Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 140
Скачиваний: 0
где ф, X — геоцентрические широта и долгота; А' — азимут дуги большого круга.
Из уравнении (1.3) видно, что в'состав любой нави гационной системы самолета должны входить:
—измеритель курса;
—датчик информации о векторе путевой скорости И';
— счетно-решающее устройство того или иного типа.
0
|
X |
|
|
Рис. 1.2. |
Определение |
местопо |
Рис. 1.3. Определение парамет |
ложения самолета в ортодро- |
ров движения самолета при |
||
мической |
системе координат |
вертикальном маневре |
|
при горизонтальном |
полете |
|
Вприводимых ниже уравнениях применен отсчет ко ординат места относительно условной (ортодромической) системы прямоугольных координат Оху, повернутой отно сительно направления на географический полюс на угол г|з, называемый углом карты.
Вуравнениях введены также следующие обозначе
ния:
U, |
à — модуль и |
аргумент вектора скорости вет |
|
|
ра и в географической системе координат, |
||
V, |
у — модуль |
и аргумент вектора |
воздушной |
|
скорости |
самолета в системе |
координат |
|
Оху; |
|
|
Ѳ, |
а — тангаж и угол сноса самолета; |
|
|
L , Арс— наклонная дальность между самолетом и |
|||
|
радиомаяком и географический азимут |
||
|
самолета; |
|
|
к, L P — бортпеленг и наклонная дальность линии |
|
связи самолет—радиоориентир; |
X ппм, |
^ппм — ортодромические координаты промежу |
|
точного пункта маршрута; |
14
MC — местонахождение самолета.
Навигационный вычислитель позволяет решать следу ющие навигационные задачи.
1. Определение местоположения самолета по пара метрам его движения в ортодромической системе коор динат при горизонтальном полете и вертикальном манев ре (рис. 1.2, 1.3):
Х=Х»+ |
|
[ Wxdt, |
|
t |
ö |
|
|
|
Y=Yo+ |
f |
W„dt, |
|
|
(1.4) |
tge = |
|
|
ST=S0- |
f |
Wsdt, |
|
ô |
|
/ / c 3 = / / K |
+ |
5T tge. |
2. Определение составляющих путевой скорости са молета по аналоговой информации о I f и а от ДИСС (рис. 1.4):
WX |
= W sin ( Y - ф + а), |
(1.5) |
|
V\7y = Wcos (у —ф + а). |
|||
|
3. Определение составляющих путевой скорости само лета по информации о V, у, U, Ô (рис. 1.5).
В перерывах поступления доплеровской информации интегрирование ведется по «запомненному ветру». Сос тавляющие последнего получаются при работающем ДИСС из уравнений
U™=Wr—V,
|
|
- w y - v y , \ |
(1.6) |
|
|
У |
|
||
|
|
|
||
а интегрирование |
ведется по составляющим воздушной |
|||
скорости и «запомненному ветру»: |
|
|||
WX |
= V sm {y-ty) + Ufn, |
(1.7) |
||
Wy=V cos (у — <J>) + U™*. |
||||
|
15
При |
длительном отсутствии |
информации от |
ДИСС |
|
может |
возникнуть значительное |
несоответствие |
между |
|
«запомненными» |
значениями |
и |
действи |
|
тельными Ux(t); |
Uy(t). В этом случае информация о вет |
ре (V, о) вводится по данным |
метеорологических пунк |
|||||
тов вручную: |
|
|
|
|
|
|
^ |
= |
К sin ( Ѵ - ф ) + і / |
sin ( 8 - ф ) , |
) |
|
|
Wf f |
= |
Kcos(Y-<|0 + £/cos(8-<lO. |
J |
1 |
' |
Рис. 1.4. Определение составляю- |
Рис. 1.5. Определение состав- |
|||
щих путевой скорости Wx |
и Wv по |
ляющих |
путевой скорости |
Wx |
информации о W и |
а |
и Wv по |
информации о V, |
у, |
|
|
|
Y, Ô |
|
Угол у может измеряться, например, гирополукомпасом, выставленным по меридиану С, или магнитными ком пасами (в этом случае необходим учет магнитного скло нения в предполагаемом районе полета).
4. Измерение составляющих ветра методом двух ра диолокационных засечек.
В ряде случаев в HB можно уточнять параметры вы числением разности между фактически пройденным и счисленным в HB путем за определенный промежуток времени. Разности пути ASX и ASy приписываются изме нениям параметров ветра, введенных в вычислитель и соответствии с уравнениями:
ht
16
5. Преобразование координат из одной системы пря моугольных координат в другую (рис. 1.6).
5 n p |
= (A"c --Ar nnM)sinA^ + (Kc—KnnM)oosA<j»,l |
ZnP |
= {Xc — ХпПк)со& дф — (Кс —Гппм)8іп дф./ 1 ' ' |
6. Преобразование координат из прямоугольной сис темы координат в полярную (рис. 1.7):
скѵ |
с |
Рис. 1.6. Пересчет координат |
Рис. 1.7. Пересчет |
координат |
из одной прямоугольной систе- |
из прямоугольной |
системы в |
мы в другую |
полярную |
|
X = a r c t g - - * п п м
Ус-Y |
ппм |
|
|
|
|
D=(XC — Хтм) sin X -J- (Кс —Гппм) cos X, |
;і. іо) |
Х 0 =Х+180° ,
К= 1 — (у — ф) + а -
7.Коррекция координат самолета по информации ра диосистемы ближней навигации (рис. 1.8, 1.9):
180° cp=arc sin н
L |
' |
(1.11) |
|
D=a cos cp, |
|
|
|
|
|
|
|
r=L>cosX + |
K p c . |
Г«о. публичная |
J |
|
|
И*учио-ТвХМИ .* KS* I |
ч т д і » и г о ЗАЛА !
8. Коррекция местоположения самолета по радиоло кационному ориентиру, координаты которого известны (рис. 1. 10, 1. 11).
Для решения указанной задачи в HB непрерывно вы числяются значения наклонной дальности и бортового пеленга и выдаются в радиолокационный визир для по строения на светящемся э,кране электронного перекре стия (метки). В момент начала коррекции из-за наличия
Рис. .1. 8. |
Схематическое пояснение |
Рис. |
1.9. |
Схематическое |
|
коррекции |
местоположения само- |
пояснение |
коррекции мес- |
||
лета с |
помощью радиосистемы |
тоположения |
самолета |
||
ближней навигации |
с помощью |
радиосисте |
|||
|
|
мы ближней |
навигации |
||
ошибки в счисленных координатах X и Y метка окажет |
|||||
ся смещенной относительно выбранного |
радиоориентира |
(бі на рис. 1. И ) . Операция коррекции сводится к прину
дительному совмещению |
перекрестия с |
ориентиром |
|
(0і—"Q2) вследствие изменения счисленных |
координат |
||
самолета в HB. |
|
|
|
Для выдачи на экран радиолокатора положения мет |
|||
ки вычисляются по следующим уравнениям: |
|
||
D-. |
-VW- |
•Y ï2 |
|
X = |
arctg • |
|
I 1 - 12) |
l p = V d * + h |
po |
||
\ |
|
Можно рассмотреть и другие задачи, решаемые HB, например, управление картографическим планшетом,
18