворота «коромысла». Последнее |
изменение |
немного |
||||
ухудшило якорь: он стал забирать грунт |
после длительного |
протаскивания. Тем |
||||
не менее надежность конструкции коромыслового якоря |
Мартина |
привлекла |
||||
внимание моряков. Патент |
изобретателя |
на второй якорь |
получил |
всемирное |
признание. Достаточно сказать, что этот якорь был удостоен трех золотых и од
ной |
серебряной медалей: в 1867 г. — в Париже, |
в |
1868 — в Гавре, в 1871—в Неа |
поле |
и в 1872 — в Лиме. Правда, вернуться к |
первоначальной конструкции — |
|
двум |
плоскостям для первоначального разворота |
рогов—изобретатель, видимо, |
не мог. Этот узел повреждался при падении якоря на твердый грунт. В резуль тате появилась третья конструкция Мартина, показанная на рис. 90.
Мартин просил на свой первый якорь «привилегию» в России на пять лет. Выдали ему ее или нет, неизвестно. По всей вероятности, нет, ибо якоря подоб
ного типа |
в |
России |
уже |
давно |
были известны. В |
журнале «Морской |
сборник» |
||
за |
1857 год |
(№ 1, |
т. XXVII, стр. 115—120) есть |
статья |
«Безопасный |
якорь». |
|||
Ее |
автор |
сообщает, |
что |
модель |
якоря, подобного |
якорю |
Мартина, он |
видел в |
Николаевской модель-камере: «Это приводит к заключению, что якоря этой си
стемы, известные под названием голландских, |
не новость и что Мартин |
сделал |
||||||||||||||
только некоторые усовершенствования |
в |
рычаге, |
откидывающем |
лапы, |
сделав |
|||||||||||
вместо острых конечностей его плоские, и |
выдал |
за свое |
изобретение». |
|
||||||||||||
Из того же «Морского сборника» мы узнаем, что до того, как Мартин |
полу |
|||||||||||||||
чил патент, |
подобные |
якоря |
использовались |
на |
русских |
канонерских |
лодках |
|||||||||
«Порыв» и |
«Туман». На |
первую |
лодку якорь |
передали |
с русского |
парохода |
||||||||||
«Проворный», |
а на вторую — с яхты |
«Затея» |
в |
1828 году. |
|
|
|
|
||||||||
Командир |
«Порыва» |
|
сообщал, |
что |
такой |
якорь весом 16 пудов 38 |
фунтов |
|||||||||
непрерывно |
использовался |
в |
течение |
пяти |
с |
половиной месяцев. Он быстро и |
||||||||||
хорошо забирал грунт |
и |
ни |
|
разу |
не сдал, |
хотя |
лодке приходилось |
отстаиваться |
||||||||
на якоре в |
свежий ветер |
и |
при волнении |
на |
малом Кронштадтском |
рейде, имея |
30 саженей вытравленного каната. Причем в сутки течение поворачивало лодку семь раз, и якорь всегда оказывался «чистым», то есть канат ни разу за него
6 Л . 11. Скрягнн
Рис. 90. Третья кон-
струкипя якоря ^\Эр"-
тина '
82
н е зацепился. Якорь легко поднимался, взятый на кат, он не бил скулы судна
даже при полном ходе корабля. Весьма просто было заложить за рым |
у |
раз |
|||||||||||
вилины веретена якоря фиш. Уложенный по-походному |
якорь, занимая |
|
очень |
||||||||||
мало места, позволял |
подходить скулой к причалу и другим кораблям. |
|
|
||||||||||
|
Хороший отзыв дал о таком же якоре весом 6 пудов |
15 фунтов |
(это |
был |
|||||||||
верп) и командир канонерской лодки «Туман». Известно, |
что якоря |
с |
двумя |
||||||||||
рабочими рогами имелись на |
русском бриге «Аякс» и на |
шхуне «Вихрь». |
|
||||||||||
|
Но как бы там ни было, |
якорь |
Мартина — первый |
якорь, забиравший грунт |
|||||||||
одновременно двумя |
рогами, |
который получил |
официальное |
признание |
моряков |
||||||||
и стал на какое-то время основным |
типом |
станового |
якоря |
на военных |
кораб |
||||||||
лях почти всех флотов мира. Наши |
русские |
броненосцы |
и |
крейсера |
примерно |
||||||||
до |
1900 года снабжались якорями |
Мартина, |
поступавшими |
с Ижорских |
заводов |
||||||||
в |
Колпино. Для броненосцев |
вес |
становых |
якорей Мартина |
в пудах |
принимал |
ся равным четвертой части площади погруженной части мидель-шпагоута, выра женной в квадратных футах [8].
На рис. 91 показан способ укладки становых якорей Мартина на корабль. Шпилем якорь подтягивали до клюза, затем за скобу на веретене якоря закла дывали гак кат-шкентеля, проходившего через блок на поворотной кат-балке до нужной высоты, кат-балку поворачивали и якорь укладывали горизонтально на
наклонную |
подушку |
на |
скосах бака. В таком |
положении якорь удерживался |
|
двумя |
цепями, взятыми |
поверх веретена: пертулинем — около штока и рустовом — |
|||
около |
оси |
вращения |
рогов. Перед выходом в |
море на якорь клали походные |
крепления, состоявшие из коротких цепочек или небольших винтовых талрепов, которыми вплотную подтягивали веретено якоря к подушке на скосе бака. Так выглядела горизонтальная уборка якоря.
Существовала и вертикальная уборка якоря Мартина в нишу на носовой
части |
борта корабля, где |
имелась железная подушка. Укладка якоря проходила |
||
подобным же образом, с той лишь разницей, |
что гак |
кат-шкентеля закладывали |
||
не за |
скобу на веретене, |
а непосредственно |
за скобу |
якоря. |
В некоторых отечественных изданиях по морской практике и справочниках, выпущенных за последние двадцать лет, якорь Мартина относят к числу совре-
менных становых якорей наряду с якорями Холла, Смита и др. [40]. Это непра вильно. Современный становой якорь должен убираться в клюз. Якорь же Мар тина в клюз втянуть нельзя из-за штока.
Якорь Мартина применялся на протяжении примерно семидесяти лет. Его неоднократно усовершенствовали. Так, в 1892 году появилась конструкция якоря (Мартина, улучшенная англичанином Райтом, а спустя год английская фирма «Чарлтон и Компания» выпустила якорь, названный ею «Аделфи».
От других якорей с двумя рабочими рогами якорь Мартина отличается уст
ройством рогов. Они |
ковались целиком |
из одного куска железа. Такие |
якоря |
одно время называли |
«коромысловыми». |
Этот принцип использовали и |
другие |
мастера, в частности уже известный читателю француз Давид. В 1855 году он запатентовал конструкцию, изображенную на рис. 92. Она во многом схожа с
конструкцией |
Мартина. |
Коромысло |
могло поворачиваться в обе стороны |
на 50° |
до тех пор, |
пока болты |
чиксов не |
упирались в веретено. Чтобы рога |
якоря, |
уложенного по-походному, не вращались во время качки, изобретатель сделал запорный болт, который вставлялся в веретено сквозь чиксы. Однако это усо вершенствование ухудшило якорь: выступающая за чиксы часть веретена стала
уязвимым звеном. |
Она |
легко повреждалась или |
ломалась |
при падении якоря |
на твердый грунт. |
Тем |
не менее якорь Давида, |
получив на |
морской выставке в |
1856 году в Париже одобрение специалистов, был разрешен французским Ад
миралтейством к употреблению на военных |
кораблях. |
|
|
|
|
|||||||
А вот другая конструкция коромыслового якоря, изображенная на рис. 93. |
||||||||||||
Этот |
исключительно |
прочный |
коромысловый |
якорь, запатентованный в |
||||||||
1924 |
году |
французским |
инженером |
Шарпонтье, |
отлично |
зарекомендовал |
себя. |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ПРЯМО В |
КЛЮЗІ |
||
Гаукинс, |
Мартин и |
Давид — создатели |
первых |
конструкций |
коромысловых |
|||||||
якорей, разрабатывая свои проекты, стремились прежде |
обезопасить |
якорную |
||||||||||
стоянку и сделать более удобной укладку |
якоря |
на палубу корабля. Никто из |
||||||||||
них |
не |
задумался над вопросом: «А |
нужно |
ли |
вообще убирать |
якорь |
на |
палу- |
бу?» Устранив в конструкциях своих якорей шток, эти изобретатели не догада лись, что теперь якорь можно крепить по-походному, втягивая веретено в клюз.
Идея втягивать |
якорь в клюз, осенив |
древних норманнов, |
не приходила в |
голову инженерам |
до середины прошлого |
века. Лишь в 1855 |
году англичанин |
Бакстер |
пришел к выводу, что можно втягивать веретено якоря в клюз паровым |
|||||
шпилем. |
Разработав систему уборки якоря с помощью шпиля |
и |
кулачкового |
|||
стопора |
(который |
был известен |
под |
названием стопора Легофа), |
сделав в клю |
|
зе губу |
и выведя |
трубу клюза |
на |
палубу бака, Бакстер блестяще |
разрешил |
задачу, которая создавала морякам столько забот. Смелое и простое инженерное решение позволило морякам отдавать и убирать якорь, буквально не приклады вая к нему рук. При отдаче якоря стоило разобщить шпиль (или брашпиль) и
освободить стопор, |
как |
якорь под действием веса сам |
выходил из клюза, увлекая |
за собой якорный |
канат |
или якорь-цепь. При уборке |
якоря шпилем выхаживали |
канат до тех пор, пока якорь не упирался лапами в наружную обшивку скулы
корабля. Разработав эту систему, Бакстер |
изобрел |
и свой якорь |
(рис. |
94). |
Кон |
||||||||||||
струкция оказалась не совсем удачной: слишком легкий |
для |
своих |
чрезмерно |
||||||||||||||
широких и длинных лап, он плохо держал на твердом грунте. |
|
|
|
|
|||||||||||||
Изобретение, |
получившее |
название «бакстеровской |
укладки якоря», сразу |
же |
|||||||||||||
привлекло к себе внимание корабелов всех |
стран. А разработанная спустя' двад |
||||||||||||||||
цать лет английскими кораблестроителями |
Скоттом и Риделем более совершен |
||||||||||||||||
ная система уборки якоря в клюз паровым |
брашпилем |
(тем |
же |
шпилем, но с |
|||||||||||||
горизонтальной |
осью вращения барабана) |
и |
креплением |
якоря |
по-походному |
||||||||||||
цепными стопорами открыла эру втяжных |
бесштоковых |
якорей. |
С |
восьмидеся |
|||||||||||||
тых годов прошлого века втяжные якоря |
начали |
вытеснять |
адмиралтейский |
||||||||||||||
якорь, применявшийся на всех флотах как |
становой, |
и |
постепенно |
родоначаль |
|||||||||||||
ник всех штоковых якорей вместе со своим |
«усовершенствованным |
братом»— |
|||||||||||||||
якорем |
Портера — отошел на |
второй план. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
||||
На |
рис. 95 |
показана |
принципиальная схема |
уборки |
станового |
якоря |
в |
клюз |
|||||||||
• современного |
морского |
судна. Такое |
устройство |
не |
сразу |
внедрилось |
в |
практику |
|||||||||
:мирового судостроения. |
С середины |
XIX века |
корабли |
строились |
и с |
крамбола- |