Файл: Рахманов С.И. Основы расчета оборудования лесозаготовок.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 03.07.2024
Просмотров: 124
Скачиваний: 0
Угол у может иметь положительное и отрицательное значение. Если прямая п—п составляет с осью звена цепи угол р\ то
V = - f — ( Р + Т о ) .
Для получения положительного значения угла у необходимо со блюсти условие
|
|
(To + P X f • |
(191) |
Если (уо + |
Р ) > - ^ - |
(рис. 19, б), то знаменатель в |
формуле (190) |
может быть отрицательным или близким к нулю, тогда |
Nb возрастет |
||
до весьма большой величины, что приведет к остановке |
транспортера |
||
или разрыву |
цепи. Это |
может произойти и при увеличении угла у0 |
вследствие возрастания нагрузки или ослабления цепи. Для предо хранения крюка от большого отклонения применяют дополнительные направляющие опоры (рис. 19, в). При соответствующей конфигурации крюка применение таких опор дает возможность получить неравенство (191) и избежать зажатия груза крюком.
Вследствие отклонения |
рабочего органа |
под действием нагрузки |
||
на угол у0 |
сопротивление, |
приложенное к |
нему в направлении дви |
|
жения тягового органа, |
равно |
|
||
|
|
|
Р = Nb cos у |
|
или при Nb |
по формуле |
(190) |
|
1 ± U.r tg у
Знак плюс соответствует положительному значению угла у и ми нус — отрицательному. Если принять коэффициент -
1 l±(j.r tgv
то
Р = Qw3 (sin а + цг cos а). |
(193) |
При дополнительных опорах (см. рис. 19, а, в) появляется доба вочное сопротивление на них, вызванное действием реакции. Это со противление равно
Р Д = И , ^ М _ , |
|
(194) |
|
t cos Yo |
|
|
|
где w — коэффициент сопротивления |
движению |
тягового |
органа; |
t — шаг цепи; |
|
|
|
Nb — находят.по формуле (190). |
|
|
|
В этом случае общее сопротивление движению |
|
|
|
Ps = P + PR = N„(Cosy |
+ w—^- |
V |
(195) |
\ |
<cosvo/ |
|
77
Первоначальное натяжение
Величина первоначалыю^о натяжения выбирается в зависимости от условий • работы тягового органа.
В несущих цепных транспортерах с небольшим углом наклона оно необходимо для получения достаточного натяжения цепи при набега нии ее на звездочку, а также для того, чтобы выбрать слабину в.не загруженной ветви цепи. Как правило, чтобы выполнить первое ус ловие, следует иметь весьма небольшое натяжение, поэтому его от дельно не учитывают, а увеличивают соответственно натяжение, не обходимое для выполнения второго условия. Выборка слабины в цепи сопровождается сдвигом с места и небольшим перемещением цепи на обеих ветвях транспортера, поэтому первоначальное натяжение оп ределяется по сопротивлению движения тягового органа в ненагруженном состоянии без учета Н
S„ = (1,2-=-1,5)0*^, |
096) |
где wT, L и <7т — имеют те же значения, что и в формулах (62), (63). Если угол наклона значительный и может оказывать влияние на устойчивость рабочего органа, то первоначальное натяжение 50 >>5, где для продольных транспортеров для бревен S определяется по фор
муле (186), а для поперечных элеваторов — по (187).
У коротких поперечных транспортеров и элеваторов нижняя ветвь тягового органа свободно провисает. Величина стрелы провисания зависит от натяжения этой ветви у направляющего колеса. Это натя жение можно получить по формуле (129), если принять в ней Р0 = О,
Qp |
= О, I = L , q = |
cos а , а Н взять с обратным знаком, |
тогда |
|
|
g T |
|
|
В этом случае первоначальное натяжение принимают |
5 0 = S, а |
|
qT |
— вес 1 м тягового органа с рабочими органами, L и Н — горизон |
тальная и вертикальная проекции длины транспортера, f |
— принятая |
|
стрела |
провеса тягового органа. |
|
У скребковых транспортеров первоначальное натяжение опреде |
||
ляется |
по двум условиям: сдвигу [формула (196)], и по условию со |
|
хранения устойчивости рабочего органа из неравенства |
|
|
|
S*>N-b—4—, |
(198) |
|
rsinyo |
|
где |
t — шаг цепи; |
|
Yo — угол .отклонения звена цепи; |
|
|
к — размер, показанный на рис. 19; |
|
|
Nb — усилие на рабочем органе, определяемое по формулам (190) |
||
|
или (192). |
|
У |
ленточных транспортеров первоначальное натяжение находят |
|
по трем условиям: сдвигу [формула (196) ], наибольшей |
допускаемой |
|
стреле провеса и необходимому натяжению при сбегании |
ленты с ве- |
78
дущего колеса. По наибольшей стреле провеса первоначальное натя жение должно удовлетворять условию
|
|
|
S0 |
> ( ? r + |
9 т ) |
, |
|
|
(199) |
||
|
|
|
|
|
|
8/max |
|
|
|
|
|
где |
qr |
и <7Г —• вес 1 м ленты |
и груза |
на ней; |
|
между роли |
|||||
|
|
i —• горизонтальная |
проекция |
расстояния |
|||||||
|
|
ками на грузовой ветви ленты; |
|
|
|
||||||
|
|
fmax — наибольшая допускаемая стрела провеса; fmax^C |
0,03 i. |
||||||||
|
У ленточных и канатных транспортеров первоначальное натяже |
||||||||||
ние 5 0 |
должно удовлетворять условию S0 >-5C , |
где Sc |
— натяжение |
||||||||
тягового органа при сбегании его с ведущего колеса. |
|
|
|||||||||
|
Для |
ленточных транспортеров |
|
|
|
|
|
|
|||
|
|
|
|
5с = $ Г . |
|
|
^ |
|
(200) |
||
где |
е — основание |
натурального |
логарифма; |
|
|
|
|||||
|
(х — коэффициент трения |
ленты по ободу; |
|
|
|
||||||
|
Ф — угол обхвата; |
|
|
|
|
|
|
|
|
||
|
5Н |
— натяжение |
набегающей |
ветви, |
SH = |
54 , где 54 |
находят |
||||
|
|
по формуле (64). |
|
|
|
|
|
|
|
|
Значение |х принимают при трении резины по резине 0,4, по деревян ному ободу — 0,3 и чугуну — 0,2.
Для канатных транспортеров |
|
' |
||||
|
|
|
|
Sc = £b |
|
(201) |
где |
п — число |
одновременно действующих зажимов на ободе веду |
||||
|
щего |
колеса; |
|
|
|
|
|
Ст — коэффициент, |
определяемый по формуле |
|
|||
|
|
|
C T = l + 4 ^ - t g ^ , |
|
(202) |
|
|
|
|
|
3 |
|
|
где |
fx — коэффициент |
трения |
каната о щеки |
зажима; |
|
|
|
п3 — общее число зажимов на колесе; |
|
|
|||
|
т — коэффициент, |
зависящий от конструкции зажимов. |
||||
Для |
зажимов с одной осью вращения и горизонтальной |
пружиной |
||||
|
|
|
т = = 2 - ^ - , |
|
(203) |
|
где 1Х и / 2 — размеры зажима, |
приведенные на рис. 20, а. Для зажи |
|||||
мов с двумя осями вращения |
и вертикальной |
пружиной |
(рис. 20, б) |
|||
|
|
|
m - 2 c o s - £ - . . |
|
(204) |
Расчет натяжного устройства. Натяжное устройство, установлен ное у направляющего колеса, рассчитывают по усилию, приложен ному к оси этого колеса и представляющему собой равнодействующую
_79
натяжений набегающей и сбегающей ветвей тягового органа. Наи большее его значение без учета силы трения в направляющих опорах
|
Л н = Sa + S8 == Та + S0 |
+ S3 . |
|
• Без большой погрешности |
можно принять S2 = S3 и для случая |
||
ш > — |
при T2 = qTwTL и S 0 = |
1,27*2 |
|
где qT |
^ H |
= 4 , 4 ^ T L , |
(205) |
— находят по формуле (49); |
|
||
L |
— горизонтальная проекция транспортера; |
wr — коэффициент сопротивления движению тягового и рабочих органов.
Р
Если натяжные устройства установлены по концам оси направ ляющего колеса, то на каждое из них действует сила Р р = 0,5 RH. Ось направляющего колеса рассчитывается по изгибающему моменту от силы RH без учета веса колеса и тягового органа.
Величина хода |
натяжного устройства / х о д принимается для цеп |
ных транспортеров |
больше двойного шага цепи, т. е. / х о д ;> 2t. У ка |
натных и ленточных транспортеров /х о д ?>0,01 L 0 , где L 0 — д л и н а транспортера.
Ведущие и направляющие колеса, скорость движения тягового органа
Диаметр начальной окружности ведущих колес для цепных тяговых органов (звездочек) Ds находят по формуле
d * = - k - i A + % + * a c o s v ' |
( 2 о б ) • |
sin —
80