Файл: Применение пылеугольного топлива для выплавки чугуна..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 04.07.2024

Просмотров: 91

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

подачи топлива через остальные трассы. Стал возможен Приборный контроль расхода угольной пыли по фурмам и создание системы автоматического распределения ее. Схема раздельного включения пылепроводов, как наибо­ лее перспективная, заложена в основу промышленной установки.

Узлы подключения пылепроводов к устройствам для введения угольной пыли в фурменный прибор не представ­ ляют особой сложности: они имеют два шаровых фланце­ вых соединения, позволяющих компенсировать неточности монтажа при смене фурм.

Устройства для введения пылеугольного топлива в доменную печь

Устройством для введения пылеугольного топлива в до­ менную печь заканчивается тракт подачи угольной пыли от распределительно-дозировочного отделения установки. От его надежности и технологичности в решающей сте­ пени зависит эффективность доменной плавки с примене­ нием угольной пыли.

Устройства для введения угля, работая в условиях высо­ ких температур и больших температурных перепадов, в условиях максимального абразивного износа движущимся материалом, должны обеспечить:

1)хорошее смешивание вдуваемого материала с горячим дутьем и достаточное время пребывания частиц угольной пыли в потоке горячего дутья для подготовки их к пол­ ному сгоранию в фурменной зоне; 2) визуальное наблюде­ ние за фурменным прибором и фурменной зоной через гля­ делку; 3) срок службы фурменного прибора не ниже вре­ мени его работы без вдувания угольной пыли; 4) сохране­ ние прежних условий обслуживания фурменного прибора во время его работы и при смене отдельных элементов.

Известные способы ввода угольной пыли, опробованные на заводах СССР и за рубежом, можно классифицировать по следующим группам:

1)ввод через фланец гляделки в полость сопла или фур­ мы соосно потоку горячего дутья;

2)ввод через стенку сопла соосно или под углом к пото­

ку горячего дутья; 3) ввод через фланец фурмы на периферию или в центр

потока горячего дутья;

130

4) ввод через специальные фурмы, размещенные между или над основными воздушными фурмами.

Из-за отсутствия надежных теоретических расчетов по горению угольной пыли с различными химическим и фрак­ ционным составами невозможно без длительной экспери­ ментальной работы определить оптимальное положение точки ввода угольной пыли от переднего среза фурмы. Такие эксперименты проведены на заводе фирмы Ханна Фурнасэ (США) [43].

Рис. 42. Конструкция сопла .для ввода пылеугольного топлива:

а —I по оси потока дутья; 6 — под углом к потоку

дутья; 1 — сопло;

2 — клапан;

3 — корпус клапана; 4 — трубка диаметром 32 мм

из нержавеющей

стали; 5 —

изолированная трубка с соплом для

вдувания угля.

 

На заводе в Стэнтоне был опробован 1118] способ ввода пылеугольного топлива по трубке, введенной через стенку чугунного футерованного фурменного сопла, что позволило осуществлять наблюдение за фурменным очагом при по­ мощи обычной гляделки, однако утяжеление и несимметрич­ ность сопла затрудняли смену фурм. Конец трубки распо­

лагался

сначала на расстоянии 100 мм от

торца фурмы,

а затем

это расстояние увеличили до 610

мм. Установка

шарового вентиля,

быстроразъемного соединения тракта

подачи с трубкой и

створчатого обратного клапана позво­

лила предусмотреть

смену подводящей трубки без оста­

новки печи (рис. 42, б).

Фирма Армко на заводе в Ашленде на протяжении 1,5 лет промышленной эксплуатации успешно использовала способ ввода пылеугольного топлива через стенку сопла с помощью трубки из нержавеющей стали, установленной

на расстоянии 530 мм от торца фурмы (рис.

42,

а) [43].

Многочисленные

способы ввода

угольной пыли,

в

том числе и лучшие

зарубежные,

были опробованы

на

опытно-промышленных установках

в

СССР.

На

заводе

3/45*

131


«Запорожсталь» пылеугольное топливо подавалось через фла­ нец воздушной фурмы. Поскольку фурма подвергалась ин­ тенсивному абразивному износу, ее стойкость увеличи­ вали наплавкой внутренней поверхности сормайтом [57].

На Карагандинском и Западно-Сибирском металлурги­ ческих заводах во время опытных плавок ввод пылеуголь­ ного топлива в фурму осуществлялся через трубку, впаян­ ную в водоохлаждаемую полость фурмы. Стойкость таких фурм существенно снизилась из-за абразивного износа пылеподводящей трубки в месте ее изгиба при входе в фурму [3].

Рие. 43. Конструкция устройства для ввода угольной

пыли

через

водоохлаждаемую полость фурмы:

 

 

/ — специальный кран; 2 — уплотнительная шайба; '3 — муфта;

4 — гайка; 5 —

косая шайба; 6 — фланец фурмы; 7 — прокладка; 3 — утолщенный

носок

фурмы;

9 — пылеподводящая трубка.

 

 

В1968—1972 гг. на Донецком металлургическом заво­ де во время опытных плавок с вдуванием пылеугольного топлива были испытаны различные варианты устройств для введения угольной пыли в фурму доменной печи. Опро­ бован способ ввода угольной пыли через трубку из нер­ жавеющей стали, проходящую через фланец гляделки под углом к оси футерованного сопла и по оси потока горячего дутья. Оптимальное место ввода угольной пыли, обеспе­ чивающее полное ее сгорание, определялось перемещением трубки по оси фурменного прибора. В период работы от­ мечалась значительная деформация трубки под действием высоких температур и вибрации.

Всвязи с этим был предложен способ ввода угольной пыли через прямую или гнутую по большому радиусу трубку, впаянную в водоохлаждаемую полость воздушной фурмы (рис. 43). Фурмы данной конструкции успешно ис-

132

пользовались для вдувания угля во время опытных пла­ вок общей продолжительностью около 300 суток.

Опыт эксплуатации фурм с прямой или гнутой по боль­ шому радиусу трубкой показывает, что их стойкость — более 4— 6 месяцев — практически не отличается от стой­ кости обычных фурм. Замена фурм происходила из-за дефектов изготовления и течи их в месте приварки пылеу­ гольной трубки к внутренней поверхности фурмы. Течь

Рис. 44. Воздушная фурма для вдувания пылеугольного топлива и природного газа:

1 подвод природного газа; 2 — фланец фурмы; S — подвод пыле­ угольного топлива; 4 — отбойник из керамики; 5 — корпус фурмы.

фурмы иногда обнаруживалась после 2—3-месячной эксплуа­ тации, что, видимо, объясняется коррозией места пайки или же плохим качеством пайки. Случаи абразивного из­ носа трубки или внутренней поверхности фурмы имели место лишь тогда, когда наблюдались грубые нарушения в качестве изготовления воздушной фурмы с подводом уголь­ ной пыли. При нарушении правил эксплуатации пылепод­ водящих устройств (прекращение подачи сжатого воз­ духа во время остановок вдувания угля) происходило за­ ливание трубки шлаком, что вызывало необходимость их чистки шомполами во время остановки печи.

В 1972 г. способ ввода пылеугольного топлива через фурму был основным. За четыре месяца работы доменной пе­ чи с вдуванием угля вышло из строя из-за прогара пять воздушных фурм против восьми в сопоставительном

133


2-месячном периоде работы печи без угольной пыли. Абра­ зивный износ трубок или внутренней поверхности фурмы (4 с лучая) объясняется излишним прогибом трубки при выходе из фурмы или малым отрывом потока пыли от

поверхности фурмы.

Потенциальным недостатком описанной конструкции фурмы является недостаточная подготовка угольной пыли к

Рис. 45. Сопло для ввода пылеугольного топлива через водоохлаждаемый фланец:

1

— водоохлаждаемая полость;

2 •—подвод пылеугольного топлива;

3

« водоохлаждаемый фланец; 4,’—■фланец; 5 — футеровка сопла; 6

 

корпуо сопла;

7 •» подвод воды.

сжиганию до ее поступления в фурменную зону, что может стать причиной неполного сгорания угольной пыли в горне. Однако при достигнутых расходах угля (до 100 кгіт чу­ гуна) прямых признаков неполного сгорания угля не обна­ ружено.

Чтобы обеспечить лучшее смешивание пылеугольного топлива и природного газа с дутьем, уменьшить вероятность попадания шлака в трубку, предполагается отдалить место ввода пыли от среза фурмы и установить на выходе трубки распылитель, а подвод природного газа осуществить через полость фурмы навстречу потоку дутья (рис. 44).

134


Успешно испытан способ вдувания угольной пыли через водоохлаждаемый передний фланец сопла (рис. 45). Пыле­ угольное топливо вводилось через трубку, жестко закреп­ ленную на корпусе сопла. В наиболее абразивоопасном месте установлен поворот с ударной пятой, который надеж­ но защищает трубку от износа. Пылеподводящая трубка выступает в полость сопла на 70 мм. Удаление места ввода топлива от среза фурмы на 500 — 600 мм и подача потока угля перпендикулярно потоку дутья способствуют лучшей подготовке топлива к сгоранию и, следовательно, полному его использованию даже при повышенных расходах.

Пневмотранспорт пылеугольного топлива в сплошном потоке

Перспективным направлением в дальнейшем совершен­ ствовании установок для приготовления и вдувания пыле­ угольного топлива является использование способа пнев­

матического транспортирования пылевидных материалов

с высокой

концентрацией.

Не все

материалы могут транспортироваться воздухом

в плотном потоке. Предполагается, что такой вид пневмо­ транспорта может быть осуществлен лишь для материалов, которые хорошо поддаются псевдоожижению [74]. На лабо­ раторной установке были проведены исследования возмож­ ности получения плотного потока для подачи пыли бурого угля в доменную печь [100]. Результаты опытов позволили сделать следующие выводы: 1) пыль бурого угля образует стабильный взвешенный слой, достаточный для плотного потока; 2) возможна подача плотного потока пыли бурого угля с концентрацией 220—340 кг/кг, которая зависит от условий получения взвешенного слоя; 3) регулировка ко­ личества подаваемого материала в широких пределах дости­ гается изменением количества сжатого воздуха, подводи­ мого на псевдоожижение.

Использование в установках для вдувания пневмотран­ спорта с высокой концентрацией аэросмеси дает ряд преи­ муществ перед обычными способами пневмотранспорта: 1) значительно снижаются энергетические затраты на про­ изводство и подготовку сухого сжатого воздуха; 2) исклю­ чается возможность абразивного износа трубопроводов вви­ ду малых скоростей движения аэросмеси; 3) сокращается количество вводимого в доменную печь холодного воздуха;

5 4-966 135


Н ГГ

ПОМОЛ

 

5 .s § â ||"

4)

возможно разбавление плотного

потока

 

аэросмеси непосредственно у фурмы допол­

 

e-si I “ і

1

 

СО н

ч

«

 

 

 

 

нительными газообразными добавками (на­

X «®вне*“• *^.>*^чМя*5

3

■gâsg

I

- 1&

пример, кислородом);

5) расход

матери­

ч

в S о

 

 

 

і

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с

и 8 о « у-ке Е

ала регулируется

в

широких

пределах

 

 

 

 

 

 

 

»Sо

2

o lf

 

*

без

применения

сложных

механических

аз

I5 «> .S 5 äfci

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

л

Оf t. О

i-і S /

 

питателей.

 

 

 

 

 

 

 

 

г-

га и p

 

Si S D

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Q , ^ 5? V К

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ts

cn о ^

 

4 ä

к

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

О

Ч ft I

Je* л ?L я

 

Устройства для

регулируемого

ввода

t.

« С

1 S Ag-o

 

>> g\gs:&5

 

*

аэросмеси различных материалов с высокой

я a£..ga*

 

 

 

>S

8X

oaSS

концентрацией широко описаны в литера­

Ë. ä * i0 s

 

 

.

 

>>°

 

туре.

Ими

являются

преимущественно

g R'ä<

 

 

 

 

Ö « » l l g s j ?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

£

.

л о U“ *

аэрационные питатели или дозеры, простые

I

ft «в

m

 

та

 

&Я шI >>

Р - ^ 3 ^ | | Л |

по конструкции

и надежные

в эксплуата­

 

s M

s " ?

ции. Однако имеющиеся литературные ре­

 

goHS

 

 

dZ

 

§£g-g&äg&

комендации по осуществлению пневмотран­

 

g & g ,

 

g

° §

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

g “ s * 9

спорта

с

высокой

концентрацией

смеси

 

■ga-|sa së ■

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

я J

J

о.

 

 

л у «

нельзя

непосредственно перенести

на ус­

 

B&?g?1

*- зs

 

o>g isa

 

 

« s

тановки для

вдувания

угольной

пыли —

 

я

 

Dйш- ^

и о

 

£

 

ft

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

f- w

t

щ

материала

с резко

отличными физико-ме­

 

я s

 

H S

 

 

 

§ я •■ I

§ ü ë ^

ханическими

свойствами от

ранее

иссле­

 

я * § £

I

 

§ ю £

 

д в> 5

 

 

 

о и ^

дованных.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I I

3

*

T

i g 5

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для

исследования

оборудования

и ре­

 

^

= |ІГ§>§!

 

 

жимов

пневмотранспорта с высокой кон­

' т а « ^ Э ^ ^ с о

 

К f t

о;

£

rt

I

О

центрацией угольной пыли в ДонНИИчер-

 

 

S ^Sei'g.g

 

s s g . ^ & l

мет построен опытный стенд (рис.

46).

в8 fra .* , л

8 5 I 5 с P Okf-

Угольная пыль общим весом около 600 кг

elss-i-äS-g

с помощью загрузочного бункера 4 посту­

Й&..І а**э

пает в бункер

запаса

угольной

пыли 13

*S£2 S=g?

емкостью 0,8 м3. Бункер запаса

оборудо­

 

ван коническим клапаном 10 и аэрацион­

 

ным питателем 9. Аэрационный питатель

 

изготовлен из трубы диаметром 273 X 6 мм

 

высотой 600

мм. с вертикальным рядом

 

выпускных отверстий. От воздушной ка­

 

меры, куда поступает

воздух на аэрацию

 

материала, полость питателя отделяет

 

воздухораспределительная решетка, со­

 

стоящая из нескольких слоев фильтрткани.

 

К одному из

выпускных патрубков пита­

 

теля подключается трубопровод

плотного

 

потока 12 с условным диаметром 25 мм.

Вместах установки пробковых кранов,

вначале и конце трубопровода, располо-

5*

137