Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 05.07.2024
Просмотров: 158
Скачиваний: 0
ды также приводит к понижению надежности трансфор маторов и дросселей. Окраска внутренней и внешней по верхности кожуха черной матовой краской снижает на 5—7° С рабочую температуру магнитопровода трансфор матора. Понижение рабочей темцературы изоляции на 8—19° С увеличивает в 2 раза срок службы трансфор маторов и дросселей.
|
Т а б л и ц а 2.5 |
|
Средняя интенсивность отказов конденсаторов |
||
Наименование элемента |
Интенсивность отказов |
|
на 1/ч работы |
||
|
||
КСО |
0,0014 - Ю - з |
|
КБГ |
0,0016 - Ю - з |
|
КБМ |
0,0035 - Ю - з |
|
КТК и к д к |
0,0023 - Ю - з |
|
КЭГ |
0,0039 - Ю - з |
|
Переменная емкость с воздушным |
0,0186 - Ю - з |
диэлектриком
Реле. Надежность реле в основном определяется ре жимом эксплуатации — коэффициентом нагрузки и час тотой срабатывания. Влияние режима эксплуатации на интенсивность отказов реле выражается эмпирической зависимостью [54, 55]
где Х Р О — интенсивность отказов при номинальных режи мах, зависящая от конструкции и назначения реле;
ЛЯц — дополнительная |
доля |
интенсивности |
отказов |
одного контакта |
реле, |
зависящая от |
частоты |
срабатывания; |
|
|
|
т)т — поправочный коэффициент, учитывающий плот ность тока контакта;
пк — число действующих контактов.
Коэффициент нагрузки для реле определяется так:
|
^ |
^к.раб |
|
|
Iк.лоп ТУ |
где |
/к .раб — рабочий |
ток, протекающий через контак |
|
ты реле; |
|
56
—ток, допустимый по ТУ для данного типа реле.
Реле РСМ, РЭС и РМУ имеют более высокую надеж ность по сравнению с другими типами. При работе в ус ловиях повышенной влажности применяют герметизиро ванные реле. Электрическую дугу, возникающую при размыкании контактов, можно ослабить путем шунтиро вания контактов реле последовательной RC цепочкой с постоянной времени, равной постоянной времени обмот ки реле. Для повышения надежности реле коэффициент нагрузки не должен превышать 0,6.
Штепсельные разъемы. Основными причинами отка зов штепсельных разъемов являются, во-первых, слипа ние и сваривание контактов, а во-вторых, электротерми ческий износ контактов, вызванный испарением контакт ного материала в месте электрического разряда. Надеж ность штепсельных разъемов зависит от числа активно действующих контактов.
Коэффициент |
нагрузки |
разъемов £ П Ш Р |
рассчитыва |
||||
ется по формуле |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
«н ШР: = |
— |
/раб |
. |
|
|
|
|
доп ТУ |
|
|
|||
|
|
|
' |
|
|
|
|
где |
/раб — рабочий ток |
на |
один |
задействованный кон |
|||
|
такт; |
|
|
|
|
|
|
^ Д О П Т У — т |
о к > допустимый по ТУ на один |
задейство |
|||||
|
ванный контакт. |
|
|
|
|||
В |
настоящее |
время отсутствуют |
зависимости |
интен |
сивности отказов от воздействующих факторов. Поэтому при расчете аппаратуры на надежность используют экс плуатационные величины интенсивности отказов с по правкой на коэффициент вибрации.
Электронные лампы. Внезапные отказы электронных ламп возникают в результате обрыва или перегорания нити накала, обрыва выводов электродов, коротких за мыканий между электродами и т. п. Поэтому при удар ных и вибрационных нагрузках применяют амортизаци онные крепления электронных ламп к шасси.
Постепенные отказы происходят в связи с изменения ми электрических параметров электронных ламп и прояв ляются в первую очередь в изменении анодного тока и крутизны ламп. На надежность электронных ламп влия ют не только их электрические и тепловые режимы рабо ты в аппаратуре, но и внешние эксплуатационные уело-
вия. Поэтому заданная надежность ламп сохраняется только при правильной их эксплуатации. Одним из опре деляющих факторов является коэффициент электричес кой нагрузки fen, который для электронных ламп рассчи тывается по формуле
|
k |
— |
Р н + |
Р а + |
Р с |
|
|
где |
Рн — мощность, |
подводимая |
для |
накала |
|||
|
|
|
катода |
в рабочем режиме; |
|
||
|
Р а » P c — мощность |
рассеивания |
на аноде и |
||||
|
|
|
электронной сетке в рабочем режи |
||||
|
Р Н о |
|
ме; |
|
|
|
|
|
— номинальная мощность |
накала; |
|||||
Р а |
ту. Р с Т у |
—мощности, предельно допустимые по |
|||||
|
|
|
Т У . |
|
|
|
|
При повышении коэффициента нагрузки feH перегре |
|||||||
ваются |
электроды |
электронных ламп и появляется воз |
|||||
можность возникновения |
междуэлектродных |
пробоев, |
поэтому для надежной работы электронных ламп следу ет выбирать облегченные электрические режимы работы с feH не более 0,9. В процессе эксплуатации следует избе гать частых включений — накала ламп.
Для обеспечения нормального теплового режима электронных ламп (150—170° С) применяют принуди тельную вентиляцию и теплоотводы. Зависимость интен сивности отказов электронных ламп от влияния темпера* туры окружающей среды, электрической нагрузки и на
пряжения накала определяется |
по формуле |
[55] |
||||
|
|
|
Яр ==! Яо(1+аі + |
а 2 ) , |
|
|
где |
Хр — рабочая |
интенсивность |
отказов; |
|
||
|
Ко — интенсивность отказов |
при номинальных режи |
||||
|
мах; |
|
|
|
|
|
|
ai — поправка, |
учитывающая |
влияние |
отклонения |
||
|
фактического режима по накалу; |
|
||||
|
о>2 — поправка, |
учитывающая |
влияние |
температуры |
||
|
окружающей среды и коэффициента нагрузки. |
|||||
|
Значения коэффициентов ai и а2 приведены в работе |
|||||
[55]. |
|
|
|
|
|
|
Электрические |
вращающиеся |
устройства. |
Применяют |
|||
ся устройства в HB в качестве исполнительных двигате |
||||||
лей |
постоянного |
и |
переменного |
тока, вращающихся |
||
трансформаторов, |
|
сельсинов, |
позиционных |
устройств |
58
(шаговые двигатели) и т. п. Важным требованием при эксплуатации этих элементов является обеспечение хоро шего теплоотвода в блоках, где они устанавливаются, наличие доступа к ним для выполнения регламентных работ — смазки подшипников, зачистки коллекторов, за мены щеток и т. д. Основными факторами, оказывающи ми влияние на ограничение их срока службы, являются: относительно низкая теплостойкость обмоточных прово дов, испарение и миграция смазки из подшипников, из нос щеток. Высокие требования предъявляются к под шипникам, используемым в указанных элементах.
Для определения надежности работы шарикоподшип ников существует эмпирическая зависимость, связываю щая основные параметры надежности с условиями экс плуатации:
|
- £ ) ' • |
|
где а — номинальный |
срок службы |
при максимальном |
числе оборотов; |
|
|
С — динамическая |
номинальная |
нагрузка; |
Р — фактическая |
нагрузка подшипника. |
Рабочая интенсивность отказов электрических машин, вращающихся трансформаторов и т. п. определяется вы ражением
Я,р—Ао+ДЯ,
где АХ— дополнительная интенсивность отказов, завися щая от скорости вращения ротора, наличия щеток и т. п.
Микроэлементы электроники. В настоящее время электроника основывается на развитии устройств на дис кретных микроэлементах и интегральных схемах.
Вэлектронных устройствах на дискретных микроэле ментах для создания электронных схем употребляются элементы, собранные в микромодули.
Вэлектронных устройствах на интегральных схемах элементы объединяются в схеме, получаемой физико-хи мическими технологическими операциями.
Вследствие применения микроэлементов достигается уменьшение габаритов и веса аппаратуры, повышение степени ее надежности, снижение стоимости, уменьше ние потребляемой мощности.
При микроминиатюризации упрощается конструкция, сокращаются объем и трудоемкость монтажных работ,
59