Файл: Липчин Ц.Н. Надежность самолетных навигационно-вычислительных устройств.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 05.07.2024

Просмотров: 158

Скачиваний: 0

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ды также приводит к понижению надежности трансфор­ маторов и дросселей. Окраска внутренней и внешней по­ верхности кожуха черной матовой краской снижает на 5—7° С рабочую температуру магнитопровода трансфор­ матора. Понижение рабочей темцературы изоляции на 8—19° С увеличивает в 2 раза срок службы трансфор­ маторов и дросселей.

 

Т а б л и ц а 2.5

Средняя интенсивность отказов конденсаторов

Наименование элемента

Интенсивность отказов

на 1/ч работы

 

КСО

0,0014 - Ю - з

КБГ

0,0016 - Ю - з

КБМ

0,0035 - Ю - з

КТК и к д к

0,0023 - Ю - з

КЭГ

0,0039 - Ю - з

Переменная емкость с воздушным

0,0186 - Ю - з

диэлектриком

Реле. Надежность реле в основном определяется ре­ жимом эксплуатации — коэффициентом нагрузки и час­ тотой срабатывания. Влияние режима эксплуатации на интенсивность отказов реле выражается эмпирической зависимостью [54, 55]

где Х Р О — интенсивность отказов при номинальных режи­ мах, зависящая от конструкции и назначения реле;

ЛЯц — дополнительная

доля

интенсивности

отказов

одного контакта

реле,

зависящая от

частоты

срабатывания;

 

 

 

т)т — поправочный коэффициент, учитывающий плот­ ность тока контакта;

пк — число действующих контактов.

Коэффициент нагрузки для реле определяется так:

 

^

^к.раб

 

 

Iк.лоп ТУ

где

/к .раб рабочий

ток, протекающий через контак­

 

ты реле;

 

56


Аі.доп ТУ

—ток, допустимый по ТУ для данного типа реле.

Реле РСМ, РЭС и РМУ имеют более высокую надеж­ ность по сравнению с другими типами. При работе в ус­ ловиях повышенной влажности применяют герметизиро­ ванные реле. Электрическую дугу, возникающую при размыкании контактов, можно ослабить путем шунтиро­ вания контактов реле последовательной RC цепочкой с постоянной времени, равной постоянной времени обмот­ ки реле. Для повышения надежности реле коэффициент нагрузки не должен превышать 0,6.

Штепсельные разъемы. Основными причинами отка­ зов штепсельных разъемов являются, во-первых, слипа­ ние и сваривание контактов, а во-вторых, электротерми­ ческий износ контактов, вызванный испарением контакт­ ного материала в месте электрического разряда. Надеж­ ность штепсельных разъемов зависит от числа активно действующих контактов.

Коэффициент

нагрузки

разъемов £ П Ш Р

рассчитыва­

ется по формуле

 

 

 

 

 

 

 

 

«н ШР: =

/раб

.

 

 

 

 

доп ТУ

 

 

 

 

 

'

 

 

 

где

/раб — рабочий ток

на

один

задействованный кон­

 

такт;

 

 

 

 

 

^ Д О П Т У т

о к > допустимый по ТУ на один

задейство­

 

ванный контакт.

 

 

 

В

настоящее

время отсутствуют

зависимости

интен­

сивности отказов от воздействующих факторов. Поэтому при расчете аппаратуры на надежность используют экс­ плуатационные величины интенсивности отказов с по­ правкой на коэффициент вибрации.

Электронные лампы. Внезапные отказы электронных ламп возникают в результате обрыва или перегорания нити накала, обрыва выводов электродов, коротких за­ мыканий между электродами и т. п. Поэтому при удар­ ных и вибрационных нагрузках применяют амортизаци­ онные крепления электронных ламп к шасси.

Постепенные отказы происходят в связи с изменения­ ми электрических параметров электронных ламп и прояв­ ляются в первую очередь в изменении анодного тока и крутизны ламп. На надежность электронных ламп влия­ ют не только их электрические и тепловые режимы рабо­ ты в аппаратуре, но и внешние эксплуатационные уело-


вия. Поэтому заданная надежность ламп сохраняется только при правильной их эксплуатации. Одним из опре­ деляющих факторов является коэффициент электричес­ кой нагрузки fen, который для электронных ламп рассчи­ тывается по формуле

 

k

Р н +

Р а +

Р с

 

 

где

Рн — мощность,

подводимая

для

накала

 

 

 

катода

в рабочем режиме;

 

 

Р а » P c — мощность

рассеивания

на аноде и

 

 

 

электронной сетке в рабочем режи­

 

Р Н о

 

ме;

 

 

 

 

 

номинальная мощность

накала;

Р а

ту. Р с Т у

мощности, предельно допустимые по

 

 

 

Т У .

 

 

 

 

При повышении коэффициента нагрузки feH перегре­

ваются

электроды

электронных ламп и появляется воз­

можность возникновения

междуэлектродных

пробоев,

поэтому для надежной работы электронных ламп следу­ ет выбирать облегченные электрические режимы работы с feH не более 0,9. В процессе эксплуатации следует избе­ гать частых включений — накала ламп.

Для обеспечения нормального теплового режима электронных ламп (150—170° С) применяют принуди­ тельную вентиляцию и теплоотводы. Зависимость интен­ сивности отказов электронных ламп от влияния темпера* туры окружающей среды, электрической нагрузки и на­

пряжения накала определяется

по формуле

[55]

 

 

 

Яр ==! Яо(1+аі +

а 2 ) ,

 

где

Хр — рабочая

интенсивность

отказов;

 

 

Ко — интенсивность отказов

при номинальных режи­

 

мах;

 

 

 

 

 

 

ai — поправка,

учитывающая

влияние

отклонения

 

фактического режима по накалу;

 

 

о>2 — поправка,

учитывающая

влияние

температуры

 

окружающей среды и коэффициента нагрузки.

 

Значения коэффициентов ai и а2 приведены в работе

[55].

 

 

 

 

 

Электрические

вращающиеся

устройства.

Применяют­

ся устройства в HB в качестве исполнительных двигате­

лей

постоянного

и

переменного

тока, вращающихся

трансформаторов,

 

сельсинов,

позиционных

устройств

58


(шаговые двигатели) и т. п. Важным требованием при эксплуатации этих элементов является обеспечение хоро­ шего теплоотвода в блоках, где они устанавливаются, наличие доступа к ним для выполнения регламентных работ — смазки подшипников, зачистки коллекторов, за­ мены щеток и т. д. Основными факторами, оказывающи­ ми влияние на ограничение их срока службы, являются: относительно низкая теплостойкость обмоточных прово­ дов, испарение и миграция смазки из подшипников, из­ нос щеток. Высокие требования предъявляются к под­ шипникам, используемым в указанных элементах.

Для определения надежности работы шарикоподшип­ ников существует эмпирическая зависимость, связываю­ щая основные параметры надежности с условиями экс­ плуатации:

 

- £ ) ' •

 

где а — номинальный

срок службы

при максимальном

числе оборотов;

 

С — динамическая

номинальная

нагрузка;

Р — фактическая

нагрузка подшипника.

Рабочая интенсивность отказов электрических машин, вращающихся трансформаторов и т. п. определяется вы­ ражением

Я,р—Ао+ДЯ,

где АХ— дополнительная интенсивность отказов, завися­ щая от скорости вращения ротора, наличия щеток и т. п.

Микроэлементы электроники. В настоящее время электроника основывается на развитии устройств на дис­ кретных микроэлементах и интегральных схемах.

Вэлектронных устройствах на дискретных микроэле­ ментах для создания электронных схем употребляются элементы, собранные в микромодули.

Вэлектронных устройствах на интегральных схемах элементы объединяются в схеме, получаемой физико-хи­ мическими технологическими операциями.

Вследствие применения микроэлементов достигается уменьшение габаритов и веса аппаратуры, повышение степени ее надежности, снижение стоимости, уменьше­ ние потребляемой мощности.

При микроминиатюризации упрощается конструкция, сокращаются объем и трудоемкость монтажных работ,

59