Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

18% в год [14, 1972, 335]. В 1971 г. в области химии было зарегистрировано 29,8% всех научных работников, заня­ тых в промышленности, в то время как в области мате­ матики, физики и биологии — 7,6%- В области техниче­ ских наук занято 60,2% общего числа научно-техниче­ ских работников, связанных с машиностроением, судо­ строением, металлургией, механикой, электротехникой, строительством, технологией нефти, геодезией, во всех других отраслях наук — 2,4% [14, 1970, 230; 14, 1973, 359].

Довольно быстро происходит рост числа научно-иссле­ довательских работников в области атомной энергии, ис­ следования космического пространства п разработки ракетно-космической техники, перспективы развития ко­ торых всецело зависят от степени развития научно-техни­ ческого прогресса. За десять лет (1960— 1970) числен­ ность ученых и инженеров в этих областях выросла в среднем более чем в два раза, а в электронной промыш­

ленности и в

производстве средств связи — в 2,5 раза

[14, 1970, 256;

108, 241], Быстрыми темпами растет число

научно-технических работников и в таких отраслях, как освоение мирового океана и устранение условий загряз­ нения окружающей среды.

Сравнительно высокий рост научных работников, наб­ людающийся в промышленности, связан также с привле­ чением в производство достижений мировой науки и техники, освоение и утилизация которых потребовали до­ полнительного количества высококвалифицированных научно-исследовательских и инженерно-технических ра­ ботников.

Таким образом правящие круги и крупный капитал Японии стремятся обеспечить подготовку научных и ин­ женерных кадров по основным специальностям, и прежде всего в направлении удовлетворения потребностей новых и наиболее важных отраслей промышленности, которые обеспечивают японским монополиям максимальные при­ были. Аналогичное положение наблюдается и при рас­ пределении научных работников разных специальностей по отраслям промышленности. Так, в отраслях химиче­ ской промышленности научными исследованиями и раз­ работками занято 64,9% химиков, 20%) математиков и физиков, в текстильной промышленности соответственно 46 и 22%, в металлургической промышленности — 20,2 и 19,9%, в общем машиностроении — 15,6 и 10,7%), в эледт-

82

ромашиностроении — 11 и 20% [подсчитано

по: 14,

1968,

74].

 

 

Японии

Однако научно-исследовательский потенциал

используется еще далеко не полностью. Так,

в

частности,

 

в системе научных исследований очень мал процент жен­ щин, имеющих ученую степень. В Японии еще сильны традиции недооценки женского труда в области науки. По данным Научного совета Японии, доля ученых-жен- щин в области естественных наук составляет примерно 2,2% общего числа ученых, имеющих ученую степень [108, 224]. Японские женщины — ученые и инженеры — работа­ ют главным образом ,в университетах, в государственных институтах и лабораториях и почти не используются в научно-иоследовательских центрах крупных компаний.

Японские монополии попользуют науку как выгодную сферу приложения капитала. Экономические расчеты по­ казывают, что большую часть прибыли японские корпо­ рации получают путем осуществления новых форм эксплуатации, основанных на широком применении до­ стижений науки и техники. «Прогресс техники и нау­ ки,— указывает В. И . Ленин, — означает в капиталисти­ ческом обществе прогресс в искусстве выжимать пот» [4, 19]. Этим, соответственно, объясняется стремление крупных компаний концентрировать в своих руках боль­ шую долю научных исследований и разработок. По под­

счетам

Научно-технического управления, относящимся

к концу

1969 г., на долю компаний с капиталом до

100 млн. иен приходилось 22,4% всех занятых в исследо­ ваниях в обрабатывающей промышленности, на долю компаний с капиталом свыше 100 млн. иен— 17% и на долю компаний с капиталом 1 млрд, иен и выше — 60,5% [9, 438]. Таким образом, на долю крупных компаний, со­ ставляющих всего лишь 7,2% всех компаний, имеющих исследовательские программы, приходится почти 2/з всех научных и вспомогательных работников.

Яркое представление о концентрации науки в руках монополий дают отраслевые показатели. В 1970 г. на долю 20 компаний черной металлургии приходилось 88,1 % всех занятых в исследованиях и разработках в этих отраслях, на долю 20 компаний электротехнической про­ мышленности— 69,9%, на долю 20 компаний общего ма­ шиностроения— 29,6% и на долю 20 компаний химиче­ ской промышленности — 34,5% [14, 1970, 293; 122, 1970,

6 *

83


№ 5, 35; 14, 1973, 367]. Особенно высокая концентрация' научно-исследовательских и инженерно-технических ра­ ботников характерна для электронной промышленности,

производства

средств связи

и ЭВМ . В целом на долю

1Ü компаний,

связанных с

производством электронной

продукции и составляющих 4% всех компаний, ведущих исследовательские работы в этой отрасли, приходится 63,8% всех работников этой категории і 122, 1970, № 5, 35; 14, 1970, 293]. Примерно такое же положение в судо­ строительной промышленности, автомобилестроении, в производстве медицинских препаратов.

Концентрация в руках небольшой группы монополий подавляющей части научных и инженерных работников обеспечивает нм возможность держать под контролем почти все научные и технические новинки, а также кон­ тролировать большое число компаний, не имеющих иссле­ довательских пропрамім, не только по линии финаншв и производства, но и по линии науки и техники.

На весь этот процесс весьма активно воздействует го­ сударство. Значительная часть кадров ученых и инжене­ ров, подготовленных в государственной системе высшего образования, направляется в научно-исследовательские центры крупных монополий.

Подготовка научно-исследовательских и инженернотехнических работников осуществляется глазным обра­ зом государственными и частными университетами и кол­ леджами.

- В 1971 г. в Японии насчитывалось 389 высших учеб­ ных заведений с четырехгодичным сроком обучения и 486 вузов с сокращенным, двухгодичным, сроком обуче­ ния. При 88 вузах (в том числе при 51 частном, 25 госу­ дарственных и 12 муниципальных) существует аспиран­ тура [9, 508—509]. Большое место среди этих вузов зани­ мают крупнейшие и наиболее авторитетные в области научных исследований и подготовки кадров государствен­ ные университеты: Токийский, университеты Киото, Ко­ бе, Осака, Нагоя, Кюсю, Хоккайдо и частные: Универси­ тет Васэда, Университет Тюо, Университет Кэйо, Универ­ ситет Хосэй. На долю крупных частных университетов приходится примерно около 70% всех студентов.

По данным Министерства просвещения Японии, япон­ ские университеты за 14 лет (1953— 1967) подготовили 1,5 млн. специалистов различного профиля. Японское на­

84


родное хозяйство получало ежегодно в среднем более

100 тыс. молодых специалистов в системе высшего обра­ зования [108, 246—247].

В связи с растущим спросом на специалистов с выс­ шим образованием количество студентов, обучающихся в университетах и колледжах Японии, непрерывно растет. Об этом свидетельствуют следующие данные (тыс. чело­

век) [124, 1969, № 6, 23; 9, 508—509; 20, 1972, 498]:1971

 

Численность

1955

г.

1963

г.

1956

г.

1968

г.

1970

г.

 

г .

 

 

 

 

 

 

студентов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

и универ­

523,3

74-1,0

10-14,2

1270,0

1400,5

1648,5

ситетах

Таким образом, за период с 1955 по 1971 год число студентов высших учебных заведений увеличилось

втри раза, а вместе с колледжами — в четыре раза. По данным японской статистики, темп роста числа студентов

ввысших учебных заведениях опережает темп роста за­ нятости в любой другой сфере хозяйства. По этому пока­ зателю Япония выходит на одно из первых мест в капи­ талистическом мире.

До 1953 г. подготовка научных и инженерно-техниче­

ских кадров шла в основном за счет традиционных спе­ циальностей широкого профиля. Однако в последующий период в связи с быстрым ростом японской экономики и возникновением новых отраслей — химической, электро­ технической, атомной и др. — возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов и в соответст­ вии с этим в изменении структуры подготовки научно-ис­ следовательских и инженерно-технических кадров на факультетах и отделениях университетов и колледжей за счет роста удельного веса естественных и технических наук. Только за 1952— 1968 гг. число соответствующих факультетов выросло по государственным университетам и колледжам в 1,5 раза, по частным — в 2,4 раза. В эти же годы были приняты программы расширения подготов­ ки специалистов в области химии, химического машино­ строения, горного дела и физики. В результате если в 1954 г. в системе высшего образования готовилось немно­ гим больше 25% специалистов по естественным и техни­ ческим наукам, то в 1968 г. их доля увеличилась до 47% [108, 239—240].


Расширяется подготовка специалистов в области на­ учных исследований через систему аспирантуры и докто­ рантуры. Если в 1955 г. в аспирантуре проходили курс обучения 10 тыс. человек, то в 1967 г. это число возросло более чем в 3,5 раза и составило 36 тыс. [48, 226]. По данным Научно-технического управления, начиная е 1954 г. число молодых ученых, поступающих в промыш­ ленность из высших учебных заведений, составляет 8— 10% по отношению к общему числу ученых, занятых в промышленности, против 5—6% в развитых капитали­ стических странах Западной Европы. Прирост числа лиц, получивших ученую степень в области естественных и технических наук, составлял ежегодно в среднем 15— 20%, что значительно опережает рост специалистов в других науках [108, 241]. Число ученых по естественным и техническим наукам увеличилось за этот период в пять раз, а их удельный вес в общем числе научно-исследова­ тельских работников за тот же период почти удвоился

[108, 241].

Все это позволило японским монополиям уже к 1968 г. значительно обновить научно-исследовательский персо­ нал в ведущих областях науки и техники.

Распределение молодых специалистов по отраслям экономики происходит неравномерно и определяется прежде всего значимостью отдельных отраслей в капита­ листическом воспроизводстве.

Как видно из табл. 13, распределение научных ,и инже­ нерных работников после окончания высших учебных за­ ведений складывается в пользу обрабатывающей про­ мышленности, финансов, торговли и сферы услуг.

За I960-—1970 гг. отрасли обрабатывающей промыш­ ленности получали ежегодно более 35% всех молодых специалистов и свыше 60% специалистов в области техни­ ческих наук [подсчитано по: 14, 1970, 330; 9, 517].

Довольно быстро увеличивается приток новых специ­ алистов в финансы, торговлю, сферу услуг. Общее число выпускников вузов, поступивших в эти отрасли в 1960— 1970 гг., составляет почти половину .всех молодых специа­ листов, причем значительная часть их — специалисты в области гуманитарных наук. Важной причиной увеличе­ ния численности специалистов в этих областях является борьба за рынки сбыта и новые сферы .приложения капи­ тала, расширение сферы услуг (оптовой и розничной тор­

8 6

говли), финансов и кредита, страхового и рекламного дела.

Что 'Касается сельского хозяйства, морского промысла it добывающей промышленности, то здесь явно просле­ живается тенденция к постепенному сокращению доли прироста выпускников высших учебных заведений.

Т а б л“и ц а

13

 

 

 

 

Распределение выпускаемых специалистов с высшим

 

образованием по отраслям экономики *,

 

 

%

Отрасли

. .

I960 г.

1965 г.

1968 г.

1970 г.

Всего . .

100,0(100,0)

100,0(100,0)

100,0(100,0)

100,0(100,0)

Втом числе: горнодобыва-

ющая . .

0 ,6

(1,0)

0 ,6

(1,0)

0 ,6

(1,0)

0 ,4

(0,9)

строительная

3 ,3

(11,4)

3 ,5

(10,3)

4 ,0

(11,0)

4 ,4

(11,4)

обрабатыва­

33,7

(60,1)

35,2

(61,0)

36,4

(63,8)

36,5

(64,5)

ющая . .

финансы . .

10,3

(1,0)

11,2

(0,8)

9,9

(0,7)

9,0

(0,8)

транспорт,

4 ,4

(2,6)

3,7

(2,2)

4,1

(2,2)

3 ,4

(2,3)

связь . . .

электроэнер­

7,7

(1,4)

8,4

(1,7)

7 ,8

(1,4)

7 ,0

(1,3)

гетическая

сфеіэа ѵслѵг

24,7

(9,0)

20,5

(7,1)

21,2

(6,1)

22,8

(8,3)

торговля . .

14,8

(4,0)

14,9

(4,4)

14,0

(4,2)

14,4

(4,0)

Другие отрасли

0 ,5

(9,5)

2,0

(11,5)

2,0

(9,6)

2,1

(6,5)

* [14, 1965, 368—369; 9, 517; 108, 242].

Вскобках— число выпускников по техническим наукам.

Внастоящее время большое внимание уделяется под­

готовке административно-управленческого аппарата. В Японии почти все работники высшей администрации имеют высшее, преимущественно специальное техниче­ ское образование (примерно 68%). Большая часть бу­ дущих работников высшей администрации готовится в крупных государственных и частных университетах. По данным Министерства просвещения, относящимся к на­ чалу 1969 г., из тысячи работников высшей администра­ ции 468 крупных компаний с капиталом 10 млрд, иен и


числом занятых до 7 тыс. человек каждая 89% являются выпускниками таких университетов [128, 1967, 76; 126, 1970, № 6, 12].

Большое число технических специалистов на постах высших администраторов объясняется нуждами конку­ рентной борьбы в условиях массового технического об­ новления, что резко увеличило потребность именно в та­ кого рода руководящих кадрах [70, 69].

Однако существующая .подготовка научных специали­ стов и инженерно-технических работников в системе выс­ шего образования все еще не удовлетворяет потребностей японской экономики, даже в атомной и космической от­ раслях, которые находятся в более привилегированном положении. Спрос на научные и инженерные кадры со стороны народного хозяйства опережает предложение.

Согласно данным Совета по науке и технике, высшие учебные заведения за десятилетие (1960— 1969 гг.) не удовлетворили спрос народного хозяйства на 170 тыс. специалистов по естественным и техническим наукам. Промышленность недополучала ежегодно в среднем 17 тыс. специалистов, в том числе 445 специалистов по естественным и 16,6 тыс. по техническим наукам [124, 1970, № 3, 158; 82, 430]. По тем же данным, университеты будут не в состоянии удовлетворить полностью спрос на ученых и инженеров еще в течение ряда ближайших лет.

В Японии, как и в других капиталистических странах, на всю систему подготовки научных кадров накладывает свой отпечаток господство принципов капиталистического частного предпринимательства. Используя узкую мате­ риально-техническую базу государственных высших учебных заведений, частные университеты и колледжи повышают плату за обучение, что делает трудным полу­ чение высшего образования для широких масс трудя­ щихся. За последние годы плата за обучение в частных университетах, где обучается свыше 70% всего состава студентов, составила (не считая платы за вступительные экзамены и других взносов) в среднем 200—240 тыс. иен в год [104, 242].

По данным обследования, проведенного Научно-тех­ ническим управлением, из общего состава студентов, при­ нятых в высшие учебные заведения в 1966 г., закончили курс обучения только 55,4% [104, 64—242]. Отсев студен­ тов происходит преимущественно за счет выходцев из

8 8

семей, получающих низкие доходы. В 1965— 1968 гг. доля таких студентов в университетах п колледжах сократи­ лась с 27,7 до 15,5%, в том числе по государственным университетам — с 42,8 до 28%, по частным — с 21 до 9,9%. По свидетельству японской прессы, около Ѵз спо­ собных студентов обычно не могут закончить высшего учебного заведения [106, 147].

Показателем неблагополучного положения с подготов­ кой научных и инженерных кадров являются недостаточ­ ные ассигнования японского правительства на наушноисследовательскую и преподавательскую работ)' в госу­ дарственных университетах и научно-исследовательских институтах и сравнительно низкая заработная плата про­ фессорско-преподавательского состава. Отмечая указан­ ное явление, японский экономист Рояма Масамити пи­ шет, что государственные университеты, испытывая серьезные финансовые затруднения, вынуждены прибе­ гать к дотациям от крупных промышленных фирм, по заданиям которых они ведут исследовательскую работу, и от других объединений н организаций, как граждан­ ских, так и военных [104, 172]. Ценой такой «помощи» нередко становится усиливающаяся зависимость япон­ ских высших учебных заведений и научно-исследователь­ ских институтов от монополистического капитала, раз­ личных частных ассоциаций и объединений, влекущая за собой отказ от самостоятельности в исследовательской и преподавательской работе, различные изменения в на­ правлении наушных исследований в соответствии с инте­ ресами тех или иных монополистических групп.

Ряд ученых, профессоров и преподавателей, неудов­ летворенные материальным положением и другими усло­ виями работы, меняют место работы пли переходят на работу в иностранные фирмы и исследовательские орга­ низации.

Так, за 1960— 1968 гг. около 25% всего состава уче­ ных и преподавателей государственных университетов и научно-исследовательских институтов перешли на рабо­ ту ;в другие научные организации и учреждения.

За 1958— 1967 гг. в СШ А и страны Западной Европы эмигрировало 783 работника умственного труда [подсчи­ тано по: 122, 1968, № 10, 47]. Это кадры высшей квали­ фикации, больше половины которых имеют докторские степени. Значительная часть их — научные работники в

89