Файл: Рахманов С.И. Основы расчета оборудования лесозаготовок.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 03.07.2024

Просмотров: 124

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Угол у может иметь положительное и отрицательное значение. Если прямая п—п составляет с осью звена цепи угол р\ то

V = - f — ( Р + Т о ) .

Для получения положительного значения угла у необходимо со­ блюсти условие

 

 

(To + P X f

(191)

Если (уо +

Р ) > - ^ -

(рис. 19, б), то знаменатель в

формуле (190)

может быть отрицательным или близким к нулю, тогда

Nb возрастет

до весьма большой величины, что приведет к остановке

транспортера

или разрыву

цепи. Это

может произойти и при увеличении угла у0

вследствие возрастания нагрузки или ослабления цепи. Для предо­ хранения крюка от большого отклонения применяют дополнительные направляющие опоры (рис. 19, в). При соответствующей конфигурации крюка применение таких опор дает возможность получить неравенство (191) и избежать зажатия груза крюком.

Вследствие отклонения

рабочего органа

под действием нагрузки

на угол у0

сопротивление,

приложенное к

нему в направлении дви­

жения тягового органа,

равно

 

 

 

 

Р = Nb cos у

 

или при Nb

по формуле

(190)

 

1 ± U.r tg у

Знак плюс соответствует положительному значению угла у и ми­ нус — отрицательному. Если принять коэффициент -

1 l±(j.r tgv

то

Р = Qw3 (sin а + цг cos а).

(193)

При дополнительных опорах (см. рис. 19, а, в) появляется доба­ вочное сопротивление на них, вызванное действием реакции. Это со­ противление равно

Р Д = И , ^ М _ ,

 

(194)

t cos Yo

 

 

где w — коэффициент сопротивления

движению

тягового

органа;

t — шаг цепи;

 

 

 

Nb — находят.по формуле (190).

 

 

 

В этом случае общее сопротивление движению

 

 

Ps = P + PR = N„(Cosy

+ w—^-

V

(195)

\

<cosvo/

 

77


Первоначальное натяжение

Величина первоначалыю^о натяжения выбирается в зависимости от условий • работы тягового органа.

В несущих цепных транспортерах с небольшим углом наклона оно необходимо для получения достаточного натяжения цепи при набега­ нии ее на звездочку, а также для того, чтобы выбрать слабину в.не­ загруженной ветви цепи. Как правило, чтобы выполнить первое ус­ ловие, следует иметь весьма небольшое натяжение, поэтому его от­ дельно не учитывают, а увеличивают соответственно натяжение, не­ обходимое для выполнения второго условия. Выборка слабины в цепи сопровождается сдвигом с места и небольшим перемещением цепи на обеих ветвях транспортера, поэтому первоначальное натяжение оп­ ределяется по сопротивлению движения тягового органа в ненагруженном состоянии без учета Н

S„ = (1,2-=-1,5)0*^,

096)

где wT, L и <7т имеют те же значения, что и в формулах (62), (63). Если угол наклона значительный и может оказывать влияние на устойчивость рабочего органа, то первоначальное натяжение 50 >>5, где для продольных транспортеров для бревен S определяется по фор­

муле (186), а для поперечных элеваторов — по (187).

У коротких поперечных транспортеров и элеваторов нижняя ветвь тягового органа свободно провисает. Величина стрелы провисания зависит от натяжения этой ветви у направляющего колеса. Это натя­ жение можно получить по формуле (129), если принять в ней Р0 = О,

Qp

= О, I = L , q =

cos а , а Н взять с обратным знаком,

тогда

 

 

g T

 

 

В этом случае первоначальное натяжение принимают

5 0 = S, а

qT

— вес 1 м тягового органа с рабочими органами, L и Н — горизон­

тальная и вертикальная проекции длины транспортера, f

— принятая

стрела

провеса тягового органа.

 

У скребковых транспортеров первоначальное натяжение опреде­

ляется

по двум условиям: сдвигу [формула (196)], и по условию со­

хранения устойчивости рабочего органа из неравенства

 

 

S*>N-b4—,

(198)

 

rsinyo

 

где

t — шаг цепи;

 

Yo угол .отклонения звена цепи;

 

к — размер, показанный на рис. 19;

 

Nb — усилие на рабочем органе, определяемое по формулам (190)

 

или (192).

 

У

ленточных транспортеров первоначальное натяжение находят

по трем условиям: сдвигу [формула (196) ], наибольшей

допускаемой

стреле провеса и необходимому натяжению при сбегании

ленты с ве-

78


дущего колеса. По наибольшей стреле провеса первоначальное натя­ жение должно удовлетворять условию

 

 

 

S0

> ( ? r +

9 т )

,

 

 

(199)

 

 

 

 

 

 

8/max

 

 

 

 

 

где

qr

и <7Г —• вес 1 м ленты

и груза

на ней;

 

между роли­

 

 

i —• горизонтальная

проекция

расстояния

 

 

ками на грузовой ветви ленты;

 

 

 

 

 

fmax — наибольшая допускаемая стрела провеса; fmax^C

0,03 i.

 

У ленточных и канатных транспортеров первоначальное натяже­

ние 5 0

должно удовлетворять условию S0 >-5C ,

где Sc

— натяжение

тягового органа при сбегании его с ведущего колеса.

 

 

 

Для

ленточных транспортеров

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5с = $ Г .

 

 

^

 

(200)

где

е — основание

натурального

логарифма;

 

 

 

 

(х — коэффициент трения

ленты по ободу;

 

 

 

 

Ф — угол обхвата;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5Н

— натяжение

набегающей

ветви,

SH =

54 , где 54

находят

 

 

по формуле (64).

 

 

 

 

 

 

 

 

Значение |х принимают при трении резины по резине 0,4, по деревян­ ному ободу 0,3 и чугуну 0,2.

Для канатных транспортеров

 

'

 

 

 

 

Sc = £b

 

(201)

где

п — число

одновременно действующих зажимов на ободе веду­

 

щего

колеса;

 

 

 

 

 

Ст — коэффициент,

определяемый по формуле

 

 

 

 

C T = l + 4 ^ - t g ^ ,

 

(202)

 

 

 

 

3

 

 

где

fx — коэффициент

трения

каната о щеки

зажима;

 

 

п3 — общее число зажимов на колесе;

 

 

 

т — коэффициент,

зависящий от конструкции зажимов.

Для

зажимов с одной осью вращения и горизонтальной

пружиной

 

 

 

т = = 2 - ^ - ,

 

(203)

где 1Х и / 2 — размеры зажима,

приведенные на рис. 20, а. Для зажи­

мов с двумя осями вращения

и вертикальной

пружиной

(рис. 20, б)

 

 

 

m - 2 c o s - £ - . .

 

(204)

Расчет натяжного устройства. Натяжное устройство, установлен­ ное у направляющего колеса, рассчитывают по усилию, приложен­ ному к оси этого колеса и представляющему собой равнодействующую

_79



натяжений набегающей и сбегающей ветвей тягового органа. Наи­ большее его значение без учета силы трения в направляющих опорах

 

Л н = Sa + S8 == Та + S0

+ S3 .

• Без большой погрешности

можно принять S2 = S3 и для случая

ш > —

при T2 = qTwTL и S 0 =

1,27*2

 

где qT

^ H

= 4 , 4 ^ T L ,

(205)

— находят по формуле (49);

 

L

— горизонтальная проекция транспортера;

wr — коэффициент сопротивления движению тягового и рабочих органов.

Р

Если натяжные устройства установлены по концам оси направ­ ляющего колеса, то на каждое из них действует сила Р р = 0,5 RH. Ось направляющего колеса рассчитывается по изгибающему моменту от силы RH без учета веса колеса и тягового органа.

Величина хода

натяжного устройства / х о д принимается для цеп­

ных транспортеров

больше двойного шага цепи, т. е. / х о д ;> 2t. У ка­

натных и ленточных транспортеров /х о д ?>0,01 L 0 , где L 0 — д л и н а транспортера.

Ведущие и направляющие колеса, скорость движения тягового органа

Диаметр начальной окружности ведущих колес для цепных тяговых органов (звездочек) Ds находят по формуле

d * = - k - i A + % + * a c o s v '

( 2 о б )

sin —

80