Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 127

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

мощью ракеты «МЮ » в 1972— 1973 гг. составили 3,3 млрд, иен [146, 17.1.1972]. Согласно долгосрочной программе, составленной Советом по освоению космического прост­ ранства, за 1969— 1974 гг. на научные исследования по созданию научных спутников должно было быть ассиг­ новано 150 млрд, иен, т. е. ежегодно в среднем 30 млрд, иен [122, 1970, № 5, 53; 126, 1971, № 7, 29—43]. Если стои­ мость работ, произведенных в области исследования кос­ моса в 1968 г., взять за 100, то к концу 1973 г. она воз­ росла примерно в 14 раз. В целом по темпам роста рас­ ходов на космическую технику Япония обгоняет страны Западной Европы и даже СШ А.

Растут расходы по освоению ресурсов океана. В 1972 г. расходы по государственному бюджету Японии на эти цели возросли по сравнению с 1971 г. на 35% и составили 9 млрд, иен (в 1971 г. — 7 млрд, иен) [14, 1972, 257; 14, 1973, 170]. Из этой суммы ЗИП млн. иен ассигновано на строительство научно-технического центра по изучению океана, на экспериментальные оаботы по освоению океа­ на, на строительство моделирующего устройства для океанографических исследований, на проведение иссле­ довательских работ в океане с использованием научноисследовательского судна «Сникай».

В марте 1969 г. Комитет по проблемам освоения океа­ на Ассоциации изучения экономики Японии составил проект десятилетней программы освоения океана (1970— 1980 гг.). В соответствии с этим проектом в 1980 г. в ос­ воение океана намечено вложить 8170 млрд, иен, из них государственные ассигнования — 4750 млрд, иен (58,1%) и ассигнования частных компаний — 3420 млрд, иен (41,9%) [83. 1971, 67; 145, 4.ѴІ.1971].

Большие суммы выделяются также на борьбу с за­ грязнением окружающей среды, которая ведется за пос­ ледние годы особенно интенсивно. В 1970 г. доля расхо­ дов на оборудование, предназначенное для этих целей, выросла во всех частных инвестициях до 5,8%. В 1969 г. стоимость оборудования и приборов для предотвраще­ ния загрязнения среды и приборов для наблюдения за этим процессом составила 142,8 млрд, иен, а в 1970 г .— 185 млрд, иен, причем на частный сектор приходится 63,8% этого оборудования по стоимости [14, 1970, 32; 145,

4.IV. 1971].

Впоследние годы в Японии замечается неуклонный

5*

67

рост государственных и частных капиталовложений на научные исследования и разработки в производстве средств разрушения. За 1966— 1971 гг. капиталовложения на исследования в бюджете Управления национальной обороны возросли более чем в три раза и увеличивались ежегодно в среднем на 25—30%, в то время как этот по­

казатель

в гражданских

отраслях составил

21—23%

[83, 32—67]. В «четвертом

пятилетием плане

обороны»

Японии

(1972— 1976 гг.), предусматривающем значитель­

ный рост производства вооружения, предполагается, что расходы на военные исследования составят 3% всей сум­ мы расходов на военные цели против 2% в «третьем пяти­ летием плане обороны». Таким образом, в «четвертом пятилетием плане обороны» предусмотрено расходовать средств на военные исследования значительно больше, чем в «третьем пятилетнем плане обороны». Примерно’ около 2/з этих средств будет .использоваться на исследо­ вания и разработки в авиационной промышленности, ра­ кетостроении и электронике [83, 67].

Фактические расходы на военные исследования зна­ чительно превышают официальные данные. Значительная доля капиталовложений в научные исследования в воен­ ном производстве финансируется из скрытых источников, которые не имеют прямого отношения к этим целям. Так, в 1967 г. расходы на военные исследования и опытно­ конструкторские работы, связанные с производством ра­ кет и управляемых снарядов, составили 31,1 млрд, иен, что примерно в четыре раза больше ассигнований на эти цели в этом году в бюджете Управления националь­ ной обороны. Около 60% этих расходов в государствен­ ном бюджете приходилось на Министерство образования и культуры и 20% — на Научно-техническое управление, не имеющие прямого отношения к военному ведомству

[124,

1968, № 7, 58].

В

1968 г. Токийский университет расходовал на про­

ведение исследований в области производства ракетной техники и электронных устройств 7 млрд, иен, причем 50% этих расходов было покрыто за счет средств раз­ личных министерств и управлений (Министерства связи, Научно-технического управления и др.).

Расширяются масштабы исследований ;в области воен­ ных приготовлений в научных центрах и лабораториях японских компаний. Расходы японских компаний на эти

68


цели по заказам Управления национальной обороны еже­ годно растут и составляют все большую долю националь­

ных расходов на науку и технику в государственном бюд­ жете.

Финансирование научных исследований в Японии по принятой в международной статистике классификации идет по трем направлениям: финансирование фундамен­ тальных исследований, прикладных исследований и опыт- но-конструктороких разработок. Фундаментальные иссле­ дования представляют собой такой вид деятельности, в результате которой приобретаются новые знания о зако­ нах природы и общества. Они служат основанием для прикладных исследований, ставящих целью выяснение путей практического использования теоретических откры­ тий. Научные разработки являются завершающим эта­ пом, в ходе которого налаживается создание опытных образцов новых видов продукции или процессов произ­ водства. Все эти виды научной деятельности представ­ ляют собой необходимые стадии единого научного про­ цесса, в котором совершается научное открытие и проис­ ходит поиск возможностей его практической реализации.

Примерно до середины 60-х годов в Японии существо­ вал определенный утилитарный подход к развитию нау­ ки, приводивший к недооценке собственных фундамен­ тальных исследований. Предполагалось проведение глав­ ным образом прикладных исследований п разработок на основе лицензионных соглашений с другими промышлен­ но развитыми капиталистическими странами. Однако увлечение преимущественно прикладными исследования­ ми привело к угрозе потери научной и технической пер­ спективы. В научных кругах и в печати все чаще разда­ вались предупреждения, что недооценка фундаменталь­ ных исследований еще более усилит зависимость Японии в техническом отношении от других капиталистических стран. С подобными заявлениями выступили и руководи­ тели технической политики Кэйданрэн. Со второй поло­ вины 60-х годов положение существенным образом изме­ нилось. Высокая результативность научных исследований, как один из важных факторов быстрого роста экономики в целом, привела к тому, что японское правительство и монополии стали расширять франт собственных научных разработок, и в частности фундаментальных исследо­ ваний.

69


В 1967 г. Научный совет Японии подготовил ряд реко­ мендаций правительству о повышении роли фундамен­ тальных исследований в университетах и научно-исследо­ вательских институтах, отстававших от обшего экономи­ ческого роста. Подобные рекомендации давались и в позднейших программах и документах по развитию нау­ ки и техники. С этого времени инвестиции в фундамен­ тальные исследования начинают возрастать, а нх доля в общей сумме расходов па исследования и разработки оказалась значительно выше расходов на те же цели в других промышленно развитых капиталистических стра­ нах.

В 1971 г. Япония расходовала на фундаментальные исследования в целом по стране 23,9%, на прикладные исследования — 25,9%, на совершенствование и развитие продукции и технологии — 50,2%. В СШ А эти показатели соответственно были равны 14,4, 21,5 и 64,1%; в Англии—■ 10,5, 28,5 и 61,0%; во Франции — 18,2, 31,6 и 50,2% [14, 1973, 169; 113, 13.V I .1972]. В стоимостном же выражении Япония расходует на фундаментальные последования почти столько же, сколько Франция, больше, чем Анг­ лия, но значительно меньше, чем СШ А .

Однако в промышленности все еще преобладает тен­ денция к развитию прикладных и технологических иссле­ дований, преследующих цель создания новых видов про­ дукции и новых технологических процессов (табл. 10).

Развитие фундаментальных исследований в рамках частных компаний во многом определяется размерами ка­ питала этих компаний, поэтому исследования фундамен­ тального характера в основном ведут крупные компании, имеющие довольно высокую материальную и техническую базу. Однако и среди них лишь небольшое число выделя­ ют на фундаментальные исследования некоторую часть своих исследовательских фондов. Это является следст­ вием того, что фундаментальные исследования в усло­ виях капиталистического производства не имеют ясно выраженной коммерческой целенаправленности, сопря­ жены ,с определенным риском и не гарантируют в скором времени прибыли. Поэтому японские монополии, как и монополии других капиталистических стран, переклады­ вают всю тяжесть финансирования фундаментальных ис­ следований на плечи государства.

Государственные университеты в отличие от частных

70

'(■ а б л и ц а ІО

Расходы на исследования (фундаментальные, Прикладные,

 

 

технологические)

в обрабатывающей промышленности

 

 

развитых капиталистических стран,

1968

г .*,

 

 

 

 

 

 

Компании

 

 

Научно-исследова­

Университеты

 

Страна

1

 

тельские институты

 

 

Оі

 

 

 

а

1

 

а1

О5 а

 

 

 

3

 

а

 

 

 

о а

 

2

 

 

s £

 

 

и

 

а «

 

Е

 

Я

iZ

 

 

 

 

 

X

 

 

1 «

о

 

 

 

н

 

 

 

о

*

 

 

 

я 3

 

о »

і 3

§

*=: s

я s

я

О Vs

 

 

 

 

 

 

X 3

і

 

х а

S 3

 

X о

•е-Р

§

с a

 

 

 

5.

 

 

о

>.5

Q.

О с;

 

о.

X и

 

 

 

 

0) 4»

 

 

Н

Я пония

 

1 1 .4

с

 

н tr

■ &Р

с

2 8 ,4

8 0 ,0

с

 

 

2 7 .4

6 1 ,2

2 5 ,4

4 6 ,2

2 0 ,0

 

 

С Ш А

 

3 ,9

1 8 ,3 7 7 ,8 * *

1 3 ,1

3 4 ,1

5 2 ,0

5 6 ,8

2 1 ,7

2 1 ,5

А н гл и я

 

3 .4

2 1 .9

7 4 . 7 «

Ф р ан ц и я

 

 

 

 

1 3 ,3

3 4 ,0

5 2 .7

8 4 ,4

1 2 .4

1 ,2

4 ,8

3 8 .5 6 1 ,5 * :і 9 ,6

4 3 ,7

4 6 .7

8 2 ,7

1 7 ,2

0 ,9

И тал и я

[14,

4 3 .9

5 1 ,3 * *

75].

 

 

6 3 ,6

3 5 .5

*

1968,

69;

14,

1970,

 

 

 

 

 

 

**

Данные за

1967 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

компаний расходуют на фундаментальные исследования большую часть государственных ассигнований и являют­ ся фактически главными «поставщиками» научных от­ крытий для японских монополий. Многие научные откры­ тия, разработанные государственными университетами, передаются в пользование крупным монополиям. Опреде­ ленная часть результатов исследования имеет военную направленность. Передача результатов фундаментальных исследований для использования в гражданских целях оовобождает промышленные компании от дополнитель­ ных расходов и повышает конкурентоспособность их то­ варов как на внутренних, так и на международном рынках.

До начала 60-х годов государственные университеты выполняли немногим больше половины всего объема фун­ даментальных исследований. Однако появление новых отраслей (атомная энергия, освоение космоса, электро­ ника, борьба с загрязнением окружающей среды и др.) потребовало значительного увеличения расходов на фун­ даментальные исследования.

Предварительные наметки в планах научных исследо-

71


ванпй предполагают ежегодное увеличение расходов на фундаментальные исследования в 1971— 1975 гг. на 15— 20%, при этом предпочтение отдается фундаментальным исследованиям в области развития атомной энергии и освоения .космоса.

Государственное воздействие на научные исследования

Развитие научно-технических исследований ускоряет­ ся государственно-монополистическими мерами. Госу­ дарство все больше вовлекается в финансирование и ор­ ганизацию научных исследований.

В послевоенный период японское правительство при­ няло ряд законов по стимулированию научно-исследова­ тельских работ и разработало систему финансирования промышленных компаний, занимающихся научными ис-. следованиями и разработками. В соответствии с этой си­ стемой государство возмещает определенную часть расходов монополий на научные исследования, в резуль­ тате которых внедрены новые технологические процессы и созданы новые производства, предоставляет крупные кредиты в целях привлечения передового технического опыта и создания новейшей технологии, требующей круп­ ных финансовых затрат. Государство берет на себя зна­ чительную часть финансового риска при проведении доро­ гостоящих фундаментальных исследовательских работ, особенно в области атомной энергии, электроники, освое­ ния космического пространства, организует передачу опыта и знаний частным компаниям, содействует разви­ тию научно-технической информации путем создания и финансирования информационных центров. Значительные суммы из государственного бюджета расходуются на под­ готовку квалифицированных научных кадров для повы­ шения уровня научных исследований в системах крупных японских монополий.

Согласно официальным данным, за 1960— 1970 гг. го­ сударственные инвестиции на научные исследования уве­ личились с 60 млрд, до 450,9 млрд, иен, или в 7,5 раза, а их доля в общей сумме инвестиций на эти цели повы­ силась с 32,6 до 33,5% [14, 1973, 352—353].

Государство в значительной степени берет на себя со ­

72

вершенствование инфраструктуры, т. е. обслуживающих отраслей общественного значения, непосредственно свя­ занных с промышленностью, и освобождает компании от расходов на проведение научных исследований в этой области.

Государство выступает покупателем промышленной продукции, что также стимулирует научно-исследователь­ скую деятельность компаний. Наиболее высока роль госу­ дарственных закупок в развитии исследований и произ­ водства в таких отраслях, как радиоэлектронная и авиа­ ционная, где государственный рынок обеспечивает от 60 до 90% всего объема сбыта крупных компаний.

Определенное место в стимулировании научных иссле­ дований занимает государственное программирование. Государственное экономическое программирование в об­ ласти научных исследований направлено на укрепление и развитие ключевых отраслей промышленности, создание новых отраслей, развитие науки. В программах на госу­ дарство возлагается большая роль в' развитии научных исследований и создании необходимых условий для ро­ ста новых перспективных отраслей.

Важным и наиболее действенным инструментом госу­ дарственного стимулирования научных исследований в промышленности являются налоговые мероприятия (на­ логовые скидки на инвестиции частных компаний, пони­ жение ставок налогов на прибыль и др.), кредитование и субсидирование. Э4чі мероприятия довольно активно воз­ действуют на промышленные фирмы в направлении уве­ личения производственных фондов на научные исследова­ ния, развития производства и обновления основного ка­ питала на новейшей технической основе.

В условиях научно-технического прогресса для япон­ ских монополий приобретает особое значение система амортизационных отчислений. Система ускоренных и спе­ циальных амортизационных отчислений была установле­ на в Японии на основании принятого в 1952 г. «Закона о форсировании рационализаторской деятельности ком­ паний». Сначала эта система 'распространялась на обору­ дование научных и экспериментальных лабораторий, а с 1958 г. на машины и оборудование, связанное с опытным производством. Целезая направленность этого закона со­ стояла в необходимости развития процесса «самофинан­ сирования» монополий и осуществления в более широких

73


масштабах модернизации производственной и научно-тех­ нической базы.

Система ускоренной амортизации предусматривает списание за первые пять лет 50% стоимости оборудова­ ния с десятилетним сроком службы, введенного в дейст­ вие по программам рационализации.

Различные льготы создали благоприятные условия для частного капитала и особенно монополий в области расширения и совершенствования производственного и технического аппарата. Так, крупные электротехнические монополии, занимающиеся важными исследованиями и разработками в области производства электронной про­ дукции, на основании «Закона о чрезвычайных мерах по развитию электронной промышленности» имеют возмож­ ность получать в Банке развития Японии на льготных условиях необходимые им средства іг осуществлять свя­ занную с государственными заказами разработку широ­ ких исследовательских программ в области производства новой продукции.

Согласно данным Научно-технического управления, ведущие компании электронной промышленности и средств связи израсходовали в 1971 г. на научные иссле­ дования 131,7 млрд, иен, причем почти 2/з этой сум­ мы было покрыто за счет заказов со стороны государства [14, 1973, 361]. Продукция многих из этих компаний (в частности «Тосиба дэнки», «Хитати дэики», «Мацусита дэнки»), произведенная на базе новой техники, освобож­ дается от обложения подоходным налогом. Компании так­ же получают от правительства на льготных условиях субсидии для закупки иностранных лицензий, различные материалы и научно-техническую информацию.

Значительные льготы предоставляются отраслям ме­ таллургической и нефтехимической промышленности. В 1963— 1968 гг. компании этих отраслей получили от го­ сударства 97,2 млрд, иен, из которых 25,1 млрд, иен — кредиты на льготных условиях на приобретение нового оборудования для научных целей и 72,1 млрд, иен — льго­ ты по системе опециальных амортизационных отчислений для машинного оборудования экспериментальных и науч­ ных лабораторий [88, 1970, 271]. За 1965— 1970 гг. компа­ нии металлургической и химической промышленности по­ лучили различные льготы и субсидии на сумму 105,5 млрд,

иен [88, 1970, 271].

74

Крупные компании по производству синтетических во­ локон освобождаются от налогов на импортируемое ими оборудование для модернизации научно-технической ба­ зы исследований и усовершенствований методов произ­ водства.

Японские монополии получают крупные средства на проведение научных исследований и разработок по пря­ мым контрактам с Управлением национальной обороны, с Национальным управлением по аэронавтике и исследо­ ванию космического пространства, с Комиссией по атом­ ной энергии и с другими ведомствами. На эти цели еже­ годно расходуется 2,5% всех средств, выделяемых на военное производство ,в государственном бюджете. Япон­ ские монополии становятся участниками почти всех наи­ более крупных государственных программ в области воен­

ного

производства, атомной энергии,

освоения кос­

моса

и др.

обороны финан­

В

1968 г. Управление национальной

сировало по контрактам около 82% стоимости научно-ис­

следовательских

работ в ракетостроении, 26,4% — в

электронной промышленности, 68,6% — в

авиационной

промышленности,

64,7% — в судостроении

[124, 1970,

№ 11, 15].

Выполнение исследований ло контрактам с Управле­ нием национальной обороны и другими государственными организациями и ведомствами позволяет монополиям присваивать патенты на изобретения, сделанные по госу­ дарственным ассигнованиям, а также в определенной сте­ пени облегчает и расширяет доступ к научной информа­ ции и к ее практическому использованию.

Существенное значение в динамике научных исследо­ ваний приобретает система финансового поощрения ис­ следований. Начиная с 1958 г, в государственном бюдже­ те ежегодно выделяется 10% всех расходов на науку и технику в качестве фонда материального поощрения част­ ных и государственных научно-исследовательских орга­ низаций и ведомств, проводящих важные фундаменталь­

ные исследования.

В 1968 г. система финансирования научных исследо­ ваний в Японии была расширена. Были разработаны мероприятия, предусматривающие освобождение от нало­ гового обложения 20% продаж новой продукции в тече­ ние трех лет с момента начала ее производства, а также

75