Файл: Мельников А.Т. Научные исследования в промышленности Японии.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
18% в год [14, 1972, 335]. В 1971 г. в области химии было зарегистрировано 29,8% всех научных работников, заня тых в промышленности, в то время как в области мате матики, физики и биологии — 7,6%- В области техниче ских наук занято 60,2% общего числа научно-техниче ских работников, связанных с машиностроением, судо строением, металлургией, механикой, электротехникой, строительством, технологией нефти, геодезией, во всех других отраслях наук — 2,4% [14, 1970, 230; 14, 1973, 359].
Довольно быстро происходит рост числа научно-иссле довательских работников в области атомной энергии, ис следования космического пространства п разработки ракетно-космической техники, перспективы развития ко торых всецело зависят от степени развития научно-техни ческого прогресса. За десять лет (1960— 1970) числен ность ученых и инженеров в этих областях выросла в среднем более чем в два раза, а в электронной промыш
ленности и в |
производстве средств связи — в 2,5 раза |
[14, 1970, 256; |
108, 241], Быстрыми темпами растет число |
научно-технических работников и в таких отраслях, как освоение мирового океана и устранение условий загряз нения окружающей среды.
Сравнительно высокий рост научных работников, наб людающийся в промышленности, связан также с привле чением в производство достижений мировой науки и техники, освоение и утилизация которых потребовали до полнительного количества высококвалифицированных научно-исследовательских и инженерно-технических ра ботников.
Таким образом правящие круги и крупный капитал Японии стремятся обеспечить подготовку научных и ин женерных кадров по основным специальностям, и прежде всего в направлении удовлетворения потребностей новых и наиболее важных отраслей промышленности, которые обеспечивают японским монополиям максимальные при были. Аналогичное положение наблюдается и при рас пределении научных работников разных специальностей по отраслям промышленности. Так, в отраслях химиче ской промышленности научными исследованиями и раз работками занято 64,9% химиков, 20%) математиков и физиков, в текстильной промышленности соответственно 46 и 22%, в металлургической промышленности — 20,2 и 19,9%, в общем машиностроении — 15,6 и 10,7%), в эледт-
82
ромашиностроении — 11 и 20% [подсчитано |
по: 14, |
|||
1968, |
74]. |
|
|
Японии |
Однако научно-исследовательский потенциал |
||||
используется еще далеко не полностью. Так, |
в |
частности, |
||
|
в системе научных исследований очень мал процент жен щин, имеющих ученую степень. В Японии еще сильны традиции недооценки женского труда в области науки. По данным Научного совета Японии, доля ученых-жен- щин в области естественных наук составляет примерно 2,2% общего числа ученых, имеющих ученую степень [108, 224]. Японские женщины — ученые и инженеры — работа ют главным образом ,в университетах, в государственных институтах и лабораториях и почти не используются в научно-иоследовательских центрах крупных компаний.
Японские монополии попользуют науку как выгодную сферу приложения капитала. Экономические расчеты по казывают, что большую часть прибыли японские корпо рации получают путем осуществления новых форм эксплуатации, основанных на широком применении до стижений науки и техники. «Прогресс техники и нау ки,— указывает В. И . Ленин, — означает в капиталисти ческом обществе прогресс в искусстве выжимать пот» [4, 19]. Этим, соответственно, объясняется стремление крупных компаний концентрировать в своих руках боль шую долю научных исследований и разработок. По под
счетам |
Научно-технического управления, относящимся |
к концу |
1969 г., на долю компаний с капиталом до |
100 млн. иен приходилось 22,4% всех занятых в исследо ваниях в обрабатывающей промышленности, на долю компаний с капиталом свыше 100 млн. иен— 17% и на долю компаний с капиталом 1 млрд, иен и выше — 60,5% [9, 438]. Таким образом, на долю крупных компаний, со ставляющих всего лишь 7,2% всех компаний, имеющих исследовательские программы, приходится почти 2/з всех научных и вспомогательных работников.
Яркое представление о концентрации науки в руках монополий дают отраслевые показатели. В 1970 г. на долю 20 компаний черной металлургии приходилось 88,1 % всех занятых в исследованиях и разработках в этих отраслях, на долю 20 компаний электротехнической про мышленности— 69,9%, на долю 20 компаний общего ма шиностроения— 29,6% и на долю 20 компаний химиче ской промышленности — 34,5% [14, 1970, 293; 122, 1970,
6 * |
83 |
№ 5, 35; 14, 1973, 367]. Особенно высокая концентрация' научно-исследовательских и инженерно-технических ра ботников характерна для электронной промышленности,
производства |
средств связи |
и ЭВМ . В целом на долю |
1Ü компаний, |
связанных с |
производством электронной |
продукции и составляющих 4% всех компаний, ведущих исследовательские работы в этой отрасли, приходится 63,8% всех работников этой категории і 122, 1970, № 5, 35; 14, 1970, 293]. Примерно такое же положение в судо строительной промышленности, автомобилестроении, в производстве медицинских препаратов.
Концентрация в руках небольшой группы монополий подавляющей части научных и инженерных работников обеспечивает нм возможность держать под контролем почти все научные и технические новинки, а также кон тролировать большое число компаний, не имеющих иссле довательских пропрамім, не только по линии финаншв и производства, но и по линии науки и техники.
На весь этот процесс весьма активно воздействует го сударство. Значительная часть кадров ученых и инжене ров, подготовленных в государственной системе высшего образования, направляется в научно-исследовательские центры крупных монополий.
Подготовка научно-исследовательских и инженернотехнических работников осуществляется глазным обра зом государственными и частными университетами и кол леджами.
- В 1971 г. в Японии насчитывалось 389 высших учеб ных заведений с четырехгодичным сроком обучения и 486 вузов с сокращенным, двухгодичным, сроком обуче ния. При 88 вузах (в том числе при 51 частном, 25 госу дарственных и 12 муниципальных) существует аспиран тура [9, 508—509]. Большое место среди этих вузов зани мают крупнейшие и наиболее авторитетные в области научных исследований и подготовки кадров государствен ные университеты: Токийский, университеты Киото, Ко бе, Осака, Нагоя, Кюсю, Хоккайдо и частные: Универси тет Васэда, Университет Тюо, Университет Кэйо, Универ ситет Хосэй. На долю крупных частных университетов приходится примерно около 70% всех студентов.
По данным Министерства просвещения Японии, япон ские университеты за 14 лет (1953— 1967) подготовили 1,5 млн. специалистов различного профиля. Японское на
84
родное хозяйство получало ежегодно в среднем более
100 тыс. молодых специалистов в системе высшего обра зования [108, 246—247].
В связи с растущим спросом на специалистов с выс шим образованием количество студентов, обучающихся в университетах и колледжах Японии, непрерывно растет. Об этом свидетельствуют следующие данные (тыс. чело
век) [124, 1969, № 6, 23; 9, 508—509; 20, 1972, 498]:1971 |
|
|||||||||||
Численность |
1955 |
г. |
1963 |
г. |
1956 |
г. |
1968 |
г. |
1970 |
г. |
|
г . |
|
|
|
|
|
|
|||||||
студентов |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
и универ |
523,3 |
74-1,0 |
10-14,2 |
1270,0 |
1400,5 |
1648,5 |
||||||
ситетах |
Таким образом, за период с 1955 по 1971 год число студентов высших учебных заведений увеличилось
втри раза, а вместе с колледжами — в четыре раза. По данным японской статистики, темп роста числа студентов
ввысших учебных заведениях опережает темп роста за нятости в любой другой сфере хозяйства. По этому пока зателю Япония выходит на одно из первых мест в капи талистическом мире.
До 1953 г. подготовка научных и инженерно-техниче
ских кадров шла в основном за счет традиционных спе циальностей широкого профиля. Однако в последующий период в связи с быстрым ростом японской экономики и возникновением новых отраслей — химической, электро технической, атомной и др. — возникла необходимость в подготовке соответствующих специалистов и в соответст вии с этим в изменении структуры подготовки научно-ис следовательских и инженерно-технических кадров на факультетах и отделениях университетов и колледжей за счет роста удельного веса естественных и технических наук. Только за 1952— 1968 гг. число соответствующих факультетов выросло по государственным университетам и колледжам в 1,5 раза, по частным — в 2,4 раза. В эти же годы были приняты программы расширения подготов ки специалистов в области химии, химического машино строения, горного дела и физики. В результате если в 1954 г. в системе высшего образования готовилось немно гим больше 25% специалистов по естественным и техни ческим наукам, то в 1968 г. их доля увеличилась до 47% [108, 239—240].
Расширяется подготовка специалистов в области на учных исследований через систему аспирантуры и докто рантуры. Если в 1955 г. в аспирантуре проходили курс обучения 10 тыс. человек, то в 1967 г. это число возросло более чем в 3,5 раза и составило 36 тыс. [48, 226]. По данным Научно-технического управления, начиная е 1954 г. число молодых ученых, поступающих в промыш ленность из высших учебных заведений, составляет 8— 10% по отношению к общему числу ученых, занятых в промышленности, против 5—6% в развитых капитали стических странах Западной Европы. Прирост числа лиц, получивших ученую степень в области естественных и технических наук, составлял ежегодно в среднем 15— 20%, что значительно опережает рост специалистов в других науках [108, 241]. Число ученых по естественным и техническим наукам увеличилось за этот период в пять раз, а их удельный вес в общем числе научно-исследова тельских работников за тот же период почти удвоился
[108, 241].
Все это позволило японским монополиям уже к 1968 г. значительно обновить научно-исследовательский персо нал в ведущих областях науки и техники.
Распределение молодых специалистов по отраслям экономики происходит неравномерно и определяется прежде всего значимостью отдельных отраслей в капита листическом воспроизводстве.
Как видно из табл. 13, распределение научных ,и инже нерных работников после окончания высших учебных за ведений складывается в пользу обрабатывающей про мышленности, финансов, торговли и сферы услуг.
За I960-—1970 гг. отрасли обрабатывающей промыш ленности получали ежегодно более 35% всех молодых специалистов и свыше 60% специалистов в области техни ческих наук [подсчитано по: 14, 1970, 330; 9, 517].
Довольно быстро увеличивается приток новых специ алистов в финансы, торговлю, сферу услуг. Общее число выпускников вузов, поступивших в эти отрасли в 1960— 1970 гг., составляет почти половину .всех молодых специа листов, причем значительная часть их — специалисты в области гуманитарных наук. Важной причиной увеличе ния численности специалистов в этих областях является борьба за рынки сбыта и новые сферы .приложения капи тала, расширение сферы услуг (оптовой и розничной тор
8 6
говли), финансов и кредита, страхового и рекламного дела.
Что 'Касается сельского хозяйства, морского промысла it добывающей промышленности, то здесь явно просле живается тенденция к постепенному сокращению доли прироста выпускников высших учебных заведений.
Т а б л“и ц а |
13 |
|
|
|
|
|
Распределение выпускаемых специалистов с высшим |
|
|||||
образованием по отраслям экономики *, |
|
|
||||
% |
Отрасли |
. . |
I960 г. |
1965 г. |
1968 г. |
1970 г. |
Всего . . |
100,0(100,0) |
100,0(100,0) |
100,0(100,0) |
100,0(100,0) |
Втом числе: горнодобыва-
ющая . . |
0 ,6 |
(1,0) |
0 ,6 |
(1,0) |
0 ,6 |
(1,0) |
0 ,4 |
(0,9) |
строительная |
3 ,3 |
(11,4) |
3 ,5 |
(10,3) |
4 ,0 |
(11,0) |
4 ,4 |
(11,4) |
обрабатыва |
33,7 |
(60,1) |
35,2 |
(61,0) |
36,4 |
(63,8) |
36,5 |
(64,5) |
ющая . . |
||||||||
финансы . . |
10,3 |
(1,0) |
11,2 |
(0,8) |
9,9 |
(0,7) |
9,0 |
(0,8) |
транспорт, |
4 ,4 |
(2,6) |
3,7 |
(2,2) |
4,1 |
(2,2) |
3 ,4 |
(2,3) |
связь . . . |
||||||||
электроэнер |
7,7 |
(1,4) |
8,4 |
(1,7) |
7 ,8 |
(1,4) |
7 ,0 |
(1,3) |
гетическая |
||||||||
сфеіэа ѵслѵг |
24,7 |
(9,0) |
20,5 |
(7,1) |
21,2 |
(6,1) |
22,8 |
(8,3) |
торговля . . |
14,8 |
(4,0) |
14,9 |
(4,4) |
14,0 |
(4,2) |
14,4 |
(4,0) |
Другие отрасли |
0 ,5 |
(9,5) |
2,0 |
(11,5) |
2,0 |
(9,6) |
2,1 |
(6,5) |
* [14, 1965, 368—369; 9, 517; 108, 242].
Вскобках— число выпускников по техническим наукам.
Внастоящее время большое внимание уделяется под
готовке административно-управленческого аппарата. В Японии почти все работники высшей администрации имеют высшее, преимущественно специальное техниче ское образование (примерно 68%). Большая часть бу дущих работников высшей администрации готовится в крупных государственных и частных университетах. По данным Министерства просвещения, относящимся к на чалу 1969 г., из тысячи работников высшей администра ции 468 крупных компаний с капиталом 10 млрд, иен и
числом занятых до 7 тыс. человек каждая 89% являются выпускниками таких университетов [128, 1967, 76; 126, 1970, № 6, 12].
Большое число технических специалистов на постах высших администраторов объясняется нуждами конку рентной борьбы в условиях массового технического об новления, что резко увеличило потребность именно в та кого рода руководящих кадрах [70, 69].
Однако существующая .подготовка научных специали стов и инженерно-технических работников в системе выс шего образования все еще не удовлетворяет потребностей японской экономики, даже в атомной и космической от раслях, которые находятся в более привилегированном положении. Спрос на научные и инженерные кадры со стороны народного хозяйства опережает предложение.
Согласно данным Совета по науке и технике, высшие учебные заведения за десятилетие (1960— 1969 гг.) не удовлетворили спрос народного хозяйства на 170 тыс. специалистов по естественным и техническим наукам. Промышленность недополучала ежегодно в среднем 17 тыс. специалистов, в том числе 445 специалистов по естественным и 16,6 тыс. по техническим наукам [124, 1970, № 3, 158; 82, 430]. По тем же данным, университеты будут не в состоянии удовлетворить полностью спрос на ученых и инженеров еще в течение ряда ближайших лет.
В Японии, как и в других капиталистических странах, на всю систему подготовки научных кадров накладывает свой отпечаток господство принципов капиталистического частного предпринимательства. Используя узкую мате риально-техническую базу государственных высших учебных заведений, частные университеты и колледжи повышают плату за обучение, что делает трудным полу чение высшего образования для широких масс трудя щихся. За последние годы плата за обучение в частных университетах, где обучается свыше 70% всего состава студентов, составила (не считая платы за вступительные экзамены и других взносов) в среднем 200—240 тыс. иен в год [104, 242].
По данным обследования, проведенного Научно-тех ническим управлением, из общего состава студентов, при нятых в высшие учебные заведения в 1966 г., закончили курс обучения только 55,4% [104, 64—242]. Отсев студен тов происходит преимущественно за счет выходцев из
8 8
семей, получающих низкие доходы. В 1965— 1968 гг. доля таких студентов в университетах п колледжах сократи лась с 27,7 до 15,5%, в том числе по государственным университетам — с 42,8 до 28%, по частным — с 21 до 9,9%. По свидетельству японской прессы, около Ѵз спо собных студентов обычно не могут закончить высшего учебного заведения [106, 147].
Показателем неблагополучного положения с подготов кой научных и инженерных кадров являются недостаточ ные ассигнования японского правительства на наушноисследовательскую и преподавательскую работ)' в госу дарственных университетах и научно-исследовательских институтах и сравнительно низкая заработная плата про фессорско-преподавательского состава. Отмечая указан ное явление, японский экономист Рояма Масамити пи шет, что государственные университеты, испытывая серьезные финансовые затруднения, вынуждены прибе гать к дотациям от крупных промышленных фирм, по заданиям которых они ведут исследовательскую работу, и от других объединений н организаций, как граждан ских, так и военных [104, 172]. Ценой такой «помощи» нередко становится усиливающаяся зависимость япон ских высших учебных заведений и научно-исследователь ских институтов от монополистического капитала, раз личных частных ассоциаций и объединений, влекущая за собой отказ от самостоятельности в исследовательской и преподавательской работе, различные изменения в на правлении наушных исследований в соответствии с инте ресами тех или иных монополистических групп.
Ряд ученых, профессоров и преподавателей, неудов летворенные материальным положением и другими усло виями работы, меняют место работы пли переходят на работу в иностранные фирмы и исследовательские орга низации.
Так, за 1960— 1968 гг. около 25% всего состава уче ных и преподавателей государственных университетов и научно-исследовательских институтов перешли на рабо ту ;в другие научные организации и учреждения.
За 1958— 1967 гг. в СШ А и страны Западной Европы эмигрировало 783 работника умственного труда [подсчи тано по: 122, 1968, № 10, 47]. Это кадры высшей квали фикации, больше половины которых имеют докторские степени. Значительная часть их — научные работники в
89