ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 119
Скачиваний: 2
Оригинальный якорь запатентовал в 1909 году англичанин С. Тейлор. На схеме (рис. 102) показан разобранный на части и собранный якорь. Эта конст рукция получила название «Дредноут».
Сейчас якоря «Дредноут»— монополия английской фирмы «Тэйко», |
которая |
|||||||||
специализируется на выпуске литых якорь-цепей |
и кованых якорей. В 1963 году |
|||||||||
автору довелось встретиться на международной |
судостроительной |
выставке |
в |
|||||||
Лондоне с представителями этой фирмы. Из беседы |
выяснилось, |
что |
«Тэйко» |
|||||||
выпускает |
исключительно кованые якоря в больших |
весовых |
категориях |
(от |
5 |
|||||
до 18 г), |
которые, по мнению |
фирмы, |
намного |
надежнее литых |
якорей. |
Якоря |
||||
«Дредноут» почти в десять раз |
дороже |
обычных. |
|
|
|
|
|
|
||
В двадцатых годах фирма «Тэйко», кроме «Дредноутов», |
выпускала |
|
якоря |
|||||||
типа «Троян» (рис. 103). |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Простую технологию изготовления |
кованых |
якорей разработала в |
двадца |
тых годах английская фирма «Генри Вуд и Компания» (рис. 104). Концы лап, сделанные в нижней части в виде цилиндров, вставлены в плиту, соединенную подвижно с веретеном.
Характерная особенность первых втяжных якорей — слишком большие захва ты на лапах или в середине головной части якоря. Некоторые изобретатели для более быстрого разворота лап применяли изогнутые захваты. Одно время очень увлекались «быстрозахватными якорями». В этих конструкциях функцию захва тов стали выполнять две дополнительные лапы, и двулапый якорь фактически превратился в четырехлапый. Это новшество предложил в 1889 году шотланд ский кораблестроитель Джордж Тайзак (рис. 105). Когда-то его якоря пользо вались большим спросом во всем мире.
Из многолапых якорей наиболее известны две конструкции — Цюблина, запа тентованная в Германии в 1916 году (рис. 106), и Штакельбергера, появившаяся в Англии в 1911 году. Удачнее оказалась вторая конструкция, о ней будет рас сказано позже.
Особое место среди втяжных бесштоковых якорей занимает якорь, показан ный на рис. 107. Его изобрел в 1915 году американский капитан Альберт Илл. Обрамляющая основание двух лап рама не только разворачивает лапы на грун те, но и увеличивает держащую силу, не мешая якорю зарываться в грунт. Дер
жащую силу |
увеличивает и |
перемычка |
между |
лапами. |
Остроумно |
выбрана |
форма лап. Если смотреть сверху, они представляются |
равнобедренными тре |
|||||
угольниками, |
поставленными |
один против |
другого |
основаниями (острые |
края лап |
смотрят наружу). Верхние части лап скошены внутрь. Если при забирании грун
та одна из лап якоря зарылась частично, а другая полностью, |
то |
при |
дальней |
|||
шем |
натяжении |
якорь-цепи за счет |
разницы сопротивления грунта на |
скосах |
||
лап |
якорь начнет |
сам выпрямляться. |
При этом лапа, сидящая |
в |
грунте |
глубже, |
как бы скользит по своей скошенной стороне до тех пор, пока обе лапы не уг лубятся в грунт одинаково. Якорь Илла забирает грунт ровно и держит очень стабильно.
Испытания показали, что его держащая |
сила |
на всех видах грунта, вклю |
||||
чая крупную гальку, в 3,5 раза больше любого |
из |
запатентованных |
якорей |
|||
тех времен. «Бульдог капитана Илла»—так |
окрестили |
этот |
якорь |
моряки — с |
||
успехом применялся и применяется сейчас |
во время аварийно-спасательных ра |
|||||
бот. В наши дни он выпускается многими |
американскими |
фирмами |
в |
весовых |
||
категориях от пяти фунтов до 10 г. |
|
|
|
|
|
|
ПАТЕНТ КАПИТАНА ХОЛЛА
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
СТАВШИЙ |
ЭТАЛОНОМ |
|
|||||
|
В восьмидесятых годах прошлого века произошло событие, которое |
спустя |
|
||||||||||||||||
каких-нибудь 15—20 лет |
привело к тому, |
что |
90 |
|
процентов |
|
запатентованных |
|
|||||||||||
втяжных |
якорей |
оказалось забыто. О человеке, совершившем |
|
этот |
переворот, |
|
|||||||||||||
мы |
знаем |
очень |
немного. Известно, что он был англичанин, управляющий |
фир |
|
||||||||||||||
мы |
«Уильям Джессон |
и |
сыновья» |
в |
Шеффилде, |
бывший |
капитан. |
Фами |
|
||||||||||
лия его—Холл. |
В 1885 году он изобрел якорь, |
конструкция |
|
которого |
подко |
|
|||||||||||||
сила ремесло якорных кузнецов. Он предложил заменить сложные фигурные по |
|
||||||||||||||||||
ковки |
литой коробкой с лапами и захватами. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||||
|
Из |
рисунков |
и чертежей предыдущего раздела даже |
неспециалисту |
видно, |
|
|||||||||||||
что кованые конструкции патентованных якорей необычайно сложны. Это насто |
|
||||||||||||||||||
ящие механизмы! Почти у всех этих якорей лапы крепятся к веретену |
на |
стер |
|
||||||||||||||||
жне — болте. Во |
время плавания втянутый в клюз |
якорь |
беспрестанно |
омывал |
|
||||||||||||||
ся морской водой. Скрытый от глаз болт и другие |
трущиеся |
части |
с |
годами |
|
||||||||||||||
ржавели и теряли прочность. Конструкции всех этих якорей требовали от моря |
|
||||||||||||||||||
ков тщательного ухода. Их приходилось разбирать, отбивать ржавчину, смазы |
|
||||||||||||||||||
вать и снова собирать. Нередко случалось, что в критическую минуту, когда мо |
|
||||||||||||||||||
ряки возлагали на якорь последнюю надежду, болт ломался. |
|
|
|
|
|
|
|||||||||||||
|
Капитан Холл разработал конструкцию легко разбирающегося якоря, |
которо |
|
||||||||||||||||
му не сыскать равного по простоте изготовления п |
|
прочности. Головная |
часть |
|
|||||||||||||||
его |
якоря — коробка — отливалась из |
стали |
заодно |
|
с |
лапами |
и |
захватами. |
|
||||||||||
В средней |
части |
коробки —• отверстие |
квадратного |
сечения, |
куда |
продевается |
|
||||||||||||
такого же сечения веретено якоря. В отверстие, сделанное в нижней части вере |
|
||||||||||||||||||
тена, забивается |
круглый короткий болт. Когда веретено продето сквозь |
коробку |
|
||||||||||||||||
до конца, выступающие концы этого болта упираются в две полукруглые чашки |
|
||||||||||||||||||
внутри коробки. Чтобы веретено не проваливалось вниз, сквозь нижнюю часть |
|
||||||||||||||||||
коробки продеты |
два стопорных болта, поддерживающие снизу |
концы |
болта, |
|
|||||||||||||||
забитого в веретено. Большие зазоры |
в трущихся частях якоря исключают закли |
|
|||||||||||||||||
нивание или ржавление этих частей. Состояние соединительного |
болта |
всегда |
|
||||||||||||||||
можно |
проверить, не разбирая якорь. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|||||
|
Холл очень просто решил устройство для ограничения поворота лап |
якоря: |
|
||||||||||||||||
скошенные внутрь края верхней части квадратного отверстия упираются в вере |
|
||||||||||||||||||
тено, не давая лапам |
поворачиваться |
больше |
чем |
на |
45° |
в каждую |
сторону. |
сц |
Рис. 109. В этоЛ кон
струкции |
использо |
ван принцип |
капита |
на Холла
Первые якоря Холла были изготовлены в 1888 |
году в Шеффилде. Их проч |
||||||
ность |
была |
несравненно |
выше, а |
технология изготовления — намного проще. |
|||
И при этом почти никакой машинной обработки. |
|
|
|||||
Новый якорь |
оправдал |
расчеты |
изобретателя |
и по другим |
показателям. |
||
В 1890 |
году |
на |
Портсмутском рейде Британское |
Адмиралтейство |
испытывало |
пятнадцать различных якорей равного веса при одинаковых условиях [22]. Идя
малым задним ходом, выделенный для испытаний крейсер «Гироу» |
отдавал |
|
якорь. Как только якорь забирал грунт, число оборотов машины |
увеличивалось |
|
так, чтобы корабль мог тащить зарывшийся в грунт якорь. Через |
двадцать ми |
нут такой работы на грунт посылали водолазов. Они измеряли длину борозды,
прорытой якорем, и фиксировали форму и величину бугра, |
который нагребал |
||||||||||
якорь. Каждый из пятнадцати якорей оставил на грунте борозду |
определенной |
||||||||||
длины. Наибольшая |
равнялась 800 |
метрам, |
наименьшая — 30. Эта |
|
наименьшая |
||||||
принадлежала якорю Холла. Войдя |
с первого |
раза в грунт, |
он уже |
не |
менял |
||||||
своего положення в течение всех двадцати минут испытаний. |
|
|
|
||||||||
Хотя якорь Холла занял первое место по быстроте забирания |
|
грунта, по |
|||||||||
величине держащей силы он уступал якорю |
Инглефильда. |
Любопытно, |
что |
||||||||
Холл не решился сразу отказаться от штока, |
и в |
Портсмуте |
пспытывался |
имен |
|||||||
но штоковый холловский якорь. Специалисты |
приписали |
быстрое |
забирание |
||||||||
грунта действию этого штока и широких лопатообразных |
приливов. |
|
|
||||||||
Но несмотря на |
мнение |
компетентных |
людей, Холл |
в |
следующих |
моде |
|||||
лях своего якоря |
шток |
убрал. Изобретатель, |
видимо, |
чувствовал, |
что |
шток |
|||||
хорош только на мягких грунтах. На каменистом |
грунте |
забирал |
хуже |
якорь |
Холла со штоком. Убрав шток, Холл сделал свой якорь втяжным. С этого мо мента изобретение английского капитана стало быстро внедряться на всех фло тах мира (рис. 108). Созданная в Шеффилде сталелитейная фирма «Патентован
ные |
якоря Холла» не успевала |
удовлетворять заказы. Но случилось |
так, что |
|||
имя |
изобретателя якоря оказалось вскоре забытым. |
|
|
|||
Наибольший интерес якоря |
Холла |
вызвали в Германии, где в конце прошло |
||||
го века будущие «стальные короли» |
Крупп |
и Грюзон наладили |
сталелитейное |
|||
производство. Слегка изменив |
форму |
якоря, |
германская фирма |
«Отто |
Грюзон и |
Компания» в Магдебурге начала выпускать большими партиями холловскпе яко ря под названием «Грюзон» ((рис. 109). Другая немецкая фирма «Юнион» в Дортмунде, наладив серийный выпуск литого якоря Холла, также дала ему свое название «Юнион».
То же самое с якорем Холла произошло в Японии, Италии, Франции и Гол ландии. Слегка изменив рисунок якоря, фирмы этих стран дали ему свои на звания: «Ошнма», «FMA», «Паоли» и «Лейден» [75].
Более того, имя человека, изобретение которого стало своего рода междуна родным стандартом, вскоре оказалось забытым на его родине. Не все совре менные моряки торгового флота Англии знают, что якорь Холла — изобретение их соотечественника. Возможно, это объясняется тем, что в Англии якорь Холла
после 1900 года |
никогда |
широко |
не применялся, так |
как британские корабелы |
и моряки предпочитали другие системы литых якорей. |
||||
Пожалуй, что |
только |
в нашей |
стране якорь этой |
конструкции сохранил фа |
милию своего создателя. Вряд ли среди советских кораблестроителей и моряков найдется такой, который бы не знал, что этот втяжной якорь называется якорем Холла. Правда, не каждому, может быть, известно, что до революции его назы вали якорем Галля. Транскрипция, данная в России английской фамилии Hall,
оказалась |
ошибочной. Позже |
моряки, знающие иностранные |
языки |
лучше, |
|||
исправили |
эту ошибку:1 якорь |
Галля стал якорем Холла. А вот |
пластинчатая |
||||
цепь — изобретение |
однофамильца, которым, видимо, |
тогда |
моряки |
еще но |
|||
пользовались, так |
и осталась |
цепью Галля. |
|
|
|
|
|
|
|
|
ЦАПФА |
И ШАР |
ВМЕСТО |
БОЛТА |
Обезличенный судьбой, но признанный классическим, якорь капитана Холла оказался доступным для усовершенствований. Так, в 1896 году инженеры анг лийской фирмы «Вуд и Компания» уменьшили размеры литой коробки и, считая, что ее прочность в конструкции холловского якоря снижена отверстиями для поддерживающих болтов, сделали стопорный винт на веретене над литой ко робкой. Вместо соединительного болта, вставлявшегося в отверстие в нижней части веретена, сделали цапфу, а захваты перенесли в середину головной части якоря.
Соединение литой коробки с веретеном с помощью цапфы в дальнейшем ста ли широко применять в США. Хорошо зарекомендовали себя литые якоря типа «Нэшнл» и схожие с ним якоря Данна и Аллисона.
Признание почти всех морских классификационных обществ мира получил американский якорь «Адмирал». На рис. 110 показана усовершенствованная кон струкция 1920 года. Это наиболее распространенные конструкции американских литых якорей, в которых использована цапфа, поддерживаемая снизу одним бол том. На некоторых американских судах их можно встретить и сейчас.
Следующая |
ступень — применение |
шарового |
соединения |
для |
скреп |
|||||
ления литой коробки |
с |
веретеном. Первым |
предложил |
эту |
идею |
англий |
||||
ский инженер Ричард Сайке. В 1898 году он |
получил патент |
п |
одобрение |
|||||||
Регистра Ллойда на свой якорь «Британик». Веретено якоря круглого |
сечения |
|||||||||
заканчивалось |
шаром, |
на |
котором |
коробка с |
лапами |
могла |
свободно |
вращать |
||
ся вокруг своей оси. |
Якоря Сайкса |
не |
давали |
скручиваться |
якорной |
цепи без |