Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 127
Скачиваний: 0
мощью ракеты «МЮ » в 1972— 1973 гг. составили 3,3 млрд, иен [146, 17.1.1972]. Согласно долгосрочной программе, составленной Советом по освоению космического прост ранства, за 1969— 1974 гг. на научные исследования по созданию научных спутников должно было быть ассиг новано 150 млрд, иен, т. е. ежегодно в среднем 30 млрд, иен [122, 1970, № 5, 53; 126, 1971, № 7, 29—43]. Если стои мость работ, произведенных в области исследования кос моса в 1968 г., взять за 100, то к концу 1973 г. она воз росла примерно в 14 раз. В целом по темпам роста рас ходов на космическую технику Япония обгоняет страны Западной Европы и даже СШ А.
Растут расходы по освоению ресурсов океана. В 1972 г. расходы по государственному бюджету Японии на эти цели возросли по сравнению с 1971 г. на 35% и составили 9 млрд, иен (в 1971 г. — 7 млрд, иен) [14, 1972, 257; 14, 1973, 170]. Из этой суммы ЗИП млн. иен ассигновано на строительство научно-технического центра по изучению океана, на экспериментальные оаботы по освоению океа на, на строительство моделирующего устройства для океанографических исследований, на проведение иссле довательских работ в океане с использованием научноисследовательского судна «Сникай».
В марте 1969 г. Комитет по проблемам освоения океа на Ассоциации изучения экономики Японии составил проект десятилетней программы освоения океана (1970— 1980 гг.). В соответствии с этим проектом в 1980 г. в ос воение океана намечено вложить 8170 млрд, иен, из них государственные ассигнования — 4750 млрд, иен (58,1%) и ассигнования частных компаний — 3420 млрд, иен (41,9%) [83. 1971, 67; 145, 4.ѴІ.1971].
Большие суммы выделяются также на борьбу с за грязнением окружающей среды, которая ведется за пос ледние годы особенно интенсивно. В 1970 г. доля расхо дов на оборудование, предназначенное для этих целей, выросла во всех частных инвестициях до 5,8%. В 1969 г. стоимость оборудования и приборов для предотвраще ния загрязнения среды и приборов для наблюдения за этим процессом составила 142,8 млрд, иен, а в 1970 г .— 185 млрд, иен, причем на частный сектор приходится 63,8% этого оборудования по стоимости [14, 1970, 32; 145,
4.IV. 1971].
Впоследние годы в Японии замечается неуклонный
5* |
67 |
рост государственных и частных капиталовложений на научные исследования и разработки в производстве средств разрушения. За 1966— 1971 гг. капиталовложения на исследования в бюджете Управления национальной обороны возросли более чем в три раза и увеличивались ежегодно в среднем на 25—30%, в то время как этот по
казатель |
в гражданских |
отраслях составил |
21—23% |
[83, 32—67]. В «четвертом |
пятилетием плане |
обороны» |
|
Японии |
(1972— 1976 гг.), предусматривающем значитель |
ный рост производства вооружения, предполагается, что расходы на военные исследования составят 3% всей сум мы расходов на военные цели против 2% в «третьем пяти летием плане обороны». Таким образом, в «четвертом пятилетием плане обороны» предусмотрено расходовать средств на военные исследования значительно больше, чем в «третьем пятилетнем плане обороны». Примерно’ около 2/з этих средств будет .использоваться на исследо вания и разработки в авиационной промышленности, ра кетостроении и электронике [83, 67].
Фактические расходы на военные исследования зна чительно превышают официальные данные. Значительная доля капиталовложений в научные исследования в воен ном производстве финансируется из скрытых источников, которые не имеют прямого отношения к этим целям. Так, в 1967 г. расходы на военные исследования и опытно конструкторские работы, связанные с производством ра кет и управляемых снарядов, составили 31,1 млрд, иен, что примерно в четыре раза больше ассигнований на эти цели в этом году в бюджете Управления националь ной обороны. Около 60% этих расходов в государствен ном бюджете приходилось на Министерство образования и культуры и 20% — на Научно-техническое управление, не имеющие прямого отношения к военному ведомству
[124, |
1968, № 7, 58]. |
В |
1968 г. Токийский университет расходовал на про |
ведение исследований в области производства ракетной техники и электронных устройств 7 млрд, иен, причем 50% этих расходов было покрыто за счет средств раз личных министерств и управлений (Министерства связи, Научно-технического управления и др.).
Расширяются масштабы исследований ;в области воен ных приготовлений в научных центрах и лабораториях японских компаний. Расходы японских компаний на эти
68
цели по заказам Управления национальной обороны еже годно растут и составляют все большую долю националь
ных расходов на науку и технику в государственном бюд жете.
Финансирование научных исследований в Японии по принятой в международной статистике классификации идет по трем направлениям: финансирование фундамен тальных исследований, прикладных исследований и опыт- но-конструктороких разработок. Фундаментальные иссле дования представляют собой такой вид деятельности, в результате которой приобретаются новые знания о зако нах природы и общества. Они служат основанием для прикладных исследований, ставящих целью выяснение путей практического использования теоретических откры тий. Научные разработки являются завершающим эта пом, в ходе которого налаживается создание опытных образцов новых видов продукции или процессов произ водства. Все эти виды научной деятельности представ ляют собой необходимые стадии единого научного про цесса, в котором совершается научное открытие и проис ходит поиск возможностей его практической реализации.
Примерно до середины 60-х годов в Японии существо вал определенный утилитарный подход к развитию нау ки, приводивший к недооценке собственных фундамен тальных исследований. Предполагалось проведение глав ным образом прикладных исследований п разработок на основе лицензионных соглашений с другими промышлен но развитыми капиталистическими странами. Однако увлечение преимущественно прикладными исследования ми привело к угрозе потери научной и технической пер спективы. В научных кругах и в печати все чаще разда вались предупреждения, что недооценка фундаменталь ных исследований еще более усилит зависимость Японии в техническом отношении от других капиталистических стран. С подобными заявлениями выступили и руководи тели технической политики Кэйданрэн. Со второй поло вины 60-х годов положение существенным образом изме нилось. Высокая результативность научных исследований, как один из важных факторов быстрого роста экономики в целом, привела к тому, что японское правительство и монополии стали расширять франт собственных научных разработок, и в частности фундаментальных исследо ваний.
69
В 1967 г. Научный совет Японии подготовил ряд реко мендаций правительству о повышении роли фундамен тальных исследований в университетах и научно-исследо вательских институтах, отстававших от обшего экономи ческого роста. Подобные рекомендации давались и в позднейших программах и документах по развитию нау ки и техники. С этого времени инвестиции в фундамен тальные исследования начинают возрастать, а нх доля в общей сумме расходов па исследования и разработки оказалась значительно выше расходов на те же цели в других промышленно развитых капиталистических стра нах.
В 1971 г. Япония расходовала на фундаментальные исследования в целом по стране 23,9%, на прикладные исследования — 25,9%, на совершенствование и развитие продукции и технологии — 50,2%. В СШ А эти показатели соответственно были равны 14,4, 21,5 и 64,1%; в Англии—■ 10,5, 28,5 и 61,0%; во Франции — 18,2, 31,6 и 50,2% [14, 1973, 169; 113, 13.V I .1972]. В стоимостном же выражении Япония расходует на фундаментальные последования почти столько же, сколько Франция, больше, чем Анг лия, но значительно меньше, чем СШ А .
Однако в промышленности все еще преобладает тен денция к развитию прикладных и технологических иссле дований, преследующих цель создания новых видов про дукции и новых технологических процессов (табл. 10).
Развитие фундаментальных исследований в рамках частных компаний во многом определяется размерами ка питала этих компаний, поэтому исследования фундамен тального характера в основном ведут крупные компании, имеющие довольно высокую материальную и техническую базу. Однако и среди них лишь небольшое число выделя ют на фундаментальные исследования некоторую часть своих исследовательских фондов. Это является следст вием того, что фундаментальные исследования в усло виях капиталистического производства не имеют ясно выраженной коммерческой целенаправленности, сопря жены ,с определенным риском и не гарантируют в скором времени прибыли. Поэтому японские монополии, как и монополии других капиталистических стран, переклады вают всю тяжесть финансирования фундаментальных ис следований на плечи государства.
Государственные университеты в отличие от частных
70
'(■ а б л и ц а ІО
Расходы на исследования (фундаментальные, Прикладные, |
|
|
|||||||||||
технологические) |
в обрабатывающей промышленности |
|
|
||||||||||
развитых капиталистических стран, |
1968 |
г .*, |
|
|
|
|
|||||||
|
|
Компании |
|
|
Научно-исследова |
Университеты |
|
||||||
Страна |
1 |
|
тельские институты |
|
|||||||||
|
Оі |
|
|
|
а |
1 |
|
а1 |
О5 а |
||||
|
|
|
3 |
|
а |
|
|
|
о а |
|
2 |
||
|
|
s £ |
|
|
и |
|
а « |
|
Е |
|
Я |
iZ |
|
|
|
|
|
X |
|
|
1 « |
о |
|
||||
|
|
н |
|
|
|
о |
* |
|
|||||
|
|
я 3 |
|
о » |
і 3 |
§ |
*=: s |
я s |
я |
О Vs |
|||
|
|
|
|
||||||||||
|
|
X 3 |
і |
|
х а |
S 3 |
|
X о |
•е-Р |
§ |
с a |
||
|
|
|
5. |
|
|
о |
>.5 |
Q. |
О с; |
|
о. |
X и |
|
|
|
|
|
0) 4» |
|
|
Н |
<у |
|||||
Я пония |
|
1 1 .4 |
с |
|
н tr |
■ &Р |
с |
2 8 ,4 |
8 0 ,0 |
с |
|
||
|
2 7 .4 |
6 1 ,2 |
2 5 ,4 |
4 6 ,2 |
2 0 ,0 |
|
|
||||||
С Ш А |
|
3 ,9 |
1 8 ,3 7 7 ,8 * * |
1 3 ,1 |
3 4 ,1 |
5 2 ,0 |
5 6 ,8 |
2 1 ,7 |
2 1 ,5 |
||||
А н гл и я |
|
3 .4 |
2 1 .9 |
7 4 . 7 « |
|||||||||
Ф р ан ц и я |
|
|
|
|
1 3 ,3 |
3 4 ,0 |
5 2 .7 |
8 4 ,4 |
1 2 .4 |
1 ,2 |
|||
4 ,8 |
3 8 .5 6 1 ,5 * :і 9 ,6 |
4 3 ,7 |
4 6 .7 |
8 2 ,7 |
1 7 ,2 |
0 ,9 |
|||||||
И тал и я |
[14, |
4 3 .9 |
5 1 ,3 * * |
75]. |
|
|
6 3 ,6 |
3 5 .5 |
|||||
* |
1968, |
69; |
14, |
1970, |
|
|
|
|
|
|
|||
** |
Данные за |
1967 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
компаний расходуют на фундаментальные исследования большую часть государственных ассигнований и являют ся фактически главными «поставщиками» научных от крытий для японских монополий. Многие научные откры тия, разработанные государственными университетами, передаются в пользование крупным монополиям. Опреде ленная часть результатов исследования имеет военную направленность. Передача результатов фундаментальных исследований для использования в гражданских целях оовобождает промышленные компании от дополнитель ных расходов и повышает конкурентоспособность их то варов как на внутренних, так и на международном рынках.
До начала 60-х годов государственные университеты выполняли немногим больше половины всего объема фун даментальных исследований. Однако появление новых отраслей (атомная энергия, освоение космоса, электро ника, борьба с загрязнением окружающей среды и др.) потребовало значительного увеличения расходов на фун даментальные исследования.
Предварительные наметки в планах научных исследо-
71
ванпй предполагают ежегодное увеличение расходов на фундаментальные исследования в 1971— 1975 гг. на 15— 20%, при этом предпочтение отдается фундаментальным исследованиям в области развития атомной энергии и освоения .космоса.
Государственное воздействие на научные исследования
Развитие научно-технических исследований ускоряет ся государственно-монополистическими мерами. Госу дарство все больше вовлекается в финансирование и ор ганизацию научных исследований.
В послевоенный период японское правительство при няло ряд законов по стимулированию научно-исследова тельских работ и разработало систему финансирования промышленных компаний, занимающихся научными ис-. следованиями и разработками. В соответствии с этой си стемой государство возмещает определенную часть расходов монополий на научные исследования, в резуль тате которых внедрены новые технологические процессы и созданы новые производства, предоставляет крупные кредиты в целях привлечения передового технического опыта и создания новейшей технологии, требующей круп ных финансовых затрат. Государство берет на себя зна чительную часть финансового риска при проведении доро гостоящих фундаментальных исследовательских работ, особенно в области атомной энергии, электроники, освое ния космического пространства, организует передачу опыта и знаний частным компаниям, содействует разви тию научно-технической информации путем создания и финансирования информационных центров. Значительные суммы из государственного бюджета расходуются на под готовку квалифицированных научных кадров для повы шения уровня научных исследований в системах крупных японских монополий.
Согласно официальным данным, за 1960— 1970 гг. го сударственные инвестиции на научные исследования уве личились с 60 млрд, до 450,9 млрд, иен, или в 7,5 раза, а их доля в общей сумме инвестиций на эти цели повы силась с 32,6 до 33,5% [14, 1973, 352—353].
Государство в значительной степени берет на себя со
72
вершенствование инфраструктуры, т. е. обслуживающих отраслей общественного значения, непосредственно свя занных с промышленностью, и освобождает компании от расходов на проведение научных исследований в этой области.
Государство выступает покупателем промышленной продукции, что также стимулирует научно-исследователь скую деятельность компаний. Наиболее высока роль госу дарственных закупок в развитии исследований и произ водства в таких отраслях, как радиоэлектронная и авиа ционная, где государственный рынок обеспечивает от 60 до 90% всего объема сбыта крупных компаний.
Определенное место в стимулировании научных иссле дований занимает государственное программирование. Государственное экономическое программирование в об ласти научных исследований направлено на укрепление и развитие ключевых отраслей промышленности, создание новых отраслей, развитие науки. В программах на госу дарство возлагается большая роль в' развитии научных исследований и создании необходимых условий для ро ста новых перспективных отраслей.
Важным и наиболее действенным инструментом госу дарственного стимулирования научных исследований в промышленности являются налоговые мероприятия (на логовые скидки на инвестиции частных компаний, пони жение ставок налогов на прибыль и др.), кредитование и субсидирование. Э4чі мероприятия довольно активно воз действуют на промышленные фирмы в направлении уве личения производственных фондов на научные исследова ния, развития производства и обновления основного ка питала на новейшей технической основе.
В условиях научно-технического прогресса для япон ских монополий приобретает особое значение система амортизационных отчислений. Система ускоренных и спе циальных амортизационных отчислений была установле на в Японии на основании принятого в 1952 г. «Закона о форсировании рационализаторской деятельности ком паний». Сначала эта система 'распространялась на обору дование научных и экспериментальных лабораторий, а с 1958 г. на машины и оборудование, связанное с опытным производством. Целезая направленность этого закона со стояла в необходимости развития процесса «самофинан сирования» монополий и осуществления в более широких
73
масштабах модернизации производственной и научно-тех нической базы.
Система ускоренной амортизации предусматривает списание за первые пять лет 50% стоимости оборудова ния с десятилетним сроком службы, введенного в дейст вие по программам рационализации.
Различные льготы создали благоприятные условия для частного капитала и особенно монополий в области расширения и совершенствования производственного и технического аппарата. Так, крупные электротехнические монополии, занимающиеся важными исследованиями и разработками в области производства электронной про дукции, на основании «Закона о чрезвычайных мерах по развитию электронной промышленности» имеют возмож ность получать в Банке развития Японии на льготных условиях необходимые им средства іг осуществлять свя занную с государственными заказами разработку широ ких исследовательских программ в области производства новой продукции.
Согласно данным Научно-технического управления, ведущие компании электронной промышленности и средств связи израсходовали в 1971 г. на научные иссле дования 131,7 млрд, иен, причем почти 2/з этой сум мы было покрыто за счет заказов со стороны государства [14, 1973, 361]. Продукция многих из этих компаний (в частности «Тосиба дэнки», «Хитати дэики», «Мацусита дэнки»), произведенная на базе новой техники, освобож дается от обложения подоходным налогом. Компании так же получают от правительства на льготных условиях субсидии для закупки иностранных лицензий, различные материалы и научно-техническую информацию.
Значительные льготы предоставляются отраслям ме таллургической и нефтехимической промышленности. В 1963— 1968 гг. компании этих отраслей получили от го сударства 97,2 млрд, иен, из которых 25,1 млрд, иен — кредиты на льготных условиях на приобретение нового оборудования для научных целей и 72,1 млрд, иен — льго ты по системе опециальных амортизационных отчислений для машинного оборудования экспериментальных и науч ных лабораторий [88, 1970, 271]. За 1965— 1970 гг. компа нии металлургической и химической промышленности по лучили различные льготы и субсидии на сумму 105,5 млрд,
иен [88, 1970, 271].
74
Крупные компании по производству синтетических во локон освобождаются от налогов на импортируемое ими оборудование для модернизации научно-технической ба зы исследований и усовершенствований методов произ водства.
Японские монополии получают крупные средства на проведение научных исследований и разработок по пря мым контрактам с Управлением национальной обороны, с Национальным управлением по аэронавтике и исследо ванию космического пространства, с Комиссией по атом ной энергии и с другими ведомствами. На эти цели еже годно расходуется 2,5% всех средств, выделяемых на военное производство ,в государственном бюджете. Япон ские монополии становятся участниками почти всех наи более крупных государственных программ в области воен
ного |
производства, атомной энергии, |
освоения кос |
моса |
и др. |
обороны финан |
В |
1968 г. Управление национальной |
сировало по контрактам около 82% стоимости научно-ис
следовательских |
работ в ракетостроении, 26,4% — в |
|
электронной промышленности, 68,6% — в |
авиационной |
|
промышленности, |
64,7% — в судостроении |
[124, 1970, |
№ 11, 15].
Выполнение исследований ло контрактам с Управле нием национальной обороны и другими государственными организациями и ведомствами позволяет монополиям присваивать патенты на изобретения, сделанные по госу дарственным ассигнованиям, а также в определенной сте пени облегчает и расширяет доступ к научной информа ции и к ее практическому использованию.
Существенное значение в динамике научных исследо ваний приобретает система финансового поощрения ис следований. Начиная с 1958 г, в государственном бюдже те ежегодно выделяется 10% всех расходов на науку и технику в качестве фонда материального поощрения част ных и государственных научно-исследовательских орга низаций и ведомств, проводящих важные фундаменталь
ные исследования.
В 1968 г. система финансирования научных исследо ваний в Японии была расширена. Были разработаны мероприятия, предусматривающие освобождение от нало гового обложения 20% продаж новой продукции в тече ние трех лет с момента начала ее производства, а также
75