Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 131
Скачиваний: 0
вой скорости W и угла сноса а в аналоговой форме при связи с системой индикации.
Радиолокационная станция (РЛС) предназначена для выполнения следующих функций:
—обнаружения зон грозовой деятельности;
—выдачи в HB сигналов дальности и бортового пе ленга радиолокационного ориентира;
\На6игационно\ |
Табло |
|
(im) |
|
пилотажные |
сигнали |
|
|
|
приборы |
зации |
|
|
|
КУР |
|
|
Ф. |
|
Фм |
|
|
Фм |
|
|
|
|
ЗПУ |
|
АРН |
|
|
|
IV |
|
|
|
|
|
|
РЛС |
ИСН |
|
|
|
РСБН |
|
ФгР\ |
|
|
|
|
|
|
|
|
Набигационный |
|
|
|
|
вычислитель |
\ДИсс\ |
|
|
AP'LP |
|
|
|
|
Ѵ,М |
|
|
|
|
|
ѵзад |
|
|
|
|
Но.На |
|
|
|
|
|
УЗад |
|
\АУАСП\ |
СВС] |
ас.г |
|
|
|
|
|
Фи |
|
|
|
АБСУ |
|
|
Рис. 1. 1. |
Структура |
навигационно-пилотажного |
|
|
|
комплекса |
|
|
— обзора земной поверхности с целью навигационной ориентировки.
Бортовая аппаратура радиосистемы ближней навига ции (РСБН) является датчиком наклонной дальности и азимута относительно радиомаяков, а также угловых от клонений от равносигнальных зон систем посадки. Ин формация РСБН поступает в HB и на навигационно-пи- лотажные приборы.
Система воздушных сигналов (СВС) предназначена для автоматического вычисления и непрерывной выдачи потребителям истинной и приборной воздушных скорос тей, числа М, относительной и абсолютной барометричес ких высот,
9
Из HB в АБСУ непрерывно поступают сигналы управления самолетом в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Одновременно с этим HB выдает сигналы о пространственном положении и курсе на директорные приборы, а также в ПИНО (проекционный индикатор навигационной обстановки), предназначенный для авто матической индикации места и направления движения самолета на фоне карты пролетаемой местности. Одно временно индицируется значение курса самолета, авто матически или вручную определяется курсовой угол любого ориентира, обозначенного на карте, и дальность до него.
Центральным органом управления комплексом явля ется пульт управления навигационным комплексом (ПУНК), который .входит в состав навигационного вы числителя независимо от того, является ли HB аналого вым или используется бортовая цифровая вычислитель ная машина (БЦВМ).
Соответствующие переключатели на пульте позволя ют изменять режимы работы НК (например, «Наземная подготовка», «Обход грозы» и т. д.). Летчик имеет воз можность вызвать на цифровые индикаторы любой из интересующих его навигационных параметров. С по мощью цифрового наборного поля, имеющегося на пуль те, летчик может ввести в память БЦВМ ряд оперативно изменяющихся параметров (например, географические координаты наземного пункта для перенацеливания са молета и т. д.).
Ряд дискретных световых сигналов, информирующих летчика о готовности, отказах и т. д. аппаратуры комп лекса, выводится на табло сигнализации (ТС).
Навигационный комплекс с цифровым HB решает широкий круг задач, к которым относятся следующие.
1. Автоматизированная предполетная подготовка:
—автоматизированный в.вод исходных данных и про граммы полета;
—автоматизированная предполетная проверка аппа ратуры комплекса.
2.Непрерывное определение местоположения само лета, обеспечивающее полет по трассе:
—непрерывное счисление координат местоположения самолета по автономным средствам (по ИСН либо по ДИСС совместно с курсо-вертикалью) ;
—преобразование координат;
10
— обработка данных позиционных радиотехнических средств;
—коррекция местоположения радиотехнических средств;
—коррекция местоположения самолета с помощью позиционных и скоростных радиотехнических коррек торов.
3.Формирование сигналов для автоматического уп равления движением самолета в вертикальном и боковом каналах;
—вычисление сигналов для формирования закона управления движением самолета в горизонтальной плос кости при полете по заданной траектории;
—вычисление сигналов для формирования законов управления при полете в любую точку, заданную опера тивно, а также для облета грозовых фронтов по инфор мации бортовой РЛС;
—вычисление сигналов для формирования закона управления в вертикальной плоскости при снижении в заданную точку на заданную высоту;
—вычисление сигналов отклонения от заданной тра ектории для выполнения предпосадочного маневра и ухо да на второй круг.
4.Программирование географических координат мая ков РСБН, радиолокационных ориентиров, промежуточ ных пунктов маршрута (ППМ) и времени прибытия в ППМ.
5.Индикация навигационных параметров.
6.Автоматизация штурманских работ:
— индикация местоположения по ПИНО;
— выдача необходимого справочного материала на
ПИНО;
— автоматический ввод координат маяков, радиоло кационных ориентиров, промежуточных пунктов мар шрута;
—• расшифровка координат радиолокационного ори ентира;
—сигнализация об отклонении от временного гра
фика;
—автоматизированный контроль аппаратуры комп лекса в полете и выдача сигналов об отказе систем;
—расчет возможной дальности полета по запасу топлива;
—выдача сигналов о необходимости коррекции;
11
— определение зоны |
коррекции по РСБН и РЛС . |
7. Обеспечение пилотажного комплекса необходимой |
|
информацией. |
|
Структура НК с аналоговым вычислителем практи |
|
чески не отличается от |
комплекса, приведенного на |
рис. 1. 1. В таких системах для связи датчиков НК с вы числителем используются аналоговые каналы (например, вместо доплеровских частот Fi; F i , F 3 из ДИСС поступа ют значения Hasina; Wcosa в аналоговой форме).
Отличие НК, оснащенных электромеханическим Ъ и , от цифровых комплексов заключается в уменьшении объ ема и точности решаемых задач, а также глубины конт роля работы вычислителя (в БЦВМ эту роль выполняет тест-программа) и датчиков навигационной информации.
Широкое развитие бортовых вычислительных машин не исключает в дальнейшем развития и совершенствова ния аналоговых вычислителей главным образом из-за их невысокой стоимости.
В ряде случаев навигационный комплекс оснащается не только БЦВМ, но и аналоговым вычислителем. Такая совокупность вычислителей способствует повышению на дежности НК-
Все возрастающая техническая сложность НК и его отдельных систем с учетом ответственности функций, выполняемых НК, потребовала обратить особое внима ние на надежность таких комплексов.
Проблема обеспечения надежности тесно связана со всеми этапами создания системы, а также и всем перио дом ее практического использования. Надежность сис темы закладывается в процессе ее конструирования и расчета и достигается в процессе ее изготовления путем правильного выбора технологии производства, контролѵі качества исходных материалов, полуфабрикатов и гото вой продукции, контроля режимов и условий изготовле ния. Важное значение для надежности сложных систем имеют условия хранения, эксплуатации, планомерный уход, профилактические контроль и ремонт.
1 2. ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ, РЕШАЕМЫЕ НАВИГАЦИОННЫМИ
ВЫЧИСЛИТЕЛЯМИ
Рассмотрим основные уравнения, моделируемые ана логовыми навигационными вычислителями. Поскольку теория этих задач достаточно полно изложена в работах [7, 47] и др., то здесь приводится лишь окончательный вид
12
рабочих формул решаемых задач с соответствующей гео метрической интерпретацией для различных режимов работы HB. Мы также не будем останавливаться на ана лизе методической точности формул, принятых к реали зации в HB.
Непрерывное счисление координат на борту самолета основано на интегрировании во временной области урав нения геодезической линии. Для земного сфероида диф ференциальное уравнение геодезической линии [1] имеет вид
|
dB |
|
cos |
А |
|
Л |
|
|
|
dS |
|
M |
|
' |
|
|
|
|
dL |
|
sin |
A |
|
' 1 . г |
||
|
dS |
N |
cos |
В |
|
|||
|
|
|
||||||
|
dA |
sin |
А |
, |
|
|
||
где В— геодезическая широта; |
|
|
||||||
L — геодезическая |
долгота; |
|
|
|||||
А — азимут геодезической линии; |
|
|||||||
5 — длина линии; |
|
|
|
|
|
|
|
|
M — радиус |
кривизны |
меридионального сечения; |
||||||
JV — радиус |
кривизны |
сечения первого вертикала. |
||||||
Перейдем в уравнениях |
(1.1) |
к временному |
аргумен |
|||||
ту. Для этого умножим |
обе части |
(1. 1) на dSjdt. |
Так как |
|||||
d S |
|
|
|
|
|
|
|
|
=W (модуль относительной |
скорости), то, используя |
|||||||
dt |
|
|
|
|
|
|
|
|
это обозначение в правой части |
системы (1.1), |
получим |
||||||
|
dB |
W cos |
А |
|
|
|||
|
dt |
|
M |
|
|
|
|
|
|
dL |
W |
sin |
A |
|
;i.2) |
||
|
dt |
N |
cos |
В |
|
|||
|
|
|
||||||
|
dA |
W |
sin |
A te |
В. |
|
||
|
dt |
|
N |
|
|
|
|
|
Полагая, что |
Земля — сфера |
и что полет происходит |
||||||
по дуге большого круга, на высоте Я из (1.2) |
имеем |
|||||||
|
d<( |
WcosA' |
|
|
|
|||
|
dt |
R |
+ |
H' |
|
|
|
|
|
dl |
W sin |
A' |
|
(1.3) |
|||
|
dt |
(R+H) |
|
cos |
y |
|||
|
dA' |
W |
sin |
A' |
, |
|
|
dt
13