Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 160
Скачиваний: 0
Продолжение
Наименование |
|
|
|
|
|
|
|
Отказы |
||
|
Причина отказа |
|
|
|
от общего |
|||||
элемента |
|
|
|
|
количества |
|||||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
% |
Поворотные |
Обрыв электрической цепи в ротор |
30 |
||||||||
трансформаторы |
ных обмотках |
|
|
|
|
25 |
||||
типа |
МВТ |
Ненадежное |
контактирование |
щеток |
||||||
|
|
|
коллектора |
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
|
Завышение |
|
сопротивления |
роторной |
||||
|
|
|
обмотки |
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
Асимметрия |
|
сопротивления |
роторных |
||||
|
|
|
обмоток |
|
|
|
|
|
|
|
Реле типа |
РЭС |
Обрыв обмотки |
питания |
|
|
|
20 |
|||
|
|
|
Короткое замыкание между |
н ф м а л ь - |
15 |
|||||
|
|
|
но замкнутыми контактами |
и об |
|
|||||
|
|
|
моткой |
|
|
|
|
|
|
15 |
|
|
|
Замыкание |
контактов |
|
|
|
|||
|
|
|
Ненадежный |
контакт |
|
|
|
50 |
||
.Усилители |
типа |
Завышение |
|
погрешности |
передачи |
60 |
||||
УРП |
|
|
сигнала |
|
|
|
|
|
|
40 |
|
|
|
Нет сигнала на |
выходе |
|
|
|
|||
Потенциометры |
Нарушение |
электрического |
контакта |
70 |
||||||
типа |
ПТП |
между движком и намоткой потен |
|
|||||||
|
|
|
циометра |
|
|
|
|
|
|
30 |
|
|
|
Обрыв намотки |
потенциометра |
|
|||||
Потенциометры |
Ненадежное |
|
контактирование |
между |
20 |
|||||
типа |
ППМЛ, |
средней точкой и движком |
потенци |
|
||||||
ППМР, |
ППМН |
ометра |
|
|
|
|
|
|
60 |
|
|
|
|
Отсутствие |
электрического |
контакта |
|||||
|
|
|
между движком и намоткой |
|
20 |
|||||
|
|
|
Обрыв обмотки |
потенциометра |
|
|||||
Электродвигатели |
Повышение |
напряжения |
трогания |
100 |
||||||
типа |
ИЭ-1 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Электродвигатели |
Завышение |
напряжения |
трогания |
40 |
||||||
типа Д Г |
и Д И Д |
Обрыв электрической цепи в обмотке |
40 |
|||||||
|
|
|
управления |
|
|
|
|
|
20 |
|
|
|
|
Заклинивание |
ротора |
|
|
|
|||
Сельсины |
типа |
Увеличение люфта подшипника в кор |
40 |
|||||||
СМСМ и С ГСМ |
пусе |
|
|
|
|
|
|
60 |
||
|
|
|
Обрыв роторной |
обмотки |
|
|
|
46
|
|
|
|
Продолжение |
|
Наименование |
|
|
|
|
Отказы |
|
Причина отказа |
|
от общего |
||
элемента |
|
|
количества |
||
|
|
|
|
|
% |
Вибропреобразова |
Замыкание |
контактов |
|
60 |
|
тели |
Отсутствие |
электрического |
контакта |
40 |
|
|
между обмоткой и выводной нож |
|
|||
|
кой |
|
|
|
|
Разъемы штепсель |
Механические |
повреждения |
|
81 |
|
ные |
Электрические |
повреждения |
|
19 |
|
Переключатели |
Механические |
повреждения |
|
100 |
|
щеточные |
Электрические |
повреждения |
|
||
Переключатели га- |
Механические |
повреждения |
|
35 |
|
летные |
Электрические |
повреждения |
|
65 |
|
Тумблеры |
Механические |
повреждения |
|
71 |
|
|
Электрические |
повреждения |
|
29 |
|
Кнопки |
Механические |
повреждения |
|
54,5 |
|
|
Электрические |
повреждения |
|
45,5 |
|
Микропереключа |
Механические |
повреждения |
|
58,8 |
|
тели |
Электрические |
повреждения |
|
41,2 |
Постепенные отказы вызываются процессами изнаши ваемости или старения элемента. Внезапные отказы про исходят в результате внутренних дефектов элемента, вызванных недостатками технологии его производства, ошибками обслуживающего персонала и другими небла гоприятными воздействиями.
Явные отказы легко обнаруживаются при внешнем осмотре, неявные можно обнаружить только с помощью специальных измерений.
Независимые отказы отличаются от зависимых тем, что их возникновение не связано с предшествующими отказами других элементов.
Полный отказ вызывает полное нарушение работоспо собности элемента, частичный — только ухудшение ка чества функционирования.
47
Изменение параметров элемента, приближающее его режим работы к предельно допустимому, может вызы вать кратковременные самоустраняющиеся отказы, на зываемые сбоями.
Причинами отказов могут быть:
—неудовлетворительные конструкции или качество изготовления самого элемента;
—неправильный выбор режима эксплуатации эле
мента.
По причинам возникновения отказы элементов мож но разделить на конструкционные, технологические и экс плуатационные.
Конструкционный отказ обусловлен несовершенством проектирования и конструирования как отдельных эле ментов, так и узлов, блоков, систем.
Наиболее характерными конструкционными отказа ми HB являются: заклинивание мелкомодульных зубча тых редукторов из-за неправильного выбора величины бокового зазора, нарушение тепловых режимов эксплуа тации из-за отсутствия вентиляционных отверстий в ко жухе блока и т. п,
Технологический отказ обусловлен нарушением техно логического процесса или его несовершенством. Наибо лее характерными технологическими отказами HB явля ются: нарушение контактирования в щеточных узлах по тенциометра из-за загрязнения внешней среды при его сборке, затирание редукторов из-за недостаточной прикатки отдельных трущихся механизмов и т. п.
Эксплуатационный отказ обусловлен неправильной организацией системы эксплуатации и планово-предупре дительного ремонта. Наиболее характерными эксплуата ционными отказами HB являются: нарушение контактов штепсельных разъемов, недостаточность смазки кинема тических элементов из-за несвоевременного проведения регламентных работ и т. п.
Классификация отказов HB приведена в табл. 2. 1, типичные внезапные отказы некоторых электрических элементов'HB — в табл. 2.2.
2 3. ВЫБОР ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СИСТЕМ И РЕЖИМОВ ИХ РАБОТЫ
Надежность сложных систем существенно зависит от надежности комплектующих элементов, которая опреде ляется качеством исходных материалов, технологией их
48
производства, временем их работы и хранения в условиях воздействия различных факторов (электрический режим работы элементов, окружающая температура, механи ческие и климатические воздействия и др.). Знание зави симости интенсивности отказов ХІ О Т воздействующих факторов дает возможность конструктору правильно вы брать тот или иной тип элемента для получения задан ной надежности аппаратуры.
Рассмотрим влияние электрических режимов на ко личественные характеристики надежности элементов.
Режим электрической нагрузки элементов обычно определяется коэффициентом нагрузки kH, под которым в общем случае понимается отношение значения некото рого параметра, характеризующего работу элемента в реальном режиме, к его номинальному' значению, пре дусмотренному техническими условиями.
Известно, что при уменьшении коэффициента нагруз ки абсолютное значение Я,- падает, а участок номиналь ной работы КІ = const возрастает. Однако это приводит к некоторому увеличению периода приработки изделия, что затрудняет выявление элементов, имеющих скрытые технологические дефекты.
Для облегчения режимов работы элементов в систему ставятся элементы, имеющие значительный запас по мощности, напряжению, току и др. При замене элементов одного типа другим необходимо учитывать не только их мощность, но и зависимость интенсивности отказов от коэффициента нагрузки kH. При нормальных условиях эксплуатации (температура окружающей среды •^ = 20° С; влажность ф = 6 5 % , давление р = 760 мм рт. ст.) умень шение kH приводит к снижению Я,, а следовательно, к увеличению вероятности безотказной работы.
Исходными данными для расчета надежности систе мы являются номинальные значения интенсивности от казов комплектующих элементов Ко- Для учета влияния температуры и электрической нагрузки на интенсивность отказов для каждой группы элементов существуют зави симости относительного коэффициента интенсивности от казов а = Х*/А, от температуры при различных коэффици ентах нагрузки.
Рабочая интенсивность отказов системы с учетом вли яния вибрации, ударов, влажности и пониженного дав ления определяется по формуле
49
|
^р.сист — ^ 1 ^ 2 2 |
^Р/ЭЛ' |
|
|
|
||
|
|
/ = 1 |
|
|
|
|
|
где |
£і — коэффициент, |
учитывающий |
влияние |
механи |
|||
|
ческих воздействий |
(ударов |
и вибраций) на |
||||
|
интенсивность |
отказов |
неамортизированной |
||||
|
аппаратуры; |
|
|
|
|
|
|
|
ki — коэффициент, |
учитывающий |
влияние влаж |
||||
|
ности на интенсивность |
отказов негермети- |
|||||
|
зированной влагонезащищенной |
аппаратуры; |
|||||
|
k3~коэффициент, |
учитывающий |
влияние |
пони |
|||
|
женного давления на интенсивность отказов |
||||||
|
негерметизированной |
аппаратуры; |
|
||||
|
^Р,-ЭЛ — рабочая интенсивность |
отказов |
г-го |
элемен |
|||
|
та системы; |
|
|
|
|
|
|
|
п — число элементов системы. |
|
|
|
Значения коэффициентов k\, k2 и k3 выбираются в со ответствии со справочными данными отрасли промышлен ности, где изготавливаются элементы. Ниже рассмотре ны некоторые рекомендации по выбору элементов при разработке и эксплуатации навигационно-вычислитель- ных устройств.
Резисторы обычно составляют около половины всех элементов аппаратуры. Так как надежность резистора прямо пропорциональна длине проводящего слоя и об ратно пропорциональна его сечению, наибольшей надеж ностью обладают непроволочные резисторы композици онного типа, в основе которых лежат смеси. Среди непроволочных сопротивлений наиболее распространены сопротивления типа ВС и МЛТ, которые часто делают нарезными. Так как нарезка уменьшает сечение и удли няет проводящий элемент, для сохранения необходимого уровня надежности не следует использовать этот тип резисторов с номиналами более 0,5 МОм.
Надежность резистора существенно зависит от внеш них условий и режима эксплуатации. При эксплуатации их в цепях постоянного тока процессы необратимого изменения активного сопротивления протекают быстрее, чем в цепях переменного тока. При импульсных нагруз ках срок службы нарезных резисторов снижается и для повышения надежности рассеиваемая на них средняя мощность должна быть в несколько раз ниже номиналь ной. При работе резисторов типа ВС в цепях постоянного или переменного тока допустимые напряжения не долж-
50