Файл: Материков М.П. Закономерности размещения и геолого-генетические группы оловянных месторождений СССР.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 131

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

немеловон и сенонский) выделяются преимущественно в северных и западных районах Сихотэ-Алиня.

Размещение интрузивов контролируется разломами, среди кото­ рых наиболее отчетливо проявлены северо-восточные, параллель­ ные общему простиранию оловоносного пояса. Ими в первую оче­ редь и определяется региональная зональность в размещении оруденения. Однако важное влияние на проявления магматизма и оруденения оказывают'также и поперечные структуры.

Металлогеническне схемы Сихотэ-Алиня, составлявшиеся неод­ нократно, мало отличаются друг от друга, поскольку базируются на одних и тех же эмпирических данных геологопоисковых работ. Однако авторы этих схем (Е. А. Радкевич, Е. С. Павлов, М. П. М а­ териков, Ю . Г. Иванов и др.) по-разному оценивают роль тех или иных рудоконтролирующих факторов. По-разному понимаются и основные черты геологического строения региона.

Господствующие представления о «Главном антиклинории» и «Главном синклинории» Сихотэ-Алиня, как о двух структурно-фа­ циальных зонах, подвергаются справедливой критике Б. А. Ива­ новым (1963 и др.). Действительно, Центральный разлом СихотэАлиня, относимый к категории структурных швов, т. е. разломов, контролирующих фациальные зоны, явно срезает палеозойские складчатые структуры и пересекает зону распространения мезозой­ ских отложений (рис. 8). Впервые выделенный и описанный И. А. Беляевским и Ю . Я. Громовым под названием Центрального структурного шва в качестве надвига, этот разлом сейчас рассмат­ ривается как крупное нарушение сдвигового типа с амплитудой горизонтального перемещения порядка 120— 140 км.

При любой трактовке природы Центрального разлома несом­ ненно его важное металлогеническое значение. Все ныне известные промышленные месторождения олова располагаются восточнее его. В пределах Западного блока имеются только мелкие оловянные месторождения и рудопроявления, да и то лишь в его краевых ча­ стях, примыкающих' к пограничным разломам. Характеристики металлогенических зон тем не менее более удобно дать с западной окраины оловоносного пояса, т. е. от Ханкайского массива, являв­ шегося субплатформой мезозойской складчатости.

Восточно-Ханкайская оловоносная зона. Эта зона сопровождает краевой шов Ханкайского массива, охватывая активизированную окраину последнего и прилегающую часть Даубихинского прогиба, выполненного терригенными толщами триаса и перми, которые лежат на неглубоко погруженном позднебайкальском фундаменте. Формирование зоны было полициклнчным, связанным с внедре­ нием палеозойских, юрских и верхнемеловых гранитоидов. На от­ дельных участках зоны широко развиты разновозрастные эффузивы. По данным Ю . Н. Размахнина (1964 г.), отмечаются интенсив­ ные метасоматические преобразования как интрузивных, так и эф­ фузивных пород. Нередки оловянные рудопроявления различных ти­ пов; кварц-грейзеновые и скарново-рудные. Олово в них ассоци-

71


Рис. 8. Оловоносные зоны и районы Приморья.

Основные

 

элементы

тектонического

строения

(по

 

И. А. Беляевскому,

Ш5Ь

г ;

III. II. Берсеневу, 1959

г.; Б. А.

 

Иванову, 1961 г.; П. И. Кропоткину, 1953 г.; Е. А. Рад-

 

 

 

 

 

 

кевнч.

1956

3г. н др.): Уссури-Ханканская зона:

 

 

 

 

 

 

 

— Ханкаискнн

массив поздних

байкалнд;

2 —

Даубнхинскнй

краевой прогиб

и Длчаи-

4

 

скпя пермо-триасовая

зона;

 

 

Южно-Приморское

 

мезозойское

поле

с выступами

древнего (довсрхнепсрмского) фундамента;

 

— Гродековская

зона палеозойской склад­

чатости;

5

— Инжне-Бнкинская

 

зона

 

верхнепалеозойскпх геосннклшіальных отложений

с наложенными

мезозойскими

 

прогибами. Снхотэ-Алинская

зона:

6

— Западный блок

(Центральное

Снхотэ-Алннское

поднятие);

—8

— Восточный

блок

(7— Главный

сіиі-

7

 

 

клннорнй,

8

— Прибрежная

антиклинальная

зона);

9

— северо-западная

граница

рас­

пространения

мезозойского

комплекса

терригенпых

13формаций Снхотэ-Алннской зоны.

10

— главные зоны разломов: //— простирания складчатых структур: /2 — верхнемело­

вые и рапнетретнчные

вулканогенные

формации:

 

позднемслооые —17палеогеновые

16

 

граннтонды;

 

!4 —

 

 

 

 

 

 

 

вулканогенные

 

формации;

 

15

— палеозойские

 

 

верхпепалеозопекпе

 

 

 

 

гранитонды. Оловоносные мсталлогепнческне

зоны:

 

 

— Вознесенская;

 

Восточно*

Ханкапская;

 

18

Даубихинская;

19

— Центральная

 

(зона

Центрального

разлома):

20 —

 

 

 

^/— Прибрежная. Оловорудные

 

районы (цифры в кружках):

1— Воз­

 

Главная;

 

несенский:

 

2 — Кабаргинскнн:

 

3 -

Шетухннскнй;

4 — Верхне-Бикнпскнй;

5 — Арму-

Иманский:

6 — Верхне-Кемский; 7 — Октябрьский;

8 — Дальиегорскнй;

 

9 — Кавалеров-

 

скнй;

 

10 — Ольгннскин;

11— Щербаковский;

12 — Фурмановский;

 

13 — Южный

 


ируется с вольфрамом, редкими металлами, свинцом и цинком,, железными рудами.

Даубихинская металлогеническая зона. Обычно считается, чтоона совпадает с одноименным прогибом. Однако ее единственный оловорудный район (Шетухинский) занимает явно краевое положе­ ние и частично выходит за границу прогиба на прилегающую частьЗападного блока. Месторождения этого района приурочены к пере­ сечению зоны Даубихинского разлома, который ограничивает про­ гиб с востока, с зонами более поздних разрывов северо-западного простирания. За контуром оловоносного района известны проявле­ ния ртути и сурьмы.

Оловянное оруденение Шетухинского района генетически связа­ но с позднемеловыми гипабиссальными интрузиями гранитов и суб­ вулканическими фельзитамн. Рудопроявления и мелкие месторож­ дения олова принадлежат к турмалиновому и хлоритовому типам. Вместе с касситеритсодержащими миаролитовыми гранитами они являются источниками россыпей.

Центральная металлогеническая зона. Контролируется Цент­ ральным разломом Сихотэ-Алиня. Она начинает непрерывный ряд. оловоносных металлогенических зон Восточного блока, в котором выделяются: 1) Центральная оловянно-вольфрамовая зона, 2) Глав­ ная оловянная зона, 3) Прибрежная оловянно-полиметаллическая, зона. По спорадическим проявлениям на окраине материка медно­ полиметаллического и молибденового оруденения предположитель­ но намечается еще одна зона медно-молибденовой минерализации — Береговая, в основном закрытая водами Японского моря (Основные черты геологии и металлогении Приморья, 1968). Границы между зонами весьма условны.

Вдоль Центрального разлома и разломов его оперения размеще­ ны батолитоподобные интрузивы меловых гранитоидов. Ареалы их распространения и определяют контуры одноименной металлогенической зоны. В крайней северной части Сихотэ-Алиня, где предпо­ лагается наложение сихотэ-алинских структур на монголо-охотские,, широко распространены гранитоиды с абсолютным возрастом 100—85 млн. лет, сопровождаемые золотом и отчасти вольфрамом, В Центральном Сихотэ-Алине аналогами этих гранитоидов, назы­ ваемых нижнеамурскими, по-видимому, служат татибинские грани­ тоиды (абс. возраст 100—80 млн. лет), с которыми связывается вольфрамовое, отчасти золотое и молибденовое оруденение. Харак­ терная петрохимическая особенность тех и других — преобладание натрия над калием.

Оловоносность Центральной зоны связана с существенно калие­ выми гранитоидами, выделенными Э. П. Изохом в бачелазский комплекс. Эти гранитоиды считаются более молодыми по сравнению с нижнеамурскими и татибинскими, но по данным абсолютной гео­ хронометрии (115—70 млн-, лет) не отличаются от них. Представ­ лены они в основном гранитами и гранодиоритами при несуществен­ ном участии более основных контаминированных пород. Граниты

73.


■ сопровождаются обильными, но мелкими кварц-грейзеновыми рудопроявленнями с касситеритом, вольфрамитом, молибденитом. Зна­ чительных размеров достигают только штокверковые зоны (место­ рождение Тигриное), но они характеризуются низким содержанием металлов. В экзоконтактовых зонах интрузивов встречаются место­ рождения, приближающиеся к типу силикатно-сульфидной группы (Куалинское, Профсоюзное и др.).

Главная металлогеническая зона. Эта зона наиболее продуктив­ на в отношении олова, она занимает срединную часть Восточного блока, сложенную мощными терригенными толщами мезозоя. На востоке захватывает окраину Восточно-Спхотэалпнского вулкано­ генного пояса, который, следуя разломам, близким к простиранию складчатых структур, на юге сближается с Центральным разломом. ■ Лучшие месторождения олова примыкают к кромке эффузивных покровов, и там, где последние, подчиняясь поперечным разломам и прогибам, вдаются в срединную часть Восточного блока, место­ рождения также отступают к западу. В то же время наблюдается определенная зависимость в размещении месторождений и от струк­ тур оперения, связанных с Центральным разломом.

Четко выраженные разломы, оперяющие Центральный разлом, ■с удалением от последнего затухают в мощных песчанико-сланце­ вых толщах мезозоя срединной части Восточного блока. Вместе с тем исчезают и крупные массивы гранитов, поднявшихся в верх­ ние структурные этажи вдоль этих разломов. Здесь широко развит пестрый комплекс малых интрузий, представленных габбро, габбродиоритами (нередко с кварцем и калиевым полевым шпатом), квар­ цевыми монцонитами и монцонитами, монцонито-гранодиоритамн, умеренно кислыми гранитами, биотитовыми и лейкократовыми (аляскитовыми) гранитами. Эти породы перечислены в обычно наблюдаемой последовательности их внедрения. Однако есть все ■ основания предполагать, что в данный комплекс объединяются' не­ однократно повторенные локальные интрузивные комплексы, фор­ мирование которых перемежалось во времени с вулканической деятельностью, а также происходило параллельно с нею и в целом продолжалось в течение верхнего мела — палеогена. Поэтому полу­ чается большой разброс в определениях абсолютного возраста изверженных пород оловоносных районов: от 115— 100 млн. лет для наиболее ранних основных пород до 80—65 млн. лет для гранитов и даже до 46—40 млн. лет для некоторых гранит-порфиров и жиль­

ных порфиритов (месторождения Нижнее,

Хрустальное и др.).

С комплексом малых интрузий ассоциируются многочисленные

рудопроявления и месторождения

олова

касситерит-силикатной и

касситерит-сульфидной формаций,

но они

обычно не проявляют

избирательной приуроченности к какому-либо определенному типу изверженных пород, если не считать даек меланократового состава, которым нередко предшествует внедрение даек гранит-порфиров. Те и другие по времени формирования следуют за самыми поздними гранитными дериватами интрузивного комплекса и предшествуют

74